Melody Maker представляет

Queen
Melody Maker представляет структуру Queen, собранную Брайаном Харриганом. Фотографии Барри Венцелла.
Ноябрь 1974

Беглый взгляд на горизонт британской рок сцены убедит даже наиболее осторожных наблюдателей в том, что Queen, без сомнения, стали одной из самых востребованных групп в нашей стране.
Их сингл Killer Queen занимает первое место, их альбом Sheer Heart Attack попал в горячую двадцатку, а их британский тур сопровождался аншлагом во всех городах.
В дополнение к этому вокалист Фредди Меркьюри на глазах превращается в рок гиганта масштаба Джаггера или Стюарта.
Все это, помноженное на видимую легкость, с которой успех был достигнут, привело к жесткой критике Queen в прошлом. Но на самом деле они тяжело работали.
Происхождение Queen коренится в группе под названием Smile, которая играла по пабам и давала концерты в разных городах страны. Гитаристом в этой группе был Брайан Мэй, а барабанщиком Роджер Тейлор.
Smile развалились, как говорит Роджер «у нас был чувство, что мы бьемся головами в кирпичную стену». Даже просто сохранять первоначальный состав группы и продолжать играть стоило огромного труда.
Но затем на сцену вышел Фредди Меркьюри, брызжущий идеями и энтузиазмом, как вспоминает Мэй. К тому моменту Меркьюри уже давно был знаком со Smile. Он сам тогда играл в нескольких небольших группах – «ни одна из них не стоит упоминания» -  в тех же краях.
«Мы пользовались оборудованием, которое одалживали друг у друга и всегда посещали выступления друг друга», вспоминает Фредди. Он почувствовал, что, когда Smile распадется, пропадет большой потенциал, поэтому он стал продвигать свои, кажущиеся экстравагантными для того времени, идеи относительно того, в каком направлении развивать группу. Брайан и Роджер послушали его. (Боже! Как это отличается от того, что мы увидели в БР!)
Тогда они обнаружили, что им нужен басист. Шесть месяцев ушло на прослушивания, пока они наконец-то не нашли Джона Дикона. «Целых два дня они не говорили мне о результате прослушивания и о том, что я получил работу», - вспоминает Джон.
Затем последовал долгая череда репетиций, - как уточняет Меркьюри, порядка 18 месяцев. Но в результате этого родилась уникальная метода Queen.
Они решили, что не будут следовать обычной рутине, проводя время в гастрольных поездках, и решили испытать нечто иное. «Мы начали с того, что стали приглашать друзей на небольшие концерты, которые мы организовывали, угощали их бесплатным апельсиновым соком и попкорном. А однажды качестве освещения у нас был кинопроектор».
Затем пришло время небольших концертов в маленьких городках, альбома Queen и сингла Keep Yourself Alive. Queen начали свой взлет к вершинам признания.  Вероятно, именно этот кажущийся легким путь и спровоцировал критику в адрес Queen в самом начале. НО был ли этот путь легким? Группе так не кажется.
Меркьюри говорит – «Нам приходится чертовски много вкалывать. Чтобы устоять на той высоте, на которой мы находимся сейчас. Мы все еще работаем над тем, чтобы стать лучше. Освещение на сцене привлекло много внимания еще до начала этого тура. Только на то, чтобы отработать освещение у нас ушло две недели репетиций. Мы все уточняли расположение, цвет и тому подобное».
Намеки на то, что Queen – это группа со звездным солистом и тремя ребятами в качестве группы поддержки вызывают резкий отпор у всех четверых. «Все прыжки по сцене лежат на мне. Но именно это и ожидается от певца, - говорит Меркьюри, - Queen работают как сплоченная единица. Каждый из нас – это неотъемлемая часть создаваемого нами звучания».
И наконец, любопытно было бы подумать над тем, что могло бы произойти, если бы Брайана Мэя не выбил из колеи на такой длительный срок гепатит.
Мэй заболел во время первого тура по США, когда они выступали группой поддержки для Mott the Hoople. Кстати, Queen ими восхищаются. Им пришлось прервать гастроли и отложить работу над Sheer Heart Attack, покуда Брайан выздоравливал, потом пережил рецидив и наконец-то выздоровел окончательно.
Если бы так не произошло, вероятно, Queen уже давно прославились бы как здесь, так и за морем в США. Такие домыслы, однако, не разделяются членами Queen.
Они целеустремлены и с энтузиазмом развиваются, и, разумеется, снова планируют взять США штурмом.
Но эта цель будет достигнута в той же методичной манере, что и все, сделанное ими до сих пор. Как говорит Мэй – «Бессмысленно идти быстрее, че можешь. Все должно следовать естественному ходу событий».


Фредди Меркьюри

Когда Фредди Меркьюри на сцене на нем сосредотачивается все внимание. Он охотно признает этот факт и ничуть не смущается. ОН передвигается по сцене с мастерством опытного артиста, его главная цель – сделать так, чтобы Queen были визуально привлекательны.
Он страстно интересуется теми качествами, которые делают их артиста настоящую звезду. К примеру, Лайза Миннелли стоит в самом верху списка его любимых исполнителей. «Возникает впечатление, что вокруг нее все может полететь в тартарары, но она все же найдет силы продолжить и сделать так, что ее представление будет великолепным».
Для Меркьюри также важны детали. Он уделяет много внимания освещению на сцене, цвет его костюмов то совершенно черный, то совершенно белый, до самых носков. Курс, которому следуют Queen? приводит его практически в паранодальное соcтояние.
«Мы все проверяем и перепроверяем. И это правильно. Когда мы выбирали басиста, то прослушали чуть ли не 20 музыкантов, но на компромисс не пошли ни в коем случае. Нам нужен был именно наш человек».
Но это внимание к деталям не исключает спонтанности. «Очень многое у Queen, кажется, просто складывается само по себе. Например, Sheer Heart Attack был задуман в студии, он не был спланирован заранее.
Будущее queen очень интересует Меркьюри, и это и не удивительно.
«Мы хотим сделать так многое. У нас много времени на то, чтобы этого достичь. Нам есть куда расти, особенно теперь, когда у нас есть своя армия фанатов. Мы хотим, чтобы слушатели стали участниками наших выступлений».
На Меркьюри повлияли многие. ОТ Миннелли до Джими Хендрикса, от Питера Габриеля до Genesis. Именно музыка Хендрикса заложила фундамент для Queen. Все четверо любили его творчество, что сблизило их в ранние дни существования группы.
И завершающий комментарий про Queen от Меркьюри – «Мы самая дотошная группа. Иногда это доходит до безумия. Но мы верим в совершенство».

Роджер Тейлор

Роджер Тейлор, барабанщик Queen, вероятно, самый миловидный участник группы. У него свой собственный стиль и определенный подход к жизни, которые и производят такое впечатление.
Например, во время выступления в Саутгемптоне Тейлор вернулся на бис, а рубашку свою позабыл за сценой. Ну и что, скажете вы. Но можете ли вы себе представить, чтобы что-то подобное сделали остальные трое?
Тейлор, как и Мэй, самые старые члены коллектив. Он по праву может рассказать нам о ранних днях становления группы и о том, как они пробивались к успеху.
«Когда мы начинали, было сложно, потому что нам нужно было быть абсолютно уверенными в том, что мы делали. Оглядываясь назад сейчас легко увидеть, как 98 процентов или что-то около того просто срывалось. Но мы верили в группу и друг в друга. Если мы потеряем веру, мы наверняка потерпим крах».
Ранние дни были травматичными, особенно, когда появлялось очередной обзор в прессе. «Большая часть резко критических отзывов происходила из Англии, как вы понимаете, из нашей родной страны. Понятное дело, что это казалось удивительным. Но если критика справедливая, мы не имеем ничего против. Мы получали радикально полярные отзывы, а это, наверное, тоже плохо». Роджер начал свою музыкальную карьеру с игры на гитаре. «Мне казалось, у меня хорошо получалось до тех пор, пока я не начал стучать по сковородкам и по всему, что попадалось под руку, и обнаружил, что барабанщик из меня лучший, чем гитарист».
Тейлор-старший купил своему сыну малый барабан и разные фрагменты к нему, что и составило нечто, похожее на полный барабанный набор. Кроме барабанной дроби, Тейлор обеспечивает группу своим отличительным очень высоким голосом. Когда-то он пел в церковном хоре, что, вероятно, объясняет то, как ловко он управляется с головокружительно высокими нотами.
«Мы начали экспериментировать с гармониями, постепенно переходя от двухголосного к четырехголосному изложению. В этом отношении мы многому обязаны Брайану. Он сосредоточен на технической стороне, в то время, как я более играю интуитивно. Именно Брайан повел нас в этом направлении. Именно он любит расставлять все точки над «i». Джон повернут на электронике, а я просто играю так, как чувствую».

Подытоживая, можно сказать, что Роджер идеальная четвертая составляющая в хитроумной головоломке под названием Queen. Вне сцены он самоуверенный, придирчивый и шикарно одевается. А с эмоциональной точки зрения, именно он обладает тем рок-н-рольным имиджем, который так нужен для того, чтобы подстегнуть популярность Queen.

Джон Дикон

Бас гитарист Джон Дикон, человек в черном, стоящий на сцене справа, самый покладистый из членов группы. Кажется, он всегда улыбается. ОН никогда не нервничает.
«Раньше, когда другие начинали спорить, я никогда не вмешивался. Теперь я начинаю в этом участвовать, но никогда не теряю самообладания».
Дикон последним пришел в группу, и оказалось, что с первой же репетиции идеально влился в нее.
«Группа уже устоялась, когда пришел я. Мне кажется, меня это поначалу очень тормозило».
Но ему удалось быстро преодолеть эти сложности. Сейчас он принимает все большее участие во всех делах Queen.
В последнем альбоме появилась его песня. «Да, это была моя первая успешная попытка написать что-то. Проблема в том, что Брайан и Фредди такие хорошие композиторы, что я не чувствовал в себе достаточно смелости попытаться написать что-то, что было бы достаточно хорошим».
Преодолев это препятствие Дикон становится более заметным и в других аспектах. «На сцене я тоже стараюсь как-то выделиться. Совсем недавно я просто стоял сзади, но и это меняется».
Дикон начинал с ритм-гитары в школьных группах. Затем он перешел на бас, просто потом, что это привлекло его. «Я вырос на музыке. Сначала поп, потом соул, и наконец Тамла(?)». Интерес к музыке соул сохраняется до сих пор, так как Дикон упомянул в качестве своих нынешних любимых групп Ohio Players.
«Я бросил игру на гитаре приблизительно на год, когда перевелся в Лестера в Лондон и пошел в колледж. Ног очень скоро начал скучать по музыке». Он услышал о Queen от друга, прошел прослушивание и был принят.
«Думаю, мне просто повезло. Я просто пошел и сыграл. Кажется, я подошел. Сейчас я хочу начать сочинять еще больше. Я обрел уверенность, потому что, я думаю, Sheer Heart Attack – это лучшее, что мы когда-либо сделали. Моя вклад в этот альбом стал большим. И наконец-то на сцене у меня получается извлечь тот звук, который мне нужен. Мой звук стал более напористым, и сейчас я определенно получаю большее удовольствие от выступлений, чем раньше».

Брайан Мэй

Брайан Мэй болезненно худой гитарист, который, как призрак, является на сцене в черно-белом костюме.
Именно ему слушатели помоложе кидают милые мягкие игрушки, за что он и благодарит каждого из них. Н мастерит свои собственные гитары, исполняет на них зажигательные соло на сцене, пока остальные члены группы скрываются в тени.
Мэй тихий человек, задумчивый, всегда стремящийся сделать так, чтобы людям был уютно в его компании. А кроме всего этого на сцене он прекрасно сочетается с Фредди Меркьюри, энергично извивающегося во время выступлений. Он просто пристально смотрит на свою гитару, лишь изредка поднимая взгляд в зал.
«Теперь я раскованнее веду себя на сцене, чем раньше. Мне кажется, это улучшило общее визуальное восприятие группы».
Музыка – страсть Мэя. «С самого детства я интересовался музыкой. Я помню, как ходил везде, распевая те песни, которые слышал по радио. Я не понимал слов, но все равно пел. Я помню, что ужасно влюбился в Конни Фрэнсис». Эти воспоминания вызывают улыбку на его лице.
Он с нежностью воспоминает о своей старой группе Smile. Но он также помнит, как тяжело стало тогда просто выходить на сцену и играть.
Группа постепенно стала перед перспективой распада. Пришлось принимать решение. «Мы поняли, что, если вообще решим продолжать, то надо подыскать прочный фундамент. Вокалист Тим оставил нас, а оставшиеся члены группы просто сидели, ничего не делая. Именно Фред убедил нас собраться и продолжить».
Брайан безгранично уважает остальных участников Queen, так же, как и большинство музыкантов. Во время туров после выступлений он обычно идет в помещение, где собирается группа поддержки Hustler, и играет вместе с ними на гитаре.
Кажется, что Мэй самый хрупкий член группы. Тяжелый график гастрольных выступлений влияет на него более, чем на остальных. Тем не менее, ему всегда удается оставаться очень вежливым.
Единственным исключением было выступление в Саутгемптоне. Во время выхода на бис у Мэя возникли проблемы с гитарой – пропал звук.
Взяв другой инструмент и лихорадочно попытавшись извлечь из него хоть какие-то звуки, в конце выступления он в сердцах хватил им об пол. «Это был единственный раз, когда я позволил себе нечто подобное, - признается н, - но я почувствовал. Что должен сделать нечто такое, потому что подвел слушателей».
Вероятно, этот эпизод прекрасно характеризует Брайана Мэй. Слушатели, как и музыка, самые главные приоритеты в его жизни.
«Когда я вижу, как все размахивают руками и топают ногами, я вспоминаю себя всего пару лет тому назад. Никто не знал нам, ничего не происходило. Но музыка уже была. Именно слушатели играют решающую роль. Нельзя не ощутить разниму между проверкой звука и выступлением перед аудиторией. Разница колоссальная – и в ощущениях, и в том, как ты играешь. А происходит это благодаря слушателям».


Рецензии