Мастер по безделушкам. 9

9
 Несколько раз при мне Директор заводит разговоры о женщинах, расхваливая то одну, то другую одинокую учительницу. Я тупо отмалчиваюсь, пока до меня не доходит — меня пытаются женить.
 Судя по кандидатурам, обо мне как женихе, не высокого мнения. Спасибо, Николай Лаврентьевич. У меня невеста на последнем курсе пед. института — умница и красавица. После новогодних праздников свадьба. Буду признателен, если подадите заявку для жены на распределение в нашу школу и поможете с жильём.

 Понимаю, за что коллектив ценит директора. Шеф заботится о своих работниках. Крыша над головой — главная проблема молодой семьи решается без унизительных хлопот с моей стороны.
 Нам выделяют отдельную комнату в общаге, когда родился первенец — крошечную однокомнатную квартирку при школе, появилась дочка - там же двухкомнатную.
 Ещё одна дочка родилась в просторной трёхкомнатной квартире в новом доме.

 «Жизнь сложнее наших представлений о ней»,- написал я, перечёл и решил стереть, сентенция до предела банальная, но становился. Истина часто банальна, это не делает её понимание проще.
 О чём это я? Стоит принять, что что-то понял, как происходит некое событие, легко разрушающее твои «незыблемые истины» как карточный домик.
 Например — оценка. В детстве кажется, что нет ничего проще и приятней, чем ставить оценки. На самом деле всё не так просто. Всегда в дело вмешиваются детали, в которых, как известно, кроется дьявол.
 Понятно — оценка должна быть объективной, т. е. соответствовать определённым критериям в любом классе «сильном» или «слабом» одинаковым. Пятёрка или тройка в классе «А» ничем не должна отличаться от такой же отметки в классе «Б». Всегда ли это так?
 Скорее всего нет. В любом классе невольно расставишь всех учеников от «двойки до пятёрки». Отсюда популярность тестов, которые влияние подсознания учителя нивелируют. Лучше вообще исключить человека из процесса опроса и доверить это дело машине.
 Очевидно — критерии выбираются исходя из учебной задачи. Учимся измерять штангенциркулем — обращаем внимание на точность обработки, учимся конструировать — на оригинальность и красоту решения конструкторской задачи.

 Восьмой класс. Металлообработка. Объект труда — слесарный угольник. Учимся опиливать с точностью плюс-минус 0,1 мм. Критерии оценки — угловые размеры, линейные размеры, чистота поверхности.
 Алёшка С. из многодетной семьи, часто пропускает уроки. Когда выживаешь, не до игрушек. Сегодня Алексей «осчастливил» нас своим присутствием. Мало осчастливил — старается, даже пот течёт по круглому лицу.
 Несколько раз подхожу к Алёшке, пытаюсь втолковать, что измерительный инструмент должен быть точным, иначе от него один вред. В конце урока Алексей сдаёт угольник, которым пользоваться нельзя. Всё что можно испортить, парень испортил. По всем критериям - оценка два.
 Мальчишка удивляется, возмущается — я старался! Пытаюсь втолковать: твой угольник — брак!
 Пацан своё — я старался. На глазах слёзы.
 Пытаюсь привести пример из понятной области. Ты решал задачу. Старался. Не решил. Какую оценку получишь?
 Не слышит.
 Я. Будь это производство, с твоей зарплаты за испорченную заготовку удержали.
 Сердито сопит. Уходит. На следующей неделе на своём уроке Алёшку не вижу.
 Психологи говорят: «Человека надо сравнивать с самим собой». Не поспоришь. В соревновании «с самим собой» Алексей получил за тот урок пятёрку, но Вы бы согласились потреблять вещь изготовленную таким «мастером»? (сапоги, автомобиль, двигатель самолёта)

 Так как ставить оценку? Что важнее обучение или воспитание?


Рецензии