Глава 6. Что меня радует и что огорчает?
Эту тему я дала ребятам, когда они пришли к нам с Ирочкой на классный час. Задачу мы поставили такую: написать письмо себе, любимому. То есть, ребята пишут письмо себе и признаются в том, что их радует, а что им совершенно не нравится. Это могут быть какие-то черты характера или привычки, поступки или отношения – всё, что они сочтут нужным. Но у нас было условие: это письмо можно порвать, его можно сжечь, его можно дать почитать близкому человеку, а можно сохранить, чтобы перечитать после.
«Это очень сложно»,– сказала одна девочка, тяжело вздохнула и стала писать.
«А у меня нет ничего, что бы я хотел себе сказать», – сказал мальчишка и демонстративно сел, скрестив руки. Не хочет писать – и не надо. В чем я абсолютно уверена, так это в том, что он будет сидеть и думать обо всём этом. Ведь перед тем, как они начали писать, мы с Ирочкой их настроили, рассказав, что у каждого человека есть секреты от родных, друзей. Но у человека не может быть секретов от себя. Как бы он не старался скрыть от себя свои мысли – не получается. Порой совесть мешает, а порой человек осознает, что если он не вывернет себя наизнанку – вся дальнейшая жизнь может пойти по не запланированному им сценарию.
Сидят, пишут. Мы видим, как им сложно, но тоже пишем вместе с ними. Их сегодня немного – девять человек. Пол класса болеет, двое убежали на тренировки – завтра соревнования. Что поделать – такова жизнь, не все идет по задуманному тобой плану: Всевышний его всегда немного корректирует. Я обожаю наши с Ирочкой классные часы. Это часы откровения и единения с ребятами. И темы, которые мы выбираем, нам, порой, дарит сама жизнь.
Что такое классный час в моем понимании, я вам сейчас попытаюсь рассказать. Когда-то, когда я училась в школе, меня очень четко научили вести классные часы: у класса есть проблемы и их нужно решать. Действительно, когда еще и где их можно решать, если не на классном часу? Один час в неделю на всех. Выбрать старосту, ответственного за спорт, за дежурство в классе... Текущие дела: пропуски без уважительной причины, справки, ссоры, выяснение причин опоздания на уроки... Это всё очень важно и нужно... Так работали с нами, так работала я. Но потом я стала задавать себе вопрос: об этом ли нужно говорить с ребятами, когда мы раз в неделю приходим на классный час? Несомненно, об этом говорить нужно, вопрос как? А как можно говорить с теми, кто прогуливает уроки без уважительной причины? И какая причина считается уважительной? И кто ее считает уважительной?
Сразу пример: мальчишка опоздал в школу и пришел к третьему уроку. С утречка я звоню парню, а он мне сонным голосом говорит, что проспал. Я его прошу быстренько бежать на горшок, почистить зубы и пчелой лететь в школу. Мальчишка приходит и протягивает мне записку от мамы, оправдывающую пропуски уроков без уважительной причины.
«Молодец, что принес сразу!» – сказала я. За пропуски без уважительной причины нас, классных мам, по головкам не гладят. И правильно, кстати. Важно приучить родителей сразу же писать эти записки, хотя на мой взгляд, достаточно звонка или СМС-ки. Я даже бланки придумала и отпечатала: внести фамилию, дату и причину. Развернув записку, чтобы положить в папку с пропусками, я прочла следующее:
«Мой сын пропустил 2 урока по уважительной причине. Он проспал».
Когда-то я читала в книге Шалвы Александровича, как нужно относиться к тем, кто опаздывает на уроки. «Ты пришел и я тебе рад!» – говорил учитель опоздавшим ученикам. Сначала я недоумевала, думая, что это совершенно неправильный подход к воспитанию в детях ответственности, четкости, умению ценить свое и чужое время. Я кричала, негодовала и даже выставляла нерадивых опоздавших учеников из класса, чтобы другим неповадно было. Так вот, другим было повадно! Опаздывали охапками и, по-моему, мне назло. Я разбирала детей на классных часах, звонила родителям, причитала... Но принципиально ничего не менялось. Тогда я нашла более «действенный» способ борьбы с опозданиями – после того, как прозвенел звонок на урок, я стала закрывать дверь на ключ...
Теперь давайте нарисуем картинку глазами ребенка. Рисуйте себе картину: ученик опоздал на урок, стоит под дверью и нервничает. Он уже и сам не хочет идти в класс. На ватных ногах он подходит к двери класса, дергает за ручку двери – она закрыта. Он прислушивается – урок идет. Почему закрыта дверь? Он дергает сильно, в надежде, что дверь заклинило и что вот-вот она откроется. Не получается. Опять прислушивается. Его мысли лихорадочно скачут: «Почему они там, за дверью, хихикают? Они знают, что я туда не попаду?» И потом ребенка осеняет самая страшная догадка: «Она специально закрыла дверь, чтобы я туда не попал!..» Дальше... Нет никакого «дальше», друзья мои. Для ребенка любого возраста в этот момент наглухо закрывается дверь его сердца и где найти потом учителю ключ, чтобы открыть ее, я не знаю. Мне не стыдно признаваться в своих педагогических грехах, потому что пусть бросит в меня сейчас камень тот, кто безгрешен. Я и до сих пор не люблю опоздания, но кто из учителей любит, когда в течение семи минут урока тянется вереница проспавших или застрявших в пробке? Но сейчас я реагирую совершенно по-другому.
«Я рада, что ты пришел!» – магическая фраза, если ее произнести без сарказма и какого-то подтекста, типа: ну-ну, я, конечно, рада, что ты все-таки прибыл, но я этого не забуду! Эта фраза – начало диалога, который обязательно состоится, но потом, после урока. Иначе весь урок для ребенка будет не в радость. Мысленно он будет стоять за дверью и трястись.
У меня в классе есть ребенок, который опаздывает не только на первые уроки – на все! Это вызывает возмущение не столько у меня, сколько у ребят. И тут возникает вопрос, почему он это делает? А что делает он это умышленно – я не сомневаюсь. Я ругалась, говорила с ним, с учителями, с родителями – никаких результатов. Причина проста: ему не комфортно находиться в классе на перемене. Ему лучше уйти куда-нибудь далеко-далеко, чтобы не видеть и не слышать своих одноклассников. В каждом классе есть такие дети и меня это не радует.
Да, детский мир, порой, бывает очень жесток. Иногда эта жестокость идет из семьи, иногда учителю не до ученика, а иногда он просто не в силах остановить бессердечный поток издевательств. Страшно звучит, но я сталкиваюсь довольно часто с тем, что детская жестокость СТАНОВИТСЯ НОРМОЙ и ребенок, которого травят в классе, выбирает либо позицию жертвы, либо становится агрессором. Как поступить учителю, где искать материалы, чтобы построить мостики между ребятами? Зачастую, они не принимают друг друга не потому, что не хотят – они просто не знают, как это сделать. Не объяснили им взрослые, что другой – не значит плохой.
Всё, на самом деле, объясняется достаточно просто: дети не умеют контролировать свои эмоции. А разве мы, взрослые, небезгрешны? Разве мы всегда можем их контролировать, друзья мои? Эмоции у детей настолько сильны, что захлестывают не только их сознание, но и ум. И если мы, взрослые, на детскую жестокость реагируем так же, проявляя жестокость, то МЫ САМИ закрепляем в ребенке ее проявление. А откуда река детской жестокости берет начало – нам всем хорошо известно. Да, не буду скрывать, иногда это семья. Кино, которое снимают взрослые, компьютерные игры, созданные нами, взрослыми, наш пример, учительский, взрослый... Чувствуете, дорогие мои, куда клоню? Мы, взрослые, – первопричина жестокости детей. Наши поступки, наша беспечность, наши мысли и помыслы, наша педагогическая несостоятельность – истоки детской жестокости. Мы должны, просто обязаны, изменить и направить детскую чрезмерную эмоциональность в нужное русло созидания и творчества, чтобы на жестокость не осталось ни времени, ни сил, ни желания.
Ох, куда меня занесло-то... Так, Майя Леонидовна, возвращайся! Дети пишут себе письма. Они, может быть, впервые в жизни признаются себе в том, что их радует и что огорчает. Сидят по одному, чтобы не мешать друг другу. Ирочка поставила музыку и эта музыка меня окрыляет. Запомните это имя: Эрнесто Кортазар. Если вам плохо и больно, одиноко и грустно – включите Кортазара и вы забудете о своей боли. Его музыка исцеляет и вдохновляет. Она дарит желание жить, во что бы то ни стало. Для наших пишущих ребят эта музыка – как некий инструмент, помогающий раскрыться детским сердцам. Почему-то хочется плакать, и я чувствую, как она воздействует на всех нас: очищает душу от обыденности и зашлакованности, возвышает и успокаивает, облагораживает. Такая мощная сила у еле-еле слышной музыки!
Ребята слушают музыку и пишут себе письма. Не думайте, дорогие мои, что это просто сделать даже взрослому человеку. Но мы практикуем и экспериментируем, и меня радует, когда по истечение времени, я натыкаюсь на свои письма себе, любимой. Одно, написанное в минуты отчаяния, лежит у меня в кошельке, другое, написанное в минуты радости, лежит в письменном столе... Когда я беру их в руки, со мной происходит что-то невероятное: я и верю и не верю, что эти письма писала я. Я становлюсь интересной самой себе! Я познаю себя заново, смотрю на себя со стороны, а это уже самопознание, а самопознание – витамин роста души человеческой. И чем больше таких витаминов – тем здоровее душа, а здоровеет душа – исцеляется тело!
Звенит звонок с урока. Музыка затихает.
– Можно, я порву это письмо?
– Конечно! Это твое письмо и ты можешь делать с ним то, что считаешь нужным.
Мальчишка перечитывает письмо и рвет его на мелкие кусочки.
– Я хочу забрать письмо с собой.
– Ты имеешь на это право! Это твое письмо.
Девочка поднимает руку:
– Я хочу, чтобы Вы прочитали моё письмо.
– Прости, я не могу. Я знала, что пишешь это письмо мне, – отвечаю я ей.
– Откуда вы могли это знать?
– Наш неприятный утренний разговор подсказал мне это. В письме могут быть написаны слова, которые принято говорить после того, как ты обидел человека. Я же не хочу, чтобы это было формальностью. Мне нужна искренность, понимаешь?
– Так мне его выкинуть? Порвать?
– Совсем не обязательно. Ты можешь взять его домой, посидеть и подумать над ним. И если ты захочешь, чтобы я его прочитала, отдашь его мне в любое время, но сейчас я не готова к такой ответственности. Это будет не честно с моей стороны.
– Вы на меня сердитесь?
– Нет, не сержусь. Я тебя очень люблю, девочка, но ты должна очень хорошо подумать, прежде чем сказать то, что сделает человеку больно. Что меня сейчас радует, так это то, что у тебя есть время. Пока есть, но настанет момент, когда его может не быть и тогда твое слово станет выстрелом. Оно может не просто ранить, – убить, понимаешь?
– Да.
Аккуратно сворачивает письмо, кладет в сумку, уходит...
Конечно, мне хотелось прочитать это письмо. Но я осознавала, что девочка пишет мне то, что я хочу услышать, а мне нужно, чтобы она внутренне раскаялась в поступке, почувствовала неправоту и САМА нашла способ изменить ситуацию. Тогда это будет наша общая победа. Важно, чтобы ребенок покопался в своей душе, исследовал ее, вытащил наружу то, что будет мешать ему жить в дальнейшем, и выбросил, разорвав на мелкие кусочки. Мне хочется думать, что я поступила правильно, но время покажет.
Если мы правильно и четко умеем сформулировать свои проблемы и поделиться ими с Всевышним, ответ обязательно придет. Может, не так быстро, как хотелось бы, но придет... Он всегда отвечает на заданные вопросы. Это то, что меня радует несказанно, важно УСЛЫШАТЬ и ПОНЯТЬ Его ответ!..
Продолжение: http://proza.ru/2021/09/10/1557
Свидетельство о публикации №221091001508