Тадж-Махал часть 6

          Прошло триста пятьдесят лет.

РОССИЯ. СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ ХХ СТОЛЕТИЯ.

          Валерия сидела в своей комнате и чертила на планшете курсовой проект по архитектуре. Рядом на кровати спала младшая сестра семиклассница Галина. Зазвенел будильник, стрелки показывали 6.30 утра. Валерия хлопнула его по макушке, чтобы не трезвонил на весь дом. Сестра проснулась.
          - Ты что, ещё не ложилась?! – удивленно спросила она.
          - Нет.
          - С ума сошла, каждую ночь не спишь!
          - Не каждую.
          - Опять что-то сдаёшь?
          - Сдаю, - не отрываясь от планшета, ответила Лера.
          - А что сдаёшь?
          - Курсовой по архитектуре.
          Сестра села на кровати.
          - Покажи. Это что?
          - Автостанция.
          - Здорово! А чего она такая?
          - Какая надо, такая и есть. Вставай давай, в школу опоздаешь!
          - Не опоздаю, мне сегодня к девяти, у нас математичка заболела, - Галя зарылась в подушку и сладко зевнула. – Когда я окончу школу, в институт не буду поступать, там даже поспать не дают.
          - Сначала окончи, а там видно будет.
          В дверь заглянула мама.
          - Девочки!.. Встали?.. Хорошо. Быстро умываться и завтракать… Валерия, опять не спала?!
          Мать подошла к дочери и стала рассматривать то, что было нарисовано на планшете.
          - Что же за профессию ты себе выбрала, дочка?
          - Профессия как профессия. Ну всё, кажется, закончила, - сказала
          Лера, откладывая рейсфедер в сторону и потягиваясь. – Сегодня в двенадцать просмотр. Думала, не успею доделать.
          - Лучше бы в педагогический техникум пошла. Была бы воспитателем как я. А то – архитектор.
          - Ты сама всегда говоришь: пути Господни неисповедимы. Значит так надо.
          - Надо, так надо. Иди, завтракай, а то на занятия опоздаешь. А эта красавица, почему в постели? Вставай, и не забудь сделать зарядку!
          - Мам, ну кто в праздник делает зарядку? – заныла Галя.
          - А какой сегодня праздник? – удивилась мама.
          - Нашу математичку радикулит разбил, - хмыкнула Галина.
          - Не смешно! - строго сказала мама. 

          На маленькой кухоньке, допивая чай, мама быстро что-то писала на листочке. Галина нехотя ковыряла вилкой в тарелке.
          - Галя, вот список на продукты и деньги. После школы полы помоешь, отец сегодня из командировки прилетает. Всё, девочки, я побежала, опаздываю в детский сад.
          - Нетушки! Полы пусть Лера моет! А я только продукты куплю!
          - Я сегодня допоздна в институте, - заталкивая планшет в специальный чехол, из прихожей отозвалась сестра.
          - Кажется, придётся всё-таки поступать в институт, - вздохнув, произнесла Галина, глядя на ведро с тряпкой, которое стояло под раковиной.

          Огромный вестибюль политехнического института с трудом вмещал толпу студентов. Сдав в гардероб пальто, Лера подошла к зеркалу, у которого толпились студентки. 
          - Привет! – к зеркалу протиснулась Лерина подруга Ольга с таким же планшетом.
          - Здравствуй.
          - Курсовой доделала?
          - Ага. А ты?
          - Кое-что не успела. На второй паре доделаю. Пошли быстрее, а то опоздаем.
         Подхватив планшеты и сумки, девушки побежали на лекцию. В коридоре их догнал  сокурсник Володя.
          - Девочки, привет!
          - Привет!
          - Что у нас по расписанию?
          - История искусств.
          - Чудненько!
          - А чего хорошего? – дернула плечом Ольга. - И кто додумался поставить этот предмет на восемь утра?! Сейчас свет выключат, и все опять спать будут!
          - Зато, выспимся. А то сегодня ночь бессонная выдалась. Мы с ребятами всю ночь в соседней общаге просидели.
          - Курсовой делали? – поинтересовалась Лера.
          - Да сначала начали, а потом в преферанс решили поиграть, так до утра и просидели.

          В аудиторию вошёл невысокого роста коренастый мужчина. Студенты встали, приветствуя преподавателя.
          - Садитесь, - зайдя на кафедру, сказал Валерий Трофимович, оглядывая всех присутствующих. – Тема сегодняшней лекции «Архитектура Индии». Коля, - обратился он к лаборанту, - аппарат готов? Тогда выключите, пожалуйста, в аудитории свет, начнем лекцию.
          Погас свет, и на экране появился белый квадрат от проектора.
          - Итак, Индия.
          - Ну, вот теперь и поспать можно, - за спиной у девушек начал удобнее устраиваться на парте Володя.
          - Индийская архитектура представляет собой уникальное явление, поскольку представлена синтезом многих цивилизаций и религий. За исключением гражданской архитектуры, обнаруженной при раскопках Индской цивилизации (Мохенджодаро и Хараппа), практически вся древняя и средневековая архитектура представлена молельными сооружениями и мавзолеями, - слышался монотонный голос с кафедры.
          Под жужжание проектора на последних партах тихо посапывали студенты.
Успевая наскоро зарисовать в тетрадь, появляющиеся на экране изображения памятников архитектуры, Валерия с Ольгой болтали всю лекцию о своих делах.
          - Ты не представляешь, что вчера было! – шептала Оля.
          - А что было?
          - Помнишь Витьку с автодорожного факультета?
          - Не помню.
          - Ну как не помнишь? Мы этой осенью с их группой в одном совхозе на картошке были!
          - Так у них три Виктора в группе.
          - Тот, который помогал наш комбайн наладить.
          - А-а-а…вспомнила…
          - Он вчера после занятий встретил меня и предложил прогуляться.
          - Правда?
          - Ага. Мы целый вечер гуляли, зашли в кафе, посидели…
          На экране появился новый архитектурный памятник.
          - Тадж-Махал – жемчужина Индийской архитектуры 17 века. Выдающийся памятник мирового зодчества.
          Девушки записали «Тадж-Махал» и быстро набросали в тетради его контуры, продолжая болтать.
          - Тадж-Махал находится в Агре, бывшей столице Индии, расположенной в ста двадцати километрах от Дели, - доносился голос с кафедры. 
          - Он проводил меня до самого дома. Мы ещё час у подъезда простояли.
          - Когда ты успела курсовой доделать?
          - Так в том-то и дело, что не успела, хотя всю ночь просидела. Сейчас теоретическая механика будет. Сяду на заднюю парту и доделаю. Знаешь, оказался очень интересный мальчик. Он мне такого порассказывал…
          - Этот мавзолей был построен Шах-Джеханом, в память о своей горячо любимой жене Мумтаз Махал, которая умерла при родах четырнадцатого ребенка, - читал лектор. - Имя Мумтаз Махал ей было дано при дворе, на самом деле её звали Ардтуманд Бану Бегум.
          - Погоди! Что он сказал?! – резко выпрямившись, удивленно спросила Лера.
          - Кто? Виктор? Он сказал…
          - Да нет! Валерий Трофимович, что сказал?!
          - Тадж-Махал построен из белого мрамора на берегу реки Джумны, - продолжал лектор.
          - Он сказал «Тадж-Махал».
          – Мавзолей поражает своими пропорциями, архитектурным решением и пышностью внутреннего декора, где стены и перегородки из белого мрамора обильно инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями.
          - Нет! Перед этим, что сказал?
          - Он и сказал «Тадж-Махал». Ты же записала.
          - Да не то! 
          - Откуда я знаю что? Я же с тобой разговаривала!
          - Что же он сказал? Он что-то важное говорил, – волновалась Лера. Она ткнула в спину, сидевшего впереди паренька.
          - Серёжа, что он только что сказал?
          - Он сказал «Тадж-Махал».
          - Что он говорил перед этим? Ты записал? Покажи тетрадь!
          Она выхватила у него тетрадь, но там ничего не было.
          - А чего ты тогда всю лекцию пишешь?
          - Лекции по термеху списываю, сегодня проверять будут. А у вас что, лекции по термеху есть?
          - Есть! Лекции писать надо!
          - Ну вот, - опять зашептала Ольга, - мы с Витькой решили завтра в кино…
          - Да погоди ты со своим Витькой! – резко и взволновано бросила Валерия.
          - Ты чего? – опешила подруга. – Подумаешь, кто-то что-то сказал!
          Не слушая её, Лера повернулась к задней парте.
          - Володя, что он говорил?
          - Про какой-то мавзолей рассказывал.
          - А что рассказывал?
          - Не знаю, я сплю.
          Валерия перегнулась через проход и дернула за рукав на соседней парте студента.
          - Саня, ты лекцию пишешь? Дай прочитать!
          Паренек нагнулся к ней и прошептал:
          - Не пишу. Мы с Женькой в морской бой играем.
          Лера села за парту. Что-то очень важное для неё было в словах лектора, и это важное она не услышала. Это «что-то» перевернуло всё внутри, на душе было грустно, и хотелось плакать. Она даже не могла объяснить себе, что же с ней происходит. Лера сидела и рассматривала мавзолей на экране, не понимая, что же в нём так тронуло её.
          - Что же он сказал? – прошептала она. – Понимаешь, он сказал что-то важное для меня. У меня внутри, как будто что-то… - она не нашла слова, чтобы объяснить, что же произошло в её душе.
          - Если для тебя это так важно, - в сердцах сказала Ольга, - подойди после лекции к Валерию Трофимовичу, скажи, что прослушала часть лекции, и попроси, чтобы он повторил. 
          - Как я ему объясню, почему прослушала лекцию? Потому что с тобой болтала?
          Две подруги сидели, надувшись и отвернувшись друг от друга.

          Валерия вернулась домой поздно. Не включая в коридоре свет, устало присела на небольшой стульчик. На душе было пусто и тоскливо. Из комнаты вышла мама:
          - Ты чего сидишь в темноте? И не разделась. Не приняли проект?
          - Приняли. Я четвёрку с плюсом получила.
          - Ну, а чего сидишь такая грустная?
          - Просто устала. С ребятами в библиотеке долго сидели, курсовой по термеху делали.
          - Тебе отдохнуть надо. Раздевайся, пей чай, и ложись-ка спать.
          - Папа приехал?
          - Приехал. Спит уже, намаялся в дороге. Магнитофон вам привёз.
          Лера встала.
          - Магнитофон – это хорошо, - без всяких эмоций сказала она. - Я сейчас приму душ, а потом немного порисую.
          - Господи! Какой «порисую»! Двенадцатый час ночи! Все нормальные люди уже спят!
          - Мамуличка, не кричи, - Лера поцеловала мать в щеку, - лучше завари чай покрепче. Мне всё равно наброски каждый день надо делать. Я и так не успеваю их рисовать, а скоро зачёт по рисунку.

          Стоя под душем Валерия думала:
          «Что со мной? Что же он на лекции сказал такого, что не дает мне покою? И такая тоска на душе! Что со мной происходит?»

          Приняв душ, и завернув на голове большое махровое полотенце в виде чалмы, девушка рассматривала себя в зеркале.
          «Красиво… полотенце как чалма, - думала она. – А если нарисовать автопортрет в чалме?»
          Она зашла в свою комнату. Галя уже спала. Вытащив большой лист ватмана, Лера приколола его на планшет. Сев на пол по-турецки, она поставила на стул небольшое зеркало, так, что бы в нём было видно себя. Вытащив кусочек угля,  сделала первую линию. Работа на удивление шла быстро. Точные линии, растушевка…и скоро на бумаге появилась голова в чалме вполоборота. Особенно выделялись глаза. Они смотрели прямо на Леру.
          «Интересно, - Лера отодвинулась от рисунка и прислонилась к кровати, рассматривая его. – Как странно смотрят глаза, как живые».
          Линии на листе стали растекаться, превращаясь в сероватый туман. Не менялись только глаза, они, казалось, прожигали через этот туман, и жили отдельно от портрета. Лера потрясла головой. Туман рассеялся.
          «Кажется, я, действительно, устала».
          Она снова взглянула на рисунок. Глаза внимательно наблюдали за ней, гипнотизировали, притягивали к себе. Стало страшно, и появилась какая-то нервозность. Так бывает, когда человек что-то забыл, и не может  вспомнить. А это «что-то» очень важное для человека.
          «Я должна вспомнить... Но что? Что?! Эти глаза…Это же…Нет, не помню…  Не помню… Как страшно!.. Как больно!… Ничего не хочу вспоминать! Не хочу!!»
          Вдруг резкая боль ударила изнутри в области сердца, но эта боль была не физической. От такой боли хотелось кричать, но рядом спала сестра, а в соседней комнате родители. Лера впилась зубами и ногтями в одеяло, чтобы не закричать.
«Что это?!.. Как больно!!.. Господи, я ничего не хочу вспоминать... Не хочу!!.. Не хочу!! Что же со мной?!»   
          Боль прекратилась также внезапно, как и началась.
          «Как быстро прошла боль!.. Что это было? Что со мной происходит?»
          Лера разжала руки, и повернулась. На кровати мирно посапывала сестра. Портрет вызывал неприятные эмоции, хотя страха уже не было, глаза на портрете светились каким-то приглушенным светом. Девушка пнула ногой планшет, и он упал на ковер.
          «Всё! Спать! Перезанималась».
          Не раздеваясь, она упала на кровать и сразу уснула.

(продолжение следует)


Рецензии
Доброе утро, Валентина!
Вот теперь, как я понимаю и начинается настоящая интрига...вот думаю: вспомнить прошлую жизнь... это хорошо или страшно? прошлое врывается в настоящее и может его разрушить... или слиться в одно целое и подарить чудо?

Елена Путилина   14.09.2021 07:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена!
Думаю, вспомнить дано только готовым к этому людям. А то вдруг придут воспоминания чего-то ужасного и непотребного. Тут и психика может не выдержать, ведь мы не всегда бываем паиньки. А до чуда надо свой крест донести.
С теплом и хорошими пожеланиями,
Валентина.

Валентина Шабалина   14.09.2021 11:41   Заявить о нарушении
-Мамуличка, не кричи, - (Валя)поцеловала мать в щеку, - лучше завари чай

Алла Гиркая   26.09.2021 22:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.