Основа взаимопонимания

   Здравствуй, добрый человек!
   Нас с тобой, да и всех нас разъединяет не только пространство-время, не только разность идей, взглядов, вкусов, не только изолирующий коммунальный и прочий животный комфорт как у товарищей Синбада-морехода в 4-м путешествии. Мы сейчас независимы друг от друга, независимы от дружбы, братства, зависимость же есть от пастухов, хозяев кормушек, а друг в друге, насколько у нас есть хлеб и зрелища, не нуждаемся, если ограничены только этим. Разделяет нас и нагнетаемый мировым «тараканищем» страх, особенно связанный с последними событиями, а где разделяющий страх – там и агрессия.
  Корень же нашей розни – в языке, в стоящих за ним наших представлениях, в том числе и представлениях о самом важном. В языке же и корень нашей победы. Если мы озадачимся поиском дружбы и общего языка в любом добром деле – мы победим. Несмотря на все происки пастухов, и это реально. Конечно, естественные различия нужно знать и уважать, учитывать их. Но прежде я предлагаю искать общее, начиная с главного – с единодушия, которое за словами, вне слов;  искать его, отбросив все страхи. Пробовать искать общий Дух с кем только можно, даже если человек чем-то отталкивает, но он всё же может оказаться добрым. Искать этот Дух, это Добро сердца с первого же взгляда, даже если это просто встречный прохожий. Искать его до слов и сквозь них. Поэтому, прежде чем я продолжу говорить, давай пару секунд молча посмотрим друг на друга, глаза в глаза, душа в душу, как будто между нами нет времени и расстоянья...
  Ну вот, если бы это было очно, то между нами наверняка возникло бы какое-то доверие, возможно, и слова бы уже не понадобились – сразу бы нашли какое-то дело, а там бы и поговорили…
  Но здесь, в этом формате, мы вынуждены общаться только на «тонком плане»… Может, это и хорошо для начала:  один только говорит, другой только слушает. Потом, надеюсь, наоборот, ты будешь говорить, а я – внимательно слушать или хотя бы читать...
  Итак, мы с тобой говорим вроде бы на одном языке и даже, может быть, на одном диалекте, читаем одни тексты, может быть, даже живём и работаем рядом, но практически у каждого из нас за общими нашими словами стоит своя система оригинальных образов и представлений, своё понимание, то есть, свой особый язык, на котором мы думаем и который приходится переводить на язык собеседника, а перевод требует знания обоих языков – и своего, и собеседника.
  Например, ты говоришь:  «человечность», «совесть», «бог», «справедливость», «любовь», но у тебя свои представления о них, а у меня свои, причём они представляются нам как бы объективными, единственно правильными в том виде, в каком они нам представляются, часто даже мысли не возникает, что их можно видеть-понимать как-то иначе.
  Как же быть? К сожалению, я не знаток, например, буквицы, глаголицы, руницы и прочих древних символьных систем, каким-то образом возродившихся, а также сакральных былин, сказок, мифов, как и не знаток-толкователь вытеснивших их священных текстов, также содержащих в себе нечто главное, изначальное, но к дословесной изначальности, изначальности духа есть и другие пути. Например, исследование высказываний людей, вроде бы нашедших нечто важное, как известных, живших когда-то или наших современников, так и простых добрых людей моей жизни, в ком живёт это наше человеческое главное.
  Подробнее об этом в статье и ролике «10 книг для одной», здесь же приведу свежий пример целенаправленного сопоставления известных афоризмов.   
  Пьер Бейль, французский философ 17-го века:
  «Великие и значительные истины обладают внутренними свойствами, поддерживающими их».
  Причём все великие истины связаны между собой, можно сказать, что у них есть какое-то одно общее главное свойство, согласовывающее их.
  Об этом говорит и Джордано Бруно, итальянский философ 16-го века:
  «Истина истине не может противоречить».
  То есть, все истины, насколько они истины, содержат в себе некое объединяющее их главное, обладают неким общим наиважным свойством.
  Чтобы познать это внутреннее свойство, нужно глубоко вникнуть в эти истины, проникнуться ими. А для этого нужно заинтересоваться ими и довериться высокой, изначальной их сути, которая была до языка, содержится в языке, особенно в древнем, полутелепатическом. Содержится она и в нашем современном языке, но очень глубоко её прикопали…
  Николай Кузанский, немецкий философ 15-го века:
  «Всякий человек, желающий подняться до познания чего-либо, необходимо должен верить в то, без чего он не может подняться».
  То есть, прежде чем откапывать клад, нужно получить представление о нём, поверить в его существование, представить себе - «увидеть», «ощутить» его.
  Анджей Вышоватый, польский философ 17-го века:
  «…Невозможно признавать те вещи, которые не полностью познаны, не осмыслены или не поняты внутренним чувством».
  Когда говорят «познать полностью», имеют в виду именно чувство – ощущение или мыслечувство. Схоластическое же, рассудочное познание вне чувств бесконечно и смысла, кроме тренировки ума, не имеет. Такое «копание» характерно для тех, кто отчуждает ум от своих чувств. Если бы не чувственный заказ – желание, мотив, а также некоторое интеллектуальное удовольствие, аналогичное мышечной радости – ум трудиться бы и вовсе не стал.
  Понять нечто важное без того, чтобы ощутить его – невозможно.
  Ощущение же понимания абсолютно, хотя и краткосрочно. Это и ощущение абсолютного счастья. Пусть на миг, но оно возникает. То есть, возникает какое-то озарение. Чтобы оно возникло, нужно трудиться умом, понимая, что ум трудится для сердца, для этого счастья, для радости, общей радости. Тогда у него есть мотив, есть заряд, и однажды он восходит на вершину озарения – очередную вершину. И так – от вершины к вершине. Это счастье поиска – один из главных смыслов жизни.
  Если такое чувство важного постоянно подкрепляется такими озарениями, ощущениями абсолютного счастья, оно постепенно или однажды вдруг переходит в особое состояние души – состояние духа или воодушевления истиной. Эти искорки озарений однажды сливаются в «дугу», подобную электрической, и она достаточно постоянна.
  Вовенарг, французский философ 18-го века:
  «Язык и мысль ограничены, истина же беспредельна». Опять же - речь о состоянии духа.
  Увы, чаще всего мы находимся в обычном, суетном состоянии ограниченности, отделённости от единой, объединяющей Истины, при этом не только понятийную систему собеседника не знаем, но и собственные понятия как систему сознаём плохо:  не отдаём себе отчёта, как именно связаны между собой наши представления, а ведь они исподволь руководят каждым нашим выбором, каждой реакцией. Мы не понимаем, что имеем полное право менять негативные образы на позитивные, преодолев некий страх, связанный с т.н. психзащитами – защитами внедрившейся в нас вирусной программы. Обычно человек считает, что как ему что-то представляется, так оно и есть, это и есть реальность, даже если она плохая. Не понимает, что восприятие объекта опосредуется образом, который возникает стихийно или его нам внушают. То есть реальность наших чувств зависит не столько от объекта восприятия, сколько связана с представлением об объекте – человеке, вещи, понятии, жизни, мире в целом. Исследовать эти свои, стихийно возникшие или внушённые негативные образы – это и значит исследовать свою личностную программу, познавать себя.
  Это самопознание можно начать с анализа наших представлений на примере любого слова.
  До сих пор я благодарен лингвисту, из лекции которого с удивлением узнал о том, что у каждого слова существует т.н. семантическое, понятийное поле, состоящее из личных образов-картинок, воспоминаний, ассоциаций, связанных с разными ощущениями. Причём поле это живое. Какие-то его элементы относительно постоянны, другие более изменчивы, подвижны.
  Поля всех понятий, активирующиеся словами-паролями, связаны между собой подобно нейронам, пересекаются, содержат друг друга. Например, моё поле широкого понятия «добро» отчасти содержит в себе поля понятий «любовь», «справедливость», «забота» и многих других. У каждого человека есть подобное центральное понятие, широкое, частично вмещающее в себя близкие понятия. Как ты думаешь, какое понятие является или может стать главным, системообразующим у тебя? 
  Таким образом, каждый из нас руководится не столько отдельными пониманиями, сколько их системой, каждый как бы живёт в поле этой программной системы, которая постоянно развивается, меняется с появлением новых понятий, с возникновением новых связей. Развитие это происходит стихийно, но им можно заниматься специально:  изучать свои понятия и связывать их между собой, упорядочивать эти связи.
  Индивидуальное поле, его структура может меняться и в зависимости от ситуации и настроения, а общее – групповое, народное – возникает на пересечении индивидуальных, и оно тоже живое. Поэтому и значения слов со временем плавно меняются вплоть до противоположных, особенно если запустить «окно Овертона». Безобразное постепенно превращается в замечательное, а важное, святое низводится до ничтожного, как это произошло с понятиями «добро», «любовь» и многими подобными, корень которых – некая Изначальность, благодаря которой существует всё. Она содержится во всём, но в результате принижения мы перестали её ощущать, перестали ей жить и для неё, поскольку ощущение её есть счастье, высшее благо, благость, благодать – ещё одно устаревшее понятие. Но всему своё время:  всё возродится, пусть в новой форме, но обязательно старый цикл закончится и начнётся новый с самого главного, и начинается он сейчас в душе каждого ищущего, в душе каждого озадачившегося поиском этого сокровища мира.
  Чтобы найти взаимопонимание, общий язык с собеседником, сначала нужно искать пересечения наших пониманий чего-то существенного. Искать общие представления наиболее важного на данный момент.
  Прежде сопоставить представления о добре, любви, справедливости, правде-истине и подобных - основополагающих в понимании жизни. А через это общее можно выйти на основу основ – общий дух. Увы, часто это дело случая, поэтому с некоторых пор я стараюсь сразу выходить на главное (на общий Дух) молча, до слов, а потом уже по необходимости искать частное общее – по делу, по ситуации.
  Итак, каждое индивидуальное понимание чего угодно в какой-то степени отлично от общепринятого и от любого другого, и это различие естественно, но непонимание его, так называемый эгоцентризм, когда я думаю, что собеседник всё понимает или должен понимать как я, когда я не только не знаю, какие образы и чувства у собеседника вызывают мои слова, но часто и своих-то чувств и представлений толком не понимаю, а потому не могу их ясно выразить – это  катастрофа. Особенно в отсутствие живого общения в общем добром деле. Это изолированное, чреватое конфликтами невежество – основа нашего трагического взаимонепонимания, превращающая жизнь в ад. Отсюда, в частности, все так называемые ереси, разногласия, то есть разные понимания одного текста, причина раздоров в одном вроде бы сообществе, группе, коллективе.  Своё понимание или понимание лидера возводится в ранг истинного, остальные преследуются как ереси. Поэтому я за единодушие, за то, чтобы его добиваться, признав, что Дух у нас общий, а не за единомыслие, которое невозможно и это естественно:  мы все разные, и мысли наши обязаны быть разными хоть насколько-то. Делясь ими мы обогащаем друг друга, расширяем сознание, обогащаем и т.н. акашу – вселенский банк идей.
  Разнообразие мира необходимо ведёт к столкновениям непохожестей с неизвестными последствиями, обеспечивая интригу жизни, её сюрпризность. Радостную сюрпризность, если быть настроенными на Добро, на эту изначальность, которая живёт нами. Когда живёшь ей, позволяя ей жить нами, доверяешься ей, то непредсказуемость столкновений волнует радостно, как подарки под ёлкой. Если же мы утрачиваем эту основу, перестаём её чувствовать, то сюрпризность постепенно становится опасной, мир становится враждебным;  в душе вместо Любви поселяется невротический страх во всём его разнообразии, основа которого – страх смерти вследствие утраты ощущения вечности жизни. Человек вдруг начинает бояться смерти.
  Когда есть ощущение вечности и всеобщности жизни во всём её многообразии, когда живёшь всеми её формами, сливаясь с ними душой – ближними своими, животными – поющими птицами, красивыми бабочками, деревьями, облаками, самоцветами и так далее, то время жизни одной из её форм теряет особую значимость.
  Свои основные, мировоззренческие понятия, определяющие восприятие себя, людей, жизни я свёл в личный  глоссарий, над которым постоянно работаю, а также – личную систему глубоко осознанных жизненных принципов, которую зову своей личностной конституцией. ЛК опубликована, а глоссарий я озвучу в ближайшее время – как ключ к моим текстам и как пример, хотя примером могут служить различные толковые словари по этике и им подобные. Задача составляющего глоссарий своего языка выбирать не правильные, то есть, принятые сейчас толкования, от них можно только отталкиваться, а наиболее близкие себе на данный момент и развивать их, то есть, определяться в главных своих понятиях – нравственных, духовно-нравственных, ценностных, мировоззренческих. Например, что именно ты понимаешь под обществом, общиной, что значит именно для тебя добро и зло, любовь и ненависть, семья, дружба, братство и т.п. Описать состояние своего семантического поля «здесь и сейчас», поля каждого понятия, сделать его стоп-кадр, а затем уже менять, совершенствовать его. 
  Глоссарий позволяет, с одной стороны, сознательно переводить любые тексты с языка автора на свой, при необходимости оговаривая своё понимание чьих-то идей;  с другой стороны, общаясь с конкретным человеком, изучать его язык, уточняя его понимания, и переводить его язык на свой, а свой – на его.
  С чего же начать ведать внутреннюю истину – истину главного своего, глубинного, фонового мыслечувства, состояния, одним словом – Духа и прочей внутренней реальности? Путей много. Язык, конечно, формируется всю жизнь, но в момент общения из всего его разнообразия мы избираем слова-понятия, соответствующие моменту и своему состоянию, наш язык в данный момент исходит из владеющего нами сейчас Духа, то есть обусловлен не только настроением, но прежде всего глубинным состоянием души, Духом – высоким или низким, тем или иным. Поэтому мы можем противоречить сами себе, в разное время высказывая совершенно противоположные понимания одного и того же. В каком я обычно состоянии – таков и мой язык, расту в Духе – и язык одухотворяется, очищается от низкого, пошлого, в том числе от т.н. конфликтогенов, всё больше места в нём находится словам добрым. Поэтому я предлагаю свой путь, точнее, предлагаю начать с того главного, что я нашёл на этом пути – с Духа, с обнаружения в себе этого центра своего существа, центра, совпадающего с центром мира, с центром каждого человека, насколько он человек. Зовут его по-разному – Богом в сердце, Духом Святым, Правдой сердца, Любовью в смысле агапе, я зову сущим Добром, но это всё об одном и том же – о центре мира, для верующих – это единый Бог в сердце, когда сердце чистое, большое и открытое. Чтобы этот единый Дух принял наше приглашение, сердце приходится очищать.
 Насколько удаётся ощутить в себе этот центр – настолько у меня возникает особое состояние – состояние цельности, силы, могущества, покоя, вечности и вдохновения одновременно. Это как взобраться на вершину горы и взглянуть на всё сверху. Когда стаёшь «счастлив и нем» и никому не завидуешь, потому что вершин впереди ещё много, одна выше другой.
  Чтобы нам с тобой выйти на одно чувство, прийти в одно состояние, войти в высокий резонанс, единодушие – нам нужно взойти на эту вершину вместе и оттуда, сверху, где от счастья немного кружится голова, озирать, оглядывать открывшиеся виды. Каждый заметит что-то своё, но состояние духа будет одним, сердца будут биться в унисон, взаимопонимание в этот момент будет наибольшим.
  Проявляется это состояние разнообразно – в самых разных чувствах, но основа его остаётся неизменной, постоянной. Это как велосипед в движении – ещё одно сравнение – колёса крутятся, бликуют на солнце, а корпус движется вперёд, к цели;  я изо всех сил жму на педали, радуюсь ветру в лицо, любуюсь пейзажами, предвкушаю то, что ждёт меня за поворотом, но всё это счастье возможно только благодаря моей устремлённости к большой общей цели – к счастью единодушия. Именно единодушия, а не единомыслия. Счастью единства в Добре. Если у нас есть такое единство – значит в нас живёт это извечное Добро, живёт нами и будет жить теми, с кем мы Его разделим, с нашими духовными родичами и потомками.
  Ощущать это Добро – значит ощущать счастье единства. Остальное приложится!
 
  (По тексту ролика «Язык личный и общий» на ют-канале «Правда Добра»)


Рецензии