Глава 3 Храмы России Угреша Часть 27 Настоятель

Архимандрит Макарий (Ятров) Фрагмент групповой фотографии 1909 г.
Другие его прижизненные изображения пока неизвестны.

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ  И  ХРАМЫ РОССИИ

ЧАСТЬ 27  МАКАРИЙ ЯТРОВ -НАСТОЯТЕЛЬ УГРЕШИ

3 апреля 1905 года на 71–м году жизни скончался настоятель Николо – Угрешского монастыря архимандрит Валентин (Смирнов). По принятому в общежительных монастырях порядку и распоряжению епархиального начальства были проведены выборы нового настоятеля.

За иеромонаха Макария проголосовало 39 членов братии из 42–х. В представлении, направленном в Синод митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским), особо отмечалось, что избранный иеромонах Макарий «нравственных качеств весьма хороших и к послушанию весьма способен и благонадёжен».

28 июня 1905 года иеромонах Макарий указом Святейшего Правительствующего Синода был назначен настоятелем Николо – Угрешского монастыря и 15 июля 1905 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским)35 возведён в сан архимандрита.
Деятельность архимандрита Макария как настоятеля Николо – Угрешского монастыря.

1905–1917 годы

В бытность архимандрита Макария настоятелем Угрешская обитель процветала, доход монастырь получал от своих владений: лесных дач, мельниц, гостиниц, а также от торговли лекарственной ромашкой в аптеках Москвы и от пожертвований богомольцев.

Судя по донесениям, храмы, хозяйственные постройки, гостиницы и всё имущество монастыря содержалось в полном порядке и чистоте. Очень многое сделал о. Макарий, чтобы материально обеспечить обитель. Монастырские подворья в Москве были капитально перестроены и сданы в аренду.

При архимандрите Макарии монастырь продолжал заниматься широкой благотворительной деятельностью, регулярно отправляя взносы на епархиальные нужды. Например, в 1907 году были пожертвованы в Московский епархиальный комитет в пользу голодающих 25 рублей наличными и 60 рублей ассигнациями, потом ещё 20 рублей.

Ежегодно вносились деньги на поддержку Московской духовной семинарии.
Из «Ведомости о школах, богадельнях и больницах за 1909 год» узнаём, что «…при существующем странноприимном доме монастыря находится столовая, где кормят обедами и ужинами странников и подаётся кипяток. Чая и сахара от монастыря не полагается», «есть больница на 15 кроватей, при больнице находятся фельдшера с жалованием 30 рублей. В пятницу два раза в месяц приезжает доктор из земской Влахернской лечебницы, который получает 240 рублей в год. В больнице получают советы и даром лекарства крестьяне из соседних селений. Всего в год пребывает больных до 5600 человек».
В церковноприходской школе обучалось на 1908/09 учебный год 100 человек,
а выбывших в течение года было 16 человек. Число наставников – 4 человека: священник села Котельники Иван Михайлович Ансеров, выпускники духовных семинарий Алексей Петрович Фивейский, Сергей Михайлович Соловьёв, Иван Сергеевич Соколов.

В странноприимном доме при монастыре в 1909 году «число призираемых мужского пола – 12200 человек, женского пола – 6400 человек. Здание странноприимного дома находится вне монастыря в отдельном доме. Содержится на монастырский счёт. Содержание прислуги, отопление, освещение и ремонт – 1900 рублей». В этой же ведомости написано, что «в Николо – Угрешском общежительном монастыре Московской епархии существует послушническая школа, в которой преподаётся: катехизис, церковный устав с изъяснением богослужения, чтение церковное и пение. Закону Божию и чтению учит настоятель монастыря архимандрит Макарий в трапезной нашего монастыря в среду и пятницу каждой недели, а пению – иеромонах Феодосий».

Вероятно, архимандрит Макарий преподавал до 1910 года, когда его сменил иеромонах Филофей (Антипычев), в послужном списке которого значится послушание законоучителя в братской школе.

6 мая 1909 года архимандрит Макарий награждён орденом св. Анны 3–й степени.
С 5 по 13 июня того же года он принял участие в I Всероссийском съезде монашествующих, который проходил в Троице – Сергиевой лавре.
На съезде обсуждались меры, необходимые для улучшения духовной жизни в монастырях. Фотография участников этого съезда сохранила для потомков внешний облик архимандрита Макария.
Другие его прижизненные изображения пока неизвестны.

Решения и рекомендации съезда стали для о. Макария руководством в его настоятельском служении. Благодаря трудам настоятеля не только внешним благолепием славился монастырь, но и высокой духовной жизнью.
Известно, что святой преподобный Варнава Гефсиманский направлял в обитель на Угреше послушниками людей, приходивших к нему за духовным советом. Об этом свидетельствует рассказ бывшего насельника Угрешской обители иеромонаха Саввы,
в миру Петра Суханова, происходившего из крестьян села Духова Новосильского уезда Тульской губернии. В журнале «Душеполезный собеседник» опубликованы его воспоминания, повествующие о том, как в конце августа 1903 года по приезде в Троице – Сергиеву лавру он услышал о прозорливости старца Варнавы.

Далее мемуарист пишет: «Дай пойду и испытаю его в прозорливости, что он мне скажет… Он благословил меня и громко сказал: «Благословляю тебя поступить в монастырь, там жить и спастись… Благословляю тебя поступить в Николо – Угрешский… Дом каменный, великолепный дом построишь себе»… После долгого размышления <я> всё – таки отправился на Угрешу и попросил отца настоятеля принять меня в число монастырских рабочих. Тот поставил меня ночным при обители сторожем».
Через некоторое время Петра Суханова отправили на войну с Японией, и он долго не мог понять Промысла Божьего: вдруг его убьют, а он ведь не стал ещё монахом.
Но на фронт Пётр не попал: его корпус успел добраться только до Красноярска, когда пришло известие об окончании войны. После этого он вернулся в обитель:
«Но вот я, солдат Пётр Суханов, опять в Николо – Угрешском монастыре, настоятель которого архимандрит о. Макарий, ныне здравствующий, принял меня в число братии своей обители, а 3 декабря 1913 года постриг в монашество с именем Саввы».

9 августа 1912 года, в праздник явления образа свт. Николая святому благоверному князю Димитрию Донскому, торжественно праздновалась 532–я годовщина основания монастыря. Не юбилейная дата празднества связана с 300–летием дома Романовых, которое широко отмечалось в России. Высоких гостей из Москвы не было. Служили в Николаевском и Преображенском соборах настоятель архимандрит Макарий и насельник монастыря архимандрит Виталий. На крестный ход были вынесены ковчег с мощами Святителя Николая, чтимые образы святой Ефросинии Московской и Божией Матери «Взыграние». Пел большой монастырский хор под руководством о. Феодосия.

В 1913 году в 19 верстах от Троице – Сергиевой лавры в лесу, принадлежащем Николо – Угрешскому монастырю, была устроена пустынь во имя святителя Гермогена, патриарха Московского, прославленного в дни празднования 300–летия дома Романовых. Пустынь находилась в управлении монастыря, в ней была возведена деревянная Гермогеновская церковь и кельи. Работы велись, конечно, по благословению настоятеля.

Обитель продолжала вносить значительные пожертвования на нужды церкви и мирян.
В 1913 году в эмеритальную кассу от Николо – Угрешского монастыря поступило 50 рублей. Это по сравнению с другими обителями было довольно значительной суммой. Например, от Давидовой пустыни тогда поступило 25 рублей, от Саввино – Сторожевского монастыря – 10 рублей, от Дмитровского Борисоглебского – всего 3 рубля. На братство св. Марии Магдалины (г. Руза) от Николо – Угрешского монастыря внесено 100 рублей, на Алтайскую миссию – 300 рублей48. Подобные взносы и пожертвования совершались ежегодно.

6 мая 1913 года за беспорочное многолетнее служение архимандриту Макарию был пожалован орден св. Анны 2–й степени. Это была его третья государственная награда.

Николо – Угрешский монастырь при архимандрите Макарии не был обделён вниманием московских святителей. Об этом свидетельствует описание в «Московских Церковных Ведомостях» пятидневного посещения монастыря митрополитом Московским Макарием (Невским), прибывшим в пятницу 12 июля 1913 года.

В 6 часов вечера владыка прибыл со станции Люберцы к святым вратам, у которых его ожидала вся братия во главе с архимандритом Макарием. Облачившись в мантию и приложившись ко кресту, митрополит выслушал краткое приветствие о. настоятеля и при пении тропаря свт. Николаю проследовал в древний Никольский собор.
Выслушав краткое молебствие и приложившись к иконе св. Николая, митрополит преподал всей братии и собравшемуся народу общее благословение, затем в сопровождении настоятеля проследовал в приготовленные покои.


Рецензии