Как зарождался мировой капитализм

     В этой статье я  попытаюсь сделать исторический экскурс в прошлое мировой экономики для того,  чтобы понять, как она развивается и почему. Могу сказать сразу, что совсем не потому, что Маркс открыл некоторые закономерности её развития и предложил свой путь для более справедливых социально-экономических взаимоотношений людей в обществе. Если бы это не сделал Маркс, это рано или поздно сделал бы кто-то другой.  Вопрос не в том, кто какие делает открытия в закономерностях развития общества, кто учится на них, делает свои выводы и продолжает их развитие.  Проблема в самих людях общества, хотят ли они что-то изменить в своей жизни или нет,  в состоянии ли они объединяться для изменения своей жизни или частные интересы каждого будут стоят выше общественных интересов.

     Товарно-денежные отношения зародились ещё до рабовладения и феодализма, но капитализм стал развиваться только после отмены рабовладения и крепостного права в процессе классовой борьбы и развития данного общества, когда основой производства стал наёмный труд с теми же привилегиями власть и богатство имущих, но всё по порядку.  Ведь основой цивилизации после бесклассового первобытного коммунизма является борьба классов после разделения людей общества на тех, кто трудится физически в производственной сфере и на тех, кто командуя этим трудом имеет большие экономические привилегии жить трудом других.  Но только после окончания этой борьбы должны исчезнуть классы и восстановиться коммунистические социально-экономические взаимоотношения в обществе, но только на другом витке диалектической спирали развития.


     В середине II тысячелетия н. э., даже в наиболее передовых для того времени странах, всё ещё продолжали господствовать феодальные отношения. Конкретные формы хозяйства в разных феодальных странах — в Китае, Индии, Японии, Корее, Средней Азии, в арабских странах, России, Германии, Италии, Франции и других странах с феодальной экономикой — законы в этих странах были далеко не одинаковыми. В неодинаковой степени сохранились в этих странах и остатки дофеодальных укладов — рабовладения, крепостничества и общинных отношений. Различной степени развития достигли и средневековые города. Однако во всех этих странах Старого Света, простиравшихся от Тихого океана на востоке до Атлантического на западе, главные, наиболее характерные черты производственных отношений при феодализме были, в основном, тождественны - феодалы жили за счёт труда крепостных крестьян, ремесленников и трудящихся других профессий.

     В деревне продолжало господствовать мелкое хозяйство крестьян, работавших на земле, которая являлась собственностью феодалов или государства как совокупного феодала со своим привилегированным  чиновничеством, но простые люди всегда были зависимы  от власть и богатство имущих. Мелкое крестьянское хозяйство часто сочеталось с крупным барским хозяйством самих крепостников, что основывалось на эксплуатации дарового труда в виде барщины феодально зависимых крестьян.

     В городах большинства феодальных стран Азии, Северной Африки или Европы господствовало мелкое хозяйство ремесленников, имевших собственные средства производства и работавших на заказ или на рынок, главным образом на ограниченный местный рынок. Эти ремесленники находились в тех или иных формах прямой либо косвенной зависимости от богатых феодалов-крепостников и эксплуатировались ими.

     В процессе крестьянских восстаний и войн в ряде стран Западной Европы начинается процесс разложения феодализма с некоторыми зачатками парламентаризма, особенно в Англии, но в то же время мелкие хозяйства непосредственных производителей начинают разрушаться и средства производства сосредоточиваются в руках нового класса — класса капиталистов! А сами непосредственные производители становятся наёмными рабочими и превращаются в людей лично свободных, но не имея других средств для продолжения жизни вынуждены жить продажей своей рабочей силы. В условиях разложения феодального хозяйства складывается общественное по своей форме крупное производство, основанное на эксплуатации наёмного труда, т. е. уже формируется капиталистическое производство. А с отменой крепостничества и само государство становится капиталистическим!

     Такого рода экономические изменения всегда связаны с развитием способов материального производства, которые зависят от характера развития науки и техники в обществе, а также от развития самих производительных сил, которые создают и средства производства, и орудия труда, и все необходимые обществу материальные блага под началом власть и богатство имущих.  Именно поэтому иметь достаточное количество этих благ опять могли только власть и богатство имущие в лице капиталистов и тех же государственных чиновников, как новый господствующий класс, который стал называться буржуазией.

     В зависимости от того, какие законы и как они принимались в обществе, развивались и социально-экономические взаимоотношения граждан в обществе.

     Если первобытный коммунизм это общественный доклассовый строй первобытной родовой общины с общей собственностью на производимые в обществе средства для жизни, которые распределялись по законам общины по достойным человека нормам для благополучной жизни всех её членов от их общего производимого в стране количества , то сторонник прямого народовластия в Швейцарии Раймонд Брогер в программной речи  говорил, что уже больше  полутысячелетия  объединённые в единое государство швейцарские общины самоуправления не меняют существенно законы своей жизни, а только их совершенствуют на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости для улучшения своей жизни!   

     Всех  ведет  убеждение, что  такая  жизнь связана с обязательствами  и самоограничением каждого и не может быть никакой  свободы от этого  ни  у  граждан,  ни  у  правительства  без всеобщей дисциплины и честности,   без диктатуры закона избранного народом и его беспрекословного соблюдения, как и нет свободы без долга исполнения закона, если закон и службы обеспечения законности защищают права всех граждан своей страны от любого произвола и угнетения.

     Но при демократии только НАРОД должен быть законодателем и  решающим судьёй во  всех важных вопросах, ибо власть народа может быть только законодательной, а исполнительная и правозащитная власть должны быть государственными структурами. А так как народ не может ежеминутно участвовать в управлении государством, то необходимы какие-то аристократические и даже монархические элементы управления, но без нарушения ЗАКОНА избранного народом и при действенном механизме обеспечения законности!

     Правительство не  должно  спешить за всеми  изменениями потребностей и народных мнений, задача  правительства обеспечивать исполнение законов принятых абсолютным большинством дееспособного населении!  Чтобы правительство могло  действовать  так, как  действовал бы  разумный человек, который, зная количество населения и законы, формирует экономику для удовлетворения потребностей населения!  При стремлении обеспечить необходимым для благополучия каждого достойными человека нормами базовых, необходимых каждому, средств для жизни от их общей производимой массы!  Что должно зависеть  не столько от финансовой прибыли и анархии рынка, сколько от потребностей населения и от количества производимых в обществе средств для жизни. Но при сохранении рынка на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества!

     А для этого необходимо формировать их распределение по количеству и квалификации труда каждого, сохраняя относительно свободный рынок вне необходимых норм для социального благополучия общества. А без демократии сохранять социальную справедливость при растущих потребностях населения и анархии рынка в экономике общества делать становится всё труднее.

     Именно демократическая система формирования социально-экономических законов как раз и требует сильной руки, которая могла бы государственный руль направлять только по выбранному народом курсу. Если, конечно, народ сплочён своей партией и единством своих целей…

     Примерно то же самое про свои страны могут сказать канадцы, норвежцы, исландцы, шведы, финны и представители других социально развитых стран мира. Разница будет только во времени объединения народа для организации и становления такой социально справедливой народной экономики…


     Экономика процесса производства и распределения в некоторых странах социального благополучия уже давно строиться не для увеличении финансовой прибыли от продаж, а для улучшения благосостояния населения!  Чтобы с правом на труд  в процессе развития общества в его законах формировались гарантии на необходимые каждому качественно изготовленные и распределяемые по необходимым для жизни нормам для относительно равного благополучия всех законопослушных и добросовестных граждан общества!

     И именно для того, чтобы необходимые каждому базовые средства для жизни от их общего производимого количества в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды распределялись количеством относительно равномерно, от относительного равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества общественно необходимого труда, а благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды можно и по зарплате от результатов квалификации труда на своём рабочем месте в экономике страны!   

     Дети в таком государстве должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость!

     Когда зарплата, доходы разных фирм и компаний, налоги с граждан становятся всё более сбалансированными, демократия будет способствовать тому, что уже не правительство, а законы избранные абсолютным большинством дееспособного населения страны будут диктовать условия производства товаров и услуг необходимых для развития общества. Со временем страна будет наполняться необходимыми населению видами товаров и услуг для удовлетворения насущных потребностей граждан общества в зависимости от природных ресурсов страны и профессионализма членов правительства в формировании экономики своего государства.

     Сбалансированная зарплата и организация новых рабочих мест для развития производства необходимого для социального благополучия общества будут постоянно улучшать жизнь граждан и обеспечивать процветание государства. Но уже не капиталистического, а коммунистического, ибо во многих странах законом уже гарантируются не только нормальные социально-бытовые условия жизни от общего количества производимых социальных благ, но и коммуникационные блага уже доступны каждому!

     А это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! И тоже по нормам достойным общественно необходимого труда человека! Ибо ресурсы ЗЕМЛИ не безграничны и пользоваться ими необходимо разумно и мудро!

     А на рынке только конечные устройства этих средств коммуникации, если не устраивают общественные или стандартные, которые должны быть у каждого добросовестного и законопослушного гражданина страны в простой и доступной всем форме!  А также всё то, что не входит в ассортимент необходимого и гарантированного ЗАКОНОМ для социального благополучия общества!!!  Ваше право, иметь это всё или не иметь, но вам всё это должно быть доступно по закону как трудолюбивому, добросовестному и законопослушному гражданину общества!

     А поскольку коммунизм тоже должен иметь три фазы своего развития – социалистическую, непосредственно коммунистическую и интеллектическую! Поэтому интеллектизм наступит только тогда, когда у всех будут нормальные условия для своего интеллектуально-духовного развития. Ведь интеллигентность это не столько обладание интеллектуальным богатством, сколько стремление нести это богатство людям! А если каждый будет направлять весь природный ум и все полученные от общества знания лишь на личное обогащение, то чем он лучше рабовладельца, феодала или капиталиста?

     Практически, уже так живут люди в кибуцах Израиля, граждане таких стран, как Норвегия, Дания, Финляндия, Канада, Сингапур, Швейцария и другие, но по своим национальным традициям и природно-климатическим условиям.

     Теоретически это возможно и в России.  Теоретически.  Но реально сегодняшние граждане России не готовы даже к объединению сторонников такого образа жизни.  Если они, конечно, есть…

     Или вы знаете социально развитую страну, где у власти нет избранной народом правящей партии с социально прогрессивной программой развития своей страны?

     Что такое экономика –

     http://proza.ru/2017/05/20/301


Рецензии