Огнетушитель

Одним прекрасным тихим вечером я принес домой огнетушитель. Торжественно вытянул его из рюкзака, бережно, словно хрустальный набор, отнес его к письменному столу. Рядом с красной вазой тушитель возгораний смотрелся вполне естественно и гармонично. Удивлению супруги не было предела:
-К нам в дом должна нагрянуть пожарная инспекция? Или ты перегрелся на работе?
Моим ответом было молчание. Жена недоуменно пожала плечами и оставила меня наедине с огнетушителем.
Этот субботний день начался как и все предыдущие рабочие дни: утренний кофе, пробежка к транспорту и монотонная планерка. Сегодня было мое дежурство на посту  контрольно-аналитического отдела горводоканала, где я, собственно, и работаю с недавних пор. Контроль за всем нужен и в выходные дни.
Но спокойным было только утро.  Ближе к десяти часам в мой кабинет вошел Михалыч:
-Слушай, Андрей, что-то засиделись мы в своих кабинетах. Не пора ли нам проветрится? Поедем, проверим пару участков. Погода сегодня хорошая, да и усердие нужно проявить. Начальство уже носом воротит, что мы недостаточно активны. Ну что, готов?
Отказывать заместителю начальника отдела было себе дороже и я, пытаясь выразить на лице искренний порыв к трудовой деятельности, начал собираться.
Погода действительно радовала. Весна полноценно вступала в свои права, по тротуарам неспешно прогуливались люди, а мы с Михалычем ехали контролировать районные участки коммунального предприятия.
На первом участке от Михалыча получил нагоняй охранник, долго открывавший ворота и уборщица, не сумевшая доходчиво объяснить сколько необходимо проводить влажных уборок за день. Заместитель уже начал закипать праведным гневом, но его осадил появившийся мастер разговором о том, как хорошо жилось тридцать пять лет назад и какое же вкусное было мороженое.  Мой начальник любил такие разговоры, поэтому на следующий участок он ехал с ностальгией о былых временах.
По второму адресу мы попали аккурат на обед, на котором присутствовал старший мастер и, опять-таки, уборщица. От старшего мастера мы узнали об аварийных работах на окраине города.
-Как раз посетим ваших коллег и прямиком к себе в берлогу. Работы много, сами понимаете, - говорил Михалыч, с аппетитом уплетая салат за обе щеки.
Я же скромно пил кофе с вкусным печеньем.
На улицу, где случился порыв канализации, мы добрались ко второму часу дня. Обычная картина аварийных работ: кучи глины, куски асфальта, спецтехника, спящие в кабинах водители, и слесаря – кто в яме, а кто наверху. Работа кипела. Матерный лексикон рабочих смешался с громким смехом, похожим, скорее, на ржание лошадей.
Мы с Михалычем убедились, что все нормы безопасности соблюдены, побеседовали с водителями спецтехники, проверили правильность соблюдения нарядов и прочие формальности. Из ямы вылез бригадир слесарей и повел нас к будке, где хранились инструменты, спецодежда и документы. Оставалось удостовериться, что все в порядке и можно со спокойной душой возвращаться обратно.
Когда разговор Михалыча с бригадиром подходил к логическому завершению я поймал себя на мысли, что работаю пассивно – вся инициатива исходила от моего начальника. Я же только понимающе ухмылялся и делал пометки в ежедневнике. Начальство такой стиль не одобряет, да я и сам хотел хоть как-то показать себя. Карьерный рост, все такое.
-Огнетушитель в машине присутствует? Не в кабине, а в вашей будке. Можете его показать? – небрежным тоном поинтересовался я, боковым зрением улавливая одобрение на лице Михалыча.
За эти вопросы я буду корить себя до конца своих дней.
Огнетушителя в будке не оказалось. Приятная улыбочка Михалыча превратилась в хищный оскал. С торжественным негодованием он начал выяснять, каким образом аварийная бригада водоканала выехала на порыв канализации без огнетушителя. В инструкции черным по белому, нарушение, со всеми вытекающими.
Заместитель отдела закончил телефонный разговор с мастером бригады на повышенных тонах когда к будке на перекур подошли слесаря. Грязные, мокрые, уставшие. И со свежим запахом перегара.
Теперь Михалыча было не остановить.
Он вызвал бригаду медиков, которые должны были отвезти работяг на освидетельствование, она же проверка уровня алкоголя в крови. Вызвал мастера, попутно составляя акт о том, что его нет на рабочем месте. Я, скрипя зубами, составлял акт об отсутствии проклятого огнетушителя. Проявил активность, черт бы меня подрал и язык мой, вовремя не прикушенный.
-Лихо мы их прихлопнули, - сиял Михалыч по пути в контору. – На ровном месте столько вопиющих нарушений! Еще и водитель с газом мутил, как выяснилось. А ты молодец, вовремя про огнетушитель вспомнил! Я это запомню.
В ответ я вымучил на лице подобие улыбки.
По инструкции я все сделал правильно, а вот по совести…
-Что им всем грозит? – спросил я.
-Мастеру выговор с занесением,  - бойко рапортовал Михалыч. – Минус премия. Бригадиру тоже минус с выговором. Те кто под мухой – за забор по статье. Тем, кто не под мухой - тоже минус премия, за компанию. Будут знать, как порядок нарушать. Ну а мы проявили бдительность. Пресекли, так сказать, анархию и  прочее, хе-хе.
Вот так. Одним вопросом я испоганил многим людям если не все, то многое. Жаль, что время невозможно вернуть назад. Если бы я промолчал, то эти люди продолжили работать как и раньше. Никто не без греха, что бы кто ни говорил. Но на работягах легче зарабатывать медали в кабинетах, чем воевать с такими же кабинетными пронырами. Это система. И я системе этой помог своими не вовремя заданными вопросами.
Огнетушитель  я наглым образом взял с пожарного щита. Ему самое место за моим столом, рядом с вазой. Напоминание о том, что свои амбиции нужно иногда тушить, или  делать так, чтобы из-за них никто не пострадал. Или менять работу.


Рецензии