От мамонтов... к Богам!

Друзья!

Сначала стих от юганского гидронамывщика:

"Экипажем всем костерят! -
Черпаковая цепь огрузла:
Выгреб мамонта земснаряд
Расчищая обское русло…".

Павел Явецкий

Что мы знаем о своем родном крае, его истории? Любопытны ли? Лично я- ДА! Всё интересно, всё загадочно, ибо протягивается из седых веков в современность. Вот недавнее открытие ханты-мансийских исследователей:
"Памятник природы регионального значения «Луговские мамонты" образован постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Неприкосновенными объявлены эталонные участки нетронутой природы, редких и особо ценных палеонтологических объектов, стоянки древнего человека палеолитического времени.
Мамонты – одни из самых крупных в истории наземных млекопитающих – были старшими современниками человека, жили во второй половине плейстоцена а Европе, Северной Азии и Северной Америке. Они вымерли около 10 тысяч лет назад во время последнего оледенения. Многие ученые считают, что решающую роль в их исчезновении сыграли палеолитические охотники. Естественные природные ловушки – зыбучие места – привлекали внимание охотника каменного века возможностью легкой добычи. Одна такая древняя ловушка – комбинация из донных отложений небольшого ручья и зверового солонца – расположена под Ханты-Мансийском и является крупнейшим «кладбищем» мамонтов в Западной Сибири.
Уже в первые годы исследований выяснилось, что из всех обнаруженных остатков преобладают кости и зубы мамонтов. Второе место по ко количеству остатков занимает шерстистый носорог.Уникальными находками являются остатки двух эмбрионов мамонта поздних стадий пренатального развития. Безусловной сенсацией находок 2002 года является грудной позвонок самки мамонта, пробитый каменным наконечником стрелы.
Вместе с уникальным комплексом других особенностей это делает памятник природы «Луговские мамонты» ценнейшим объектом для комплексных геологических, палеонтологических и археологических ...Кладбище югорских мамонтов! Ожившая история и география! Можно хоть краешком глаза заглянуть в прошлое, на 10-15 тысяч лет назад, когда шерстистые великаны бродили по берегам Оби и Юганской Оби, а древние люди охотились на них с копьями и дротиками!
Чем не фантастика?
Но и наш край, и планета Земля всё время преображаются, эволюционируют! Ещё через миллион-другой  лет Югру будет не узнать: почти все физические тела превратятся в... энергетические ("Агни-Йога")! И это еще большая фантастика! Ведь мы,получив уплотненные астральные тела, приблизимся к Богам ещё на одну ступень! Не забудем: в  сияющее и нерушимое тело Света воскрес две тысячи лет назад Иисус Христос!
А жители Венеры и Юпитера давно стали бессмертными, сменив животные оболочки на тонкие покровы из материи Люциды!

Вл.Назаров
**********
1.Наполовину математика, на четверть физика,
остальное — романтика

Учитель высшей категории, почётный работник общего образования, педагог с 40-летним стажем Леонид Перлов — фигура, хорошо известная в географических кругах. Многих своих учеников, школьников и лицеистов, он буквально сделал географами, хотя сами они об этом ранее не помышляли. Мы обсудили, почему даже нерадивый ученик может отложить в сторону свой смартфон с играми ради урока географии, чему учит эта дисциплина сегодня и что воспитывает в человеке любого возраста.  
Хочешь хороший ответ — задай правильный вопрос
— Леонид Евгеньевич, как в вашей жизни появилась география?
— С раннего детства я много читал. Мой интерес к геологии, географии начался с Майн Рида и Фенимора Купера. Позже появилось телевидение. Я застал ещё Владимира Шнейдерова, создателя и первого ведущего "Клуба кинопутешествий". Но телевизор был роскошью, началось у меня всё именно с книг. Несколько лет назад я даже выпустил хрестоматию, где собрал географические сюжеты в художественной литературе.
— И сколько их?
— В первоначальном варианте числилось около 100 произведений. Но в книгу вошло около 60.
— Нынешние дети могут прийти к географии таким же путём, через литературу? Они вообще читают книги?
— Случается. Я думаю, мнение о том, что дети вообще не читают, сильно преувеличено. Но хорошо, когда находится кто-то, кто им этот путь укажет.
— А как это делаете вы?
— Просто цитата: "Закон джунглей, который много старше других законов на земле, предвидел почти все случайности, какие могут выпасть на долю народов джунглей. И теперь в этом законе есть всё, что могли дать время и обычай". Узнаёте? Как правило, ребёнок, который впервые услышал эти слова, немедленно задаст вопросы: "А что такое джунгли?", "Что такое закон?" и "Что это за закон, который работает в том, что называется джунгли?".
— Но сейчас же всё просто: возник вопрос — "Яндекс" или Google в помощь. Только спрашивай!
— От полноты и правильности вопроса зависит качество ответа. Либо можно получить дюжину ответов, противоречащих друг другу. И тогда у ребёнка возникает совершено справедливое недоумение: а что же здесь верно? Вот на этот вопрос может ответить учитель. А ещё лучше, подсказать ребёнку, как правильно сформулировать вопрос. Когда я даю детям задание на поиск информации, обязательное требование — её верификация.
— То есть чтобы ответ был с указанием источника?
— Обязательно, причём даже нескольких. Их надо отыскать, сравнить, вычленить общее, найти, если попадаются, различия и объяснить, откуда возникли эти различия. Наконец, установить степень достоверности.
 Увидеть мир целиком
— Интересно: компьютерные технологии, интернет дали нам иллюзию доступности информации. Они экономят нам время, а в конце концов количество работы для человека, если он хочет получить качественную информацию, не уменьшается.
— Мышление человека подразумевает анализ и синтез, разделение на составляющие и создание целостной картины. С анализом в школе со времён Яна Амоса Коменского (педагог и просветитель конца XVIII века, создатель массовой школы. — прим. ред.) обстоит всё прекрасно. Мы анализируем абсолютно всё, от системы уравнений до "Слова о полку Игореве". А дальше что? Нам нужен результат, целостная картина — то есть синтез.
Для географии как синтетической науки это особенно важно. Необходимо использовать информацию из различных источников. И что особенно важно — из разных областей знаний.

— Что даёт человеку знание географии, скажем так, в мировоззренческом смысле?
— Один из моих учителей, покойный Владимир Павлович Максаковский, сформулировал ответ очень хорошо: "географическую картину мира". Знание географии даёт способность воспринимать мир комплексно. Вот бурундук побежал под куст, чтобы спрятаться перед дождём. Почему и как он почуял, что нужно прятаться? Можно поговорить о каких-то вариациях атмосферного давления, которые животные ощущают быстрее человека. Эту ниточку можно разматывать очень долго, получается очень забавно. Особенно когда дети это делают сами.
— А давайте размотаем ещё какую-нибудь ниточку!
— Ну вот, например, я в своё время помогал девочке делать проектную работу на тему "География в произведениях живописи". Материал — картины старых голландцев. Один из часто повторяющихся элементов картин того времени — ветряк. На уроке я задал детям вопрос: "Зачем голландцам такое количество ветряных мельниц? Что молоть?" Там ведь просто нет столько земель, чтобы выращивать зерно в таком количестве. В конце концов дети всё-таки сообразили, что мельницы — это только техническое устройство. А что прицепить к этому ветряку, зависит от конкретной задачи. В таких условиях, по всей вероятности, — это водяные насосы, только с приводом от ветряка.
— Это действительно так?
— Да, это так. И к мысли этой дети пришли совершенно самостоятельно.
— То есть они практически как знатоки из "Что? Где? Когда?". Или как маленькие Шерлоки Холмсы!
— Да, в каком-то смысле. Что-то они знали, что-то им было подсказано. Но вывод сделали сами. Вот тот самый синтез информации, с которым в школьных методиках не сильно хорошо обстоят дела. Вообще синтез — времяёмкий процесс. Поэтому ему не уделяли и не уделяют достаточного внимания.
— Подозреваю, что толковый и любопытствующий ребёнок, не лоботряс, получает огромное удовлетворение, когда сам доходит до истины.
— Более того, и даже лоботряс, которому становится скучно играть в телефон на уроке, в какой-то момент может заинтересоваться!
Больше географии!
— География — это естественная наука или гуманитарная? Или, может быть, уже точная?
— Начиная работать с новым классом, я говорю детям: современная физическая география — это наполовину математика, на четверть физика и остальное — романтика. Когда в старших классах мы занимаемся экономической географией, социальной географией, тут уж никак не обойтись без истории. Не случайно Элизе Реклю в своё время сказал: "География — это история в пространстве, а история — это география во времени". Он был совершенно прав. С этой точки зрения география близка к наукам общественным.
Идём дальше. Географии не бывает без топонимики. Ребёнку хорошо бы представлять, почему гора называется Монблан. Что такое Mont и что такое Blanc. Вот вам  связь с иностранными языками.

— Любой учитель скажет, что его предмета не хватает в школьной программе. И вы вряд ли будете исключением…
— Географии должно быть больше, и география должна преподаваться иначе. Я объясню почему.
Во-первых, даже маленький ребёнок воспринимает окружающий мир и должен его ещё и как-то понимать. Это вопрос в значительной степени выживания ребёнка, его безопасности. Поэтому чем полнее он получает такие сведения, тем больше шансов превратиться из ребёнка во взрослого. Чисто прикладной, прагматический интерес.
Во-вторых, география в силу своего синтетического характера — это великолепный интегратор, который позволяет использовать знание ребёнка из других областей. Одно время в моду вошли так называемые интегрированные уроки. Когда один урок включает в себя информацию из разных областей знания на основе стержневой дисциплины. В моём случае это была география. Допустим, урок по теме "Вода". Это география, химия, обязательно физика, литература. Обязательно всё вместе. Получалось очень интересно.
— А дети как это воспринимали?
— Прекрасно! Дети любят играть. А тут получается своеобразная мозаика, с помощью которой складывается красивая картинка. Почему вода течёт именно так, а не иначе. Почему о ней так много говорят и пишут писатели и поэты. Почему физики считают её одним из самых загадочных веществ в природе.
Чем лучше играешь, тем интереснее игра
— С каким возрастом вам интереснее работать?
— Не могу сказать, что есть какая-то большая разница. Просто разные интересы. Мне очень интересно работать с детьми в возрасте 6–7-го класса. География традиционно начиналась в 6-м классе. Сейчас её, к сожалению, сдвинули в 5-й. На мой взгляд, совершенно напрасно.
— Почему?
— Во-первых, не просто сдвинули. Из курса 6-го класса убрали один час. После того как учителя взвыли, час вернули, но в 5-й. С моей точки зрения, дети ещё не готовы к тому, чтобы по-настоящему серьёзно и интересно воспринять географическую информацию. Им рано. Слишком мало знают. География — непростая штука.

Во-вторых, какой бы ни был предмет, если им занимаются один час в неделю, это хуже, чем если его не было совсем. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. Начисто вылетает из головы всё, что было неделю назад. И с самого начала закладывается отношение к предмету как к несерьёзному. Бороться с этим потом очень трудно. В результате статус географии как области знания снижается. Интересно играть в шахматы человеку, который умеет играть. Чем лучше он это делает, тем интереснее ему игра. То же самое касается и географии. Чем лучше человек представляет себе, что это такое, тем интереснее ему география сама по себе.
Почему её можно изучать бесконечно?
— Одна из важных идей, которые человек воспринимает, изучая географию, — в том, что всё вокруг постоянно меняется. А сегодня благодаря технологиям это всё можно наблюдать в динамике.
— Это ответ на вопрос, почему география не умерла в начале XX века, когда все открытия были совершены. Земля действительно всё время меняется. Это динамичная, живая система. Меняется она бесконечно, поэтому её бесконечно можно и должно изучать.
В первую очередь наиболее наглядно видно всё, что связано с изменением климата. Обезлесивание, опустынивание, изменение рисунка береговой линии, появление и исчезновение островов. Не так давно у берегов Японии возник новый островок. И всё это можно теперь показать ребёнку.
— Ледяной покров в Арктике!
— И это тоже. Можно показать даже со звуком. Есть известный шельфовый ледник Росса в Антарктиде. Буквально слышно, как он гудит, звенит, трещит и тонет. Очень важная географическая характеристика. И детей может по-хорошему впечатлить.
— Мы всегда говорим, что школа не только учит, но и воспитывает. А чему учит география? И что воспитывает в человеке?
— География учит многому. Например, скромности. Вспомните, "человек — венец творения", "человек — царь природы", "всё во имя человека"…
А вот ничего подобного! Человек, конечно, звучит гордо, но его история на Земле, по самым оптимистическим прикидкам, составляет порядка трёх миллионов лет. История планеты — четыре миллиарда восемьсот миллионов лет. Представляете? Природа обходилась без нас почти пять миллиардов лет и с удовольствием обойдётся и дальше, если мы будем вести себя по отношению к ней потребительски.
https://www.rgo.ru/ru
****************
2.Загадочный знак и медная печь:
что нашла экспедиция на мыс Челюскин 

Участники экспедиции на мысе Челюскин. Фото Таймырского краеведческого музея
Несколько интересных открытий сделала в конце августа экспедиция на мыс Челюскин — самую северную точку Евразии. Организатором проекта выступило Агентство развития Норильска. Целью работ стало изучение культурных и исторических объектов на действующих и заброшенных полярных станциях, а также формирование нового туристического маршрута в Красноярском крае.
В экспедиции в качестве историка-консультанта принял участие сотрудник Таймырского краеведческого музея Владимир Рубителев. Команде исследователей удалось уточнить карту исторических памятников и провести их фотосъёмку.
Как отметили члены экспедиции, один из старейших памятников мыса — гурий Руаля Амундсена — в 2017 году серьёзно повредил шторм. Рядом с местом, где располагался гурий, был обнаружен столб, схожий по описанию со знаком, установленным шведским полярным исследователем Нильсом Норденшёльдом.
Однако знак "Веги" — судна Норденшёльда — расположен в 25 километрах к юго-западу от мыса Челюскин. Для идентификации найденного памятника потребуется дополнительный анализ архивных материалов.
Также была проведена фотосъёмка заброшенного посёлка на мысе Челюскин и восстановлен быт полярников прошлого века. В бывшем населённом пункте удалось собрать интересные экспонаты. Среди них — документация и приборы, которые использовали сотрудники полярной станции.
Большой интерес представляет комплекс предметов, отражающих историю самого старого здания на мысе — магнитно-вариационной станции, построенной ещё в 1930 году. Здесь проводили магнитные эксперименты, из-за чего в конструкции не использовались ферромагнитные металлы — в ход шли медные гвозди, а для отопления приспособили медную печь.
Важной частью экспедиции были встречи с людьми. О нынешней работе и жизни рассказал начальник действующей гидрометеорологической станции на мысе Челюскин Дмитрий Бодров. Сегодня там работают четыре человека, которые ведут круглосуточные наблюдения.
Оставаясь крайне удалённой территорией, мыс Челюскин до сих пор слабо изучен. Участники экспедиции считают необходимыми дополнительные исследования и решения, которые помогут сохранить уникальное историческое наследие освоения Севера.
https://www.rgo.ru/
**************
3."Это наша общая история":
американский авиамеханик приехал в Красноярск 
на встречу с легендарным самолётом

Американец Тимоти Шволби приехал в Красноярск, чтобы увидеть самолёт "Дуглас С-47", который несколько лет назад спасли от неизбежного разрушения в тундре участники международной экспедиции Русского географического общества "Борт Тюрикова. Возвращение". Узнав об уникальной операции из местных газет, житель города Ошкош в штате Висконсин загорелся идеей лично посетить Россию. Бывшему авиамеханику, много лет проработавшему на заводе "Дуглас", хотелось встретиться с людьми, которые эвакуировали легендарное воздушное судно.
Самолёт C-47 "Дуглас" был изготовлен в США в феврале 1943 года. По программе ленд-лиза его передали Советскому Союзу. В военных действиях воздушное судно не участвовало, с апреля 1943 года выполняя гражданские рейсы на севере Красноярского края. 
23 апреля 1947 года во время перелёта бухта Кожевникова — Дудинка — Красноярск самолёт совершил вынужденную посадку на болото в тундре. На борту находились, по разным данным, от 26 до 32 пассажиров. 11 мая "Дуглас" нашли, часть людей удалось эвакуировать. Девять человек, включая командира воздушного судна Максима Тюрикова, пропали без вести. Останки Тюрикова, посадившего самолёт в сложных условиях Арктики, были обнаружены только в 1953 году таймырским оленеводом.
В 2016–2017 годах в ходе экспедиции Русского географического общества "Дуглас" вывезли с Таймыра в Красноярск. Реставрационные работы взяла на себя команда поискового отряда "Трасса" Военно-инженерного института Сибирского федерального университета во главе с членом РГО Александром Матвеевым.
"Это не просто самолёт, это часть нашей общей героической истории, взаимосвязи государств и людей. Я искренне восхищён и очень рад, что в Красноярске и в России в целом так трепетно относятся к этому историческому наследию", — подчеркнул Шволби.
Гостя из Соединённых Штатов встретили председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко, который возглавлял экспедицию "Борт Тюрикова. Возвращение", а также Александр Матвеев, руководящий реставрационными работами. В беседе с ними американец узнал подробности поэтапного восстановления самолёта.
"Мне рассказали, что "Дуглас" станет одним из ключевых экспонатов в будущем "Парке-музее освоения Севера" на острове Молокова. Уверен, очень много людей со всего мира приедут в Красноярск, чтобы посмотреть и прикоснуться к этой истории", — утверждает Тимоти Шволби.
В дар будущему "Парку-музею освоения Севера" Тимоти Шволби передал редкие почтовые карточки, связанные с историями самолётов "Дуглас". В ответ Игорь Спириденко вручил гостю красочное издание "Борт Тюрикова. Возвращение", в котором рассказывается о международной экспедиции. 
https://www.rgo.ru/
**************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
8 сентября 2021 года.


Рецензии