Окно во двор

         В начале марта в городок, что замерзал среди северных лесов и болот, пришла, наконец, Божья милость, — погодный перелом. Он еще не отметился в действии, а проявился лишь в сочувствии природы. И, скажите, — кому нужна эта стужа за минус тридцать? Недели терпения, разговоров с самим собой, робких молитв к силам света и добра…
   Как вдруг, отодвинув штору, — заметишь: у крыши дома, что напротив, появились первые сосульки. Маленькие капли — шарики в темной полоске между крышей и застывшей спящей стеной. И в свете восходящего солнца они заблестели живыми жемчужинами. Да и тени во дворе на снегу как-то по-особенному посинели…

   Но сначала — про окно. О таком подарке пенсионер и не мечтал. Конечно, прогуливаясь по улицам до переезда, он что-то думал в своей голове. Хотелось ему и центр города, и тишину, и дворик у дома… Теперь это окно — гордость его новой и, возможно, уже последней земной квартиры. Пожалуй, оно достойно внимания негромкого городчинца.
   Комната с высоким потолком, потому и окно — удлиненное, с добавленной вверху полуметровой секцией. Такая высота — уже вызывает к окну уважение. А при виде раскачивающихся в синеве вершин тополей, даже благоговение и благодарность. К тому же, толстые стены дома создают глубокий оконный проем с массивной плахой подоконника. Точно бойница средневекового замка!
   Рамы окна сработаны мастерами из местной лиственницы. Пришлось соскабливать с них три слоя краски. О, это был труд! Теперь они естественного, чуть потемневшего древесного цвета с рисунком волокон и сучков. На раме внизу обнаружились цифры, неровно выбитые стамеской — «48 г». Надо полагать, сорок восьмой год. Можно представить послевоенное время, строительство лесного городка, новые идеи, планы…
   Первым жильцом квартиры (по домовой записи), оказался директор единственного в городе сберегательного банка. Позже, пенсионер затеял искать денежные заначки в квартире. Казалось, директор мог что-то спрятать от жены или (всяко бывает!) от властей. Тайник нашелся в кладовке, но был уже пуст.
   Квартира на втором этаже. У окна — прикрученный к подоконнику стол пенсионера, точней стертая плоскость, установленная на старую тумбу. Если из–за стола подняться, то внизу заметишь припаркованные прямо к подъезду наглые автомобили. Но когда садишься, машины исчезают из виду. И это радует. Остаются в раме — высокие тополя и целая симфония крыш виднеющихся зданий. Перепад этих крыш создает своеобразную конструкцию из разных материалов — старого шифера, жести и современного ондулина. Жаль, картина видна только сквозь деревья без листьев — поздней осенью, ранней весной…
   Солнце восходит в окне слева и движется дугой по излому крыш. Такое подпрыгивающее солнце. Сначала по двухэтажной детской библиотеке, затем, через магазин, переходит на развлекательный центр, взбирается на крышу администрации и, наконец, торжествует на крыше высотного банка, главного здания в городе. К двенадцати часам все залито солнцем, блестящим, но еще прохладным.
   Единственный недостаток окна — зимой от него тянет холодом, промерзают стекла. Незаметный сквозняк, задумаешься за столом — считай, простыл. Зато в другие времена года — естественная вентиляция. И наводящий на мысли пейзаж…
   Окно в мир городка, в мир Вселенной — сиди, размышляй. Только не включай телевизор. Иначе убедят, что и ты — враг государства… Хотя у тебя просто маленькая пенсия. А надо было служить чиновником и не валить лес для страны. Что же, не догадался?

   Итак, наш герой на пенсии. Однако, не ходит болтать к другим старикам и не ковыряет дачные грядки. Он счастлив от появившегося свободного времени и использует его креативно. Трудовой стаж его — сорок лет, но самое настоящее, считает он, — только начинается.
   Пенсионер изучает Время. И всяких — разных людей в нем. Точнее, некие духовные образования, «эгрегоры» (прости, Господи!), которые можно назвать духом эпохи. Например, почему в те или иные годы люди ощущают вдохновение, взлет науки и культуры, а в другие времена — киснут и страдают. Как, из чего возникает этот «дух» времени, и куда он потом исчезает? По версии исследователя, перемены происходят от разных космических треугольников и квадратов, что образуют планеты на эклиптике.
   Еще одно увлечение пенсионера — стихи из Будущего. Это его личное изобретение, которым он гордится и которое, в свое время, откроется человечеству. Пока еще проект в работе. Нужно уметь настраиваться и входить из текущего времени в будущее на триста лет вперед. И уже там, пребывая в культурном слое, почувствовать своеобразие тамошней поэзии и перенести ее к ныне живущим. Нужны такие чудачества людям?
   Сейчас за окном холодно, и жильцы проходят, не задерживаясь. Все же, они оставляют фантомы отдельных судеб. Со многими пенсионер не знаком, но знает от соседей их истории. Вот, бывший корреспондент местной газеты «Красное знамя». Сейчас он никому не нужен, газету закрыли, все смотрят телевизор. Газетчик спился и потолстел, но такой же важный, чванливый…
   Сняла комнату в доме и семья приезжих гастарбайтеров. То ли узбеки, то ли таджики. Они строят наши дома. Дети у них крикливые, непоседливые, залезают за мячом под машины во дворе. А хозяин авто кричит на них из окна…
   А вон та толстушка увлекается мистикой, она исследовательница всего тайного и научного. По ее словам, она — духовидица, биофизик, работала в Центре изучения неясного. Сочиняет загадочные лекции. Из последних ее открытий — «Исчезновение Черной дыры», «Появление Магнетара», «Оживший Протей тимуса»…
   — Каждый из нас — светлячок, Воин света… — сообщает она жителям дома. — Смотрите мои ролики на Ю-тубе…

   Кстати, о светляках. Только вчера пенсионер стал свидетелем акции властей. Оказывается, подростки страны через интернет договорились выйти вечером во дворы с телефонными фонариками и зажигалками. И в определенный час зажечь огни на минуту. Таким образом, выразить протест против коррупции и несправедливого социального строя. Лучи огоньков, при этом, направить в небо, к звездам. Кому от этого вред?
   Поразило, что на уровне Государственной Думы эта юношеская забава вызывала переполох. Зажиревшие от несправедливых окладов «слуги народа», сравнили готовящуюся акцию с зарождением фашизма. Не допустим! Сохраним государство! Всю мощь силовиков бросили на усмирение «светлячков».
   В тот самый огоньковый час пенсионер решил выйти во двор с мусорным ведром. Действительно, запуганных подростков не обнаружил. Не зря их недавно крушили палками на митинге с криками: — Лежать! Разойдись! Тащи в автозак!
   Пенсионер уже подходил к мусорному баку, как заметил топчущегося неподалеку черного росгвардейца. (Раньше были преторианцы, опричники, стрельцы…) Служивый переминался в тени дерев, мощный, агрессивный, готовый сорваться с места на защиту государственных интересов. Он замерз и что-то бормотал по рации своему напарнику, тоже притаившемуся в засаде.
   Пожилой жилец узнал «топотуна». Парень из соседнего подъезда, сильный, крупный, ранее без определенного рода занятий. Проходя мимо, пенсионер взглянул в лицо гвардейцу, но тот нервно отвернулся.
   Как легко покупаются люди! Как просто защитить несправедливую власть, — предложи денег надсмотрщикам, и всегда найдется тот, кто возьмет палку в руки. Он будет говорить о долге, присяге, но правда одна — человеческая слабость и желание жить за счет других…
   В тот вечер за окном не вспыхнул ни один огонек. Даже алкаши боялись выйти покурить. Только звезды мерцали, склоняя к домашним тихим беседам.

   Так, о чем мы? О человеке и государстве. Старая тема… Недавно пенсионер рассматривал картинку на обложке одной книги. Там, на фоне российской глубинки с покосившейся избой, стояли, обнявшись, старик и старуха. Но, почему-то, с лицами древних шумеров. Их лупоглазые глаза, устремленные в мироздание, кривой огородик, сохнущее белье, да и весь пейзаж перекрывало большое колесо, — похожее на буддийский символ кармы.
   Странный в том был смысл, — смешение цивилизаций, эпох, времен, — и что-то общее для всех… И где-то вверху картинки, угадывался полицай с плетью. Верный слуга власть имущих, жадных правителей… Какую бы систему социальную ни придумать, все упирается в совесть. Жить полегче, иметь больше…
   Что остается простому гражданину? Тут не до философий. Какое бы время ни досталось, оставайся человеком! Так ли необходимы тебе дворец, богатый автомобиль и заморские острова? Есть общее небо над головой. Одни деревья, один моросящий дождик по серому асфальту с опавшими листьями… Есть улица, дворик своего городка. Есть, в конце концов, окно в жизнь, в которой весенние жемчужины капели дарят новые надежды… Неужто, этого мало? И нужны очередные перестановки на небесах?
               


Рецензии