Глава 3 Храмы России Угреша Часть 8 Закат Угреши

        ПРЕПОДОБНЫЙ  ПИМЕН  УГРЕШСКИЙ
        olimp.ugresh.ru

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ  И  ХРАМЫ РОССИИ

ЧАСТЬ 8  ОТ РАСЦВЕТА  ДО  ЗАКАТА  УГРЕШИ

Так, по промыслу Божию, возрождение обители святителя Николая было положено двумя  великими русскими святыми – святителями Филаретом (Дроздовым) и Игнатием (Брянчаниновым). А непосредственные труды выпали на долю игумена Илария, который возглавлял монастырь почти восемнадцать лет – с 1834 по 1852 гг.
Прежде всего новый настоятель подверг тщательной реорганизации штатный состав монашествующих, стал следить за тщательным исполнением монастырского устава, он был весьма строг и выдержан в аскетической жизни.
Постепенно обитель стала подниматься как в духовном, так и в экономическом отношении. У монастыря появились благотворители, которые по собственному желанию жертвовали средства на его благоустройство.

                РАСЦВЕТ 1852–1880

16 октября 1853 года в Николо-Угрешском монастыре был введен общежительный устав. Накануне, 15 октября, в обитель прибыл митрополит Филарет и возглавил всенощное бдение в Успенской церкви. А за Божественной Литургией, совершенной святителем Филаретом на следующий день, иеромонах Пимен был возведен в сан игумена. По окончании литургии московский святитель произнес слово перед Угрешской братией, в котором призвал монашествующих всем сердцем принять новые правила иноческой жизни.

Впрочем, общежитие утверждалось на Угреше нелегко. Иноки, как вспоминал Преподобный, были недовольны реформой и оказывали ей глухое сопротивление.
Доходы обители увеличились,  возросли и владения монастыря. В обители на средства благодетелей ведется масштабное строительство.

В 1854 году на средства П.М. Александрова строится трапезный храм во имя апостола Матфея и великомученицы Параскевы.
В 1857-1860 гг. по проекту архитекторов А.С. Каминского и М.Д. Быковского строится пятиглавая больничная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 
В 1859 году, опять же на средства П.М. Александрова, монастырская колокольня была надстроена до 6-ти ярусов и достигла высоты 77 метров.
В 1855-1866 вокруг обители возводится новая каменная стена протяженностью 1700 метров и высотой 5-6 метров, с 16 башнями и 8 воротами.  Одновременно строились восточный и южный двухэтажные кирпичные корпуса.
В одном из корпусов расположили  больницу, в которой во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. лечились раненые русские воины.

Особого внимания заслуживает северная монастырская стена, получившая название «Палестинской» или «Иерусалимской», являющейся уникальным памятником архитектуры того времени. «Палестинская стена, сохранившаяся до наших дней, представляет собой символическое изображение Святого града Иерусалима в условных иконописных формах. Сходство с живописным прообразом достигается дробностью членений, разнообразием и изменчивостью декоративных элементов».
В проектировании и строительстве стены принимал участие архитектор А.С. Каминский.
В 1870- 1892 гг.  вдоль южной границы монастыря был построен двухэтажный корпус, в котором находилась богадельня на 50 человек, устроенная на вклад П.М. Александрова.
В 1850-е гг. монастырские пруды были благоустроены, в них завели рыбное хозяйство. Построена водопроводная система для снабжения монастыря водой, сооружена Водяная башня с источником внутри нее.

Строительство в обители святителя Николая продолжалось.
В 1869-1870 гг. усердием московского купца Дмитрия Павловича Рогаткина на юго-восточном углу  монастыря построили Казанский храм.
В 1875 году на средства Василия Лукича Васильева на нижнем этаже под Казанской церковью устроили храм во имя святителя Василия, исповедника Парийского.
В 1868-1870 гг. в селе Остров с торгов купили дом, привезли его в Угрешу, и из этих материалов возвели деревянные с железной крышей  архиерейские палаты с крестовой церковью во имя преподобного Сергия Радонежского.
Успенская церковь была обновлена, а примыкающие к ней Государевы и Патриаршии палаты были переделаны в настоятельские. Башня XVII века, которая располагалась на западе этого корпуса, была перестроена в беседку и соединена с настоятельскими палатами  застекленной галереей.

В 1868 году на частные вклады богомольцев на братском кладбище была построена деревянная часовня во имя Знамения Креста в виде восьмигранной башни. Внутреннее убранство часовни было великолепно: резные киоты из орехового дерева, азиатская сосна с надписями из лимонного дерева, на потолке – резное изображение Иерусалима. В этой часовни архимандрит Пимен заранее приготовил для себя место погребения.

9 августа 1880 года монастырь торжественно отпраздновал знаменательную дату – 500-летие со дня основания. Торжества, в которых принимали участие и братия обители, и настоятели других монастырей, возглавил митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков).
В этот день, после праздничного богослужения, состоялась закладка Преображенского собора.

                УГРЕША  НА  РУБЕЖЕ  ВЕКОВ 1880–1918

После смерти архимандрита Пимена монастырь возглавил новый настоятель – игумен Нил. Отец Нил, в миру Николай Лукин.1 апреля 1887 года он возведен в сан архимандрита. При нем строились Спасо-Преображенский собор и Никольская часовня. 6 мая 1893 года он представился ко Господу и был погребен в крипте под алтарем Спасо-Преображенского собора.
В 1893 – 1905 гг. архимандритом монастыря был отец Валентин, в миру Василий Леонтьевич Смирнов.Следующим настоятелем стал архимандрит Макарий, в миру Михаил Иванович Ятров.

                ЗАПУСТЕНИЕ   1918–1990

В послереволюционный период на долю Угрешского архимандрита Макария выпали нелегкие испытания. Он управлял монастырем и в период его расцвета, когда численность братии составляла более 150 насельников,  в годы Первой мировой войны, когда численность братии сократилась, так как многие послушники были призваны на фронт, и на заре советской власти,  когда обитель терпела всяческие притеснения.

В 1917 году в Николо-Угрешский монастырь прибывает святитель Макарий (Невский), отстраненный от управления Московской епархией.Митрополит Макарий поселился в Архиерейском доме, где и жил постоянно до переезда в соседнее село Котельники в 1925 году.
У владыки Макария сложились очень теплые отношения с настоятелем. Братия обители, а в первую очередь, отец Макарий, часто навещали святителя Макария. Митрополит Макарий проявлял  особое внимание и любовь к  отцу архимандриту, в праздники всегда посылал ему поздравление и просфору.
Особым духовным торжеством был день тезоименитства святителя Макария, когда братия вместе с архимандритом Макарием  сослужила владыке в крестовом храме Архиерейского дома.

4 августа 1918 года архимандрит Макарий был арестован и, как сообщает газета «Известия», «препровожден в распоряжение ВЧК по борьбе с контрреволюцией». После пребывания под арестом, был выпущен под подписку о невыезде.
Не обошлось и без обыска в покоях митрополита, где, якобы, были обнаружен штаб контрреволюции.

Посещения Николо-Угрешского монастыря представителями новой власти были нередкими. Как правило, они сопровождались унижениями и оскорблениями опального владыки и отца Макария.
Пытаясь спасти монастырь и его насельников, архимандрит Макарий становится в 1919 году руководителем «Николо-Угрешской трудовой общины» и объединившей около 40 человек.
Немало претерпел от безбожной власти: унижение, насилие при изъятии церковных ценностей в 1922 году и последовавший за этим второй арест.

Однако монашеская жизнь и  богослужения  в обители продолжались, несмотря на соседство с детской колонией Наркомфина. На день памяти святителя Николая  9/22 мая по-прежнему в монастырь стекалось до 14 000 паломников, богослужения совершались во всех храмах обители.
По воспоминаниям современников, отец Макарий обладал удивительным даром слова, когда он произносил проповеди, весь храм замолкал, архимандрит Макарий благоговейно относился к богослужению, был ревностным служителем  алтаря Христова.

Но уже летом 1925 года храмы на Угреше были закрыты, оставлен только  Петропавловский храм для общины, но не более чем на год.

С этого времени отец Макарий, по словам  Зинаиды Ивановны Карасевой 1914 года рождения, свидетельницей последних лет жизни монастыря, его закрытия и судеб его последних насельников, тяжело заболел и находился до смерти  в близлежащей к обители деревне Александровке  в доме старосты храма Рождества Богородицы в селе Капотня  Лобанова А.И., за больным архимандритом Макарием ухаживал  насельник монастыря иеромонах Арсений.

Архимандрит Макарий  скончался в 1928 году и был погребен возле храма в селе Капотня. Похороны его, по-видимому, состоялись тайно,  и могила была сокрыта, чтобы над честными останками последнего настоятеля монастыря не смогли надругаться атеисты.

В 2005 году было  чудесным образом найдено место его захоронения, указанное З.И.  Карасевой. Честные останки архимандрита Макария были перенесены и захоронены весной 2005 года на братском кладбище Николо-Угрешского монастыря.

По настоянию известного реставратора П.Д. Барановского, Никольский собор пытались восстановить как ценный историко-архитектурный памятник, однако реставрация так и не была завершена.

В 1930 году монастырские ценности  и церковное имущество, хранившиеся в  Никольском и Преображенском соборах, окончательно вывезли в государственный музей «Коломенское».

В 1918 году территории монастыря была создана детская колония Наркомфина.
А в 1924 году на Угреше открылся Красный Детский городок МОНО, куда входило четыре детских дома.

В 1927 году на территории монастыря образовали трудовую коммуну № 2, находящуюся в ведении ОГПУ. В нее перевезли 1300 беспризорников, коммуне отданы были все монастырские здания.
В 1936 году этой колонии присвоено было имя Ф.Э.Дзержинского.

В конце 1920-х – 1930-е гг. все храмы бывшей обители были окончательно разорены и переоборудованы под жилые и административные здания.

В 1940 году разобрали весьма ветхий Никольский собор. В начале Великой Отечественной войны верхние яруса колокольни были снесены из-за опасения, что высокая колокольня может стать ориентиром для фашисткой авиации.

В 1960 году, под давлением ВООПИиК, вышло постановление о государственной охране Николо-Угрешского монастыря. Реставрационные работы начались только лишь в 1970 году и велись крайне медленно. Отреставрирована была лишь Палестинская стена, а Архиерейский дом, где так же шли реставрационные работы, сгорел в 1977 году.

Вот такое историческое прошлое Угрешского монастыря.

Следующим разделом нашего повествования должен быть рассказ о ТРУДКОЛОНИИ имени Ф. Э. Дзержинского, которая была расположена в стенах монастыря.

Но  два разных промежутка времени: историю УГРЕШИ – до 1917 года и  года  до его возрождения объединяет  промежуточный период, связанный с жизнью в монастырских стенах двух сподвижников – двух МАКАРИЕВ.
Судьба их переплелась в рамках единой идеи, посвященной ВЕРЕ и СЛУЖЕНИЮ БОГУ  и проблемы – сопротивления и борьбы с горестями и трудностями, свалившимися на монастырскию братию.

Один из Макариев - Иерей Андрей Колганов - последний настоятель Угрешской обители архимандрит Макарий (Ятров).

Второй - Иеродиакон Иов (Чернышёв) - святитель Макарий (Невский – Парвицкий).

За информацией мы  обратились к книгам писательницы – Егоровой Елены Николаевны. Её перу принадлежат многие произведения, посвящённые истории и современной жизни  Николо – Угрешской обители. Конечно, в качестве источников информации, она использовала много литературы, ей помогали – местные жители, большинство из которых являлись потомками монахов Угреши и позже – воспитанников Трудколонии. Но именно этот общий труд – простых людей и писательницы позволили, собрав по крупицам - восстановить для нас  исторические биографии этих святых людей, истории монастыря, которому они посвятили свои жизни…

Елена Николаевна - член Союза писателей и Союза журналистов России, член межрегиональной организации "Содружество творческих сил", автор более 35 книг и поэтических сборников, руководитель литобъединения «Угреша» (г. Дзержинский Московской области).

У Елены Егоровой множество различных наград, но нам достаточно упомянуть здесь – одну.
В 2008 году Святейший Патриарх Алексий II наградил Елену Егорову патриаршей грамотой за усердные труды во славу Русской Православной Церкви.

(Добавление – 10 сентября 2021 года я обратилась к Елене Николаевне Егоровой лично с просьбой о разрешении включить в книгу – "Долгая дорога к Богу длиной в целую жизнь" - Главы из её книг, в частности – «о двух Макариях»  и  «о трудовой коммуне».
Согласие такое получено.)

Рассказы о житие обоих МАКАРИЕВ по объёму – довольно большие, поэтому приведём их здесь с сокращениями.
Вообще -  не рассказать здесь о них просто невозможно…

Но вот, приступив к сокращению перенесённого на эти страницы текста, я убедилась, что сокращать – то почти нечего. Всё время меня преследовало опасение – как бы «сливая воду, не выплеснуть бы вместе с водой и ребёночка»…

В книгах приведены редкие по нашему времени фотографии. Отчасти именно поэтому мы их приведём здесь полностью.

Начнём с рассказа о Макарии Невском.


Рецензии