Укрощение строптивого. Гл. 15
ДИСПУТ
Чуть не скандальное событие.
Дискредитаторы
Давайте, превратим урок в диспут.
Мы имеем право, высказывать свои мысли?
Рассказы о животных.
Если звание у тебя «Учитель»
Глаза, полные света и тепла.
Замешана внеземная сила.
Вторая четверть уже миновала свою середину. Дела в 8«Б» шли, как по накатанному графику. Даже все преподаватели отметили, что класс после получения вымпелов прибавил в качестве учёбы. Даже завзятые троечники стали претендовать в четвёрочники. Стало меняться отношение учителей и к Ефименко. Если в начале года некоторые на неё смотрели, как на выскочку, стали относиться с заметным уважением и, даже обращаться за советом.
Вернулась из кардиоцентра Лена Кравцова. Успешно прошедшая операция по ликвидации порока сердца, заметно изменили её внешность и поведение. Ещё вчера худенькая, бледненькая, малоподвижная девочка стала меняться на глазах: на щеках появился румянец; во время перемен она уже не сидела на месте, а вместе с девочками прогуливалась по коридорам школы. Более того, она сама напросилась участвовать в уборке закреплённых за классом участков; не пропустила ни одной пред походной тренировки, правда, в щадящем режиме. Всё шло в отлаженном трудовом ритме, как вдруг произошло событие, чуть не переросшее в скандал.
В кабинет директора без стука со слезами на глазах вошла пожилая учительница биологии Нина Ивановна Шарапова.
- Афанасий Игнатьевич, я больше не могу работать в 8«Б»! Уберите у меня этот класс! Зря мы им вымпела дали: как они были хулиганами и нахалами, так и остались! Дело дошло до того, что меня в идиота превратили!
Козин налил в стакан воды и подал учительнице.
- Нина Ивановна, выпейте воды, успокойтесь и расскажите всё по порядку, что произошло?
Учительница, отпив немного воды, продолжила изливать накипевшее:
- Вы представляете, Афанасий Игнатьевич, эти зазнайки уже Дарвина и Павлова не признают: говорят, что «Дарвинизм» - это лженаука, и что Великий Павлов – тоже во многом ошибался!
- Да вы что говорите, Нина Ивановна?! И чем это они объясняют, и кто среди ребят главный дискредитатор?
- Да они все дискредитаторы! Но самые большие нахалы – это Волков, Климова, Голубицкий и Бушмакина. Представляете, они говорят мне эти вчерашние пионеры, что человека и всё живое на земле создал Бог! И будто бы они где-то вычитали, что в земных условиях возникновение жизни невозможно даже на клеточном уровне! И как пример приводят, что за сотни лет ещё ни одна обезьяна ни на шаг не приблизилась по уровню интеллекта к человеку даже в условиях цирка, а наоборот - человек часто становится звероподобным существом! А звери живут не только в силу заложенных инстинктов, но и ума!
- Клавдия Ивановна, вы не сердитесь на ребят. А, давайте, урок превратим в диспут. И пусть ребята доказывают нам свою правоту. Согласны?
- Афанасий Игнатьевич, я вернусь в класс, но только спорить с ними будете вы. А у меня на них уже сил не осталось.
- Согласен, Клавдия Ивановна. Идёмте.
Увидев директора, ребята затихли и поднялись со своих мест.
- Садитесь, ребята. Итак, давайте продолжим урок, вернее – диспут.
Так кто не согласен с Дарвиным?
Весь класс поднял руки.
- Кто хочет высказаться?
Поднялся Волков.
- Не так давно мне в руки попал журнал. К сожалению, часть страниц вместе с обложкою были выдраны, поэтому я не знаю ни названия его, ни названия, напечатанной в нём статьи, ни её автора. Но она меня заинтересовала своей необычностью, и я стал её читать. В ней отвергалась теория Дарвина о происхождении жизни на земле. В ней говорилось, что в условиях земли учёным пока не удалось создать живые организмы даже на клеточном уровне, создавая для этого самые благоприятные условия, каких, возможно, даже не бывало на Земле. И в то же время автор статьи отмечал великое разнообразие форм и красок живой природы. И он сам себе и Дарвину задал вопрос: «Если мы не можем создать живую клетку, тогда откуда на Земле так богат живой мир?!» Что вы скажите на это Афанасий Игнатьевич?
- Ребята, я тоже читал подобную литературу, и у меня тоже возникло сомнение в правильности дарвинской теории. Но его можно простить, так как в его время не было столь фундаментальных исследований по химии, физики и биологии. И тем не менее, наука взамен нам пока ничего не предложила. Поэтому вы сейчас должны извиниться перед Ниной Ивановной.
- Афанасий Игнатьевич, - поднявшись, сказал Голубицкий, - а мы Нину Ивановну ничем не оскорбили. Мы высказали только своё мнение, что, видимо, ей и не понравилось. Но мы же имеем на это право?! Скажите, Афанасий Игнатьевич, имеем?
- Да, ребята, хотя вы ещё и не академики, и не профессора, и даже не учителя, но я думаю, что у вас есть такое право! И лично я восхищён вами!
От слов директора Нину Ивановну даже передёрнуло. На лице у неё выступили красные пятна. А директор продолжал:
- А что с учением Павлова?
Встала Рита Бушмакина:
- Афанасий Игнатьевич, мы не согласны, что у животных нет разума. Что они живут, руководствуясь только заложенными в них природой инстинктами, условными и безусловными рефлексами. Вы же сами видите, как разумно ведут себя многие животные. Даже Путин про свою собаку Конни сказал: «Я порою сомневаюсь, что собака ли она!»
- Ну, раз Путин сказал, тогда я второй раз сдаюсь. Да, ребята, позабыв про Нину Ивановну, продолжал Козин, - я и сам порою так же говорил, как Владимир Владимирович. Было у меня когда-то кошка. Звал я её Дарьей. Очень умное было создание. Иногда придёт, запрыгнет ко мне на колени и смотрит мне в глаза, а я - в её. И такая в них бездонная глубина! Словно у неба. Даже жутко становится. И кажется, что она знает гораздо больше о мире и о тебе, чем ты сам.
Мои дети однажды в саду на дороге подобрали ящерицу с золотым окрасом. У неё была повреждена левая сторона головки, да так, что глаз её был выдавлен наружу. Видимо, попало, толи кому-то под ногу, толи под колесо машины. Ящерка была чуть жива и тяжело дышала. Мы сделали её из камней домик, постелили в нём из травы постель и положили на неё пострадавшую. Рядом поставили маленькое блюдце с водой и положили несколько мух. Но ящерка ни к чему не притронулась, видно, ей было очень тяжело. Я часто клал её на свою ладонь, а второю водил над нею, стараясь передать ей свою энергию. Так длилось два дня. На третий день в домике ящерку мы не обнаружили. Поискали, поискали и, не найдя, сели возле грядки горюем и обсуждаем, куда она могла деться: толи убежала, толи сороки или кошки изловили. Вдруг ребята закричали: «Папа, папа, смотри!» Смотрю я, куда показали мне ребята и вижу, как по дорожке на наши голоса по траве пробирается наша ящерка. Радости нашей не было конца. Дети взяли её в руки. Она не пыталась даже выскользнуть. Они её ласкали, поглаживая по спинке. Я тем временем перенёс её домик, и мы положили её на зелёную постельку.
Придя на следующий день в сад, ящерку в домике мы не обнаружили. И больше она не появилась.
Так вот, я думаю, что приходила она к нам, чтобы отблагодарить за помощь и доброту, потому так доверчиво вела себя. А ведь благодарность – ни инстинктом, ни рефлексом не назовёшь. Благодарность – это продукт мышления, продукт – души.
Козин повернулся к преподавательнице.
- Нина Ивановна, извините, пожалуйста, разрешите мне побеседовать с ребятами до конца урока. А если вы устали, можете пойти отдохнуть.
- Да, пожалуй, я так и сделаю.
И учительница, наклонив голову, вышла из класса. Директор помолчал немного, потом произнёс:
- Не переживайте, ребята, - время всё сгладит, всё забудется, всё уладится. То, что сегодня произошло, это для Нины Ивановны даже будет полезно: багаж знаний нужно постоянно пополнять, а не жить старыми запасами, чтобы не попадать впросак. Наука не стоит на месте, а стремительно идёт вперёд и надо стремиться от неё не отставать, тем более, если звание у тебя – УЧИТЕЛЬ!
Козин почувствовал, как по классу пробежала лёгкая волна движения. Он окинул ребят взглядом: на него смотрели двадцать четыре пары глаз, наполненные светом доброты и тепла. И от этого света ему стало легко и радостно. И он подумал, как мы – учителя порой близоруки и легко поддаёмся влиянию людей, желающих видеть в людях только плохое. Он улыбнулся ребятам и заговорил вновь:
- Мы, кажется, немного отвлеклись. Давайте закончим разговор о животных. Расскажу я вам ещё одну историю:
Работал я когда-то на заводе в большом техническом отделе. К нам прибилась и прижилась бродячая, непонятно какой породы, собачка. По виду она была похожа на всех чертей! До такой степени у неё был неприглядныё вид. Но в отдели её жалели и даже любили за её ум. Звали мы её Глафира. Однажды у Глафиры погиб щенок – толи погиб от болезни, толи замёрз – не знаем. Так вот, когда щенок погиб, Глафира прибежала в отдел к женщине, которая её постоянно подкармливала, и стала её звать за собой: скулила и бежала к женщине, от неё – к двери. И снова – к женщине…. А у той была срочная работа и она взяла и выпроводила Глафиру за дверь, чтобы не мешала никому работать.
Примерно через час к этой женщине зашла начальник соседнего бюро и поведала ей, что несколько минут назад видела, как Глафира тащила в зубах дохлого щенка и, подтащив его к южной стороне насыпи, где земля под мартовским солнцем освободилась от снега и оттаяла, стала рыть ямку. Когда ямка была готова, она положила в неё трупик и зарыла! Этот случай многих на заводе поразил, и мы стали относиться к Глафире ещё и уважительно.
О таком инстинкте, хотя бы и у собак, я что-то, ребята, не слышал. И я вполне с вами согласен, что разум у животных есть! Более того, сейчас учёные, проводя опыты с растениями, утверждают, что и они не лишены чувств и реагируют не только на физические воздействия, но и голос человека и на его доброту. Так что, будучи в своих садах, обращайтесь с растениями ласково, и они вас отблагодарят своими дарами.
- Афанасий Игнатьевич, - поднялась Зоя Климова, - а как же с происхождением жизни на земле?
- Зоя, я уже говорил, что учение Дарвина никто ещё не отвергал. Но лично я думаю, что в нём замешана внеземная сила. Какая? - не знаю. Но пока лишь на твой вопрос отвечает БИБЛИЯ: - БОГ! Я верю, что первыми людьми на земле были Адам и Ева, что тоже сказано в Библии. А почему верю, потому, что учёные доказали, что все люди на Земле произошли от одной женщины. Получается, что Библия права, и все народы на земле одной крови, все братья и сёстры!
- Афанасий Игнатьевич, тогда почему бы у нас вместо Биологии не ввести Богословие?
- Биологию, как науку нельзя отменить – она даёт нам знания о строении и развитии живого мира. А Богословие в качестве опыта уже ввели в некоторых школах страны. Что касается нашей школы, то я могу лишь обещать пригласить учёного священника для беседы, или прочтения лекции.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №221091000109