Сознание и познание тонкости смысла

Когнитивные науки изучают процессы, связанные с познанием, получением знаний. Но не следует забывать о том, что познание (мышление) является лишь частью сознания, его функцией, направленной на исследование чего-то неизведанного. В то время как сознание – это восприятие мира в целом (включая себя), а не только чего-то нового, неизвестного.

Познание – это ПРОЦЕСС, имеющий некую цель. Сознание – это не процесс, а скорее СОСТОЯНИЕ – бытия, мировосприятия, самоощущения, осознанности...


Конечно, это взаимосвязанные понятия, и жестко разделять их было бы неверно, но все же, хотелось бы подчеркнуть, что их не следует путать. Возможно, в когнитивистике это самое главное, что следует усвоить: быть осознанным – это не обязательно целенаправленно и напряженно о чем-то думать, размышлять, решать какие-то задачи. Это может быть и вполне расслабленное состояние, когда внимание не сосредоточено на чем-то конкретном, на достижении какой-то практической цели.

Подмена одного понятия другим приводит к ошибочному пониманию фразы Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Существование – не есть функция или следствие мышления, а мир не есть плод воображения, как многие полагают.

Люди, не различающие тонкостей смыслов сознания и познания, склонны к мистицизму и суеверию. Возможно, потому, что их внимание, целиком направленное на поиск всего нового и неизвестного, искажает восприятие реальности. Они склонны наделять неизвестное какими-то магическими, «сверхъестественными» свойствами и способностями, и вообще почему-то ПРОТИВОПОСТАВЛЯТЬ неизвестное известному, как будто эти новые, «революционные» знания непременно должны ПРОТИВОРЕЧИТЬ имеющимся данным, а не подтверждать и.

Если это ученые, то они считают, что новые научные открытия обязательно должны перевернуть и перечеркнуть всё наше представление о мире, а не дополнить его. Или, если это религиозные люди, что некие "сакральные" знания и силы имеют совершенно иную природу, в корне отличную от земных, материальных процессов.

Для здорового, целостного восприятия мира не характерно чрезмерное, гипертрофированное стремление к познанию чего-то тайного, непознанного, «сверхъестественного». Оно больше направленно на восприятие доступного и очевидного. При этом наличие чего-то еще недоступного, неоткрытого, не отрицается, но подразумевается, как нечто возможное и ДОПОЛНЯЮЩЕЕ имеющиеся данные. Это означает доверие миру, осознание единства с ним.

Человек, зацикленный на познании неизвестного, зачастую не может ответить на вопрос: «Какова конечная цель познания?» Зачем человеку знать всё, и возможно ли это в принципе? Какая точность и полнота информации его удовлетворит?

Но человек осознанный и умеющий хорошо использовать имеющиеся данные, способен извлечь из них гораздо больше пользы даже в условиях неполноты. Как говорит лингвист Дэниел Эверетт, автор книги «Как начинался язык», язык работает на ПРИЕМЛЕМОМ, а не на идеальном уровне. Львиная доля информации, т.е. смысла, осознается невербальным способом, домысливается и «дочувствывается» человеком самостоятельно. И это было бы невозможно без общей культуры, происхождения, образа жизни, совместной деятельности, объединяющей физической реальности.

И в этом смысле сознание – это результат не только индивидуальных умственных усилий, но в большей степени плод совместной деятельности, в том числе когнитивной. И то, что доступно одному, в принципе, доступно всем.

Каждый из нас, имея уникальную точку зрения, получая уникальный жизненный опыт, вносит тем самым вклад в общее развитие всей системы, и от этого выигрывают все. В этом и заключается, видимо, эволюционный смысл жизни.


Рецензии