Глава 3 Храмы России Угреша Часть 7 Романовы

               НИКОЛО-УГРЕШСКИЙ  МОНАСТЫРЬ   ЦАРСКОЕ  БОГОМОЛЬЕ
               youtube.com

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ  И  ХРАМЫ РОССИИ

ЧАСТЬ 7  РОМАНОВЫ

УГРЕША  ВО  ВРЕМЕНА  ПЕРВЫХ  РОМАНОВЫХ 1613–1700

С восшествием на престол в 1613 году царя Михаила Федоровича Романова в истории обители святителя Николая наступил период расцвета. «В XVII столетии монастырь представлял собой внушительное архитектурное зрелище. Судя по описи, произведенной в 1739 году, монастырь был обнесен каменной оградой, покрытой тесом, общей длиной 700 м и  высотой около 3 м, с двумя воротами. В монастыре было три  каменных храма ; Никольский собор (значительно обновленный в 1614 году), церковь Успения Божией Матери с трапезной  и церковь Спаса Нерукотворного с колокольней. К Успенской церкви примыкала Хлебная палата, а рядом со Спасской церковью находились больничные и братские келлии». Помимо этого на территории самого монастыря находился ряд  хозяйственных построек, а за стенами ; конюшенный двор.
Для размещения царских особ и иерархов «в монастыре была гостиница, строенная патриархом Иовом, были Государевы палаты и Патриаршие келлии». 

15 апреля 1613 года, вскоре после своего избрания, Михаил Романов подтвердил  жалованную грамоту на воды и рыбные ловли в Нижнем Новгороде.  А 5 мая 1614 года, в преддверии дня перенесения мощей Святителя Николая, Михаил Федорович впервые посетил Угрешскую обитель  и присутствовал на освящении обновленного Никольского собора.  Всего царь Михаил  официально бывал в монастыре девять раз.

В 1623 году Михаил Федорович даровал Николо-Угрешскому монастырю  жалованную грамоту,  освобождавшую монастырскую торговлю от таможенных сборов и ограждавшую монастырь и его вотчины  от каких-либо притязаний  со стороны государевых людей.

Позднее, в 1678 году, грамота была подтверждена царем Федором Алексеевичем.
Преемник  Михаила Федоровича царь Алексей Михайлович, подобно отцу своему, весьма благоволил Угрешской обители.  За время его царствования зафиксировано тринадцать  угрешских походов, совершаемых с небывалой ранее церемониальностью.

Угрешские походы сочетались с выездом на охоту в потешное село Остров. Вместе с тем,  они  были приурочены к Николину дню и начинались 8 или 9 мая.
В правление Алексея Михайловича Монастырь достиг наибольшего рассвета. «Монастырь, окруженный белокаменной стеной высотой около 3 метров и протяженностью около 700 метров, отражался в зеркальных водах четырех прудов, расположившихся по руслу речки Угрешки.

На Святых воротах были установлены две иконы в железных киотах ; Святителя Николая и Живоначальной Троицы. Противоположные южные ворота выходили к пристани, что на Москве-реке. С внешней стороны над этими воротами находился Деисус с изображением Господа Саваофа и святых, а с внутренней стороны ; икона Рождества Богородицы. Над стенами возвышался покрытый железом Никольский собор с главой, крытой жестью, и колокольня, устроенная над церковью Спаса Нерукотворного. Блестели на солнце слюдяные окошки узорных Государевых и Патриарших палат. Немало было и других каменных построек в обители: братские кельи, две гостиные палаты, погреб, квасоварня, поварня, две житницы. За территорией монастыря находились выстроенные из дерева скотный и конюшенный дворы. В монастыре плодоносили фруктовые сады, в прудах разводили рыб.
 
При сыновьях Алексея Михайловича традиция угрешских походов стала угасать. Царь Федор Алексеевич за время своего краткого правления обитель святителя Николая не посетил ни разу.

Юный царь Петр трижды был в Николо-Угрешском монастыре, причем два последних похода он совершил на ботах  и яхте под парусом.

В 1698 году Никольская обитель стала одним из мест заключения мятежных стрельцов, выступивших против Петра.

                ОСКУДНЕНИЕ  МОНАСТЫРЯ 1700–1834

Наступивший в XVIII веке исполненный духа секуляризации Синодальный период в истории Русской Православной Церкви нанес серьезный удар в первую очередь именно по монашеству. В этой ситуации, вне всякого сомнения, изменилось и положение Николо-Угрешского монастыря, но, к сожалению, не в лучшую сторону.  В результате изменений в жизни Отечества монастырь лишился царского покровительства, льгот по таможенным податям  и сборам, все меньше паломников стало посещать монастырь, обитель постепенно стала приходить в упадок.

В 1737 году игумен Варлаам II подал в Синод рапорт о ветхости  монастырских зданий, однако никакого ответа не дождался. Только лишь после второго обращения, через два года в обитель прибыл архитектор И. Мичурин,  осмотревший монастырские постройки и составивший смету необходимых расходов на ремонт.
В мае 1739 года ветром были сорваны крыши со многих зданий и поломаны кресты.  Только лишь в 1742 году из Синода были выделены средства на обновление монастырских построек.

В 1763 году в совершенно непригодное состояние пришел храм Спаса Нерукотворного, в котором уже с 1757 перестали совершать богослужения из-за опасности обрушения здания.  Но, тем не менее, определенное строительство в монастыре велось.
В 1755 году к Святым вратам была пристроена часовня в честь святителя Николая, в 1761 году построили трехъярусную колокольню, а в 1763 году заново была отстроена и освящена Успенская церковь, в которой находился чтимый образ иконы Божией Матери «Взыграние».

Секуляризация церковных земель в 1764 году, проведенная императрицей Екатериной II, только усугубила тяжелое положение в обители, отнесенной к штатным монастырям третьего класса, в штате которых не должно состоять более 12 монахов, включая настоятеля,  и на содержание обители выделялось всего 950 рублей в год.

В 1771 году, во время эпидемии чумы, обрушившейся на московскую землю, 
в Николо-Угрешском монастыре был устроен лазарет для зараженных моровым поветрием. Братию монастыря на это время перевели в Николо-Перервинскую обитель.

В 1777 году по прошению игумена Симона монастырю были выделены деньги на ремонт пришедшей в ветхость Успенской церкви, так как в ней  уже невозможно было служить, пришли в ветхость и другие здания.
Однако средства выделялись скудные, их далеко не всегда хватало на восстановление старых построек. Так, пришедший в ветхость храм Спаса Нерукотворного так и не стали восстанавливать и в 80-ые гг. XVIII века разобрали.

                ВОЗРОЖДЕНИЕ  МОНАСТЫРЯ 1834–1852

В 1833 году настоятелем монастыря был назначен святитель Игнатий (Брянчанинов), который хотя и не успел возглавить обитель в связи со скорым  назначением его архимандритом Троице-Сергиевой пустыни вблизи Петербурга, но сыграл важную роль в скором возрождении и расцвете Угреши.

Именно святитель Игнатий рекомендовал святителю Филарету, тогдашнему Московскому митрополиту, назначить на должность настоятеля Николо-Угрешского монастыря хорошо знакомого ему иеромонаха Оптиной пустыни Илария.   А чуть ранее как раз святитель Игнатий отправил в Оптину пустынь послушника Петра Мясникова, будущего возобновителя Угрешской обители.


 


Рецензии