Сара Аллен. Джонатан Эдвардс о страдании

ТО, ЧТО РАЗРЫВАЕТ СЕРДЦЕ БОГА:
ДЖОНАТАН ЭДВАРДС О СТРАДАНИИ
Сара Аллен (2003)

Решено: после страданий спросить, чем я заслужил их; что хорошего я получил от них; и что я мог бы получить от них.
В этой резолюции реакция Эдвардса на страдания, возможно, кажется холодной, отстраненной, аналитической. “Исследовать” страдания? Люди обычно хотят забыть те ужасные вещи, которые с ними происходят, и жить своей жизнью. “Лучше для них?” Что хорошего может выйти из страдания? Очевидно, что сегодня человек может устранить большинство страданий с помощью технологий - Эдвардс просто жил не в то время. Поэтому люди просто должны избегать страданий, когда только могут. Это то, что общество, даже христианское общество, говорит сегодня. Хотя многим это решение может показаться холодным, как часть человеческой расы, Джонатан Эдвардс страдал и продолжал страдать, даже став христианином, до конца своей жизни. Он знал, как больно страдать. Таким образом, этот ответ является результатом тщательного изучения темы и состязания с Богом. После такого размышления он очень четко отвечает на вышеприведенные возражения, говоря, что люди страдают из-за своего греха и гнева Бога и что даже когда человек становится христианином, он не только все еще должен страдать, но и должен выбрать страдание от имени Христа, Который страдал за него. Как он может такое говорить? В этой статье предлагается проникнуть в сердце Бога Иова, Джонатана Эдвардса, и всех святых, которые страдали в прошлом, настоящем и будущем, сначала изучив, как Эдвардс рассматривал страдания Христа; затем, определив страдания в соответствии с Эдвардсом в жизни как невозрожденного, так и искупленного святого; и, наконец, утешившись надеждой и увещеваниями, которые он предлагает страдающей душе.

“В Твои руки": взгляд на страдания Христа

И [Иисус] отошел от них на расстояние броска камня, опустился на колени и помолился, говоря: "Отец, если Ты хочешь, забери от Меня эту чашу. Тем не менее, пусть исполнится не Моя воля, а Твоя". И явился Ему ангел с небес, укреплявший Его. И, находясь в агонии, Он молился более усердно; и Его пот стал подобен большим каплям крови, падающим на землю" (ASV).
Эдвардс утверждает: “В Личности Христа соединены бесконечное достоинство добра и величайшее терпение в страданиях от зла”. В приведенном выше отрывке Лука рассказывает о великих страданиях и печали, которые пережил Иисус еще до Своих последних страданий, размышляя о цели, ради которой Он пришел на землю, а именно пострадать ради славы Божьей и спасения грешного человека. Эдвардс говорит: “Главным поручением Христа в этом мире было страдание”. Если это так, то изучение страданий Христа должно оказаться полезным для веры и созидания тела Христова, тем, которым не нужно никаких других доказательств, кроме опыта, чтобы знать, что они страдают, и страдают сильно. Ибо Петр сказал: “Для этого ты был призван, потому что Христос также пострадал за тебя, оставив тебе пример, чтобы ты мог следовать по Его стопам”. Таким образом, понимание страданий Христа обеспечивает модель, по которой все христиане должны вести свою жизнь, и то, как они должны реагировать на страдания.
Первое, что важно помнить, рассматривая страдания Христа, - это помнить, Кто такой Христос, что Ему не нужно было страдать и Он не заслуживал страданий. Как писал Эдвардс, "наш Господь Иисус по Своей изначальной природе был бесконечно выше всех страданий, ибо он был “Богом над всеми, благословенным вовеки”; но когда Он стал человеком, Он был не только способен страдать, но и обладал той природой, которая удивительно слаба и подвержена страданиям".
Иисус, поскольку Он есть Бог, самодостаточен Сам по Себе, ни от чего не зависит вне Себя, будучи совершенно святым и достойным добра. И все же, когда Он снизошел до людей, которых Он создал, Он принял "образ раба", который обязательно страдает, как эмоционально, так и физически. Сам по себе этот факт весьма примечателен, и все же, как свидетельствует Писание и анализ Эдвардса, Христос избрал и подчинил страданиям Своего ума и своего тела то, что ни одно человеческое страдание не превзошло и никогда не приблизится к тому.
Помимо повседневных страданий, с которыми сталкивался Иисус (таких как голод или горе от потери и т.д.), Он испытал самые сильные страдания в те последние часы Своей жизни, в которые Он увидел чашу, которую должен был выпить, а затем испытал ее содержимое. Хотя Он и есть Бог, Христос испытал мучения в Своей душе, когда узнал Свое призвание. Эдвардс описывает эту агонию в приведенном выше отрывке следующим образом: "Слово агония должным образом означает серьезную борьбу, такую, какую можно наблюдать в борьбе, беге или драке. И поэтому в Лк.13..24 мы читаем: “Старайтесь войти прямыми вратами; ибо многие, говорю вам, будут стремиться войти и не смогут”. В оригинале, переведенном, старайтесь, "агонизе",  чтобы войти в тесные врата”... Так что, когда в тексте говорится, что Христос был в агонии, смысл заключается в том, что его душа находилась в великой и серьезной борьбе и конфликте".
Иисус Христос мучился. В душе Сына Божьего была борьба и противоречие. Он был не просто человеком в Своем физическом существе, человеческой оболочкой, воплощенной в Духе Божьем. Он был человеком в самых глубоких мыслях и борьбе Своего сердца. Все желания его человечества взывали к Богу о том, что может быть другой путь, и все же Он не согрешил. С его привязанностями, всегда сливающимися с сердцем Божьим, Он стремился понять волю Божью и подчиниться ей. И агония Христа в саду дала доказательства для людей и свободы для Христа, как указывает Эдвардс: "Христа собирались бросить в ужасную печь гнева, и Ему не следовало погружаться в нее с завязанными глазами, так как Он не знал, насколько ужасна эта печь. Поэтому, чтобы Он не мог этого сделать, Бог сначала привел Его и поставил у входа в печь, чтобы Он мог заглянуть внутрь, и стоять, и смотреть на ее бушующее яростное пламя, и мог видеть, куда Он идет, и мог добровольно войти в нее и нести ее за грешников, как знающий, что это такое".
Если бы он не знал, что ему предстоит пережить, можно было бы с полным основанием сказать, что Иисуса обманули, что Он был пешкой в вечном замысле. Люди могли бы сочувствовать Его страданиям, но такие чувства не снизошли бы до той славной силы, которой обладал Христос. Поскольку Рн видел грядущее, у Иисуса была сила добровольно претерпеть это.  Конечно, у Христа была власть отдать Свою жизнь, и все же какая цель превозмогла Его мольбы по плоти, чтобы у Него был другой путь? Эдвардс отвечает, что Иисус “предпочел, чтобы склонность Его человеческой природы, которая так боялась таких изысканных мучений, была преодолена, чтобы воля Божья совершилась”. Хотя Он сильно мучился, созерцая холм, на который Он должен подняться, представление Иисуса о весе и непреодолимой силе воли Бога изменило Его мучения. Эдвардс говорит: "Это было для того, чтобы воля Божья могла быть исполнена во славу Его собственного имени, которую Он намеревался выразить в результатах и плодах Своих страданий, чтобы, видя, что это была Его воля, чтобы Он страдал, Он искренне молится о том, чтобы цель Его страданий, во славу Божью и спасение избранных, не потерпела неудачу".
И именно тогда Христос увидел, что “грешники, на которых Он возложил свою любовь”, не могут быть спасены “согласно воле Божьей” каким-либо другим способом,  “Он избрал, чтобы воля Божья была исполнена”.
И даже в этом случае Писание демонстрирует, как указывает Эдвардс, что “страдания, которые Христос претерпел в своей агонии в саду, не были его величайшими страданиями; хотя они были так велики”. После Своих страданий в саду Иисус не “бежал, чтобы уйти с пути Иуды и тех, кто был с ним”, и не откладывал Свои страдания, “но в тот же час добровольно отдал Себя в их руки”. И с этого момента Он перенес много физической боли и страданий от рук людей до Своего распятия на кресте, на котором Он умер. Чтобы добавить к этой боли, Христос, Который достоин превыше всего, перенес Свои страдания с “необыкновенным видением ненависти Божией к нечестию тех, для кого эти страдания должны были стать искуплением”. Эдвардс еще больше подчеркивает эти страдания, когда говорит: "Христос перенес то, что, поскольку оно поддерживало честь Божественного закона, было полностью равносильно страданиям проклятых; и в некотором отношении это было то же самое страдание; ибо это был гнев Того же самого Бога". Он не только пострадал от рук недостойных людей, но в то же время Иисус почувствовал на Себе тяжесть гнева Божьего. И все же “у Христа было необычайное чувство Своей зависимости от Бога и потребности в Его помощи, чтобы Он мог исполнить волю Божью в этом великом испытании”.
Во Христе христианин видит предельное страдание, в котором невинный и достойный Человек предал себя пыткам нечестивых людей, чтобы те же самые люди могли жить через Него. Иисус страдал из-за их бесконечного греха и под руководством Божьей воли, которая определила, что Он должен умереть таким образом. И хотя он мучился и боролся из-за надвигающегося несчастья, Он подчинился воле Божьей из любви к Богу. Эдвардс описывает Христа таким образом: "В Личности Христа соединены абсолютная суверенность и совершенное смирение… Но все же Христос был самым замечательным примером смирения, когда-либо появлявшимся в мире. Он  абсолютно и совершенно смирился, когда Ему предстояла близкая и непосредственная перспектива его ужасных страданий и ужасной чаши, которую Ему предстояло испить".
Описывая ответ Христа, Эдвардс часто использует такие слова, как “экстраординарный смысл”, что подразумевает, что обычный человек не обладает такими качествами. Так что же тогда есть у людей, чтобы противостоять своим бедам и печалям? Эдвардс полностью отвечает на этот вопрос и утверждает, что Христос и Его пример всегда должны быть в центре внимания. Однако сначала христианин должен понять природу страдания и его причины.

“Почему ты удручена, о душа моя?”: Страдание, определяемое в человеческих терминах

“Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми?” “Почему страдают невинные?” Эти вопросы возникают повсюду, и кажется, что у каждого есть ответ. Так что бы сказал Эдвардс? Удивительно, но он не смог бы ответить на этот вопрос, потому что сказал бы, что это неправильные вопросы, основанные на неправильном богословии. Большая часть его богословия, как и реформатского богословия, подчеркивает идею о том, что нельзя называть кого-либо хорошим, ибо “никто не праведен, никто”. Скорее всего, Эдвардс счел полезным исследовать, почему “естественное состояние человека” заставляет его страдать, какие будущие страдания он понесет, если не будет спасен от своего естественного состояния, и почему даже возрожденный человек продолжает страдать.

Страдания до обращения

Все люди страдают одинаково до своего обращения в силу своей собственной природы. Эдвардс говорит: “Когда люди приходят в мир, их природа ужасающе порочна”. Чтобы определить эту порочную природу, он говорит: "У них нет принципа, который располагал бы их к чему-то хорошему. Естественные люди не имеют в своих сердцах более высокого принципа, чем любовь к себе. И в этом они не превосходят бесов. Бесы любят себя, и любят собственное счастье, и боятся  собственного несчастья. И они не идут дальше"
Поскольку естественный человек не стремится ни к чему хорошему, он не знает Бога, Который есть совершенная доброта, будучи “невежественным в превосходствах Бога, как звери”. По словам Эдвардса, “люди не знают Бога и не знают Христа, не знают пути спасения, не знают своего собственного счастья, слепы посреди ярчайшего и яснейшего света, не знают всевозможных наставлений”. И поскольку они не могут видеть благость Божью, “они глупо не понимают важности вечных вещей” и “обычно скорее пойдут на риск проклятия, чем будут убеждены” в реальности будущих вещей, как рая, так и ада. Следовательно, “они без Бога в мире. У них нет никакого интереса или участия в Боге: Он не их Бог: Он объявил, что не будет их Богом”.
В ответ на судьбу естественных людей Эдвардс спрашивает: “Как может существо быть более несчастным, чем будучи отделенным от Творца и не имея Бога, Которого оно может назвать своим Богом?” Необращенные не имеют доли “ни в одном из Божьих совершенств. У них нет Бога, Который защищал бы их в этом злом мире: защищал бы их от греха, или от сатаны, или от любого зла. У них нет Бога, Который вел бы и направлял бы их в любых сомнениях или трудностях, утешал и поддерживал их умы в скорби”. Мало того, “гнев Божий пребывает на них…Между Богом и ними нет мира, но Бог гневается на них каждый день”. И поскольку у них нет Бога, чтобы защитить их, “они подвержены силе дьявола, силе всякого рода искушений”. Более того, они - дети дьявола, и “они учатся у него подражать ему и поступать так, как он поступает, как дети учатся подражать своим родителям”. В разлуке с Богом, естественный человек страдает от последствий своего греха и становится подвластным дьяволу.

Страдания проклятых в аду

Без благодати Божьей эти “дети дьявола” обречены на страдания гораздо более мучительные, чем их нынешнее состояние. Ибо в качестве справедливого наказания за их ненависть к Богу они будут отправлены в день страшного суда в ад, в котором их страдания будут только умножаться пропорционально их злобе к Богу. Это страдание, в котором искупленные члены Божьей семьи не участвуют, и все же оно служит напоминанием о величине благодати, которую Христос даровал им, и инструментом, с помощью которого можно достичь неверующих.
Все люди, согласно Эдвардсу, страдают из-за своего греха, своих эгоистичных желаний и разлуки со своим Создателем. Он идет дальше, говоря, что иногда Бог изливает Свой гнев на людей на земле, но в меньшей степени, чем в аду. Такие страдания и суды, которые Бог применяет к нечестивым людям в этом мире, являются предупреждением для них, чтобы избежать большего наказания. Бог часто очень жестоко наказывает людей в этом мире; но в аду ”гнев обрушивается на них до крайности". "В этом Он активно наказывает их за нечестие. В другое время Бог в Своем гневе позволяет им быть самими собой, и в этом им “предоставлено самим себе разрушаться и творить собственное разорение; Он оставляет их одних во грехе”. И во всем за ними следует проклятие Божье. И все же, все люди страдают на этой земле, и трудно сказать, являются ли эти страдания прямыми судаи Бога над нечестивыми или, скорее, результатом падшего творения. То, что Эдвардс говорит, будет безошибочно, - это смерть нечестивых и их вечное проклятие. "Смерть - это совсем другое, когда она постигает нечестивых людей, нежели то, что происходит, когда она постигает добрых людей; для нечестивых это исполнение проклятия закона и гнева Божьего. Когда нечестивый человек умирает, Бог отсекает его в гневе, его уносит, как бурей гнева, он изгоняется в своем нечестии".
Нечестивый человек изгоняется на свои вечные страдания в аду. Прежде чем он столкнется с многочисленными страданиями в аду, нечестивый человек встретится лицом к лицу с Богом. По словам Эдвардса, "он осознает, что находится перед бесконечно святым и ужасающимБогом и его собственным окончательным Судьей; и тогда увидит, насколько Он ужасен, он увидит, насколько Он свят, как бесконечно Он ненавидит грех; он осознает величие Божьего гнева против греха и насколько ужасно Его недовольство…Это наполнит душу ужасом и изумлением". Тогда Бог приговорит его к аду, что, как подчеркивает Эдвардс, действительно будет вечным страданием. Он также добавляет, что “вечное наказание - это не вечное уничтожение”. Когда нечестивые умрут, их “бытие и восприятие никогда не будут уничтожены; и все же такова будет бесконечная смерть мрака, в которую они погрузятся, что они будут в состоянии смерти, вечной смерти”. Они не просто перестают существовать, но должны столкнуться с вечными страданиями. Эдвардс говорит: “Поскольку Бог взялся иметь дело с нераскаявшимися грешниками, они не должны ни избегать угрожающих страданий, ни избавляться от них, и они не смогут этого вынести”. Поскольку человек на земле не может полностью искоренить свои собственные страдания на земле, еще меньше он сможет спастись от мук ада, ибо это “будет настолько велико, настолько могущественно, настолько несоразмерно его силе, что у него не будет ни малейшей силы, чтобы поддержать себя, хотя это бесконечно противоречит природе и склонности души  - полностью погрузиться в ад".; и все же он полностью и окончательно утонет, не имея ни малейшего остатка утешенич, или силы, или мужества, или надежды". Эти мучения Эдвардс описывает следующим образом: "Они будут жить в огне, который никогда не угаснет, и так они должны будут провести вечность... И у них никогда не будет ни покоя, ни какого-либо искупления, но их муки будут держаться на высоте и никогда не станут легче от того, что они привыкнут к ним". Те, кто находится в аду, не смогут спастись или избавиться от наказаний, которые их ожидают, после того, как предстанут перед справедливым судом святого Бога.
Рассматривая страдания Христа, Эдвардс отмечает, что агония Христа была “полностью эквивалентна страданиям проклятых”. И все же он отмечает, что в то же время страдания Христа отличались “по своей природе и степени” от страданий в аду четырьмя различными способами. Во-первых, Христос “не чувствовал грызущей Его вины, осуждающей совести”, ибо у Него не было греха, но он страдал за вину нечестивых людей. С другой стороны, нечестивые люди подвержены чувству вины за свой грех. Во-вторых, Христос не был подвержен “господству внутренних пороков и похотей”, в то время как проклятые всю вечность мучаются своими безудержными похотями, которые навлекают на них безудержное наказание. В-третьих, Христос увидел Свою будущую славу, любой же проклятый столкнулся с окончательной ненавистью Бога. Наконец, страданиям Христа пришел конец, после чего Он вознесся ввысь в вечную славу. Но для проклятых есть только отчаяние и понимание того, что их страданиям не будет конца. Итак, то, что вкусил Христос, нечестивые будут терпеть всю вечность.

Страдающие святые

Как видно из того, что было сказано о природе человека в его развращенном состоянии и о страданиях человека в аду, грех лежит в основе страданий и смерти. Это сердце, которое отвернуло свои привязанности от Бога, и Божий суд над грехом является основной причиной страданий. Как говорит Эдвардс, “мы своим грехом подвергли себя гневу, мстительному правосудию”. Как указывалось выше, Эдвардс считал, что представление о страданиях проклятых в аду дает христианам инструмент и стимул для евангелизации (но, конечно, содержанием их мотива всегда должна быть слава Божья). На небесах такой взгляд заставит христианина более полно осознать великую благодать, которая была ниспослана ему. Определение страданий естественного человека и человека в аду также служит контрастом страданиям святого на земле. Во-первых, истинный святой никогда не испытает адских мук, но он будет продолжать страдать на земле из-за развращенного состояния творения и своей собственной греховной природы. Часто такое страдание ничем не отличается от страданий любого другого человека, христианина или нет, “ибо Он заставляет Свое солнце восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных”. Страдания святого на земле можно разделить на две категории: его страдания от греха, поскольку он еще не прославлен, и его страдания от мирских вещей, таких как болезни и преследования.

“Но если нет...”: Как я должен реагировать на страдания?

“У меня нет времени на боль”, - говорится в недавней телевизионной рекламе, перекликающейся с настроениями американского мейнстрима. Эдвардс, как пастор и падший человек, знал, что страдания реальны, как по собственному опыту, так и со стороны его паствы, как он говорит: Мы живем в злом мире, где мы подвержены множеству печалей и бедствий. Большую часть нашей жизни мы проводим в скорби о настоящем или прошлом зле и в страхе перед тем, что ждет нас в будущем. Какие мы бедные, несчастные создания, когда Богу угодно ниспослать на нас Свои суды! Если Он посещает нас моральными и физическими болезнями, какой ужас охватывает наши сердца! Если кто-то заболел и дрожит за свою жизнь, или если наши близкие друзья находятся на пороге смерти, или во многих других опасностях, как страшно наше состояние!".
В отличие от телевизионной рекламы, Эдвардс не предлагает быстрого решения проблемы страданий, но он указывает христианину на источник сострадания и силы - Христа. Поскольку страдания человека проистекают из его собственной греховности, Эдвардс говорит, что, сталкиваясь с бедствиями, он должен полагаться на искупительную работу Христа и Его пример. Скорбящий христианин должен сначала думать о достоинстве Христа как о своем единственном утешении, должен мучиться в молитве вместе с Ним, как это делал Христос на земле, а затем полагаться на Божью достаточность, чтобы переносить страдания, всегда трудясь во славу Божью.
Христианин имеет достойного утешителя и прибежище во Христе, ибо именно Христос является Посредником между человеком и Богом, и именно сам Христос пострадал на земле за людей, а затем приобрел для людей вечное утешение и радость на небесах. Эдвардс говорит: "Во Христе есть все необходимое для удовлетворения жаждущей и страстно желающей души, поскольку Он есть путь к Отцу; не только от полноты превосходства и благодати, которые Он имеет в Своей собственной Личности, но и потому, что через Него мы можем прийти к Богу, можем примириться с Ним и можем стать счастливыми в Его благоволении и любви.
Христос удовлетворяет первое и главное страдание людей в их естественном состоянии: отделение от Бога. Его страдания на кресте “являются способом свободного общения между Богом и нами; для нас, чтобы прийти к Богу, и для Бога, чтобы сообщить нам Себя Своим Духом”. Сжалившись над душами людей, Христос умер главным образом для того, чтобы облегчить “худшие страдания душ человеческих”. Христос действительно является достойным утешением в страданиях человека из-за греха, но Он остается достойным и во всех других страданиях, помимо этого. Искупление Христа является примером величайшего страдания, ибо “ни на земле, ни на небесах нет никого, кто когда-либо испытывал бы столько горя, как Христос: поэтому Он знает, как сострадать скорбящим”. Эдвардс отмечает, что те, кто страдает, часто любят рассказывать о своих страданиях кому-то, кто испытал те же страдания, и в этом Христос оказывается самым достойным Слушателем. Христос не только страдал, чтобы быть Посредником между Богом и человеком или просто испытывать страдания, но он “сострадательный Спаситель, который, когда был на земле, был так беден, что Ему некуда было преклонить голову, и Который стал бедным, чтобы сделать его [христианина] богатым”. Эти богатства - вечный покой на небесах, как утверждает Эдвардс: "Для такого человека может быть утешением и действенной поддержкой мысль о том, что у него есть Посредник, Который по опыту знает, что такое боль; Тот, Кто Своей болью приобрел для него вечный покой и радость; и Кто сделает его краткие страдания гораздо менее значимыми, чем наслаждение, которое будет даровано, когда он отдохнет от своих трудов и печалей".
Поэтому Христос показал Себя достойным утешителем для тех, кто страдает от греха и мирских страданий, тем, что Своими собственными страданиями Он проложил путь к Богу и приготовил место для Своей искупленной семьи на небесах. "Христос, Который пострадал в Своем достоинстве как Бога и как человека, предлагает христианину столь же достойный мир. Он представляет мир, который отличается от мира от мира сего “тем, что он неизменен и вечен…Это то, что не может разрушить никакое время, никакое изменение". Эдвардс говорит, что Христос устанавливает Свой мир “в свете и знании, при правильном применении разума и правильном взгляде на вещи". Этот правильный взгляд на вещи признает Бога Творцом, человека грешным существом, искупленным только через Христа, а Христа - достойным утешением и поддержкой всего сущего. Христианин находит покой в том, чтобы видеть истину и позволять Христу быть его силой. “Но мир, которым святые наслаждаются во Христе, - это не только их утешение, но и часть их красоты и достоинства. Христианское спокойствие, покой и радость настоящих святых -это не только невыразимые привилегии, но и добродетели и милости Божьего Духа, в которых частично состоит его образ”. Эдвардс также говорит: "Вы не только найдете те духовные утешения, которые Христос предлагает вам в настоящее время, что они будут необыкновенно сладкими, но они будут для вашей души как восходящий свет, который все больше и больше сияет до совершенного дня; и результатом всего будет ваше прибытие на небеса, в ту землю покоя, в те области вечной радости, где ваш мир и счастье будут совершенными, без малейшей примеси неприятностей или страданий, и никогда не будут прерваны и не будут иметь конца".
На небесах мир Христа будет совершен, но для тех, кто сейчас на земле, это все еще достойное благословение, которого его последователи могут искать в Нем. И посредничество, и страдание Христа, и Его мир достойны внимания христианина во времена скорби, “поэтому всем надлежит поспешить и спасаться бегством, спасаясь, чтобы оказаться в безопасном состоянии, войти во Христа”. Ибо, хотя человек испытывает “страх и опасность Божьего гнева”, Христос показал ценность Своего дара благодати. Однако даже после обращения христиане “имеют так много остатков греха в своих сердцах [и] все еще подвержены многим бедам и печалям, а также большой усталости”. Согрешивший христианин может обратиться ко Христу и найти в Нем покой, ибо Христос обещал, что он пришел в мир, чтобы уничтожить дьявола и спасти своих детей. Но будь то грех или какая-то другая печаль, “народ Божий, всякий раз, когда его опаляют скорби, как горячие солнечные лучи, может прибегнуть к Нему, Который подобен тени великой скалы, и быть надежно защищенным и сладко освеженным”. Божья “сила и его мудрость так же достаточны, как и Его цель, так же соответственны Его состраданию”. Эдвардс описывает Христа в его достаточности как реку, которая может напоить жаждущего и все же дать достаточно для тех, кто пьет после него - она никогда не уменьшается. Итак, дети Божьи, хотя и утомленные и обремененные, могут надеяться на достоинство Христа, чтобы удовлетворить свои желания, ибо”хотя земля поколеблется, а горы содрогнутся в глубине моря; хотя воды его ревут и возмущаются; хотя горы содрогаются от его ударов, но Бог будет их убежищем и силой: их сердца могут быть твердыми, уповая на Господа".
Как только христианин осознает достоинство и бесконечную благодать и мир, которые он имеет во Христе, он должен затем последовать примеру Христа в саду и излить свои печали в молитве перед Богом, ибо “характер Всевышнего в том, что Он Бог, Который слышит молитву”. Как говорит Эдвардс: “Он восседает на престоле благодати; и нет завесы, которая скрывала бы этот престол и удерживала нас от Него. Завеса разорвана сверху донизу; путь всегда открыт, и мы можем обращаться к Богу так часто, как нам придется”. Когда христианин предстает перед престолом Божьим, он признает, что именно Божья сила движет ситуациями и сердцами других людей, точно так же, как Эдвардс ссылается на Быт. 32, где Бог изменил сердце Исава в ответ на молитву Иакова. По словам Эдвардса, молитва - это “ всего лишь разумное признание нашей зависимости от Него во славу Его”, и “Бог требует от нас молитвы, чтобы даровать милость, потому что она стремится подготовить нас к ее приему”. Таким образом, христианин может свободно приближаться к Богу через молитву во времена страданий и бед, поскольку это ведет к Божьей славе и милости к людям.
Хотя страдающий святой может приблизиться к престолу Божьему в искренней молитве, он может не найти немедленного прекращения своих страданий или того, что на его молитву будет дан ответ в Божье время и в Его манере. Действительно, Бог во все времена принимает и признает молитвы, и все же “Он проявляет Свою мудрость в отношении времени и способа ответа на молитву”. Эдвардс говорит, что то, что Бог слышит молитву, не означает, что “то конкретное, о чем люди просят, непременно будет дано им”, или что они будут точно знать, что Бог сделает, чтобы ответить им. Бог может принять решение не отвечать на молитву немедленно, и Его промедление принесет только пользу Его народу, так что другое время или способ могут быть “лучшими и наиболее подходящими” по причинам, неизвестным конечному человеку. Часто люди не просят о том, что для них хорошо, или могут склоняться к греху и похоти, и поэтому Бог не даст им того, о чем они просят, ибо “если бы Он услышал такие молитвы, Он действовал бы как враг Себе, поскольку Он отдал бы их на служение Своим врагам”. Но в своем богословии молитвы Эдвардс сохраняет свое высокое представление о Божьем суверенитете, как он говорит: "Милосердие Божье ничем не движимо и не притягивается в творении; но источник Божьей благодати находится только в Нем Самом; Он движим Собой; и какую бы милость Он ни даровал, причину и основание этого следует искать не в творении, а в благоволении Самого Бога".
Хотя христианин не может полагаться на  собственные предположения, он “может уверенно полагаться на Божье провидение, на Его милосердное распоряжение  в отношении того, о чем он просит”. Бог- “Бог, слышащий молитвы”, и все же Его ответы даются во славу его и, следовательно, в интересах человека. Хотя ответы могут быть не такими, как думал христианин, он может опираться на обещание достаточности Христа и верности Бога Своим собственным обетованиям, ибо Бог поддержит его в его страданиях.
Зная, что Бог искренен в Своих обетованиях, касающихся молитвы, христианин также должен быть искренним в своей молитве, следуя примеру Христа. Как объяснялось ранее, Христос мучился в саду, изливая Богу все свое сердце и душу. Христианин также должен излить все свое сердце Богу, изо всех сил стараясь найти Его, понять Его волю и подчиниться Его провидению. Как говорит Эдвардс: "Это должно научить нас, каким образом мы должны молиться Богу, не холодно и небрежно, а с большой серьезностью и увлеченностью духом, и особенно когда мы молимся Богу о тех вещах, которые имеют бесконечное значение, таких как духовные и вечные благословения".
Именно во время такой “вовлеченности духа” в молитву Бог дает христианину “сладкие видения Своей славной благодати, чистоты, достаточности и суверенитета: и позволяет [ему] с великим спокойствием покоиться в Нем, оставить [себя] и [свои] молитвы Ему, подчиняясь Его воле и доверяя Его благодати и верности”. В таком духе Христос молился и в то же время подчинялся Божьей воле. Что касается молитвы, Эдвардс увещевает всех верующих, и в частности тех, кто страдает: "Наконец, видя, что мы имеем такую молитву, слушая Бога, какую мы слышали, давайте будем много заниматься обязанностью молитвы: будем молиться со всем усердием и мольбой: будем жить молитвенной жизнью, усердствуя в молитве со всей настойчивостью; будем молиться всегда, не переставая, искренне и не ослабевая".
Эдвардс не говорит, что ответ христианина на страдания заканчивается молитвой, но, скорее, подобно Христу, христианин должен подчиниться Божьей воле и действовать в служении Богу, прекращаются страдания или нет. Христос не стал медлить со своими действиями, но немедленно сдался предательству Иуды. Хотя христианин может не иметь четкого представления о конкретных действиях, которые Бог хотел бы, чтобы он совершил, он знает стандарты, по которым Бог призвал всех Своих людей жить, и может вести себя соответственно. Он должен понять, что Христос призвал христиан на путь, сопряженный со многими трудностями, как говорит Эдвардс: "И поэтому христианам предстоит великая работа, служение, которое они должны совершить Богу, и на которое они идут с большим трудом. Перед ними поставлена гонка, которой они должны бежать, война, которая назначена им. Христос был подвергнут очень великому испытанию во время Своих мучений; поэтому Бог имеет обыкновение подвергать свой народ великим испытаниям".
Бог может подвергать христианина испытаниям, чтобы он был готов ко всему и полагался на Бога, или христианин может страдать от последствий падшего мира и греховной природы, но во всем он должен трудиться для Христа. “Этот труд и борьба должны совершаться для того, чтобы прославить Бога и обрести свое  вечное счастье, исполняя волю Божью". Христос, претерпев крайние муки, обрел вечную славу и обещает вечный покой всем, кто последует за Ним. Как Он показал на Своем примере, Его путь чреват страданиями, и все же во всех испытаниях и скорбях христианин должен обращаться к Богу “за помощью, которая позволит [ему] преодолеть”. Он должен проявить настойчивость и “таким образом [он] должен продержаться до конца, как это сделал Христос”. Во всем страждущий христианин должен взирать на пример Христа и полагаться на верность и обетования Божьи, и благодаря этой силе трудиться среди своих страданий ради Царства Божьего и Его славы.
Эдвардс демонстрирует, что Христос в Своей агонии и казни испытал страдания в наибольшей степени, и в то же время дает христианам образец, по которому они должны вести себя среди страданий. Человек в своем естественном состоянии страдает в результате греха, а неискупленный человек испытывает еще большие мучения после своей смерти, когда он проводит вечность в аду. Искупленный человек никогда не испытывает адских мук и все же должен жить в падшем мире, борясь с грехом и другими страданиями. Он должен смотреть на достоинство Христа и его пример, распространять свои печали перед Богом в молитве и уповать на Божье обеспечение, чтобы действовать покорно в соответствии с Божьей волей. Наконец, Эдвардс призывает христиан: "Давайте пойдем к Иисусу и будем искать у Него благодати, чтобы мы могли быть верными, пока мы живы, и чтобы Он помог нам в нашей великой скорби, чтобы, когда мы также будем призваны отсюда, мы могли дать наш отчет с радостью, а не с горем, и чтобы в будущем мы могли встретиться с теми нашими отцами, которые прошли до нас в верных трудах Евангелия, и чтобы мы могли сиять с ними, как сияние небосвода, и как звезды во веки веков".
 
 Edwards, Jonathan. The Works of Jonathan Edwards. “Christ’s Agony.” Vol. 2 Hendrickson Publishers, Inc.: Peabody, Massachusetts, 2003.
Edwards, Jonathan. The Works of Jonathan Edwards. “The Eternity of Hell Torments.” Vol. 2 Hendrickson Publishers, Inc.: Peabody, Massachusetts, 2003.
---. The Works of Jonathan Edwards. “The Excellency of Jesus Christ.” Vol. 1 Hendrickson Publishers, Inc.: Peabody, Massachusetts, 2003.
---. The Works of Jonathan Edwards. “ The Future Punishment of the Wicked Unavoidable and Intolerable.” Vol. 2 Hendrickson Publishers, Inc.: Peabody, Massachusetts, 2003.
---. The Works of Jonathan Edwards. “Natural Men in a dreadful condition.” Vol. 2 Hendrickson Publishers, Inc.: Peabody, Massachusetts, 2003.
---. The Works of Jonathan Edwards. “Of God’s Moral Government.” Vol. 2 Hendrickson Publishers, Inc.: Peabody, Massachusetts, 2003.
---. The Works of Jonathan Edwards. “The Peace which Christ gives his true Followers.” Vol. 2 Hendrickson Publishers, Inc.: Peabody, Massachusetts, 2003.
---. The Works of Jonathan Edwards. “The Portion of the Wicked.” Vol. 2 Hendrickson Publishers, Inc.: Peabody, Massachusetts, 2003.
---. The Works of Jonathan Edwards. “The Prayer-hearing God.” Vol. 2 Hendrickson Publishers, Inc.: Peabody, Massachusetts, 2003.
---. The Works of Jonathan Edwards. “Resolutions.” Vol. 1 Hendrickson Publishers, Inc.: Peabody, Massachusetts, 2003.
---. The Works of Jonathan Edwards. “Safety, Fulness, and sweet Refreshment, to be found in Christ.” Vol. 2 Hendrickson Publishers, Inc.: Peabody, Massachusetts, 2003.
---. The Works of Jonathan Edwards. “The Sorrows of the Bereaved spread before Jesus.” Vol. 2 Hendrickson Publishers, Inc.: Peabody, Massachusetts, 2003.
---. The Works of Jonathan Edwards. “Wrath upon the Wicked to the uttermost.” Vol. 2 Hendrickson Publishers, Inc.: Peabody, Massachusetts, 2003.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии