Письмо о Качестве и Защите прав потребителей

Уважаемый товарищ!
 
Нисколько не удивлюсь, если завтра из газет узнаю, что в Москве под эгидой какого-либо правительственного органа собрались уголовники для... обсуждения проекта нового уголовного кодекса. Анекдот, скажете. Но почему тогда проект указа о налогообложении кооперативов обсуждался кооператорами, проект закона о качестве – с представителями промышленных предприятий, проект закона об изобретательстве – с изобретателями... Разве есть в мире еще страна, где лоббистская деятельность столь беспрецедентна? Разве можно доверять решающее слово заинтересованным лицам и сторонам? Я убеждён, что проекты всех законов должны разрабатывать комиссии независимых экспертов. Иначе никакого правового государства нам не видать.

Возьмите проект закона о качестве. Выступает некая дама и, с одобрения т. Рыжкова Н.И., говорит о приоритете спроса над конкурентоспособностью. Но в условиях дефицитной экономики, когда нет выбора, спрос всегда будет навязан монопольным предложением. Или жалобы на то, что проект разорит радиопромышленность. Основы гражданского законодательства никто не отменил, а закон обязателен для всех. Призывы к неисполнению закона – это преступление! А именно оно прозвучало на заседании президиума  Совмина СССР. Безо всяких последствий.
         
С уважением...

25 июля 1988 г.

Примечание

Качество продукции было одной из Ахиллесовых пят советской экономики. Оно болезненно ударяло по советским гражданам. Ведь права потребителей были практически не защищены государством. О компенсации морального вреда советские граждане понятия не имели. Да и само слово «потребитель» было, если не оскорблением, так уничижением. И так на протяжении почти всей советской истории права граждан не были должным образом защищены. Поскольку публикация письма, адресованного в редакцию одной из центральных газет, отнесена к разделу «Мемуары», то приходится вспомнить личный и семейный опыт, а он хотя бы отчасти подтверждает всё вышесказанное. Относится он к началу 60-х, т.е. прошло уже 50-60 лет, целая жизнь, хотя и недолгая...

Во-первых, тогда отец приобрёл автомобиль «Москвич 403». В те времена это было судьбоносным событием: автомобили приобретали на всю оставшуюся жизнь, берегли как зеницу ока и не парковали во дворах многоквартирных домов и где попало. Да и престижно это было – быть автолюбителем. Мы были на седьмом небе от счастья, и вроде бы всё хорошо. Но был у железного коня один скрытый заводской дефект. Не будем в него вдаваться техническими уточнениями. Но намучился же отец с ним, пока не была обнаружена причина, а она могла привести к смертельному ДТП...

Во-вторых, ещё примерно тогда же мы приобрели телевизор «Рубин 102», самую популярную тогда модель. Телевизионный приёмник стал точкой притяжения для нас, особенно – по вечерам, окном в мир для нас, как до него был радиоприёмник. Но не прошло и полгода, как перегорел кинескоп. Правда, был ещё гарантийный срок, но доставлять на диагностику и замену самую большую лампу следовало своими силами и средствами. После этого радость общения с внешним миром возобновилась. Но вскоре эти поломки повторялись с завидным постоянством, но уже без гарантии, за свой счёт...

Таков наш неполный семейный опыт Советских времён. Может быть, нам просто не повезло. Дважды. Но в тех условиях это было предопределено теми законами, по которым мы жили тогда. К этому следует добавить, что разработка первого отечественного правового акта по защите прав потребителей велась уже тогда, когда само существование СССР приближалось к концу: именно тогда под внешним влиянием был принят Закон СССР от 22 мая 1991 г. №2184-1 «О защите прав потребителей». Именно он  лёг в основу Закона РФ от 07 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», с тех пор в него. С тех пор обращение в суд о защите прав потребителей стало обычным делом...

10 сентября 2021 г.

© Валентин Поляков 2021


Рецензии