101. Как из праха утвердиться пред лицом Его

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. В них –духовный путь исправления природы человека; при их осмысливании через сознание души проясняется многое. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

"Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придёт к Тебе.
Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твоё; в день, когда воззову к Тебе скоро, услышь меня;
ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
сердце моё поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
Я ем пепел, как хлеб, и питье моё растворяю слезами,
от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознёс меня и низверг меня.
Дни мои – как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава."

Когда человек страдает, его дух унывает. Спасение в одном – молиться и изливать пред Господом свою душу. Чтобы вопль дошёл до слуха Его, вместе с молитвой нужно возносить и саму душу – по душе Бог определяет степень веры, а по вере даёт облегчение. Он Сам велел искать Его и обещал, что мы не будем искать напрасно, если ищем в вере.

В синодальном переводе слышим мольбу «услышь меня», а в еврейском – с дерзновением: «поспеши ответить мне».

Когда Бог скрывает Своё лицо от страдающего, то его скорбь не находит выхода. Это тяжкое наказание для чтящего Господа, и псалмопевец даёт жуткие образы таких состояний. Как благополучие и радость символизируются расцветанием, так бедствия и скорбь представляются иссыханием, крайним истощением. Побито, как трава, и высохло сердце, человек настолько поглощен переживаниями, что забыл я есть хлеб свой.
Духовный смысл хлеба – слово Божие. Он его перестаёт слышать. Этот же смысл потом проступает в строке «Я ем пепел, как хлеб»: пепел – это самое низшее свойство, предельное разложение. Но! – когда бывшие высшие свойства падают на самые низшие («ибо Ты вознёс меня и низверг меня»), тогда они могут исправиться! Здесь видно, что строки псалма – это не банальные стенания, а назидание раскрывающим их духовный смысл!

«Я уподобился пеликану в пустыне» – пеликану для обитания нужна вода, а он загнан в пустыню. «Я стал как филин на развалинах» – ночная птица филин избегает света;
«не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле» – это состояние одиночества и полного опустошения, когда даже друзья и близкие человеку немилы, он проводит свои часы в оцепенении, изливая скорби и оплакивая себя.

«Всякий день поносят меня враги мои» – слова эти также имеют второй смысл; если под главными врагами человека понимать эгоистические свойства, во время скрытия Творца они наиболее жестоки, настойчивы и неумолимы.

Слёзы символизируют избыток света, который человек не в состоянии получить в своих неисправленных желаниях, поэтому они должны излиться. И в духовном смысле Давид говорит о том, что свет есть всегда, но для его удержания нужны пригодные свойства души.
И далее раскрывает источник своих проблем – «от гнева Твоего и негодования Твоего», проявляющегося в том, что Творец скрывает лицо своё, – именно это желчь и полынь в страдании, и человек становится «как уклоняющаяся тень», уклоняющаяся от света.

При поверхностном чтении кажется, что слова псалма описывают личные бедствия псалмопевца и являются лишь средством выговориться для страдающего человека. Но далее, как во тьме восходит свет, Давид представляет действительно драгоценные утешения, о которых нужно размышлять, исследовать. Для чего? Для того, чтобы оживить себя.

"Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, – ибо пришло время;
ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют."

За состоянием скрытия Бога приходит Его раскрытие. Творец восстанет и умилосердится над Сионом – даст исправляющий и оживляющий свет.
Сказано: «Из Сиона выйдет Тора» – программа, которую мы должны выполнить. Мы можем её реализовать только по своему согласию, «приняв Тору», а она приведёт к Дающему Тору, что откроет человеку новый мир – духовный. Сион – это не только земля, – это место, которое является только устремившим глаза к небу.
Именно этого желает псалмопевец и к этому стремится, «ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют». Место присутствия Духа Господня становится желанным и отрадным и на земном плане.

"И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей.
Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их."

Прямой перевод еврейского текста говорит об этом как о свершившемся факте: «Ибо построил Господь Сион и явился в славе Своей. Внял Он молитве одинокого и не презрел молитвы их». Это правильнее, так как на духовном плане, на котором созиждет Творец, Его программа уже исполнена. В Высшем мире нет времени, есть только истинный смысл.

"Напишется о сём для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме,
когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу."

«Для рода последующего», «поколение грядущее» – смысловая относимость сих слов содержит указание не столько на то, что Он сделал для них и их предков, сколько на исправление свойств, которые будут более готовы к внутреннему ощущению благодарности Творцу. А это есть первое ощущение человека при открытии им духовного мира. Он уже понимает, что эта духовная сила вывела его из бесцельного безысходного существования в вечный и совершенный мир СОтворчества.

Бог смотрит на землю «сверху вниз» не для того, что созерцать царства земные с их славой или позором, а более для того, чтобы услышать стон узников, и не только услышать, но и помочь «разрешить сынов смерти» – «развязать узы обреченных на смерть». Они всех других привлекут к Богу, и тогда соберутся народы вместе в Иерусалиме, и многие из других царств объединятся для служения Господу.

Что это, если не пророческое указание на времена пришествия Христа и обращения язычников? Иисус возвестил узникам, что темницы, в которых они заточены, откроются и для них. Они будут возвещать имя Господа и славу Его в евангельской Церкви, где «соберутся народы вместе».

Духовный смысл послания Давида – в описании духовных состояний: когда Израиль (означающий «идущие прямо к Творцу») достигает направленного к Творцу желания (послушания Господу), он переходит в состояние, которое называется Сионом, землёй Израиля, а затем приходит состояние «совершенный город», называющийся Иерусалим. Все эти состояния достигаются только из объединения, когда выстраиваются такие отношения, которые и называются «совершенный город» (ира шлема), то есть место соединения между нами и высшей системой – Творцом. Иерусалим в духовном понимании – это символ объединения. Всё выражается через объединение. Есть объединение – есть земля Израиля, Иерусалим, Храм, а нет объединения – ничего этого нет.

Другими словами, только через объединение против эгоизма люди раскрывают в своём сердце более высокую духовную ступень – Иерусалим.

"Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
В начале Ты, основал землю, и небеса – дело Твоих рук;
они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся.
Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим."

Псалмопевец говорит об изнурении, дающем ощущение сокращения дней жизни и своей просьбе к Богу их продлить.
Но такая просьба свидетельствует о том, что дух ожил и создаёт устремление созреть для небес, покоряясь воле Божьей.

Великим утешением, несмотря на обрушивающиеся опасности, является то, Господь вчера и сегодня, и во веки Тот же. Исключительное свойство Бога – быть неизменным.
Поэтому если мы – Его, то только в Нём имеем вечное утешение.

Бог полновластно владычествует над небом и землёй. Он может изменить их в соответствии со своей программой, замыслом творения. Земля и небеса – они погибнут, «и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся». Из этого следует, что нужно немедленно направить себя к Творцу, чтобы он переменил тебя и ты изменился, и вошёл в Его Царство и жизнь вечную.

«Ты – тот же» – то, что присутствует в Боге, вечно и неизменно. Христос в исполнении будет таким же, каким был в обетовании: «…ибо Я живу, и вы будете жить». Христос придёт, когда настанет полнота времени и утвердит Своё царство, и Он будет хранить и наполнять его.

Пусть вручивший себя Богу не боится потери сил и сокращения дней, пока сам Бог является ее силой и ее жизнью.

В словах Давида звучит всем вышесказанным обоснованная уверенность в том, что Бог ответит на эту молитву – «Сыны рабов Твоих будут жить», но их жизнь не остановится на них самих со смертью, а продолжится в потомстве, которое утвердится пред Богом – «семя их утвердится пред лицом Твоим».

Этот псалом – молитва страждущего, передаваемая всем остальным страждущим, и пример того, как настроить свои сердца, чтобы представить их Богу к помилованию и спасению.
Против всех скорбей, которые потребуется перенести и вынести, поможет только близость Творца, ощущение Его близости. Оно возникает через осознание верности Бога на вере в избавление, которое Бог в должное время совершит для Своей страдающей Церкви.


Рецензии