Черчилль и чай
Англичане старались не пропускать радиотрансляции, то же самое пытался сделать и Черчилль. Для этого однажды ему пришлось добираться до студии Би-Би-Си на такси.
Таксист не узнал премьер-министра и, когда Черчилль попросил водителя полчаса подождать (чтобы поехать обратно), ответил:
- Извините, не смогу – мне нужно домой, хочу успеть послушать по радио Уинстона Черчилля.
Премьер-министру очень понравился такой ответ, и он вознаградил таксиста щедрыми чаевыми.
Таксист удивлённо посмотрел на крупную купюру и сказал:
- Да, ну его нахрен, этого Черчилля! Ты – хороший мужик, я лучше тебя подожду…
***
Километрах в тридцати от Горно-Алтайска находится развлекательный центр «Алтай Пэлас», или попросту говоря – казино. Молодые люди из Горно-Алтайска иногда ездят туда на работу на такси:
- Опять проспал! (или «проспала») – негодуют на свой здоровый сон юноши и девушки. – На служебный автобус опоздал, теперь придётся на такси пытаться к началу смены успеть, чтобы штраф за опоздание не получить.
- Большие штрафы? – интересуюсь я и узнаю, что, да, довольно внушительные.
– Похоже, что зарплаты у вас в казино тоже большие.
- Увы, - разводят руками работники казино, - и называют довольно-таки скромные суммы.
- Так ради чего вы так торопитесь на работу, прибавляя (порой) к сумме штрафа ещё и стоимость поездки на такси?
- Чаевые. Когда клиент много выигрывает, он обычно раздаёт хорошие чаевые, - слышу я в ответ.
***
Один из клиентов данного казино по-крупному проигрался, и заказал такси домой – в один из угледобывающих районов Кузбасса. В примечании к заказу «русским по белому» было прописано: «Пассажир без денег. Расчёт на месте прибытия».
Опытные таксисты (в том числе и я) не спешили брать заказ, а «подобрал» его только недавно начавший таксовать узбекский парень, который позже хвастался, что вместо суммы по счётчику в десять с половиной тысяч рублей пассажир вынес ему из дома аж пятнадцать.
И именно в моменты, когда пассажир произносит фразу «сдачи не надо», таксист действительно что-то зарабатывает. Чаевые – это та сумма, из которой уже не нужно вычитать стоимость топлива, обеда, амортизации автомобиля или комиссионных отчислений на «базу»; это реальный заработок.
***
Долгое время, с благодарностью принимая от пассажиров даруемую ими мелочь, я считал, что количество денег сверх показаний счётчика зависит от степени округления суммы или от степени щедрости каждого конкретного клиента. Я и не подозревал, что в мире существует особая культура подачи чаевых.
Впервые я осознал это, когда судьба столкнула меня с москвичом, некоторое время прожившим в США. Вернувшись в Россию, он решил подлечить спину в одном из санаториев Белокурихи, для чего и прилетел в Горно-Алтайск, и вызвал такси до Белокурихи.
В то время цена такой поездки составляла две тысячи рублей.
Когда мы подъехали к санаторию я получил в качестве оплаты сумму в две тысячи двести. Я ещё раз пересчитал деньги и, убедившись в ошибке, сказал:
- Здесь денег больше, чем нужно. Молодой мужчина внимательно посмотрел на купюры, веером зажатые в моей руке, и поднял на меня недоуменный взгляд:
- Да, нет. Всё правильно! Две тысячи за поездку плюс десять процентов чаевых…
А вскоре в моей машине оказалась семейная пара пожилых людей из Горно-Алтайска, но последние года два-три проживших в Испании. Ехали они недалеко, по городу, так что цена поездки оказалась смешной – рублей семьдесят. Но то, с какой скурпулёзностью они стали считать мелочь меня удивило.
- Сколько будет восемь процентов от семидесяти? – спросил муж жену.
- Пять, - ответила она.
- Ну, нет же! Шесть, - добродушно возразил муж и отсчитал мне ровно семьдесят шесть рублей.
Тут уж, хочешь – не хочешь, поймёшь, что в западном мире к чаевым относятся строго: не меньше – не больше…
***
Весьма обеспеченных московских туристов я возил однажды с одной из самых дорогих турбаз Горного Алтая до Телецкого озера.
Дорога была не сильно загружена, что позволяло держать приличную скорость, так что прокатил я гостей, что называется, с ветерком. Сумма была озвучена мной заранее: семь тысяч рублей. Но, когда мы подъехали обратно, к туристическому комплексу, довольный поездкой владелец строительного бизнеса вручил мне семь с половиной тысяч.
Через день он позвонил снова, спрашивая о возможности поездки в сторону Чемала, и на следующее утро мы осваивали этот маршрут.
Но трасса Горно-Алтайск – Чемал изобилует камерами, фиксирующими превышения скорости, поэтому ехать быстро я, конечно, не мог. Вдобавок мы нарвались на участок ремонтируемой дороги, где немного простояли в пробке, а потом двинулись дальше в плотной колонне автомашин.
В-общем, до Чемала мы даже не доехали, потому как мои пассажиры хотели успеть посетить на обратном пути специализированный магазин. Но с таким движением и обратная дорога заняла дольше положенного времени, и в магазин мы тоже опоздали.
- Вот, если бы мы мчались, как вчера, мы бы успели, - бизнесмен был явно расстроен.
- Давайте я свожу вас в этот магазин завтра, - предложил я.
- Завтра утром мы уезжаем… Сколько? - спросил пассажир.
Я показал счётчик, на котором замерла сумма в четыре тысячи семьсот пятьдесят рублей. Когда мы вернулись к турбазе, я уже прикинул, что скорей всего получу за поездку пятитысячную купюру, а от сдачи бизнесмен вежливо откажется. Но бизнесмен вздохнул, отсчитал четыре с половиной тысячи и, положив их на сиденье, вышел.
***
Бывают и такие ситуации, когда будто бы это я подаю пассажирам на чай. Проедут, например, люди на двести пятнадцать рублей и дают мне пятисотку, а я им, пожалуйста, триста рублей сдачи. Хотя такое случается редко. Я всё же привык играть по установленным правилам, и беру с клиентов деньги строго по таксометру. Для меня это, как разновидность йоги – преодоление собственной жадности.
- Не нужно сдачи, - говорят мне пассажиры, но я протягиваю им мелочь и бросаю её в монетницу только после вторичного отказа.
И в последнее время второй раз от сдачи почти никто не отказывается. Всё же беднее стали жить люди.
- Извини, братан, - словно оправдываясь, говорил мне тридцатилетний мужчина, забирая у меня свои законные тридцать рублей сдачи, - раньше бы я тебе их точно «на чай» оставил, а сейчас не могу – кризис…
***
- О, как быстро такси подъехало! - удивилась моя пассажирка, усаживаясь на заднее сиденье автомобиля. - Не то, что в крупных городах.
- А я пробовал таксовать в Новосибирске, - отозвался я. - Вроде и расстояние до места незначительное, а ехать на адрес приходится полчаса. А потом ещё полчаса, чтобы до конечного пункта доехать. В итоге час ползаешь по городу, а получаешь всего лишь сто рублей, хотя бензина истратил на двести. И как там таксисты выживают? Я думал, может быть чаевыми расход топлива компенсируется. Но нет - все расплачиваются копейка в копейку.
Даже приезжие бизнесмены. Выходят вчетвером из дорогого новосибирского ресторана. Видно, что только что тысяч двадцать там оставили. Едут до гостиницы. На счётчике сто двадцать рублей. Наиболее денежный клиент достаёт сотку и спрашивает "есть у кого-нибудь двадцать рублей?"
Минут пять все четверо по карманам шарили, пытались мелочи набрать. И набрали...
А один подвыпивший новосибирец пытался сбить цену поездки со ста пятидесяти до ста рублей. А когда я согласился взять с него всего сто двадцать рублей (ну, просто достал канючить), он признался: «Я, конечно, не бедный человек. У меня и завод свой есть, и машин много. Но я считаю, что если ничего не выторгую, то день даром прошёл».
Потом я привёл ещё пару примеров скаредности попадавшихся мне в столице Сибири клиентов, а потом описал исходящую от глубины души искреннюю благодарность и щедрость горно-алтайских пассажиров.
Так под трели моей болтовни мы и доехали до нужного адреса. Клиентка подала сто пятьдесят рублей, я отсчитал тридцать пять рублей сдачи, но, подняв голову, обнаружил, что женщина уже отошла метров на пять от машины.
- Возьмите сдачу, - окликнул её я, только теперь понимая, что со стороны мой десятиминутный монолог мог выглядеть, именно как выклянчивание с пассажирки денег.
Женщина повернулась и с улыбкой произнесла:
- Оставьте на чай!
Свидетельство о публикации №221091000165