Встреча нежеланная, встреча неизбежная

Встреча нежеланная, встреча неизбежная

Леонид Банчик

Прошло двадцать лет с тех пор, как Иаков обманным путём вырвал у отца благословение, бежал от мести брата в Харран, где попал в цепкие объятия плутоватого дядюшки Лавана. И вот наступило время возвращения в землю обетованную. Так сказал Господь. Иаков боится встречи с Исавом, тем более, когда вестники сообщают, что брат направляется к нему с четырёхсотенным отрядом. Но Бог помогает Своему рабу победить страх, устроив ночную борьбу в Пенуэле и дав Иакову новое имя: Израиль – Боровшийся с Богом. А наутро состоялась встреча столь непохожих близнецов, как сказал поэт: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».
«Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, и с ним четыреста человек. И разделил детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади. А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали» (Бытие 33:1-4).
Иаков оставляет позади тех, кто ему дороже всех на свете – Рахиль и Иосифа. Пройдёт совсем немного времени, и он потеряет любимую жену, а затем долгие годы будет уверен в смерти любимого сына. А сейчас он надеется, что в случае расправы с ним и его семейством, у идущих последними будет хоть какой-то шанс на спасение. Сам Иаков выходит вперёд, как и положено хозяину семьи, и кланяется семь раз. Тем самым Иаков признаёт превосходство старшего брата, но только земное превосходство.
Исав славился своей бесцеремонностью, запанибратством. Когда он продал первородство за чечевичную похлёбку, то употребил слово, нигде больше в Писании не встречающееся. На русский перевели «дай мне поесть красного» (Быт. 25:30). Скорее всего, Исав говорит гораздо грубее: «Залей мне в горло красное». Такое поведение раньше называли амикошонством от французского словосочетания «друг – свинья». Но на этот раз Исав ведёт себя совсем по-другому, и опасения Иакова оказались напрасными.
Исав принимает Иакова как брата и радостно бежит ему на встречу. Плач, поцелуи, объятия – всё это очень трогательно после такой долгой разлуки. Однако нельзя не заметить следующее: смирение Иакова – достойное поведение верующего человека, а Исав, которому отец сказал, что он будет слугой брату, даже и не думает о смирении. Он простил обман, принимает Иакова как равного, а давние слова отца словно вылетели  из его буйной головы.
В раввинских изданиях  Торы (Пятикнижия Моисеева) над каждой буквой выражения «и целовал его» ставят точки. Как объясняют учителя иудаизма, таким необычным способом подчёркивается скрытый смысл того, что якобы произошло в момент братского объятия. Они при этом ссылаются на невероятный по своей выдумке мидраш (толкование). Там сказано, что имитируя поцелуй, Исав хотел прокусить шею Иакова, но Бог сделал её твёрдой, как мрамор. Исаву стало больно, и он заплакал. От боли плакал и его брат.
Не правда ли, больше напоминает какой-нибудь анекдот? Тем не менее, многие сторонники иудаизма относятся к такому искажению смысла Писания вполне серьёзно, отказываясь признавать, что братья могут искренне радоваться встрече после долгой разлуки.
Перед встречей Иаков отправил воинственному брату щедрый дар в размере 550 животных, не считая детёнышей верблюдов. Причём сделал он это с психологической точки зрения просто идеально. Иаков разделил животных на пять стад, следующих друг за другом с промежутками. Не успеет Исав обрадоваться одному подарку, как за ним следует новый, и так далее. Теперь же, после знакомства с семьёй брата, Исав спрашивает о подарке:
«И сказал Исав: для чего у тебя это множество, которое я встретил? И сказал Иаков: дабы приобрести благоволение в очах господина моего. Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя. Иаков сказал: нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лицо Божие, и ты был благосклонен ко мне; прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня всё. И упросил его, и тот взял» (Бытие 33:8-11).
Оба брата вполне обеспеченные люди, поэтому неудивительно, что Исав хочет отказаться от подарка. Иаков настаивает, и старший брат уступает. Но обратите внимание, насколько по-разному говорят они о своём богатстве. Буквальный перевод слов Исава: «У меня есть много». Ответ Иакова: «Бог даровал мне, и есть у меня всё». Он получил благословенный дар от Господа и делится им с братом. Для одного богатство – личная заслуга, плод его собственного труда, а для другого – дар Божий. Вот вам и «лёд и пламень».
Иаков говорит, что увидел лицо брата, «как бы кто увидел лицо Божие». Возможно, тем самым он ещё раз выражает свою благодарность Исаву, но мне ближе другое объяснение: Иаков, с одной стороны, признателен доброму отношению брата, а с другой сообщает ему, что видел лицо Бога – а это дано далеко не каждому. Впрочем, Исава мало волнует упоминание имени Господа, так как сам он его не произносит и живёт по своим законам, но подарок всё-таки принимает, после чего между братьями происходит спор на очень низких вежливых тонах.
«И сказал: поднимемся и пойдем; и я пойду пред тобою. Иаков сказал ему: господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот; пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир. Исав сказал: оставлю я с тобою несколько из людей, которые при мне. Иаков сказал: к чему это? только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего!» (Бытие 33:12-15).
Этот отрывок можно назвать последней хитростью Иакова, «остаточным явлением» его прошлой жизни. Исав предлагает брату идти не перед ним, как в русском переводе, а «ленегдеха» - напротив, т. е. вместе, обеспечивая свой барский патронаж. Иаков отказывается, ссылаясь на слишком медленное передвижение его стана. Наверное, Исав догадался, что брат лукавит, потому предлагает своих слуг для сопровождения людей и скота Иакова, однако слышит в ответ настоящий образец вежливого отказа: «к чему это? только бы мне приобрести благоволение в очах господина моего!»
Конечно, Иаков не должен был идти вместе с братом, у них разные пути. Жить рядом с идолопоклонником ему совершенно ни к чему. Он до этого провёл двадцать лет с любителем терафимов Лаваном и с большим трудом избавился от «покровительства» тестя. К тому же, братья в совместном путешествии могли вновь рассориться и неизвестно чем завершить так хорошо начавшуюся встречу. Иакову предстоит стать отцом народа, а не вассалом старшего брата.
Они разошлись навсегда, как расходятся дороги христианина и человека, не познавшего Спасителя. Путь Иакова тернист, но это путь мира с Господом. О пути Исава ясно говорит нам Слово Божие:
«Они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их» (Рим. 3:17-18).
У потомков Иакова и Исава были сложные взаимоотношения. Амаликитяне, наследники внука Исава Амалека, первыми напали на израильтян после исхода из Египта. В период Царств Самуил лично казнил царя амаликитян Агага, а затем Давид покорил идумеев. Ещё через несколько веков Аман Вугеянин (на иврите Агаги, потомок Агага) предпринял неудавшуюся попытку уничтожения евреев Персии. В период Римского владычества наследники Исава взяли реванш в лице ненавистного евреям римского ставленника царя Ирода, пытавшегося расправиться с младенцем Христом, его сына Ирода Антипы, судившего Христа и отрубившего голову Иоанну Крестителю, и его внука Ирода Агриппы, убийцы и гонителя первых христиан. Известно, что идумеи сражались вместе с иудеями в войне против римлян, а спустя пару десятилетий их следы потерялись.
Народ Израиля жив. И мы ждём, когда он призовёт Иисуса как своего Мессию, и обретёт спасение в Господе.         


Рецензии
Здравствуйте, Леонид.

Очень проницательное размышление о двух библейских братьях. Прочитал во второй раз и нашёл для себя много нового, чего не заметил при первом прочтении. Вы кратко и точно раскрыли духовный смысл этой встречи и её исторические последствия. Сердечное спасибо.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   11.06.2022 21:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Владислав.

Банчик Леонид   21.09.2022 21:26   Заявить о нарушении