Из писем Тобайеса Александру
To: Alexander L. Nikonov-Danevich
April 1, 2018
(Говоря о группе в социальных сетях, Тобайес, очевидно, имеет в виду группу в фейсбуке "Проблемы образования и науки", созданную профессором Верой Афанасьевой. Прим. ред.)
Мой дорогой друг!
Позволь выразить мою неизмеримую признательность за возможность, которую ты предоставил мне, предпочитающему перо и чернила компьютерной клавиатуре, познакомиться с открытой для многих, а теперь и для меня, группой, обсуждающей в так называемых социальных сетях самые сокровенные вопросы образования и наук. Являясь, не скрою, человеком весьма образованным и не чуждым науке, я воспринял эту возможность с любопытством и энтузиазмом.
Не будучи представлен лично достопочтенным хранителям традиций группы, приобретающей всё большую известность благодаря смелыми высказываниями её отважной основательницы, я всё же внимательно наблюдал (по натуре своей я наблюдатель) за разворачивающимися дискуссиями и отдельными, порой весьма страстными и меткими, замечаниями участников относительно событий и обстоятельств нашей жизни, в той или иной степени имеющих отношение к естественным и гуманитарным наукам и образовательному процессу. Наблюдения эти укрепили меня в выводах, полученных мною при всестороннем анализе такого присущего виду Homo sapiens L. явления, как рабство, в различных модификациях имеющего место на протяжении всей истории человечества, за исключением, возможно, только самого раннего периода. Человек всегда или раб, или рабовладелец, или и то и другое одновременно (вспомни, друг мой, жёсткую систему рабовладения у древних ацтеков, когда, тем не менее, рабу позволялось иметь в собственности не только различные предметы, но и других рабов, работающих на него). Вырваться из тисков рабовладельческой системы удается иногда тем просветленным, на кого снизошло высшее знание или святость, либо людям действительно высокого интеллекта и духовных качеств – настоящим мудрецам и нравственным лидерам.
С изрядным удивлением читал я сообщения из различных провинций вашей необъятной империи, превратившейся в последние десятилетия в президентскую республику, о злоключениях педагогов и других людей, связавших судьбу свою с науками. Не мог поверить я описаниям чудовищного положения современных педагогов, превращённых фактически в добровольных рабов по прихоти внезапно вознесённых судьбой на более высокие уровни социально-трофической пирамиды руководителей учебных заведений. Но и они, по сути, рабовладельцы, не свободны, являясь рабами извращенного интеллекта и злой воли министерских сановников, а также своей собственной жадности. Подобно тому, как современная юриспруденция базируется на древнеримском праве, так и предрасположенность к рабству учителей ХХI века н.э., вполне вероятно, имеет античные корни: в Древней Греции педагогом называли раба, обязанного обучать и защищать малолетнего ребенка, и, как правило, не способного выполнять другую работу.
Иные высокоучёные мужи, достигшие трудами своими некоторой известности среди узкого круга интеллектуалов и относительной обеспеченности, спешат укорить менее талантливых и успешных своих сотоварищей по цеху, обвиняя их в «нытье», и вполне справедливо, следует заметить. Ведь нытьё сродни унынию, а уныние, как известно, смертный грех!
«Что делать?» – вопрошают другие, более искренние и открытые состраданию к несчастьям ближних, не задаваясь при этом вопросом – «Кто ты?». А ведь от того, кто ты есть, и зависит, главным образом, что следует делать.
Не являясь ни просветлённым праведником, ни нравственным лидером, а имея лишь склонность к наблюдательству, не смею давать советы достойным людям, уверенным в возможности если не изменить мир, то хотя бы сделать его чуть лучше. Единственное, что остаётся мне, так это поделиться своими наблюдениями, и радоваться, если они покажутся кому-нибудь полезными или хотя бы интересными.
С самыми теплыми пожеланиями,
Tobias Mousing
P.S.
Поработитель/рабовладелец – носитель «эгоистических» генов. Раб, имеющий такую же филогенетическую основу, воспринимает рабство как должное и, «став царём», не изменит существующий порядок вещей. Носители же альтруистических генов пытаются изменить этот мир, на каком конце социальной лестницы они бы ни находились. Но, как показывают исследования и простые жизненные наблюдения, их существенно меньше. Да и изменения среды, которые происходят под воздействием «эгоистичной» части популяции, отнюдь не способствуют выживанию «альтруистически настроенных» особей. Такой неестественный отбор приводит популяцию к состоянию повышенной агрессивности и к ускоряющейся деградации. Поразительные видеоматериалы, появившиеся в последнее время в социальных сетях и содержащие примеры поведения школьных педагогов на избирательных участках, подтверждают эти рассуждения, также как и предположение об унаследованных с античных времен педагогических компетенциях.
P.P.S.
Парадоксальным кажется утверждение, что рабство порождается новыми технологиями: пока человек производит не больше, чем он может потребить сам, держать рабов невыгодно. С появлением же новых технологий производительность возрастает, появляются излишки и мысли о том, что можно заставить работать других. Ничего парадоксального в этом нет!
Парадокс заключается в другом. В наше время интеллект человеческий создал мощные технические средства, способные обеспечить условия не только приемлемого существования всей популяции, но и необычайного творческого развития человеческого вида. Но этого не происходит, рабство продолжается, человеческая натура выступает тормозом прогресса! С сожалением вынужден констатировать, что в рамках отпущенной нам экологической системы и ареала обитания процесс этот необратим.
T.M.
From: Tobias A. Mousing
To: Alexander L. Nikonov-Danevich
May 31, 2020
Дорогой друг мой Александр!
Коварная и изменчивая судьба, воплотившись на этот раз в виде странного вирусного существа, то ли выброшенного в мир людей азиатскими джунглями, то ли рукотворного, созданного пытливым, но не аккуратным и, вообще говоря, незрелым человеческим интеллектом, лишила нас приятных вечерних посиделок, уже давно ставших неотъемлемой частью моего существования. Ты знаешь, как не люблю я все эти зумы и ватсаппы, заменяющие живую дружескую беседу за бокалом доброго вина, способствующего концентрации мысли и успешному поиску истины.
Что ж, хотя и нахожусь я в географической близости, но суровые изоляционные меры городского головы, вознесённого внезапными обстоятельствами на небывалую высоту и почувствовавшего себя почти что восточным сатрапом, не оставляют нам надежды продолжить традицию и отметить совместно окончание весны и наступление календарного лета. Не имея возможности высказать и обсудить, остаётся лишь воспользоваться пером и предать бумаге сокровенные мысли и затейливые соображения.
Жуткие эпидемии случались и раньше, примером тому являются средневековые чумные поветрия. Но причины чумы были, в первом приближении, понятны людям тёмных веков, использовавших в качестве оружия массового поражения куски заражённых трупов, перебрасывая их через вражеские крепостные стены. А вот антонов огонь был для них полной загадкой. Это теперь уже учёные люди догадались, что алкалоиды спорыньи, бурно размножающейся на средневековых ржаных полях, попадали с хлебом в организм средневековых обывателей и даже доблестных рыцарей, вызывая тяжелейшие отравления и мучительную смерть. Не понимая истинных причин, а, стало быть, и всего трагизма ситуации, христианские иерархи, бывшие духовными лидерами своего времени, воцерковлённые учёные мужи и вторившие им светские властители доставили в Европу для борьбы с этой чудовищной напастью мощи самого Святого Антония, который должен был защитить от чудовищного бедствия. Да и само заболевание по этой причине было названо огнём Святого Антония. Мощи, однако, не помогли, как не помогают нынче обереги и амулеты, надеваемые людьми из русской государственной думы и президентскими глашатаями в надежде обрести надёжную защиту от зловредного вируса.
Обрушившаяся на наш мир пандемия обострила некоторые противоречия, присущие человеческой популяции, подобно тому, как обостряются незаметные при жизни черты на лице покойника. Многое из того, что мы не замечали или не стремились разглядеть, проясняется, становясь вдруг пугающе очевидным, но ничего нельзя уже изменить, всё, что было в прошлом, уже случилось.
Контрадикторный характер наблюдаемых проявлений человеческой натуры глубже, чем может показаться неискушённому наблюдателю, гораздо глубже! В целом понятные противоречия между здравым смыслом и буйным бредом, между разумом и идиотизмом, между стремлением к новым вершинам и всепоглощающей жадностью – всё это имеет глубинные основы, закодированные на филогенетическом уровне. Именно доминирование тех или иных аллелей и определяет реализуемую конкретным индивидом стратегию выживания, эгоистическую или альтруистическую.
Но это, как ты понимаешь, лишь одна сторона монеты! Другая же – это некий экзистенциальный парадокс, проявляющийся в том, что события и явления, имевшие место в прошлом, могут в будущем практически исчезнуть из сферы человеческого сознания, и, таким образом, прекратить своё существование. В то же время нечто и вовсе не существовавшее может обрести свою реальность, будучи осознанным и признанным если не всеми, то многими, или хотя бы некоторыми, людьми. Да что ж далеко ходить! Весьма показателен пример Атлантиды, хорошо известный российским любознательным умникам по трудам Платона и его верного ученика и последователя Прокла Диадоха.
Могли ли атланты что-либо сделать, чтобы избежать внезапной и неотвратимой гибели? Такой вопрос возникает у каждого даже при поверхностном знакомстве с этой в высшей степени поучительной историей. Являясь потомками самого Посейдона, атланты имели немалое преимущество, которое заключалось не в плодородных полях и тучных стадах, и даже не в необозримых территориях их могучей родины, а в той божественной сущности, что была им дана великим прародителем и которую они утеряли весьма скоро, разменяв её на призрачные амбиции и мелочи повседневного бытия. Дурацкая фанаберия и неумеренная жадность необратимо повлияли на ситуацию в популяции атлантов – резко возрос процент эгоистически ориентированных индивидов, что, в конце концов, привело к полному краху духовных устоев и позитивного энтузиазма, унаследованного обитателями древней Атлантиды от могущественного колебателя морей. Не лишне упомянуть, что деструктивные тенденции в древнеатлантическом социуме привели к обострению агрессивных настроений, наглядно проявившихся в военном конфликте с пра-Афинами и другими обитателями континентальной Европы. Даже гиперборейцы, считавшиеся в те времена счастливейшими из людей на планете, не избежали набегов со стороны атлантических завоевателей!
В итоге все эти безобразия настолько надоели богам, что в один прекрасный день море поглотило и Атлантиду, и воюющих атлантов, и, заодно, противостоящее им афинское войско. Мировой порядок был, таким образом, восстановлен, но территории пра-Афин при этом, к счастью, уцелели.
Основная проблема всех современных исследователей Атлантиды и заинтересованных эзотериков сводится к следующему: наврал ли Платон в своих сочинениях (зачем – это другой вопрос!) или же враньё содержалось в египетских иероглифах, которые и послужили первоисточником сведений о трагической судьбе богоподобных атлантов. Но, как бы то ни было в далёком прошлом, сейчас атланты уверенно «держат небо на каменных руках», заселив при этом свою часть пространственно-временного континуума, в котором разворачиваются события нашего существования, состоящего как из вещей материальных, так и из вполне ощутимых, хотя порой очень даже иллюзорных сущностей, не имеющих ни массы, ни иных физических измерений.
С искренними пожеланиями успеха и благополучия в нашем изменчивом мире,
Tobias Mousing
Свидетельство о публикации №221091101369