Александр Иванов о работе в Кзыл-Ординской области

После возвращения из армии был приглашён солистом в московскую группу «Радуга» при Кзыл-Ординской филармонии в Казахстане. Кстати, Кзыл-Орда - родной город Батыра Шухенова. Счастлив, что познакомился с этим прекрасным музыкантом.

Первым делом вернулся в спортивное общество «Динамо», восстановил форму, но обещания предоставить работу, так и остались обещаниями. Как любой молодой человек торопился жить – стремился устроить личную жизнь, на которую хотел зарабатывать сам, не ожидая помощи от родителей. Потому, когда предложили поработать в московской группе «Радуга» при Кзыл-Ординской филармонии, сразу согласился. Был опыт работы в музыкальном коллективе, а после общения с зарубежными коллегами, появился и интерес к той другой музыке. Спустя несколько дней вместе с группой уехал на гастроли в Казахстан.

Тогда в Москве выступали только заслуженные и народные артисты, а все остальные, в частности и те, кто хотел играть рок-н-ролл – ездили с концертами по регионам. Исключение составляли лишь немногие артисты с кремлевскими связями. Найти работу в Москве музыкантам было еще сложнее. Сейчас трудно представить, но когда-то и Алла Пугачева была неизвестной артисткой и, работая от Липецкой филармонии, также как многие ее коллеги выступала в различных российских городах, Александр Барыкин работал при Грозненской филармонии и др.

На маленьком допотопном автобусе «Кубань» со скошенной дверью, в котором с трудом помещалась аппаратура, группа «Радуга» объездила чуть ли не весь Казахстан, нередко преодолевая расстояния в 500 километров. Джусалы, Джалагаш, Казалинск, Аральск, Чиили – это не просто названия городов, а места, где провел часть своей жизни.

Во время одной из таких поездок старушка «Кубань» не выдержала и сдалась – закончилась тормозная жидкость, и двигаться дальше представлялось невозможным. Не растерялись, и, заправив автобус портвейном «Агдам», двинулись в путь – до первой поломки, которая, кстати, не заставила себя ждать. В городе Джусалы «полетел» двигатель, а без транспорта гастроли запросто могли прерваться. Пришлось добираться на попутках до Джалагаша, где жил родственник водителя, у которого в доме имелось некое подобие автосервиса. Там они сами переставляли двигатель, перебирали его, чинили, и только после этого гастроли были продолжены.

Вообще, автобус марки «Кубань», который согласно распоряжению Минкульта выделяли тогда всем артистам, работающим при филармониях, был самым капризным «участником» коллектива. Он то и дело обращал на себя внимание бесконечными «выходками». Начать хотя бы с особенностей конструкции. Из-за скошенной двери, аппаратуру в него можно было заносить только боком, причем в ансамбле непременно были музыканты, которые знали, как правильно это делать и даже получали за «квалифицированную» погрузку 2 рубля 20 копеек. Но главным, что смутило ребят, когда они впервые увидели своего железного попутчика (сразу после подписания рабочего соглашения с филармонией) было то, что вместо стекол, его задняя часть была оббита жестью. А когда они спросили, мол, зачем нам такой «броневик», услышали в ответ лишь короткое «поймете после первого концерта».

Когда отъезжали от местного Дворца культуры после своего первого гастрольного выступления, в автобус неожиданно полетели булыжники, которые били по его жестяной спине со страшной силой. Невозмутимый водитель пояснил, что таким образом местные мальчишки выражают свои эмоции и так провожают артистов. И таким восторженным камнепадом сопровождался каждый отъезд из очередного города. И чем лучше был концерт, тем больше булыжников сыпалось на бедную «Кубань».

Однако, ни маленькие суточные в размере 2 рублей 20 копеек, ни постоянно возникавшие бытовые мелочи не отбили желание играть любимую музыку. Были молоды и получали кайф от гастролей. Деньги интересовали исключительно с точки зрения покупки портвейна и джинсов. Главным было – играть рок-н-ролл.

Отдаленность от Москвы обернулась возможностью немного пренебречь стандартным ограничением – «исполнять до 80% музыки советских композиторов» – в репертуар «Радуги» были включены песни «Машины времени», «Аракс», «Deep Purple», «Beatles», «Led Zeppeling». Параллельно создавали собственные композиции.

Вскоре пришлось распрощаться с казахстанскими степями, задумчивыми верблюдами и величественными аксакалами. Поругались с руководителем, контракт не был продлен, а возвращаться домой было не на что. Лишь только продав аппаратуру, смогли добраться до Москвы.

А. Иванов:

— Вот у меня 9 филармоний за плечами. Каждый раз, когда мы приходили в ту или иную филармонию, начиная с Кзыл-Ординской, мы приходили именно на то название, которое было закреплено в филармонии. В частности, группа «Аракс», когда были запрещены, они работали под вывесками «группа «Ветер»», «Феникс», «Глобус». То есть приходя в ту или иную филармонию, все знали, что это «Аракс», но они вынуждены были работать под тем закреплённым, залитованным названием, которое было при той или иной филармонии. Практически все, передвигаясь туда или сюда...

А. Пичугин:

— А жить там приходилось?

А. Иванов:

— Нет, просто в трудовой книжке каждый раз ты был прикреплён к тому или иному названию. И это вот смешное время, конечно, было. Но, тем не менее, переходя в ту или иную филармонию, мы должны были работать под теми вывесками, которые были залитованы перед Министерством культуры.

Ну, тогда как-то приходилось выкручиваться. Поэтому, для того, чтобы ты существовал и имел возможность зарабатывать на хлеб, приходилось, конечно, какими-то ухищрениями, разными интерпретациями пользоваться. В дальних филармониях, конечно, было попроще, потому что, когда мы в 81-м году в составе московской группы «Радуга» работали от Кзыл-Ординской филармонии... И вот до сих пор я помню такие районные центры, как Джалагаш, Джусалы, Чиили, Яныкурган, Теренозек, Казалинск, Аральск. Вы представляете, всю Кзыл-Ординскую область практически мы тогда чесали. И я часто рассказываю смешные истории, когда мы жили в гостиницах, где не было ни туалета, ни душевых, ни ванн, приходилось там в туалет бежать метров 500. Так бежишь, бежишь в туалет, потом махнёшь рукой и обратно возвращаешься, потому что не успел. Там знаете, такие старые рукомойники, умывальники были... такие вот места были. Конечно, очень забавно было ехать по пустыне: слева идут караваны, аксакалы едут на верблюдах, и едет наш автобус старенький со скошенной дверью «Кубань», в который могли грузить аппаратуру. Аппаратура ездила прям с нами, специально были сняты места сзади автобуса, и были обученные люди, которые умеют грузить вот эти колонки все. И доплачивали 2 рубля и 20 копеек за погрузку. То есть 2 рубля 50 копеек тебе платили ставку с концерта, 2 рубля 20 копеек за погрузку и 2 рубля 70 копеек на покушать. Где-то десятка выходила. Но, конечно, забавное было время. Именно там возможно было играть не обязательно репертуар советских композиторов, а там, именно вдали от Москвы, возможно, было играть и ещё что-то зарубежное.

Источники:
https://a-ivanov.ru/bio.php
http://pda.ormvd.ru/pubs/100/nature-played-me-a-good-joke/


Рецензии