Наркомы, генсеки, предсовмины и др. Часть 2

Продолжение. Начало см.: http://proza.ru/2021/09/06/501.


Кто же был главой Советского государства в первые годы его существования? Многие после такого вопроса сделают глаза, что называется, круглыми: да как, мол, кто?! Конечно, Ленин! А потом Сталин! А вот при попытке назвать их должности, как средство реализации власти, многие "плывут", хорошо ещё, что хоть кто-то вспоминает про Википедию и другие справочные материалы. А ведь долгое время должность пребывающего во власти И.В. Сталина была иной, чем у Ленина.

Выше рассматривалась система Советов как представительных органов власти в РСФСР-СССР и что стоящий во главе её руководитель формально соответствовал статусу главы государства. Тем не менее, здесь не всё так просто.

Вспомним, что главной организующей силой  захвата власти в ходе октябрьских событий 1917 года была партия большевиков, находившаяся продолжительное время на нелегальном положении. Почти за двадцать лет революционной деятельности в РСДРПб сформировалась четкая структура: от первичных организаций (ячеек) до высших руководящих органов, - а также порядок учёта членства, формирования политики и реализации программно-уставной деятельности. Было проведено уже пять партийных съездов в разных городах и условиях. Съезд - это высший орган партии, который для реализации своих решений в промежуточный период избирал Центральный комитет (ЦК), который, будучи не таким многочисленным, созывался более часто. Высшее руководство партии, формируемое на Пленуме ЦК, было коллективным (несколько человек) и называлось Политбюро. Все члены Политбюро были абсолютно равны по статусу, и каждый из них курировал какое-либо направление деятельности.

До революции у РСДРП не всегда была возможность строго реализовывать уставные предписания. Члены руководящих структур скрывались от преследования, арестовывались, умирали... необходима была оперативная замена неизбежных потерь на руководящих должностях. Существовала практика кооптирования: непосредственно члены руководящего партийного органа своим решением вводят в свою команду новое лицо. В дальнейшем, при первой возможности, это решение утверждалось или не утверждалось в установленном порядке компетентным представительным собранием. После революции использовать эту практику в организации партийной деятельности уже не имело смысла.

И вот эта политическая организация с налаженной системой взаимодействия нижних звеньев и высшего руководства после октябрьских революционных событий 1917 года становится по факту правящей партией. Сначала местами в Совнаркоме (правительстве РСФСР) пришлось поделиться с партией левых социалистов-революционеров, но вскоре, после неудачного левоэсеровского мятежа, весь состав народных комиссаров стал большевистским.

После четырех кровопролитных лет гражданской войны и интервенции оппозиционные большевистской власти партии и движения, потерпевшие военное поражение и политически себя дискредитировавшие, могли продолжать свою деятельность разве что за границей, в эмиграции. Так уж получилось, что однопартийная система установилась в стране исторически. Наименования партии (начальные - РСДРП и РСДРПб) впоследствии менялись: Российская (затем - Всесоюзная) Коммунистическая партия большевиков - РКПб, ВКПб, а после Великой Отечественной войны - Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС). Члены партии стали именоваться коммунистами, а понятие "большевик" воспринималось лишь с исторической точки зрения, но иногда употреблялось для подчеркнутой колоритности, например, отличившегося в труде или бою партийца могли называть настоящим большевиком, то бишь как бы одной закалки с революционерами-родоначальниками.

Вернёмся снова к истокам советской государственности. Уже  было сказано выше, что высшее руководство партии большевиков-коммунистов представляло собой коллективный орган (Политбюро Центрального комитета) , в котором формально у всех были равные права. Но в таких условиях всегда "первую скрипку" играет личность, больше всех обладающая лидерскими качествами и пользующаяся значительным авторитетом. И среди большевистского руководства таки был такой лидер - В.И. Ульянов(Ленин). Это, по сути, была неординарная личность, обладавшая феноменальными способностями. Был бы такой лидер у политических конкурентов, не известно, куда бы повернул ход истории. Как бы кто к нему ни относился (злой или добрый гений), нельзя не признавать такие его качества, как харизма, высокий интеллект, эрудиция, мастерство организатора, оратора и полемиста, политическая воля, молниеносный анализ ситуации и принятие адекватного решения (типа "промедление смерти подобно"). Ленин был одним из образованнейших людей двадцатого века: теоретик и практик, оставивший после себя богатое творческое наследие в области обществознания. Именно он и возглавил Совет Народных Комиссаров и был первым главой Советского правительства вплоть до своей смерти в 1924 году. Главой государства в этот период был именно он, совмещающий должности председателя Совнаркома и члена Политбюро правящей партии, но с неформальным статусом общепризнанного лидера (вождя).

Последние год-два своей жизни Ленин тяжело болел и временами реально был не при делах. Возвращаясь к работе на какой-то период успевал в своих публикациях (записках, брошюрах) отмечать перекосы и перегибы в партийном и государственном руководстве. Пост председателя Совнаркома, напомним, он занимал до конца жизни.

В это время на авансцену большой политики выходит Сталин. Он уже имел определенный авторитет в большевистской среде как участник революционного движения, один из организаторов захвата власти и военных действий в годы гражданской войны. Он был членом Политбюро, а также занимал посты в Совнаркоме с самого первого состава: нарком по делам национальностей, затем госконтроля и др. По степени значимости, посты явно не считались ключевыми (ведь не оборона, не  безопасность, не внешняя политика!). Да и сам Сталин держался тогда довольно скромно - в сравнении с такими руководящими "медиа-персонами", как Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Н.И. Бухарин и др.

В 1922 г. Сталин занимает тоже весьма скромную должность руководителя партийного секретариата. Следует, однако, заметить, что название должности под Сталина было скорректировано в сторону большей колоритности и солидности - Генеральный секретарь ЦК РКПб. До этого должность именовалась - Ответственный секретарь ЦК РКПб. С 1919 по 1922 гг. эту должность последовательно, не задерживаясь более года, занимали Е.Д. Стасова, Н.Н. Крестинский и В.М. Молотов. Собственно, как ни назови, статус должности был чисто организационно-технический: связь, координация, ведение дел, подготовка документов и т.п. Трудно сказать, имел ли Ленин какое-либо отношение к "колоритизации" наименования этой должности или тут порешали как-то без него, но уже в одном из последних писем-наставлений с тревогой отмечал появление властных рычагов у "генсека" (видимо, он и ввел в оборот этот термин).

Действительно, уже при прогрессирующей недееспособности Ленина центр государственной власти стал перемещаться в cекретариат ЦК партии. Ведь партия - единственный поставщик кадров в официальные органы власти и управления, несмотря на то, что на законодательном уровне её полномочия не были регламентированы (к этому мы ещё вернемся!). Сила и авторитет в руководящей среде стал определяться не столько силой убеждения, умением красиво выступать перед публикой, собирать битком набитые аудитории, сколько расставлять на местах нужные кадры, готовить проекты решений с расстановкой нужных акцентов, вести "подковерную" борьбу с политическими конкурентами и т.п.

Не удивительно, что после смерти Ленина реальная власть довольно быстро, уже не подспудно, а вполне общепризнанно,  перешла к Сталину, который к тому времени успел очень многое подобрать под себя. Ему не понадобилось занимать ленинский пост Председателя Совнаркома (главы правительства), вполне достаточно было оставаться Генеральным секретарем и членом Политбюро ЦК партии. А во главе правительства тогда был поставлен А.И. Рыков, первым опробовавший роль "технического премьера". И кто-бы мог в то время, да и позже, оспорить тот факт, что реальным главой государства был именно Сталин, не обладавший конституционными полномочиями, при обладавших теми же полномочиями, но тем не менее "технических", главах советской власти и правительства! Более того, колоритное определение "генеральный" вскоре для Сталина перестало быть актуальным (отчего не вернуться к былой скромности!):  в 1934 г. он становится одним из секретарей ЦК (наряду с С.М. Кировым, А.А. Ждановым, Л.М. Кагановичем и др.), без всяких определений.

Однако, уже накануне Великой Отечественной войны Сталину таки понадобился конституционный статус: благо, он уже мог в то время себе позволить официально быть кем угодно. Сталин забирает у Молотова пост Председателя Совнаркома (за последним осталась должность наркома иностранных дел, что называется, грех обижаться!). В этом статусе, с добавленным чуть позже статусом наркома обороны, он смог в годы войны вполне обоснованно возглавлять Государственный Комитет обороны (ГКО). Да и трудно себе представить, как Сталин садился бы за стол переговоров с главами мировых держав (президентами, премьер-министрами), обладая лишь статусом одного из руководителей правящей партии и неформальным авторитетом вождя советского народа.

Надо отдать должное тому, что концентрация власти и ресурсов в руках мудрого политика с огромным опытом революционной и классовой борьбы, а также организации строительства индустриального и сильного с военно-политической точки зрения государства во многом обусловила как победу в Великой Отечественной войне, так и последующий прорыв в научно-технической сфере.

Как же могло получиться, что такой мощный государственный потенциал был растрачен в ходе дальнейшего развития государства? И каким образом дальнейшая эволюция системы власти и управления могла повлиять на социально-экономическое ослабление государства, что, в конце-концов, привело к необратимым последствиям?



Продолжение см.: http://proza.ru/2021/09/17/726


Рецензии