9. 3. Константин Богаевский
Еще одним уроженцем щедрой на художественные таланты Феодосии является Константин Богаевский. Как и Куинджи когда-то, успеха в Художественной школе Айвазовского он не достиг, хотя на копировании марин мэтра руку набил. Отправился в Петербург, но и там не впечатлил академических преподавателей натурного класса. С ним почти простились, когда Архипу Куинджи попали на глаза его летние этюды. Он взял Богаевского в свой класс, и с этого, кажется, и началась настоящая жизнь и настоящее призвание Константина Богаевского.
Русский художник-пейзажист Серебряного Века Константин Федорович Богаевский (24 января 1872 — 17 февраля 1943) почти всю жизнь прожил в Феодосии. Родился в семье мелкого служащего. Во время очередной русско-турецкой войны в безлунную январскую ночь 1878 года в Феодосийский порт вошла турецкая эскадра. Загремели орудия, в городе началась паника и эвакуация в первую очередь стариков, женщин и детей. Богаевские — мать с двумя малолетними сыновьями, Александром и Константином, ставшим знаменитым художником, были отправлены под защитой древнего монастыря в Топлах, где прожили почти три года. Здесь шестилетний ребенок увидел другой мир с гостеприимными дубравами и солнечными полянами, наполненными пением птиц, с кристально чистой холодной водой в каменном фонтане монастыря. Как вспоминал впоследствии художник, эти детские впечатления положили отпечаток на его дальнейшее творчество.
С 1881 года Константин воспитывался в семье фабриканта Ивана Егоровича Шмита, что дало возможность ему впервые проявить свой художественный талант и получить образование. Первым его учителем живописи был Адольф Фесслер, поклонник и копиист творчества И. К. Айвазовского. Его одаренность и трудолюбие проявились уже в одном из самых ранних из сохранившихся рисунков – карандашной копии гравюры "Мельница у ручья", отличающейся точностью и твердостью исполнения.
В 1891 году Богаевский поступил в Петербургскую Академию Художеств, но довольно скоро выяснилось, что он не может попасть в "струю" принятой здесь методики обучения (копирование и рисование с гипсов). Не дожидаясь отчисления из Академии, он возвращается в Феодосию, но здесь молодой человек получает письмо, изменившее его судьбу, - сообщение о том, что А. И. Куинджи заинтересовался его этюдами. Так он оказался у замечательного педагога, лелеявшего своеобразие талантов, мудрого "учителя жизни" (Н. К. Рерих), из мастерской которого вышли А.А. Рылов, Н. К Рерих, В.-К. Е. Пурвит, А. А. Борисов и другие. В 1897 году в составе группы учеников под руководством учителя он отправляется в Германию, Францию и Австрию, где существенное влияние на становление юного художника оказали немецкие символисты Арнольд Беклин и Франц Штук.
До 1904 года он поглощен изображением трагической земли: в его пейзажах, как правило, низкий горизонт, что-то зловещее таится в старых развалинах или в земляных глыбах. Таковы "Древняя крепость" (1902), "Пустынная страна" и другие. Далее полотна начинают представлять прямо-таки космические события и драмы: "Звезда-Полынь", "Генуэзская крепость" (обе 1906). Картина, открывающая "киммерийский" цикл - "Последние лучи" (1903), - едва ли не самое "красочное" полотно в творчестве Богаевского. По стилистике она напоминает произведения Поля Гогена, и не только своей интенсивной цветностью, но и "гогеновским" экзотичным образом неведомой южной страны. Древняя Киммерия, с её величественными горами, складками холмов, античными городами и заливающим пейзажи ослепительным солнцем были основной темой творчества Богаевского. Эту землю он беззаветно любил.
Крым же Богаевского и Крым Айвазовского роднит монументальность, эпичность. И это, пожалуй, всё. У Богаевского не Крым, а Киммерия, в то время как Айвазовский пишет Крым, о временных параметрах которого не задумываешься. Это небо, море, свет, перехлестывающие через холст волны. Богаевский же показывает время, ушедшее и манящее из глубины веков. Айвазовский изображает море в разгар бури, спокойное море в штиль, море на котором вот-вот грянет буря, море после шторма. Природа Богаевского создает ощущение мощной, но сдержанной, не бушующей силы. Он любуется грандиозным прошлым Киммерии. Айвазовский же любуется морем. Надо признаться, что не все согласны с мнением, что Богаевский является учеником Айвазовского и отдают здесь приоритет Куинджи, который и заметил талант Константина Фёдоровича.
Примерно к 1907 году относится перелом в творчестве Богаевского. Как бы пройдя катарсис, он высветляет палитру своих полотен - они словно наполняются покоем, молитвенным состоянием духа. "Тихая равнина", "Раннее утро", "Розовый гобелен", "Страна великанов", "Жертвенники" и другие картины 1908-1909 годов отличаются светлой гармонией. Скорее всего этот перелом в творчестве и мировосприятии художника был связан с его женитьбой.
В годы Первой мировой войны Богаевский был мобилизован в рабочую роту под Севастополь. Лишившись возможности писать, но не способности творить, он создаст свои картины "внутри себя", едва успевая зарисовывать эти композиции во время короткого отдыха. В годы революции Богаевский был членом Феодосийского литературно-артистического кружка, куда входили О. Э. Мандельштам, А. К Герцык, С. Я. Парнок, М. А. Волошин и другие. По поручению Общества охраны памятников искусства зарисовывал исторические памятники Крыма. В 1923 году за восемнадцать дней, исполнил четыре панно для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
Вскоре он обратился к новой для себя технике - литографии, успех в которой давно предсказывал ему Волошин. Действительно, графическое наследие Богаевского не менее ценно, чем живописное. В 1923 году вышел в свет альбом литографий Богаевского. Среди литографий выделяется цикл, объединенный общей темой - "Звезда" (1923), один из листов которого возвращает нас к сюжету картины "Звезда Полынь". Такое же холодное свечение планеты, замораживающее острыми лучами безжизненную землю. Каменистое нагорье не может пробудиться от магического света звезды.
В 1926 году он окончил живописное полотно "Феодосия", полностью соответствующее его минорным настроениям. "Феодосия" - одно из самых сильных произведений Богаевского. Картина содержит много конфликтного, присущего трагедийному сознанию общества 1920-х годов.
Поездки художника на нефтепромыслы, на Днепрострой подтолкнули мысль мастера к созданию серии городов будущего. Замысел не был осуществлен, у художника не получилось представить город будущего таким, чтобы в нем присутствовали действительно новые архитектурные формы. Богаевский "строит" свой «Порт», используя формы днепрогэсовских «быков», лишь слегка их видоизменяя, вводит в город американские небоскребы.
Едва ли не лучшим и, можно сказать, кульминационным для творчества Богаевского 1930-х годов является большое полотно "Крымский пейзаж" (1938).
В июне 1941 года разразилась война с фашистской Германией - третья война в жизни Богаевского. В ночь накануне объявления войны бомбили Севастополь, и весть об этом трагическом событии докатилась до феодосийцев незамедлительно. В 1941 году началась тяжелая фашистская оккупация.
В 1941 году Богаевский оказался в оккупации, погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии советской авиацией. Похоронен в Феодосии на старом городском кладбище.
(Продолжение следует. http://proza.ru/2021/09/14/208 Полностью можно прочитать в Литрес, набрать Александр Смольников)
Свидетельство о публикации №221091000274