Красногорск на Сахалине, пройти от центра до

На фото работники ателье того времени напротив ателье на лесопилке.

В центре Красногорска 1950-ых годов рядом с площадью, на опоре из трех телеграфных столбов, висел тронутый зеленью бронзовый колокол. Он был диаметром не больше полуметра и метр высотой и изначально предназначался для оповещения жителей о пожаре. Это было рельефное литьё: три проушины (петли), на которых он висел, венчали два смотрящих друг на друга дракона.
В центре города (от площади в сторону рыбзавода, напротив СРМ) вдоль реки расположились японские строения, которые в 1946 г уже были сожжены сильным пожаром. Люди спасали нажитое, как могли, бросая вещи в ту самую реку, чтобы хоть как-то сохранить имущество.
Сквер неизменно стоял на одном месте, в центре города, менялось только само оформление. Рядом с автобусной остановкой находилось двухэтажное здание школы (как не иронично, бывший бордель при японцах ). Она простояла вплоть до 1959 года. В этом же сквере, ближе к почте, расположился кинотеатр " Буревестник ", там был зрительный зал с балконом внутри. По площади сам зал был несколько меньше нежели более поздний зал ДК, в котором на Новый Год ставили елку, там же проходили танцы, приезжали труппы цирка с представлениями. В фойе  ДК проходили художественные выставки школьников и выставки цветов.
Между ул. К-Маркса и ул. Некрасова стояло одноэтажное здание, в нем была гостиница и фотоателье. Параллельно ему стояло двухэтажное здание Биржи. Ближе к речке расположился  клуб, больше похожий на сарай в одну доску.  На этом самом месте при Совке потом выстроили жилой дом. Иными словам, клуб этот был  наиболее  популярным местом досуга наших бабушек и дедушек. Школьников оттуда выгоняли, хоть они и учились уже в старших классах, учителя строго следили за этим. В этом же клубе был Хор, участниками которого были жители города и работники СРМ. Пели они складно, словно профессионалы. Частенько пели  «Скажи- ка дядя, ведь недаром , Москва спаленная пожаром...».  Одна девочка замечательно пела песню « Шумел сурово Брянский лес...». Весь зал аплодировал стоя.
Влево, в сторону моста, стояла пекарня. Немного о хлебозаводе в Красногорске: этот хлебозавод должны были строить в Красногорске под Москвой. Проект был выполнен для Подмосковья, но по каким-то причинам перепутали Красногорски, и нашему маленькому городу перепал большой хлебокомбинат, который по своей мощности превосходил потребности нашего Красногорска. До того, как выстроили хлебозавод, хлеб в Красногорске пекли в пекарне. Пекарня находилась на площади у речки. Вдоль реки находился двор хлебопекарни, спускающийся к этой самой речке. Въезд был со стороны площади. Это было одноэтажное деревянное здание, которое впоследствии было перестроенного в магазины, культтовары и хозяйственный, где продавали все: мебель, посуду, хрусталь, ковры, за которыми выстраивались целые очереди, когда их " выбрасывали " в продажу.

Ателье до 58- го года находилось в двух домиках вдоль речки, по дороге в школу. Позже ателье переехало в новое каменное двухэтажное здание и отныне называлось "МЕСТПРОМ". Напротив была лесопилка, где производили незатейливую мебель: в основном табуретки и стулья. На первом этаже этого здания был цех массового пошива одежды. Закройщик укладывал на длинный стол  многослойно ткань и вручную выкраивал по лекалам острым ножом, напрягаясь всем телом. Лекало новой модели разрабатывались закройщиком, где нужно учесть госты: уложиться в цену модели не превышая её стоимости. Иногда приходилось "упрощать" фасон модели. На втором этаже был индивидуальный пошив.
Японцы селились там, где их не заливало водой во время наводнений. На ул .Донской был всего один дом под соломенной крышей, который вскоре ушёл с обрыва в реку. И ещё один японский дом стоял на Волжской , там , где стоят «быки» для мостов. Место, где маленькая черная речка (её названия я не знаю ) впадала в р.Красногорку. Дальше шли японские дома - корейский переулок. За школой, по ул. Стадионной, так же был пустырь. Мордовского поселка еще не было, стояли только быки ж/д моста  и ж/д насыпь. Лесотарный (ЛТЗ) хотели построить по ул. Стадионной, где был РСУ, там же в 47-м начали уже выпускать бочки в малом количестве. Позднее решили все же сменить местоположение, где он простоял длительное время. Само место- и удобство доставки сырья, и отгрузки готовой тары- диктовало это .
В 1950-ые я жила по ул. Донской. Улица Волжская, плавно переходящая в Донскую, казалась мне в то время длинной и нескончаемой. Тротуаров почти не было и все прыгали через грязь, с кочки на кочку. От базара, мимо " корейского " переулка стояли двухэтажные японские дома. Плотность застройки была очень высокая, и народу, соответственно, жило тоже много. Но вот зелени и каких-то деревьев там не хватало. Дальше шла песчаная насыпь. У речки, чуть не доходя до горэлектросетей , была территория связи ( хоз.двор и гаражи). А дальше шел мостик , перед которым когда-то было озеро- оно заросло, а потом вообще исчезло. Мостик был через маленькую речку, которая текла с 10-й шахты вниз, к болоту. В ней была болотная вода коричневого цвета, но вода была мягкая и белье , выстиранное в ней, было белоснежное . Вдоль маленькой речки , на болоте стояли дома .
На всю жизнь запомнила, как мамина подруга- Тамара Гульева - пела по местному радио песню:
«Высоко летят над облаками
И курлычут журавли над нами.
Вдаль скользя по ветру легкой тенью,
Тают птицы в синеве осенней...»
Дальше шла дорога мимо продуктового магазина. Перед магазином стоял 16-ти квартирный барак, в котором жили мои родители. Правда жили они в нём недолго. Дальше по Волжской шли домики по обе стороны дороги: с заборчиками, с огородами. Дальше шла ул. Донская. Помню, был еще один магазинчик на берегу реки. Берег в этом месте был обрывистый, подмываемый рекой. И магазин тот потом тоже ушел в реку. В этот магазин ходили все жители ул. Донской. На этой реке сортировали лес, вязали плоты и сплавляли катерами на лесотарный комбинат. Когда сплавляли лес, чтобы сократить дорогу, дети перебирались по этим бревнам на другой берег и шли в школу.  Сейчас там ничего нет, только дачи. От прошлого - ничего.


Рецензии