Ясен Засурский в интернационализации образования

Недавно ушёл из жизни Ясен Николаевич Засурский, заслуженный журналист и профессор Российской Федерации, литературовед, декан и президент факультета журналистики Московского Государственного университета им.М.Ломоносова, автор более 200 научных работ, обладатель многих орденов, медалей и премий, российских и зарубежных, в том числе золотой медали Юнеско. Патриарх российских и не только российских журналистов воспитал целую россыпь журналистских звёзд по всем странам бывшего Советского Союза. За годы его руководства факультет стал одним из ведущих центров подготовки работников масс-медиа, выпустив свыше 30 тысяч специалистов. Среди них не только работники СМИ, но и писатели, политики, актеры, режиссеры, священники. Есть даже космонавт, Ю. М. Батурин, который преподает на кафедре зарубежной журналистики и литературы. Ясен Засурский является также моим учителем и многолетним другом, оказавшим влияние на формирование моей личности, творчества и общественной деятельности.
Я.Н.Засурский сделал значительный вклад в интернационализацию образования и научного знания в плане отечественном и международном, раздвинул рамки их взаимодействия. Многие из его работ посвящены международным взаимосвязям литературы и публицистики. Он сотрудничал с ведущими зарубежными университетами и авторами, более 25 лет дружил с нобелевским лауреатом Габриэлем Гарсиа Маркесом, с которым познакомился в ЮНЕСКО в конце 1970-х годов, когда они вместе работали в комиссии по коммуникациям. Комиссия тогда подготовила издание книги «Много голосов — один мир».  «Это давнее свойство русской культуры, - говорил он - не противопоставлять себя другим, но впитывать лучшее и с Востока, и с Запада, от этого русская литература и культура становились только богаче. Поэтому у нас по-прежнему изучают и Гомера, и Флобера, и Джойса, и современных авторов». Вместе с тем благодаря деятельности профессора Засурского достижения российской словесности и науки становились достоянием международного знания.
Уже в детстве проявились его незаурядные способности. После возвращения семьи Засурских в Москву из эвакуации в мае 1943 года Ясен возобновил учёбу в седьмом классе, а в 1944 году сдал вступительные экзамены на английский факультет Московского института иностранных языков. Вундеркинду разрешили посещать лекции, но ректорат потребовал у него школьный аттестат. Юноша закончил школу экстерном и в 1945 году был зачислен в Московский институт сразу на второй курс, окончил институт в 1948 году. Специализировался на изучении американской литературы. С 1958 года стажировался во Франции по линии ЮНЕСКО: читал лекции и повышал квалификацию в международном центре подготовки преподавателей журналистики в Страсбурге.
 С 1953 г. Я.Н.Засурский начал работать на незадолго до этого созданном факультете журналистики МГУ, а через 2 года начал заведовать кафедрой зарубежной журналистики и литературы, которой руководил всю жизнь, свыше 64 лет. Декан факультета с 1965 года. "Деканом я стал в 35 лет, - вспоминает Ясен Николаевич. - В ЦК КПСС хотели прислать на эту должность своего человека, но коллектив факультета очень активно выступил против. Выбрали меня. Это был 1965 год. Я не хотел быть деканом, но проработал в этой должности 42 года". В 1967 г. он пишет докторскую диссертацию: «Американская литература XX века». В 1968 г. становится профессором.
В последнее время профессор Я.Н.Засурский читал на факультете журналистики МГУ лекции по следующим курсам: «Введение в мировую журналистику», «История зарубежной журналистики», «Современные зарубежные СМИ», «История зарубежной литературы XX века: Великобритания и США», вёл ряд спецсеминаров и спецкурсов. На его письменном столе, всегда перегруженном разными рукописями и книгами в таком творческом изобилии, в котором мог разобраться только он сам, всегда были газета «Известия», «Московский комсомолец» и другие российские и зарубежные издания. С 1946 года он постоянно слушал «Би-би-си» и считал её прекрасной школой объективной информационной журналистики, смотрел CNN и BBC World.
В 2007 году профессор Засурский по собственному желанию ушёл в отставку с поста декана и стал президентом факультета журналистики МГУ. Такой должности на факультете раньше не существовало, но её создали с целью «осуществлять контроль качества подготовки специалистов и научных исследований, определять стратегию международных связей факультета, осуществлять консультации по принципиальным вопросам развития факультета, укреплять связи с медиаиндустрией, развивать творческие и этические принципы профессии», как это записано в проекте «Положения о президенте факультета».
Трудно переоценить научный и педагогический вклад Ясена Засурского в историю российской и международной журналистики и литературы, его уникальные лекции, которые он не читал, а рассказывал, непосредственно обращаясь к нам, студентам; его научные труды, монографии и учебные пособия, вошедшие в фонд мирового литературоведения; его вклад в развитие международных научных связей, а также инновационные идеи цифровых коммуникаций применительно к журналистике… Он оставил после себя большое, социально значимое научное и педагогическое наследие, из которого мы можем черпать, хотя его уже нет рядом.

 Преподаватели и мы, студенты факультета журналистики, относились к своему декану с большим пиететом, и он заслужил его как педагог, учёный, литературовед и как человек, во все годы выступая арбитром и защитником своего коллектива и творческих личностей.
Он отстоял одного из основателей кафедры телевидения и радио Рудольфа Андреевича Борецкого, на кафедре которого я училась и у которого писала свою дипломную работу. У Борецкого возник конфликт с могущественным председателем Комитета по телевидению и радиовещанию С.Г.Лапиным из-за созданной «Телевизионной программы», в которой Борецкий отразил зарубежный опыт и выдвинул новаторскую концепцию многопрограммного телевидения в СССР. Лапин негативно воспринял идеи Борецкого, воплотившиеся однако в жизнь спустя десятилетия, и постарался закрыть Борецкому все карьерные и научные возможности. Декан факультета журналистики Я. Н. Засурский не внял рекомендациям начальства и не только оградил Борецкого от нападок, но и позволил ему с успехом защитить докторскую диссертацию, а затем откомандировал на продолжительное время в Польшу на преподавательскую работу по договору с Силезским и Варшавским университетами.
Большую роль сыграл Ясен Николаевич и в моей жизни и творческом cтановлении. Помню, я приехала в 1958 году из Ташкента в Москву, чтобы поступить на факультет журналистики легендарного Московского Государственного университета, наивно полагая, что мои статьи, опубликованные в «Комсомольце Узбекистана», журнале «Узбекистан», «Ташкентской правде» и других изданиях, откроют мне к этому путь. При этом я немного опоздала: приём студентов на факультет журналистики как раз закончился, так как моё обращение к декану факультета осталось невостребованным. Но мне удалось попасть на приём к заместителю декана, которым тогда был Ясен Николаевич, и он, несмотря на большое количество ожидавших приёма людей, внимательно выслушал меня, ознакомился с предложенными публикациями и заявил: - Я заинтересован в вашем зачислении. Но для зачисления на очное отделение время упущено, а для зачисления на заочное или вечернее у вас, как я понимаю, нет московской прописки и работы. Предлагаю следующее: вы готовитесь и сдаёте обе сессии экзаменов за 1-й курс экстерном, и в случае успешной сдачи мы вас зачисляем на 2-й курс.
Так получилось, что я самостоятельно, иногда посещая лекции, но в основном проводя все дни в библиотеках университета, сдала все экзамены на отлично. Проблема наметилась, когда я сдавала экзамен по диалектическому материализму и отвечала на вопросы, связанные с «отрицанием отрицания» и его интерпретацией у Гегеля. Экзаменующий профессор мне сказал: - Вы отлично ответили на самый трудный вопрос экзамена. Но почему я вас не видел на своих лекциях? Я объяснила. Профессор задумался и решил: - Я вам пока не буду ставить оценку, поговорю об этом в деканате. Встретив меня в коридоре университета через несколько дней, он объявил: -У вас пятёрка и по диамату.
Для того, чтобы утвердить решение о моём зачислении, Ясен Николаевич, не будучи ещё тогда деканом, отправил меня с рекомендацией к ректору университета академику Ивану Георгиевичу Петровскому, а ректор не только одобрил моё зачисление, но и выдал указание о моём проживании в студенческом общежитии, на Стромынке. Таким образом меня зачислили   сразу на 2-й курс факультета журналистики Московского университета, и я закончила его «полный курс обучения» экстерном, за 4 года очного обучения. Потом я узнала, что в какой-то мере повторила «путь экстерном»  Ясена Николаевича, который был зачислен в 1945 году на 2 курс Московского института иностранных языков.
Помню, как на заключительном вечере выпускников Ясен Николаевич нам сказал: - Возможно, вы посетили не все лекции, конспектировали и читали не все учебники и книги, которые мы вам рекомендовали… Но если нам удалось пробудить в вас жажду знания и способность самостоятельно формировать свои взгляды, своё мировоззрение, потребность творческого созидания добра, можно считать, что наш общий труд принёс успешные плоды.

После окончания Московского Государственного университета я работала редактором, переводчиком, журналистом и научным сотрудником в Чехии. В Праге защитила докторскую диссертацию в известном Карловом университете на факультете журналистики, руководила научным коллективом, вместе с которым подготовила общегосударственный семинар по вопросам печати, выступила на нём с главным докладом и подготовила к изданию научный сборник. Целое мероприятие прошло в сотрудничестве Карлова университета с Союзами журналистов Чехии и Словакии и заслужило высокие международные профессиональные оценки и отзывы, опубликованные в прессе и специализированной печати.
Уже тогда, в сложное время политических противостояний, открытых и более скрытых, меня волновали идеи гармонизации и единения на основе общезначимых ценностей, присутствующих в идеологиях, культурах, философии, в характере и менталитете разных стран и народов. История, включая Чешскую «Бархатную революцию» подтверждает справедливость такого принципа мышления, который основан на поиске гармонического синтеза, на общих нравственных ценностях, вместо выбора одной из крайних, оппозиционных альтернатив. По сути, такой подход является единственным, если мы хотим вместе выжить. Однако в практической жизни мой подход нередко вызывает недовольство обеих противостоящих сторон, предпочитающих реализацию собственной альтернативы как единственно правильной. Во время частых приездов Ясена Николаевича в Прагу мы подолгу беседовали о непростых условиях развития в политике, образовании, науке в 70-е и 80-е годы. Ясен Николаевич хорошо понимал и поддерживал мою теорию Философии Нового Возрождения и диалектического «отрицания отрицания», то есть отхода от классического, черно-белого бинаризма, свойственного современному миру, к прогрессивной теории строительства мира как единого живого организма, в котором всё взаимосвязано. Помню, он говорил: - В философии мало женщин, известные философы – мужчины, и это отражается в выборе оппозиционных альтернатив идеологического и политического развития. Возможно, женщина-философ могла бы помочь продвижению принципа человеческого общества как единой семьи… Мы также рассуждали о саморазвитии, о свободе личности, связанной с ответственностью, о необходимости многопланового эволюционного взаимодействия философии, социологии, экономики, культуры, искусства.
 
В 70-е годы, работая старшим научным сотрудником в Институте теории и практики журналистики (ИТПЖ) при факультете журналистики Карлова университета, я пригласила в свою научную команду специалистов, как членов, так и не членов Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ); среди них были также профессионалы, вычеркнутые из компартии из-за их несогласия с вводом войск Варшавского договора в 1968 году. Это были личности, обладающие профессиональными знаниями и международно известные, в том числе Вацлав Йиру, основатель и многолетний редактор «Fotografia review»; Ярослав Скала, фотожурналист и председатель Клуба чешских фоторепортёров; журналист Иржи Мацку; доктор философских наук Йозеф Вирчик… Их участие было легально, согласно официальному указу Чехии о возможности «вычеркнутым из компартии» принимать участие в публичной и научной деятельности, в отличии от «исключённых из компартии», для которых существовал запрет. Участие вычеркнутых из компартии в работе моего научного коллектива одобрил своей подписью и директор Института теории и практики журналистики (ИТПЖ) при факультете журналистики Карлова университета, где я работала.

Результат нашей коллективной работы превзошёл ожидания: изданный сборник с общегосударственного семинара попал на рабочие столы членов Центрального Комитета Чешской Компартии, руководивших прессой, для дальнейшего повышения их квалификации. Однако участие в научном мероприятии личностей, вычеркнутых из Компартии, вызвало у некоторых аппаратчиков негодование, хотя было совершенно законным и легальным. Директор ИТПЖ, вызванный по этому случаю в ЦК КПЧ, отделался объяснением, что «не устоял перед женским обаянием руководителя и подписал список участников не глядя». Этот его грех был общеизвестен, однако по отношению ко мне стал ещё одной причиной, чтобы поквитаться со мной за своё отвергнутое мужское самолюбие. Особенно после того, как Ясен Николаевич Засурский, желая мне помочь, написал в письме декану факультета журналистики, что готов быть научным руководителем моей научной работы. Вся «вина» за успех научного мероприятия легла на мои плечи. Я оказалась без работы, без поддержки и возможности творческой реализации. Для уходящих властных структур Чехии и СССР я оказалась диссидентом. Как говорил Я.Н.Засурский: «Наша главная проблема в том, что в период новой революции (иначе говоря, перехода к рынку) на первый план не были выдвинуты общечеловеческие ценности и идеалы, идеи свободы и человечности, ибо свобода требует личной ответственности. Не перед президентом, правительством или профессором, а перед своей совестью. В политике, в журналистике, в осмыслении мировых проблем».

В начале 90-х годов я вернулась на Родину в Ташкент. Здесь я в 2009 г. создала художественно-просветительный, естественно-гуманитарный проект «Планета – наша общая Родина» и его театр-лабораторию «Арт-Студия-Свет», который за 12 лет самоорганизованной и самофинансируемой деятельности осуществил более 40 концертов, спектаклей, творческих встреч, мастер-классов, лекций, заслуживших высокие оценки в республиканской и зарубежной печати.
А недоразумение, связанное с потерей возможности творческой работы, которое случилось со мной в Чехии, исправили си же чехи. Есть в характере чехов такая черта: они умеют исправлять свои ошибки, и это - одно из национальных свидетельств высокой порядочности. В 2009 г. меня пригласил на работу в Посольство Чешской Республики в Узбекистане сам чрезвычайный и полномочный посол Роберт Копецки, я работала его помощником по культуре, а потом Чешское посольство в течение 12 лет поддерживало созданный мною миротворческий проект «Планета – наша общая Родина» и его театр-лабораторию «Арт-Студия-Свет». А в 2013 году премьер-министр Чешской Республики вручил мне в Чернинском дворце Президентского Града престижную премию «Gratias Agit». От себя хочу добавить, что, судя из писем, которые я получаю из Праги, многие чехи не одобряют снос памятника маршалу И.С.Коневу.

Суть моего проекта «Планета – наша общая Родина» и его театра-лаборатории «Арт-Студия-Свет» - философия общезначимых ценностей и Нового Возрождения, формы и методы единения людей разных идеологий, культур, вероисповеданий в решении мировых проблем и устойчивом строительстве мира, синтез естественнонаучного, техногенного прогресса и гуманитарного знания в едином духовно-нравственном и общеобразовательном формировании личности. Мой проект предлагает новые формы структурной самоорганизации творческой активности народа в общем процессе взаимообучения и сотворчества посредством модели народных академий, объединяющих научное и художественное знание с волонтёрским движением. Есть научная установка, согласно которой система, попадающая в унисон будущему, как бы притягивается им, будущее способствует отбору тех компонентов и форм, которые ему подобны. Проект «Планета – наша общая Родина» и мероприятия его театра-лаборатории «Арт-Студия-Свет» поддержали своим участием представители всех основных слагаемых гражданского общества Республики Узбекистан, а также российских волонтёрских движений «Наше родословие» и «Твори добро».
Художественно-просветительная часть проекта включает мою прозу, авторские стихи, а также мои поэтические переводы из мировой и узбекской поэзии, в том числе переводы из поэзии Алишера Навои, которые литературная критика   назвала «великолепными». Из мировой поэзии я перевела стихи поэтов Чехии, Словакии, Германии, США, Швейцарии, Израиля, Великобритании, Татарстана и Азербайджана. Проект включает несколько моих пьес, одну из которых я успешно поставила в театре «Ильхом» и на других сценах. В научной части проекта - серия статей, объединённых темой «Восток+Запад+Север+Юг через общезначимые ценности, волонтёрство и социальные инициации». Эти художественные и научные произведения публикуются в прессе Узбекистана и в книгах Российского союза писателей: «Поэт года 2020» «Поэт года 2021», «Антология русской поэзии 2020 г», «Писатель года 2021», и в научных журналах.
 
Возможно, не случайно сложилось так, что родилась я на Востоке, впитала в себя интернациональные корни многонационального и многоконфессионального Узбекистана, продолжила учёбу в Москве и в Европе и снова вернулась в Центральную Азию, обогащённая знаниями и творческим общением с личностями подобными Ясену Николаевичу Засурскому, Вацлаву Йиру, в международно известном чешском журнале которого я работала редактором, репортёру Ярославу Скале и другим. Без сомнения, это способствовало интернационализации моего мышления, творчества и философии.
Три ветви одного древа - иудаизм, христианство, ислам - появились в одном регионе, который с древнейших времен является перекрестком культур и цивилизаций, имеют общие исторические корни, апеллируют к общей картине мира и ее развития, к одним и тем же персоналиям и представлениям о мироустройстве. Богатые традиции многонациональной, многоконфессиональной и многокультурной толерантности, существующие в Узбекистане, в Российской Федерации, в Соединённых Штатах Америки и в других странах, - это на сегодняшний день чрезвычайно важный и актуальный опыт, которым надо делиться и далее развивать и формировать. Это условие выживания нашей Планеты. И это одна из установок моего проекта и философии Нового Возрождения, своего рода Третьего Ренессанса, объединяющего ценности Древнего Востока и современной науки. Ибо существует и возможна этическая система нравственных ценностей Единого мира, эффективно регулирующая поведение членов любого человеческого сообщества, независимо от культуры, расы, пола, религии, национальности или других отличительных черт.
Матрицы предлагаемых проектом народных академий с жёстким ядром типа ДНК общечеловеческих ценностей в процессе взаимообучения и сотворчества встраиваются в глобальную среду вместе с её самоорганизацией, видоизменяют и перестраивают среду и мышление. Прогресс в любом из направлений будет усиливать прогресс в остальных, образуя эффект коэволюционного взаимодействия в планировании, в управлении, образовании, экологизации образа жизни, прогнозах рыночного спроса, воспроизводства рабочей силы и потребности в специальностях. А также в межнациональной, межконфессиональной, межкультурной гармонизации мира. Принцип интернационализации образования с участием демократических самоорганизованных народных академий целесообразно использовать как один из ведущих, если мы хотим обеспечить реальное и осознанное участие народа в строительстве устойчивого мироздания.


Рецензии