Притча о виноградарях передача Царства Божия

Когда читаешь евангельские притчи, произнесённые самим Иисусом Христом, то всегда неизменно удивляешься их поразительной глубиной. Сложные духовные вещи, которые вначале не сразу понимали даже апостолы, объяснялись довольно простыми рассказами с весьма незамысловатым сюжетом, взятым подчас из самой обыденной ситуации, имевшей место в то время на Ближнем Востоке. Поэтому эти рассказы напоминали, с одной стороны, как бы сцены из повседневной жизни самих слушателей, а с другой – несли в себе действительно высокие идеи. И та притча, которую в данной работе нам предстоит рассмотреть, не стала здесь каким-то исключением.
Притча о виноградарях (Мф.21,33-41), которую иногда называют «о злых виноградарях», рассказывает в довольно простой форме, как бы одновременно, о вполне бытовой ситуации, так и о таком, я бы сказал, вполне глобальном событии, как передача – ни много, ни мало – Царства Божия от одного народа к другому. А если понимать это ещё более широко, то о создании впоследствии новой мировой религии. Причём религии такого масштаба, которая будет иметь наибольшее число своих последователей. Именно по этой причине данная притча вполне заслуживает отдельного и подробного рассмотрения. Для начала только замечу, что я специально выбрал такое название для притчи. Добавлять к этому названию выражение «о злых» я не стал. Хотя бы потому, что не все «виноградари», о которых ещё пойдёт речь, скорее всего, были злыми. Но не будем дальше забегать вперёд, а начнём всё по порядку.

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
«Другая притча» означает, что ныне рассматриваемой притче предшествовал иной рассказ. Там говорится о двух сыновьях хозяина виноградника, один из которых выполнил волю отца, пославшего его работать в тот виноградник. Хотя до этого он отказывался туда пойти. Но раскаялся и пошёл, в отличие от второго сына, который обещал пойти, но не выполнил этого. В обеих притчах, при этом, есть одно общее обстоятельство. Там и там говорится о винограднике, что у этого виноградника есть хозяин, а у хозяина – сын, выполнивший волю отца. Значения этих символов мы увидим ниже, поскольку в обеих притчах они, в принципе, идентичны.
Сам виноградник здесь означает территорию древнего Израиля. В Библии подобная ассоциация встречается не раз. Впервые она возникает, когда народ Израиля ещё находился в Синайской пустыни после своего знаменитого исхода из Египта. Это произошло, когда Моисей по повелению Божию послал людей для того, чтобы они высмотрели землю, предназначенную для их будущего обитания (Числ.13,3). По возвращении оттуда эти люди принесли с собой огромную виноградную кисть, которая свидетельствовала о плодородии той земли (Числ.13,24). А время как раз было для созревания винограда. Впоследствии такое сравнение с виноградником сделал царь Соломон (Песн.1,5), а также пророк Исаия (Ис.5,7). «Обнёс оградою» означает, что Бог через Моисея дал народу Израиля Закон. «Точило» символизирует собой жертвенник, а «башня» - иерусалимский Храм.
«Хозяин виноградника» - это, безусловно, Сам Господь Бог. Потому что при Его непосредственной помощи, и Его покровительстве дана была народу Израиля эта земля (Нав.1,2).  Эмблемой для этого эпизода послужил, скорее всего, рассказ из Книги Бытие, когда Бог насадил Эдемский сад, чтобы поселить там для его возделывания первого человека – Адама (Быт.2,8). А в новом «винограднике» Господь поселяет с аналогичной целью уже народ Израиля – «отдав его виноградарям». Некоторые толкователи понимают под виноградарями вождей израильских. Но тогда, на мой взгляд, сужается значение всей притчи. Касается она, в таком случае, больше судьбы именно этих вождей. Я же считаю, что у притчи более широкий смысл, о чём было мной замечено выше.
Далее сказано, что хозяин виноградника после отдачи его этим виноградарям, отлучился. А как это понимать? Не мог же Господь Бог просто оставить свой народ или полностью отвернуться от него – пусть даже на время (Иез.14,11). Это выражение относится, скорее всего, к началу эпохи царей. До этого Господь сам управлял Израилем и воздвигал народу этой страны судей, которые и должны были его оберегать (Суд.2,16). Но когда этот же народ стал требовать себе царя, то для Господа Бога это значило, что люди фактически отказались от того, чтобы Бог царствовал над этой страной (1Цар.8,7). После этого управление перешло уже в человеческие, хотя и тоже царские руки (1Цар.10,1). Иносказательно получается – отлучился. 
А теперь поговорим о смысле создания этого «виноградника». Связано это непосредственно с таким понятием, как избранный народ, которым был прежде именно народ Израиля. Избран он был самим Господом Богом ещё тогда, когда самого народа, как такового, ещё, в сущности, не существовало, и такое обещание было дано их отцам – Аврааму, Исааку и Иакову (Втор.7,7-8). В частности, Аврааму было сказано, что в его потомстве «благословятся все народы земли» (Быт.18,18), а также заключён будет «завет вечный» (Быт.17,19). Это уже есть обещание Мессии. Аналогично было обещано его сыну Исааку (Быт.26, 24). А вот его сыну Иакову сказано, что уже от него непосредственно будет произведён великий народ (Быт.46,3). Потом этот, уже сформировавшийся народ, Господь Бог намеревается вывести из Египта, дать новые законы (Исх.20,2-17), и всё для того, чтобы ввести его в землю, «где течёт молоко и мёд» (Исх.3,8) и, соответственно, поселить его там. Вот этой самой земле и суждено было стать тем самым «виноградником», о котором рассказывается в нашей притче, а избранному народу – «виноградарями». Именно здесь, в среде данного народа, произойдет рождение Того, о котором прежде Господь Бог давал обетование – Иисуса Христа. Тот, о котором впоследствии утверждал сам Моисей (Втор.18,18) и другие последующие пророки. На этой земле также должен быть в будущем заключен Новый Завет (Иер.31,31-33). Понятно, что не все эти «виноградари» были «злыми», но и таковых также было немало. Как они названы в Библии – «жестоковыйные» (Исх.33,3).

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды.
«Приблизилось время» - народ Израиля духовно созрел уже для того, чтобы к ним послан был ранее обещанный Мессия. «Плоды» означают, что приходу Мессии должно было быть ещё принесено народом покаяние, о котором прежде проповедовал им Иоанн Креститель (Мф.3,1-2). Под этим также можно понимать учение пророков, которое должно быть уже освоено этим избранным народом и претворятся в их жизни – то есть «взять свои плоды». Как говорит апостол: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5,22-23).
«Слуги» - это и есть пророки, которых к людям постоянно на протяжении их истории посылал Господь. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам.3,7). «Много славного являл Господь через них, величие Своё от века; это были господствующие в царствах своих и мужи, именитые силою; они давали разумные советы, возвещали в пророчествах; они были руководителями народа при совещаниях и книжном обучении» (Сир.44,2-4). Поэтому нельзя сказать, что пророки только предсказывали наступление определённых событий, но они ещё несли людям истины Божественного учения.

 35 Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
Эти два стиха передают мысль о том, что народ не всегда слушался своих пророков. Их нередко преследовали, заключали под стражу, как, например, Иеремию (Иер.37,15), а то и просто убивали. Об этом в своей проповеди говорил также Христос (Лк.11,50-51). Затрагивал эту тему и апостол Павел: «…иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение, другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, …терпя недостатки, скорби, озлобления (Евр.11.35-37). И всё это происходило до пришествия Христа в мир. Последний из них – Иоанн Креститель – принял мученическую смерть уже при земной жизни Спасителя (Мф.14,3-10).

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего».
38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его».
«Сын» - это сам Иисус Христос. То, что Он является «Сыном Бога живого», сказано непосредственно в текстах Евангелиях (Мф.16,16; Ин.6,69). Утверждал это и сам Иисус (Ин.6,38). Там же ясно говорится о том, что Христос был непосредственно послан в этот мир (Ин.3,16), и именно народу Израиля (Мф.15,24) – в «виноградник».
Выражение «постыдятся сына моего» прямо указывает на спасительную миссию Иисуса Христа, Который «пришёл в мир спасти грешников» (1Тим.1,15). «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин.2,2). Но «виноградари» решили не только убить его, как в отношении Христа аналогично решили поступить иудеи (Ин.11,53). «Сына» при этом они назвали наследником. Но в притче это не просто законный преемник отца своего, хотя апостол Павел говорил и таком понятии. Бог, по словам апостола, поставил Иисуса Христа наследником всего сотворённого (Евр.1,2). Но этому есть и другое объяснение. Согласно Евангелию, у Иисуса присутствует ещё один титул – Сын Давида (Мф.1,1; Лк.18,39). А сам Давид был великим царём, которого избрал для этой цели именно Господь Бог (1Цар.16,12-13). И именно потомкам царя Давида Богом было обещано вечное царство (2Цар.7,13-16). Иисус – тоже прямой потомок царя Давида (Лк.3,31; 2Тим.2,3). Значит, обетование Божие распространяется и на Него. Но иудейские первосвященники и подстрекаемая ими народная масса не приняла Христа не только как обещанного через пророков мессию, но и не признала в нём царского происхождения, прямо заявив римскому правителю Пилату, что у них нет другого царя, кроме кесаря, то есть императора Рима (Ин.19,15). Таким образом, иудеи не только не признали царского достоинства Христа, но отказались от Него самого, предав на смерть в руки римлян. Словом, иудеи решили также оставить за собой само духовное царство, то, что «не от мира сего», которое по праву должно принадлежать Христу (Ин.18,36). Всё произойдёт так, как и сказано в притче: «завладеем наследством его».

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
Однозначно здесь и как бы косвенно указывается на то, что Иисус Христос будет арестован и предан смерти. Говорю об этом в будущем времени, потому что на момент произнесения данных слов эти события ещё не наступили. Но стало в итоге всё именно так, как в данной притче предрёк Спаситель. Сначала арестовали и судили, вывели за пределы «виноградника», то есть, Иерусалима, так как гора Голгофа (Ин.19,17),  была в то время за чертой города, на которой затем Его казнили, распяв на кресте. Как об этом также писал апостол, Христос «пострадал вне врат» (Евр.13,12). 

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
В отличие от других подобных рассказов, данная притча заканчивается, на первый взгляд, весьма риторическим вопросом. Риторическим он кажется потому, что наводит фактически на вполне определённый ответ. Ну а как ещё поступишь с этими «виноградарями»? Сами слушатели притчи, скорее всего, так это и поняли, а потому и дали вполне ожидаемый ответ. Но до них сначала, судя по всему, так и не дошло, что, как в самом вопросе, так и в их ответе, содержалось, как это не парадоксально выглядит, довольно важное пророчество. Именно по этой причине данный разговор не закончился с окончанием притчи.
Сказав о том, что «злодеев предаст смерти», давшие ответ фактически предрекли будущее разрушение Иерусалима и его Храма, повлекшие за собой массовую гибель людей. Словом то, что осуществит впоследствии римский полководец Тит Ливий в 70 г. по Р.Х. А вот их же ответ: «виноградник отдаст другим виноградарям» пояснит уже сам Иисус Христос. Сначала Он себя сравнивает с камнем, «который отвергли строители, стал главою угла» (Пс.117,22). То есть, Он и есть тот «камень», который был положен в основу нового учения и новой Церкви. Тот, Который был прежде обещан этому народу – «строителям», Которого те не приняли, а потому и отвергли. Но затем Иисус даёт ещё более прямое пояснение: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф,21,43). Впоследствии Спаситель выскажется словами одного Псалма ещё резче: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23,38; Пс.68,26).
Сказано всё это, разумеется, немного иносказательно, но слушатели в итоге, конечно же, Его поняли. И не удивительно. Они ведь считали себя тем избранным народом, о котором я уже писал выше, и у которого была ещё одна очень высокая историческая миссия – хранить истинную веру, находясь в полном окружении других языческих народов (Втор.26,17-19). А теперь эта высокая миссия и, безусловно, очень ответственная обязанность, у них отнимаются, что их ждёт судьба смоковницы, которая засохла по словам Христа, как не приносящая больше плодов (Мк.11,13-14), а они сами должны вскоре лишиться права называться избранным народом.
Предсказания притчи, конечно же, исполнились. При наступлении смерти Иисуса, распятого на кресте, завеса в Храме разодралась надвое (Мф.27,51). Это означало, что Святой Дух покинул прежнюю ветхозаветную Церковь, чтобы утвердиться в другой – Церкви Нового Завета. А уже после своего Воскресения, Иисус скажет ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28,19). Это – те, кому, согласно притче, и предстояло стать новыми «виноградарями», которые и станут «отдавать ему плоды во времена свои». Речь, разумеется, здесь тоже идёт о тех же духовных плодах (Гал.5,22-23).  Новая религия, как было сказано прежде, станет уже религией всего мира, когда в таком титуле, как «избранный народ», никакой необходимости фактически уже больше не будет. Вот почему к таким однозначным выводам прямо подводит нас рассмотренная притча.

2021 г.


Рецензии