СВИН

* * * СВИН. * * *

Так я его и назвал, Свин.Его привез мне в подарок товарищ , калмык по имени Николай. Но это мы его так называли, настоящее его имя труднопроизносимое и длинное. Так вот, привез он мне его в мешке из под картошки, бросил возле порога, что - то проворчал и смылся. Мешок ползал молча по полу и пыхтел. Не зная даже, что в мешке, я не ошибался в отношении его содержимого, запашок будущего сала говорил сам за себя . Наконец, мешок чихнул пару раз и сказал : " Хр, хр". Я сказал ему : " Привет, свин. Тебя мне только и не хватало".Вернулся Коля, пнул мешок, тот хрюкнул и чихнул в ответ.
   - " Чего ты его пинаешь?" - спросил я.
   -" Просто так, - сказал калмык, - тебе привез, у меня много".
Свиней на своей животноводческой точке у него было не очень много, насколько я знал, но одна свинья женского пола была точно.
   - " Девять штук принесла, нечетное число, один тебе. Хряк".
   - " И чего я с ним делать буду, где держать? С коровами, что - ли? Я же с мусульманами работаю, что они скажут?"
   -" А что скажут? Зарежь его и кушай."
   -" Так маленький же!"
   -" Один раз покушай, хватит".
Махнул я рукой , чего уж теперь с ним спорить. Откажусь, Николай выбросит свина вместе с мешком на улицу и уедет обиженным.
 Селить мне поросёнка, действительно, было некуда, объясню, почему. Я работал на колхозной откормочной ферме в одном из сохранившихся пока колхозов Калмыкии. После распада Союза и нескольких лет моего возвращения на родину, я не имел гражданства , а паспорт, по некоторым причинам, я имел советский, но выданный в Казахстане. Когда пришло время менять его на российский, мне было предложено уезжать в Казахстан, там отказаться от гражданства Казахстана , вернуться, получить вид на жительство, и когда - нибудь стать гражданином на родине.  Ехать в другую страну я категорически не желал, вот и пристроился там, где пригодился, наняв адвоката для решения интересующего меня вопроса. А работать пришлось на ферме, старшим которой был чеченец, ставший со всей своей семьей поддержкой во всех моих мытарствах . Но я не о мытарствах, а о том, что держать свинью на точке, где живут семьей, кстати многодетной, мусульмане, не с руки как - то. Но Магомет, глава семьи, успокоил меня, сказав, пусть, Свин живет, но чуть на отшибе.
    - " Сделай ему домик, чтобы не убежал, и откармливай. Деньги от его продажи лишними тебе не будут".
 Гора с плеч. Да и правда, на счет денег, ведь адвокат, хоть и ничего не сделал в дальнейшем, пососал купюр немало. Было как раз время разгула бзыка. Не знаете, шо це такэ? Эта такая гадина мушиной породы, которая откладывает яйца под кожу животных, а в определённое время, когда наступает жаркая погода , личинки приносят невыносимые муки , от которых стадо мечется по степи, как угорелое, и останавливается или по шею в водоеме, или в тенистом месте. Прудок рядом был вшивеньким, но был, а главное - зимние кошары, вот в них - то и прятались наши коровы уже часов с девяти утра и до четырех - пяти часов вечера. Времени свободного сейчас было много, поэтому ,взяв лопату, я отправился  метров за сто с задней стороны кошары. Многие держат кроликов в ямах, и практика показала неплохие результаты, ведь в ямах они как - бы и на природе. А поросенок что, хуже кролика?
Мало радости в работе яму копать свиноте. Стояла жара без мало - мальского ветерка , пот градом катил с меня, я собрал все мало - мальски знакомые матерные слова на голову добряка калмыка, но копать все - равно надо было. Выкопав в глубину на сантиметров пятьдесят, я решил ограничиться этим. Не кот же это, не кролик даже, чтоб на такую высоту прыгать. Шириной была яма два на два, будет где разгуляться хрюше. Сверху с одной стороны наполовину накрыл яму досками, засыпал холмиком землей для тени, приташил большую алюминиевую чашку и тазик для воды. Работы хватило до самого выхода из убежища от бзыка коров.Я еще успел вытряхнуть из мешка Свина ,дать ему болтушку на молоке и налить воды в таз. Поздно ночью, когда скот вольготно развалился рядом с нашим небольшим прудком, я с фонариком пошел проведать нежданное приобретение. А приобретение куда - то смылось.
   -" Тю- ю- ю!!!", - только и сказал. Бог дал, Бог взял, решил я , и пошел спать. Коровы рано встают и уходят пастись. Я тоже рано встаю и иду пасти до девяти, пока стадо само галопом не помчится в укрытие. Когда подошел к кошаре, увидел, что несколько коров гоняют по загону мое приобретение, пытаясь его забодать. Ни фига себе заявочка! Разогнал бешенных рогатых фурий, а свин, я думал, они так не умеют, сам впрыгнул мне на руки, весь в крови и навозе. Ну не бросать же его на растерзание придурашных от бзыка. Потащил домой. Постирал маленько, вытер своим же полотенцем, спать, правда, под кровать уложил. Поел, сам решил вздремнуть, и даже прилег. Лучше б не ложился. Свин быстро отошел от испуга, вышел из под кровати и задал трепака по всей комнате. Чечетка по деревянному полу, вроде маленькими, но копытами, отбила охоту дрыхнуть.Куда ж его деть - то? Пойду углублять свинячье жилище. Ух , как я зол, зол на порося, зол на Колька, на коров, на... В общем, зол - то зол, а копать надо. Сантиметров двадцать добавил, больше сил ни физических, ни моральных. Вылезет, пусть на себя пеняет.
Бросил в яму, накормил, напоил, спать он сам под навесом увалился. Мне же не удалось вздремнуть, стадо успокоилось. Ночью Свин встретил визгом, пришлось сначала накормить его,потом, клюнув пару раз самому хлеба, потом носом в стол, упал спать. Утром обрадовался не убежавшему Свину, а он болтушке и почесунчику, которым я наградил маленькую спинку. Этот день прошел без происшествий, днем я даже выспался и встал бодрым, а вечером, вернее, ночью , Свин был на месте и встретил мое появление поросячьим храпом. Даже не пошевелился, да я и не пытался его разбудить.
 Утром пошел кормить питомца, полчаса болтушку готовил, чтобы повкуснее была, а в яме никого нет.Испугался, побежал к ушедшим уже далековато коровам, по пути оглядывая окрестности. Здешняя местность мало чем отличается от казахстанской, той, где я жил все годы после службы в армии, такая же необозримая, и такая же зелено - желто - коричневая, пока под солнцем знойным не выгорит. Только тюльпанов по весне побольше в Актюбинской области, моря там тюльпанов, а здесь ручьи и озерца. Отвлекся, извините. Нет нигде Свина, не видать ни вблизи, ни в дали. Промучился думками о нем, бедном, убитом какой - нибудь дурой рогатой, пока я спал , оставив без присмотра бедное дитя на всю ночь в ямке для котенка, необорудованной, не приспособленной. Лентяй я бездушный и равнодушный, поленился хотя бы собачью будочку манюне сколотить. В общем, посамоедствовал от души. Решил, если найдется, построю хороший катушок для ребенка, ухаживать буду, как за своим. Правда, мой он и есть, если уже не был. Вернувшись за поднявшими вверх хвосты коровами ,так они во время бзыкования обычно мчатся домой, облазил все уголки кошары. И " кис - кис" звал, и "кутя - кутя", и " поря - поря", бесполезно, пропал поря. Волкам пока рано на охоту к нам загдядывать, с осени разгуляются, а вот всякие лисы, орлы - стервятники, хорьки и ласки разные, борогозят иногда. Повздыхал, погоревал, недолго правда, и хотел уже забыть. Недели две забывал, пока бзыкование не закончилось и стадо стало пастись нормально.
  Прудок рядом с нами, как я уже сообщал, маленький, пересыхает быстро, и коровы выпивают много воды, а заполняется он только талой водой по весне. Вот и сейчас он уже не мог напоить стадо, поэтому на водопой ходили километров за пять на соседнюю точку, где пруд иногда даже озерцом назвать можно было. И вот, к вечеру ближе, еду на коне за стадом, возвращаемся пасом с озерца и неожиданно вижу своего Свина. Он ковыряет своим пятачком землю и, как ни в чем не бывало, хрумкает корешки. Увидев меня, он презрительно фыркнул и умчался вперед, а ,где - то в середине стада остановился и начал рыться в земле между ног мирных, добрых буренок. Ну и ну, вот так потеряшка! Но дело есть дело, мне поневоле приходилось часто терять из виду воскресшего поросенка, а когда стадо благополучно расположилось на ночлег, Свина и след простыл. С фонарем я облазил все доступные места, где он мог спрятаться, но тщетно. Долго не мог заснуть, удивляясь чудесам природы животного. Желание жизни делает сильным, мудрым и храбрым любое живое существо. Не только человек, оказывается, быстро подстраивается под обстоятельства, и не всегда конец беззащитного, казалось бы, мальца оканчивается трагически. Но где же он прячется? Надо построить для него загончик, пока кто - нибудь не сьел его, опередив меня. С этими мыслями и заснул.
  До самой осени со Свином я встречался, но только вглядами, по утру, весь день он появлялся мне на глаза , а вечером исчезал. Как думаете, где он спал? Да в яме же, мною выкопанной. Случайно я узнал об этом. Как - то не спалось, думки замучали, и , устав ворочаться с боку на бок, встал и пошел гулять вокруг кошары. Тихо вокруг, хорошо, луна разыгралась, светлынь умиротворяющая и  вдруг - храп. Да так сладко храпит, аж позавидовал я храпуну. И храп из ямы исходит. Подошел, заглянул под навес, храп прекратился, а из под навеса два тревожных глаза смотрят на меня. Свин мой проснулся и, наверное, думает , рвануть бежать, или погодить.
  - " Привет, - поздоровался я, - жив, курилка? "
Он хрюкнул и завозился.
   - " Да ладно,- успокоил я ,- спи давай, нужен ты мне, трогать тебя.Физкультпривет!"
   И пошел, и лег, и сам , наверное, смачно захрапел.
   Так и пошло.Вечером, после работы, в темноте, я нес для Свина болтушку с молоком, выливал в тазик и уходил.Он всегда , только я вылазил из ямы, поднимался, быстренько хлебал , хрюкал благодарно и заваливался спать. А я тоже заваливался и спал без сновидений. Он даже перестал убегать внутрь стада при моем приближении, а потом и вовсе приучился брать корку хлеба из моих рук и гонял ее по траве, пока не сьедал.  Рос быстро, не смотря на то, что я его почти не кормил. Он ковырял дно высохшего пруда, бродил у кромки соседского озерка и там что - то жевал, в овраге он тоже находил что пожевать. Но главное то, что он всегда был или в коровьем стаде, или рядом. Стоило ему зазеваться, прозевать уход стада далековато, он, как шальной, мчался с визгом вдогон, а коровы поднимали головы и подбадривали спринтера одобрительным мычанием. Осень пришла, пошли дожди, стало холодно ночами, но как не заманивал я Свина в построенный для него у задней стены кошары домик из добротных досок и шиферной крышей, он игнорировал его. Заходил, сьедал то, что я , для заманухи, оставлял, но при моем приближении выскакивал из домика пулей, недовольный тем, что ему помешали. Оставил я свои попытки , просто ставил каждый день для него что - нибудь на молочке. Свин продолжал ночевать в яме до происшкствия, чуть не лишившего меня будущего сала. Начали бродить кругами волки, обучающие потомство охоте. Ночью меня разбудил рев стада.Выскочив на улицу, я увидел ревущих коров, мчащихся за кем - то вдогонку. Волков я не увидел, но понял, что именно их отгоняет все стадо. А возле сбившихся в кучку подросших за лето телят и охраняющих их коров, быков у нас не было, бегает Свин, оглашая окрестности визгом. На следующий день , вернувшись с пастбища, Свин сам зашел в новый домик , поел и улегся внутри. Я пожелал ему спокойной ночи и закрыл на надежный засов.
   Когда начались бураны, стадо кормилось сеном в кошаре, изредка прогуливаясь по территории фермы и вокруг нее, Свин, выпускаемый мной на день, гулял с ними, или, когда я открывал засов, он или выходил, или визжал : " Закрой дверь!"
К весне он вырос в здоровущего, лохматого хряка, держать которого  дальше было не рентабельно. Его пора было определять куда - то, то - есть его надо было пускать на сало. Но я не мог. Другом он мне не стал, но и пищу в нем не не усматривал. Определил я его туда, откуда он ко мне пришел. Я позвал Николая и потребовал:
   - " Забирай!"

                10.09.2021г.


Рецензии