Разная Наталья Гундарева

Кто из моих сверстников не видел эту актрису в ролях в культовых советских фильмах – «Одиноким предоставляется общежитие» и «Вас ожидает гражданка Никанорова»? Какая она разная в этих фильмах, согласитесь. А сколько еще сыграно в других кинофильмах и спектаклях. И нигде она не повторяется, всегда вживаясь в образ героя, которого играет.

Родители Натальи Гундаревой очень любили театр, и хотя рано развелись, мечтали, чтобы дочка стала актрисой. Мама таскала ее на премьеры, записала в кружки чтения, пения и драматического искусства в местном Доме пионеров. В 8 классе девочка первый раз вышла на большую сцену Театра юных москвичей, сыграв роль в пьесе «Дикая собака Динго». Любовь к театру мама привила, но прагматичная Наташа даже не рассматривала себя как актрису и не хотела связывать свою жизнь с театром. Хотела быть как ее родители инженером и даже в 10-м классе стала подрабатывать чертежницей в конструкторском бюро, готовясь в будущем стать инженером-проектировщиком.

Но когда наступило лето, и пришла пора поступать в институт, поддалась на уговоры матери и своего приятеля по детскому театру Виктора Павлова. Подала документы в Щукинское театральное училище. Причем деваха была себе на уме, поступила хитро. В те времена театральные и художественные ВУЗы принимали абитуриентов немного раньше, чем технические: не поступишь во ВГИК, успеешь подать документы в университет или политех. Гундарева знала, какой огромный конкурс в «Щуку» - 50, а то и 100 человек на место. Рассчитала точно: не пройдет по конкурсу, от нее мама и Павлов отстанут, и она спокойно подаст документы в МВТУ.

Но на свое и на наше счастье, ошиблась. Своей неординарной внешностью, пышными формами и пестрым одеянием Гундарева сразила наповал строгую комиссию «Щуки», она блестяще сдала вступительные экзамены и была без проблем зачислена на курс актера Катина-Ярцева, где училась вместе с Константином Райкиным, Юрием Богатырёвым, Натальей Варлей.

Гундарева была девушкой серьезной. Понимая, какая удача ей привалила, к учебе относилась ответственно: дословно записывала лекции и по три часа ежедневно проводила в балетном классе. В 1971 году многообещающая выпускница Наталья Гундарева получила приглашение на работу сразу из нескольких театров, но отдала предпочтение театру им. Маяковского, сцена которого была ее домом до последних дней жизни. Именно в этом театре я видел Гундареву в одном из спектаклей, когда в 1989 году был в Москве на курсах повышения квалификации.

Правда, несколько лет режиссер «Маяковки» Андрей Гончаров давал молодой актрисе только эпизодические роли. Но в 1974 году в спектакль «Банкрот, или Свои люди — сочтёмся» по Островскому Гончарову понадобилось ввести новую актрису на роль Липочки, которую исполняла заболевшая Татьяна Доронина. После 10 дней репетиций Гундарева органично вошла в спектакль; её дебют в главной роли сразу был оценен театральной Москвой. Затем были постановки «Бег» и «Я стою у ресторана», которые благодаря Гундаревой всегда являлись событием в обществе и собирали ошеломительные аншлаги.

Неминуемо возник конфликт с главной примой театра Татьяной Дорониной. До этого она была звездой «Маяковки», теперь постановщик Андрей Гончаров продумывал программу с расчетом на Наталью Гундареву. Актрисы не могли ужиться друг с другом. Конфликт между звездами был так силен, что доходило и до драки. «Когда они начали репетировать, Наташа дала по физиономии Татьяне Васильевне (Дорониной), была такая рукопашная. С этого момента она стала полновластной царицей театра. Это были очень сильные женщины, одна из них должна была уйти, — вспоминала актриса Татьяна Васильева.

В кино Гундарева начала сниматься еще в студенческие годы, но в эпизодах. Известность в кинематографе молодой актрисе принесла роль буфетчицы в киноленте «Здравствуй и прощай». После этого Наталья Георгиевна снялась во многих фильмах, в частности, «Осень», «Подранки», «Осенний марафон». Настоящий триумф был после фильма «Сладкая женщина», где актриса одновременно отобразила на экране образы трех женщин и их судьбы. В 1977 году по данным опроса журнала «Советский экран» Наталья Гундарева была признана лучшей актрисой года.

Из-за фактурной внешности и пышных телес за коренной москвичкой Гундаревой прочно утверждается амплуа простой советской женщины из сельской глубинки – этакая доярка-буфетчица. Режиссеры, снимающие фильмы про сельскую или рабочую жизнь, буквально рвут актрису на части. Но Наталья Гундарева была действительно великая актриса, смогла уйти от навязываемого ей амплуа простых деревенских женщин, раскрывая психологически сложные, многогранные образы. Одна за другой в свет выходят её программные работы, признанные классикой.

Наиболее значимой из театральных ролей Гундаревой, стала Катерина Измайлова в трагедии «Леди Макбет Мценского уезда». Андрей Гончаров собирался поставить Лескова ещё в конце 1950-х. Спектакль был отрепетирован, но в последний момент режиссёр передумал и отложил постановку. «Честно говоря, дело тут не только в инсценировке, тогда у меня не было Н. Гундаревой. Ни на Бронной, ни потом в ГИТИСе я не мог осуществить ни инсценировку Дикого, ни свою, над которой начал работать, из-за отсутствия актрисы, способной поднять эту роль. Сергея-то найти было возможно; Катерину Львовну — нет!».

В середине 80-х актрисе пришлось на несколько месяцев оставить работу: она попала в аварию и нуждалась в восстановлении после травмы. Триумфальное возвращение звезды в театр и кино порадовало поклонников. Окружающие недаром называли ее царицей и королевой — амплуа оправдывало высокий статус. В 90-е она воплотила на экране императрицу в ленте «Виват, гардемарины!», княгиню в «Чокнутых», генеральшу в «Криминальном танго».

Но ещё с начала 1980-х годов друзья и знакомые стали замечать, что у актрисы появились проблемы со здоровьем. Она много курила, хотя неоднократно пыталась бросить. Несколько раз из-за приступов гипертонической болезни переносились её спектакли. В 1986 году Гундарева, которая с удовольствием водила машину, попала в тяжёлую аварию и почти год приходила в себя. Может быть, тому виной была личная жизнь. Гундарева постоянно находилась в состоянии влюбленности, причем чаще всего в коллег по сцене. По молодости встречалась с актером Владом Долгоруковым. Пара хотела сыграть свадьбу, но его родители оказались против этого союза. После разрыва с избранником Наталья Георгиевна недолго оставалась в одиночестве и сблизилась с режиссером Леонидом Хейфецем, который был старше ее на 14 лет. Хейфец так привязался к артистке, что, несмотря на уговоры друзей, оставил жену. Гундарева его очень любила, но семейный быт заел.

Следующий возлюбленный актрисы был моложе нее. С начинающим артистом Виктором Корешковым, Гундарева разыгрывала страсть в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда», а вскоре чувства воплотились в реальности. Как в прошлый раз, избранник оказался женат. Чтобы получить развод, он соврал супруге Наталье Хорохориной о беременности Гундаревой. Но права поговорка «На чужом несчастье счастья не построишь» - брак Натальи Георгиевны и Корешкова продлился лишь пару лет. Супруг чуть ли не в открытую изменял с известной певицей, а такая волевая и темпераментная женщина как Гундарева долго терпеть любовный треугольник не могла. После этого было еще несколько романов с коллегами по сцене. Любовью всей жизни Натальи Гундаревой стал ее третий муж Михаил Филиппов, с которым они поженились в 1986 году. В том момент актриса была уже «примой» и начала задумываться о семейном счастье. По слухам, после нескольких неудачных попыток актриса выяснила, что не может иметь детей по причине неудачного аборта, сделанного в молодости.

Сильная женщина никогда не упоминала об этой проблеме. На вопросы журналистов о детях она всегда отвечала, что не имеет потребности в потомках, их ей полностью заменил театр.

В этот же период Наталья познакомилась с Ириной Дегтевой, которая стала Гундаревой самой близкой подругой. Муж Натальи в своих воспоминаниях называл Ирину «приемной дочерью», но сама Наталья никогда не обращалась к подруге так. Дегтева тоже считала Наталью Гундареву своей подругой, хотя и признавала, что та общалась с ней скорее как мама со взрослой дочерью, которой актрисе, скорее всего, несмотря на всю силу и стойкость, все же не хватало.

В 1999 году актриса серьёзно сбросила вес и сделала несколько пластических операций. Вроде бы удачных, но... «Гундарева, появившаяся на обложках глянцевых журналов после пластической операции, выглядела сногсшибательно, но это была всего лишь фотогеничная маска. На телеэкране — в движении всё обстояло не столь радужно. Застывшее лицо отказывалось слушаться, и, судя по всему, это стало потрясением для чрезвычайно требовательной к себе актрисы… После радикального изменения внешности организм испытывает стресс, потому что сам себя не узнаёт». ( врач-невролог Нина Андриенко).

Летом 2001 года стояла аномальная жара, как и нынче. Наталья Гундарева спасалась от нее на даче в Подмосковье. В ночь с 18 на 19 июля она почувствовала себя плохо и была доставлена в больницу с диагнозом «нарушение мозгового кровообращения». 21 июля она впала в кому, и врачи констатировали обширный ишемический инсульт. Медики делали все возможное, и постепенно больная пошла на поправку, к ней вернулись речь и ограниченное движение. Через год Гундарева выписалась из больницы и переехала домой. Дала несколько интервью прессе, принимала друзей, планировала вернуться на сцену, но в августе 2002 года её состояние снова стало ухудшаться – судя по всему, пережила второй инсульт. А в декабре во время прогулки поскользнулась и сильно ударилась затылком. Помимо травмы головы это падение привело к общему ухудшению состояния здоровья. Актриса перестала ходить.

15 мая 2005 года, на 57-м году жизни, Наталья Гундарева скончалась по дороге в больницу из-за повторного геморрагического инсульта. Похоронена 18 мая на Троекуровском кладбище Москвы.

Один мой знакомый, полковник погранвойск в отставке, естественно никакого отношения к театру, кино и вообще искусству не имевший, говорил: «После «Сладкой женщины» мне хотелось Гундареву задушить собственными руками, после «Однажды двадцать лет спустя» носить на руках. Одна и та же женщина и такая разная. Вот это и есть талант. Великая актриса!».


Рецензии