Сражались и умирали

Сегодня - 8 сентября 2021 года, наш город Санкт-Петербург отмечает ОЧЕНЬ скорбную дату. 80 лет назад в нашем Ленинграде началась страшная и долгая блокада. И в результате было ОЧЕНЬ много жертв. Среди них есть и мои родные.

В блокадном городе работала до июня 1943 года моя мама - Анастасия Александровна Ручкина. Она родилась в деревне Власово Некоузского района Ярославской области. Окончив успешно начальную церковно-приходскую школу в Красном Селе, она приехала в Ленинград, чтобы продолжить учёбу. Она окончила в Ленинграде школу имени Надежды Крупской, получила после этого специальность повара-кулинара высшего - шестого разряда и затем и разностороннее медицинское образование.

И в начале войны работала в санитарной службе Володарского района Ленинграда. Она осуществляла строгий контроль за организацией питания рабочих оборонных заводов и была политорганизатором рабочих батальонов.

Валентин Александрович Ручкин - родной брат мамы, воевал на Ленинградском фронте. Он был Ворошиловским стрелком, краснофлотцем, разведчиком и командиром отделения отдельного пулемётного батальона 55 отдельной стрелковой бригады. Воевал на Ладоге и Невском Пятачке. Но, к большому горю, погиб 3 января 1943 года при выполнении боевого задания при подготовке операции "Искра" для прорыва блокады Ленинграда в 26 лет. Он увековечен на монументе в городском поселении имени Морозова во Всеволожском районе Ленинградской области.

ОЧЕНЬ велико было горе для его родной сестры, моей мамы - Анастасии Александровны Ручкиной. Она не могла простить эту потерю своего любимого младшего брата и пошла тоже воевать краснофлотцем-санинструктором в 37 морской дивизион ПВО на Ораниенбаумский плацдарм на Ленинградском фронте.

Фашисткие самолёты стремились к Ленинграду. И задачей краснофлотцев нашего Краснознамённого Балтийского флота было не пропустить их. А немцы в свою очередь старались уничтожить наши корабли. Сбрасывали очень много бомб. И было здесь поэтому очень много убитых и раненых. И мама оказывала необходимую медицинскую помощь раненым краснофлотцам. И чудом оставалась среди летящих бомб и снарядов живой. А затем её забрали в разведку.

Моя мама отлично без промаха стреляла, имела звание Ворошиловского стрелка, умела даже водить танк. Она перед войной закончила курсы танкистов на заводе имени Ворошилова. Она была на Ленинградском фронте краснофлотцем-санинструктором, а затем старшим сержантом в Управлении Министерства Государственной Безопасности до июня 1946 года. И выполняла задания особой государственной важности. Она умерла в 2005 году. Похоронена на Пундоловском кладбище во Всеволожском районе Ленинградской области.

Во время блокады Ленинграда погибли наши близкие родные:
Мария Яковлевна Ручкина, моя двоюрдная бабушка, 1874 года рождения, умерла в феврале 1942 года, адрес проживания - улица Марата, дом 67,квартира 1, похоронена по архивным данным на Пискарёвском кладбище в братской могиле с номером: 8, 9, 22 или 23;
Тамара Ивановна Захарова, моя двоюрдная сестра, 1939 года рождения, умерла в феврале 1942 года, адрес проживания - улица Марата, дом 67,квартира 1, место захоронения не известно;
Виктор Иванович Захаров, мой двоюрдный брат, 1928 года рождения, умер в феврале 1942 года, место проживания - улица Марата, дом 67, квартира 1, место захоронения не известно.

К сожалению, у меня нет фотографий моего брата Виктора Ивановича и сестры Тамары Ивановны Захаровых,  моей бабушки - Марии Яковлевны Ручкиной. Однако я узнала теперь, что она похоронена на Пискарёвском кладбище Ленинграда - Санкт-Петербурга. Но мне, к сожалению, точно всё же не известно в какой из братских могил 1942 года она была похоронена. Но 22 июня 2021 года, я положила красные гвоздики на одну из братских могил 1942 года. И дай Бог, что я угадала.

Мамина родная тётя, моя двоюрдная бабушка - Мария Яковлевна Ручкина, чтобы спастись, ела в своём дворе даже землю. Но наша Ленинградская земля её не спасла!

И я знаю, что в семье старшей маминой сестры - Елизаветы Александровны Захаровой (до замужества Ручкиной) погибли во время блокады две дочери с одинаковыми именами. Их звали Тамары Ивановны. Младшей было около года. Она лежала на столе. Но на стол забралась огромная крыса и отгрызла ей нос. И девочка умерла. А брата Виктора задавили в сарае дрова.  Ему выдавили дрова кишки. И он в страшных мучениях умер.

И знаю также я, что погиб на Ленинградском фронте мой двоюрдный брат, сын маминой сестры Елизаветы Александровны Захаровой (Ручкиной), очень смелый и отважный командир - Дюка. Так его звали родные.

Мне очень жаль всех погибших и умерших моих родных на фронтах и во время блокады Ленинграда и после окончания войны. Светлая моим родным и всем погибшим в блокаду и защитникам Ленинграда Память!!!

8 сентября 2021 года


Рецензии