Глава 3 Храмы России Угреша Часть 18 Кончина

Владыка Макарий в постели Середина 1920-х гг.

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ  И  ХРАМЫ РОССИИ

ЧАСТЬ 18 КОНЧИНА

«В пять часов вечера, – вспоминает присутствовавший при кончине епископ Арсений, – отправлена была всенощная священномученику Ермогену, празднуемому 17 февраля.
Архипастырь лежал в продолжение её тихо, спокойно, с удовлетворительным пульсом. После службы все вышли из комнаты, думая дать Святителю ночной покой.
Но не прошло и получаса, как оставшаяся при больном сестра милосердия выбежала и объявила: «Идите же скорее, Владыка кончается, пульс слабеет!»

Все бывшие в доме, числом около шестнадцати человек, приблизились к одру умирающего и опустились на колени, а мне предложили читать отходную.

Поместившись у изголовья архиерея Божия, неспешно, раздельно выполнил я это, и, когда окончил, святитель ещё продолжал дышать, хотя уже и с замедлением.
Присутствующие, стоя на коленях, продолжали молиться в ожидании кончины праведника: кто призывал на помощь Божию Матерь, взывая: «Богородице Дево, радуйся», кто шептал: «Живый в помощи Вышняго…» – или же «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…» – а кто своими словами из глубины сердца взывал ко Господу.

В такой исключительной обстановке, как бы в созерцании происходящего таинства смерти, пробыли мы ещё около получаса. Я решился тогда прочитать вторую отходную, положенную на скорейшее разлучение души с телом, и едва я кончил, как святитель Божий, глубоко вздохнув, тихо предал дух свой Господу…

Глаза его остались полуоткрытыми, и я, недостойный и грешный, прикрыл их до будущего славного Пришествия Христова и Общего Воскресения.


Рецензии