Монашкин камень
Нам нужно сейчас успокоить изрядно поизносившиеся нервы в связи пандемией, посмотреть, что делается вдали, чем народ дышит, таким же ковитам, как и мы, или чем – то другим. Приехав в здешний монастырь нужно просто отключиться, забыть на время всю городскую суету, и слушать свое сердце, которому даже и моря в настоящий момент вряд ли помогут. Всего лишь два с половиной часа и мы у цели. Серафимович почти 500 лет назад назывался - Усть – Медведицкий казачья станица войска Донского, отсюда и историческое название мужского монастыря основанного в 1665 году, ставшего женским через 20 лет. Недаром народная молва говорит о нем – голубая жемчужина Дона.
О монастыре ходят множество легенд. Первый деревяный монастырь, отстроенный 1738 году, в 1752 разбушевавшийся Дон унес в половодье в сторону моря под Пасху, а уже второй был отстроен повыше на склоне к берегу Дона - красивейшей реке России, на древней земле наших предков! Не случайно выбиралось другое место повыше для святой обители, образованого городом в городе. Испокон веков по этому единственному пологому спуску приходил и приезжал народ по переправе из Задонья.
Именно на этом месте в Гражданскую войну на переправе, белые и красные погибая, смотрели на монастырь, произносили последние молитвы. Не жалея друг друга в братоубийственной войне. Одни воевали – за Веру, Царя и Отечество, другие – за Новую жизнь. В те времена «Тихий Дон» по Шолохову оказался совсем не тихим, а скорее всего кровавым. Да и в 42 – м на этой же переправе тонули солдаты с той же последней молитвой, глядя на разрушенный скорбный монастырь. Ведь на территории монастыря находился штаб Ватутина и поэтому подвергался нещадной бомбардировке с земли и с воздуха.
Это мое не первое посещение монастыря. Первый раз я побывал в Спаско-Преображенском монастыре давно в девяностых годах когда он был разрушен. Однажды пришел батюшка к нам на теплоход с ведром за соляркой, когда мы стояли у берега под разгрузкой, и в благодарность пригласил придти на руины храма посмотреть. Взяли вечерком с собой сушеной рыбки, и пошли в гости, и оказалось не зря. Сам батюшка Никоим, столько лет прошло, а имя запомнилось, был из Тверской области, небольшого росточка 70 -тю годами пригнутый к земле. Пришло ему видение, что должен он идти на послушание в город Серафимович к развалинам Усть – Медведицкого монастыря, о котором никогда не слышал.
С молебна и благословения местной братии двинулся пешком в дальнюю дорогу. Здесь же повстречал еще двух пришедших монахов - сподвижников и с ними уже все лето работал по очистке завалов, отдыхая лишь в темное время суток, чередуя труд с молитвой, и зимовать собрались рядом в полуразрушенной хибарке. Монаха мы застали за колкой дров на растопку печи, двое ушли в город за продуктами.
- Да разве можно батюшка эти взорванные и много раз разрушенные завалы вам по силам разобрать? И он, не нам чета, не только верил, а твердо знал, что монастырь обязательно восстановиться, даже в то смутное время, когда вся страна после перестройки практически лежала в разрухе.
За уцелевшие колоны главного Казанского собора, в прошлом доставленные из Венеции. Предприимчивые немцы, не догадавшиеся вывезти в войну, предлагали местной администрации заасфальтировать «убитые» дороги Серафимовича. Властям хватило здравого смысла отказать европейцам, кстати, убитые и залатанные дороги так и остались поныне. А колонам советские вандалы немалый ущерб нанесли, так зубилами с надписями изуродовали, что даже реставраторам не под силу было всех удалить. Вот остались «Сережи да Васи» и поныне на колонах «красоваться».
После революции обитель стала приютом почти для четырехсот беспризорников – это было сродни нашествию голодной оборванной саранчи на городок. Местное население городка бежало без оглядки от таких соседей на бугор в город. Остались только две монахини ухаживать за детьми. Спустя некоторое время приехавшая комиссия была в ужасе от увиденного, и в итоге в «благодарность» сослали монахинь за антисоветскую деятельность, а детей увезли в другое место.
Затем очередь за тюрьмой подошла - эти уже за решеткой поспокойнее были. Затем, по решению Народных комиссаров, храм решено было взорвать. Спас писатель А. Серафимович, автор легендарного «Железного потока», хитро предложившего разместить в помещении зернохранилище. Затем многочисленные петухи на птицеферме красиво здесь пели, еще и пионерский лагерь горном эти места оглашал, а чуть позже - местная электростанция город током снабжала. И только в 1992 году его благословили на возрождение.
Дождались ли батюшки того светлого часа, мне не ведомо. А пока он нас повел под храм в узкую пещеру длиной 165 метров при зажженных свечах и при постоянной температуре 8 градусов летом и зимой к чудесному камню Пресвятой Богородицы или по легенде - «Монашкин» камень Арсении. Шли к камню долго, очень долго, я уже стал беспокоиться – не останемся ли в этом каменном туннеле навсегда? На этом камне мы увидели отпечатки узких коленей и тонких ладоней женщины. По преданию, игуменья Арсения молилась на нем, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила именно Богородица. Еще батюшка рассказал, что есть еще несколько заваленных подходов к камню.
Сегодня камень перенесен поближе к выходу и водят паломников только кратчайшим 30 метровым проходом. Хода нескольких уровней подземных лабиринтов, тянущихся на километры, предусмотрительно закрыты, В том числе один из которых вел на другую сторону Дона в Монастырский лес. На одном из подземных уровней даже монастырское кладбище находили. Еще батюшка уверял о том, что камень мироточит показав маленькую капельку на камне, Уверяя, что это не вода, капелька была масляная, да и сухо в туннеле всегда. Еще сам камень перемещается по отдельным коротким ходам соединяющихся с другими кельями: «Вход Господень в Иерусалим», «Моление о чаше», «келья Троицы и ведущие в отдельное помещение - к Голгофе.
Хотя камень на вид неподъемный и вызвал у нас только молчаливое непонимание к словам батушки, а вот как он попал туда? Никто не знает, говорят, что ученные брали образец на исследование, и оно показало, что камень неземного происхождения. И не только не узнали, как возможно было оставить отпечатки, но они даже не смогли определить породу данного камня и уж тем более каким образом они оказались расплавленными. Я видел своими глазами этот чудотворный камень и даже прикоснулся к этой святыне еще в лихие девяностые года, не совсем понимая того смысла.
И все – таки вера восторжествовала! Как не пытались это место перестроить, но если оно веками было намоленно, то обязательно вернется к своим истокам. Да и просто множество тайн еще хранят в себе эти места. События самой интересной легенды происходят со времен гражданской войны. Жители ждали смены власти. Собрали со всей станицы драгоценности, нагрузили телеги и отправили с добровольцами в подземный лабиринт под монастырем. Больше их так никто и не видел, на поверхность они не вышли. Еще бравых красноармейцев с кувалдой к камню посылали, назад никого не дождались, тем более кувалду тоже. А «Монашкин» камень живет и здравствует, теперь уже на необозримые века.
Наверно из-за этих легенд и тянет в эти края кладоискателей. Но в 30-е годы XX века в пещеры отправились несколько человек и не вернулись, поэтому местное население решило засыпать все известные ходы. Вот и батюшка однажды отважился на такое путешествие, случайно наткнувшись на потайной ход. Целую ночь бродил, попав на уловку в виде восьмерки в поисках выхода и лишь к утру, появившееся впереди какое – то неземное свечение, вывело его из заколдованного круга.
Не жалуется батюшка на неустроенность быта, молится и трудится, вот только кладоискатели покоя не дают. С какими – то приборами бродят толпами, совсем не подозревая, что клад вот он под ногами – это божье место с верой, что оно обязательно возродится и вновь засияет во всей своей красе - кто с верой приезжает, тот и получает, что просит. Время показало, что батюшка не только верил, но и знал, что так оно и будет.
Если честно. Сегодняшнее состояние пещеры, пущенного на поток, мне не понравилось, ни постоять, ни помолиться толком невозможно. Зажег монах свечку, тут же потуши, приложи к камню и проходи, сзади очередь напирает. Для удобства паломников туннель превратили в обыкновенный освещенный коридор, келью обложили кафелем, камень подняли на постамент, чуть ли не за витрину. К,сожалению, исчезла загадочность, торжественность, аура этого места - матушке Арсении это не понравилось бы. Но: « В чужой монастырь со своим уставом не лезут».
А так красота и величие обители видна повсеместно. Сияет красотой желто – голубым цветом собор Казанский Божьей Матери 1885 года и восстановленный только 2012 году всего вторым в России в виде креста на пять тысяч мест, стой или сиди, мест на всех хватит. Слушай ангельское пение монашек на клиросе, словно с неба доносящееся, с потрясающей акустикой, придающей какую – то божественную силу. А вот не зная вы ни за что не найдете храм святого преподобного Арсения Великого со святой водой, расположенного в низах Казанского, тоже не маленького на три тысячи мест. Я такого не видел больше нигде, чтобы на храме в низах был второй храм.
Невероятной красоты единственный в мире храм Преображения Господня в 33 купола - в честь земной жизни Спасителя, блестят золотом на солнце так, что невозможно отвести глаз. Сделанный полностью из дерева с неповторимыми фресками в 2014 году. Несмотря на строгость канонов храмовой росписи, здесь получилось привнести что-то новое в виде техники трехмерной росписи. Орнамент стен и «парусов» купола выполнен с использованием 3D-технологии и позволил зрительно увеличить внутренний объем храма. Стоит еще храм обители - Никольский Надвратный в честь святителя Николая освященный, в 2015 году – вот они четыре жемчужины обители перед нами во всей своей красе!
На территории монастыря есть также часовня Серафима Саровского 2015 года, церковная лавка с всевозможные травами, которые лечат от бессонницы, головных болей и других болезней, небольшая колокольня, на которую пускают всех в праздник Пасхи. Есть небольшой водопад, много всевозможных построек и для самих жителей монастыря, два не маленьких трехэтажных здания для паломников. Да и на обывательском уровне есть, что посмотреть. Территория ухожена, заметна рука талантливого дизайнера, многоцветье на разных ярусах, голубая вода Дона-батюшки от храма виднеется, с воздухом кристальной чистоты.
Нужен не один час, чтобы обойти территорию монастыря, полюбоваться ландшафтом и архитектурой. Спокойная размеренная жизнь обители. Присутствие Благодати, Гармонии и Красоты. Величие храмов Приятно наслаждаться и прогуливаться вокруг храма, поразмышлять о своём сокровенном. Рядом благоухают и радуют глаз многие диковинные экзотические чудесные растения и березкам и голубым елям место нашлось. Уже много сделано, но предстоит еще больше. Площадка возле храма буквально усеяна вкусными медовыми яблоками, еще вдобавок и сад яблоневый не маленький на склоне, малины огромная площадка, с малиной, которая нам и не снилась, здесь уже чувствуется рука опытного агронома.
Второй раз посаженная картошка зацветает размером почти с футбольное поле и плантация помидор с различными овощами такая же, с капельным поливом все. Под навесом около сотни лопат и различного инвентаря заботливо расставленного стоит, не само видать растет, труд за всем этим огромный стоит. Монахини отдыхают, молясь только по великим праздникам, в воскресенье сходить за грибами для обители – это за труд не считается. Сами выращивают овощи и фрукты на пропитание себе и многочисленным паломникам.
Питание в монастыре простое, но сытное. Да вот они рядом все куда - то спешат в заботах, переговариваясь между собой крутыми телефонами. Все при делах: уборка урожая, сушка яблок, закрутка банок на зиму, выпечка хлеба и копченье колбас – да разве все перечислишь. Кстати, откровенно хлеб мне не понравился – ни вкуса, ни запаха, колбасы тоже. «На вкус и цвет товарищей нет» - это монастырь и все здесь подчинено постной пище, хотя в иных монастырях приходилось есть хлеб и повкуснее. Население Серафимовича менее 10 тысяч и оно из года в год неуклонно уменьшается. Имея свой Воскресенский храм, ходят туда и только по большим праздникам спускаются в Казанский, на 100 метровую гору туда сюда не находишься.
Вот и назад в дорогу пора. Вышел на прощанье на знакомый берег. Здравствуй Дон – батюшка! Давненько я не бывал в этих местах. Не думал и не гадал я, что вновь буду стоять на твоем берегу спустя 21 год. Тихонько, не так как в юности, взобрался на сто метровую гору. Даже у человека, далекого от религии, здесь захватывает дух: мощь, необъятный простор, величие! Вдалеке за 30 километров видать Медведецкие горы, вон там чуть выше, за невидимым поворотом река Медведица вносит свои воды в Дон.
Красота природы этих мест заставляет задуматься о вечном, незыблемом. Передо мной открылся поистине божественный вид с сияющими на солнце храмами. Побывать здесь в начале осени одно удовольствие, когда природа предстает в своем ярком многообразии: нежная зелень травы и насыщенные чуть тронутые желтизной листья деревьев. А мы в прошлом так засорили этот берег то сплошной черноты своими выгрузками. Сколько солярки, бензина, угля и щебня пришлось на это место выгружать, не сосчитать. Природа скрыла наше былое варварство, вырастив на этом месте роскошную дубраву, на радость рыбакам, а это у них единственный подъезд в черте города.
Стою и не знаю, радоваться ли встрече или сожалеть о прошедшем времени, которое унесла с собой река. Но не будем о грустном. А здесь и колокола зазвучали, звонко нарушив тишину и покой, повествуя о торжестве жизни. Вот и грибник, крестясь, с полным пакетом в гору ползет. В этом году из – за отсутствия дождей грибов совсем не было, но Серафимович тем и уникален, что имеет свои заповедные заливные грибные места, разветвляясь на множество протоков, куда проехать можно только на внедорожнике, только эти места знать нужно. Однако разноцветный хоровод грибов вызвал чувство неопределённой тоски и странного беспокойства души. А моя заветная поляна всего лишь километре отсюда, но не добраться мне теперь к ней, к сожалению никогда.
Перед отъездом из монастыря матушка побеседовала с нашей группой: рассказывала много, проникновенно, интересно и в мелочах быстро забываемо. Но главное хорошее впечатление от поездки мы увезли с собой. И только подумалось на прощанье: " Есть в РОССИИ ещё места, чем можно гордиться! Это просто для всех поколений луч света. И пока молятся в многочисленных Монастырях, в Церквях за нас истинно верующие монахи, священники, до тех пор будет существовать матушка православная Россия!!!"
Прошли века! За это время почти 370 – ти летняя старинная обитель пережила времена расцвета и упадка и была почти стерта с лица земли. Но даже время здесь не властно над этой обителью! Процветает и хорошеет храм, полностью восстановленный на пожертвования от народа и меценатов - благотворителей. И вот сегодня, к чудесному камню Пресвятой Богородицы дотрагиваются и исцеляются от самых разных недугов и болезней. Зафиксировано множество случаев, как благодаря святому камню, люди излечились от множества болезней. Именно к этой святыне за помощью и верой едут тысячи паломников со всех уголков света.
Считается, что, помолившись у камня и приложившись к нему губами, можно избавиться от болезней. На нем освящают иконы и нательные кресты. Так почему же отстроено на огромные средства такое великолепие сравнительно в удаленном районе Волгоградской области? А все из – за «Монашкиного» камня, среди прочих достоинств, еще и лечащего женщин от бесплодия. Поэтому едут и едут вслед за народной молвой страждущие паломники и туристы со всего мира и России на это место! А молва врать не будет – факты упрямая вещь Но это не музей, в который ходят из любопытства. По большому счету Усть-Медве;дицкий Спа;со-Преображе;нский монасты;рь не предназначен для праздного посещения.
Если у человека есть нужда и потреба в помощи Господа то есть и смысл в паломничестве, у каждого дорога к Богу своя и вход в Храм Божий ведет узкая тропа, а не широкие врата. Пускай ты сегодня праздный турист с фотоаппаратом наперевес, не ищущий веры, путешествующий по разным монастырям, но может случиться так, что однажды накроет благодать Господня, сердца коснувшись, и ты станешь паломником. Найдя ответ на многие свои вопросы. Вот поэтому и едет и едет народ; от Вокзала, Мамаева Кургана, туристических теплоходов с Волгограда каждый день за 250 километров к чудесному «Монашкиному» камню.
Свидетельство о публикации №221091101404