Глава 3 Храмы России Угреша Часть 5 Cтроят

СТАРОЕ  ФОТО  НИКОЛО-УГРЕШСКОГО  МОНАСТЫРЬ
Ставропигиальные монастыри
sobory.ru

ГЛАВА 3  ЦЕРКВИ  И  ХРАМЫ РОССИИ

ЧАСТЬ 5  СТРОИТЕЛЬСТВО

Трудно предположить, как выглядел Угрешский монастырь  в первые годы своего существования, но, по аналогии с  другими монастырями того периода, можно предположить, что его постройки были деревянными.  Невозможно точно определить, сколько храмов было первоначально. Скорее всего, в центре обители стоял  деревянный храм в честь святителя Николая.  Первый каменный  храм, вероятно, был построен «на рубеже  XIV-XV веков, в правление великого князя  Василия I Дмитриевича». Николо-Угрешская обитель была ктиторским монастырем, то есть основанная и поддерживаемая благодетелями. Ктиторами монастыря в XIV-XVII вв. были русские государи, а первым из них  – великий князь Московский Дмитрий Донской. Хотя никаких великокняжеских жалованных грамот Угрешской обители за XIV-XV вв. не сохранилось, вполне вероятно,  что Никольский монастырь, как всякий ктиторский,  был сразу же, по основании своем, пожалован великокняжескими вотчинами для содержания братии.

В 1519 году Николо-Угрешский монастырь посетил  великий князь Василий III Иванович, о чем сохранилось летописное повествование, приводимое Карамзиным. Вполне возможно, что  московские правители и ранее посещали монастырь, однако об этом не сохранилось никаких  письменных свидетельств.

В 1521 году обитель  и село Остров были сожжены крымским ханом Махмет-Гиреем.  В 1545 году уже отстроенный и обновленный монастырь посетил  великий князь и государь Иван IV Васильевич, а годом ранее даровал жалованную грамоту, закрепившую за Угрешей право на владение четырнадцатью селами в четырех уездах и запрещавшую кому бы то ни было ездить в  монастырские леса и рощи и производить в них порубки. «Обширные владения монастыря  и число душ крепостных крестьян, простиравшееся  до 3721, и разные льготы, права и преимущества, упоминаемые в царских жалованных грамотах, данных монастырю с 1545 по 1652 (коих сохранилось числом семь), опять свидетельствуют, что Угрешский монастырь  и впоследствии пользовался благорасположением Московских Государей».

В 1567 году Иван Грозный жалованной грамотой  подтвердил право владения Никольской обители на владение рыбными ловлями в Нижнем Новгороде, Угреша была освобождена от таможенных пошлин на все монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода.  Последующие грамоты подтверждали существующие льготы и давали новые преимущества.

В 1555 году находим в летописях еще одно упоминание о Николо-Угрешском монастыре, когда к царю Ивану Грозному пришли священники и  земские люди  из Вятки и били челом, чтобы государь велел обновить находящийся в их крае чудотворный великорецкий образ святителя Николая. По повелению Ивана Грозного  икону везли по рекам в Москву: по Вятке, Каме, Волге, Оке до Коломны, а затем по Москве-реке до Николо-Угрешского монастыря, где ее встречал младший брат государя Юрий Васильевич и отправился с ней в Москву. У Симонова монастыря торжественную процессию встречал Иван IV Васильевич, а у Фроловских ворот Кремля – святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси.  Над обновлением образа трудился сам святитель Макарий и благовещенский протопоп Андрей. Точная копия образа была оставлена в Москве, а саму икону, богато украшенную, отправили в Вятку.
В XVI веке угрешские игумены пользовались немалым уважением в высших кругах русского общества. Они  были неоднократными участниками различных государственных деяний,  Церковных и Земских соборов. Их подписи стоят под важнейшими государственными документами, в том числе под грамотами о выборе русских  царей и патриархов.

«В 1572 году угрешский игумен  Тихон участвовал в Церковном Соборе, который решал вопрос о четвертой женитьбе царя Ивана IV Васильевича Грозного. Угрешский игумен Лаврентий в 1589 году участвовал в Церковном соборе, учредившем патриаршество в России, и присутствовал в Успенском соборе при постановлении в патриархи Иова.  Последующие угрешские игумены –  Елиазар и Тихон III – принимали участие в Земском соборе, избравшем на царство Бориса Федоровича Годунова. Подпись первого стоит под первой избирательной грамотой, а подпись второго – под второй избирательной грамотой».

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ


Рецензии