Свобода рыночного обмана и безбашенные десятилетия

Уверения американского оплота капитализма (даже не пытающегося избавиться от ставшей в течение столетий не второй, а основной, натурой психологии колонизатора и рабовладельца), что он несет свободу всему миру, уже давно мало кого вводят в заблуждение. Поэтому и среди здравомыслящих ученых-экономистов Запада все больше тех, кто переосмысливает свои убеждения и выводы.

В числе критиков либерального капитализма оказался и тот, кто всю свою долгую жизнь словом и делом утверждал его принципы - Джон Гэлбрейт. На Западе он считается самым известным экономистом в мире. Начинал карьеру в качестве консультанта в администрации Рузвельта, в последствии был назначен профессором экономики в Гарвардском университете. Был советником Клинтона, послом в Индии. Он автор известных книг: «Американский капитализм», «Великий крах 1929 года» (о которой Фидель Кастро говорил: «Великий крах! Моя любимая книга! Я держу экземпляр на столике возле кровати»), «Общество изобилия», «Новое индустриальное общество». Более поздние работы - «Деньги: откуда они приходят и куда уходят», «Эпоха неопределенности» и «Краткая история финансовой эйфории». Последнюю свою книгу «Экономика невинного обмана» он написал в 2004 году, когда ему исполнилось 94 года.

Российский экономист Станислав Меньшиков сказал о нем: «Он был знаменит, и почти до самой смерти к нему на дом приезжали корреспонденты ведущих газет и телевидения брать интервью на злобу дня. Он обладал редкой способностью говорить и писать красиво, мудро и афористично. Его любили читатели во всем мире, общий тираж его книг перевалил за миллионы, хотя писал он главным образом на сложные экономические темы, причем отнюдь не популярные учебники… В науке это был революционер, подвергавший критике старый капитализм и указывавший пути его радикального реформирования в интересах большинства. Консервативно настроенное экономическое сообщество так и не наделило его Нобелевской премией, чем опозорило себя в веках"...

Гэлбрейт с явным сарказмом утверждал, что само понятие "капитализм" настолько себя дискредитировало, что даже сами акулы капитализма предпочитают пользоваться термином "рыночная экономика".

Егор Гайдар - лидер так называемой «команды реформ» в России, убежденный сторонник рыночной экономики и его "соратники" - Чубайс, Кох, Авен, Найшуль - нахватали из западной экономической науки только «вершки» - устаревших авторов и не первой свежести "монетарных" рекомендаций. Найшуль признавался: «Мы сделали все по учебникам... Мы играли в западную политическую систему до 93-го, а затем мы начали ее использовать как ширму».

Использовали, разумеется, в собственных шкурных интересах и в интересах западного капитала. В результате проведения Гайдаром намеренно ослабленной бюджетной и денежной политики была развязана гиперинфляция, цены взлетели в 1992-94 гг. в 775 раз. Население России обнищало, как по мановению волшебной палочки - с отрицательными характеристиками.

У меня сохранилась статья "Покаяние от лица капитала", опубликованная в "Вечернем Нью-Йорке" чуть ли не четверть века назад - 21 октября 1999 года. В ней представлена изменившаяся позиция Гэлбрейта относительно рыночной экономики. Предлагаю вниманию читателей сокращенный вариант этой статьи.

"Четыре десятилетия назад Дж. К. Гэлбрейт выпустил в свет книгу "Общество изобилия". Эта книга стала библией либерального капитализма.

"Если бы сегодня я мог переписать свой труд, это была бы во многом другая книга, - признается сейчас Дж. К. Гэлбрейт. - Я изменил бы ее название на "Общество неравноправия". За прошедшие годы разрыв между богатыми и бедными увеличился вместо того, чтобы уменьшиться... Такое положение угнетает совесть...Я понял, что без стабильного, не коррумпированного и эффективного правительства не может быть экономического развития. Прежде я тешил себя мыслью, что стоит претворить в жизнь формулу либерального капитализма, как все пойдут по пути благосостояния... К сожалению, я ошибся".

...Свою очередную книгу Гэлбрейт назвал "Деньги". По его мнению, деньги - это не только категория экономическая. "Добропорядочное общество должно гарантировать всем своим гражданам личную свободу, удовлетворение всех первоочередных потребностей, расовое и этническое равенство и возможность достойной жизни, - считает ученый. - Ничто не ограничивает так свободу, как полное отсутствие денег. Ничто его так не унижает, как нищета".

- Выходит, деньги - это еще категория социальная?
- К, сожалению, это так, - продолжает ученый. - У нас в США образовалась огромная разница между теми, кто принадлежит к слою людей с высокими доходами, и теми, у кого они низкие. Такой разницы нет в других развитых странах"...

Интересны рассуждения Гэлбрейта по поводу нищеты в России. Беда этой страны, считает он, что "Россия внимала западным экономистам, которые думали внедрить либерализм там, где не было капитализма... В России с внедрением капитализма разрослась раковая опухоль бедности"...

Придя к убеждению, что "общество изобилия" - иллюзия, Дж. К. Гэлбрейт пересмотрел свои взгляды на либеральный капитализм: "За фасадом свободного рынка создаются опасные монополистические объединения, олигархические группы, конгломераты и тресты, которые убивают конкуренцию". Сегодня многие на Западе признают, что капитализм в его нынешнем виде - не панацея от всех зол. Политики и экономисты пытаются найти "третий путь" - нечто среднее между социализмом и капитализмом".

К сожалению, безымянные правители Америки (а может, всего западного мира) не стали заниматься его поисками. Скорее всего, это и не входило в их планы.

11 сентября 2001 года террористическими группировками «Аль-Каида» – с помощью спецагентов Саудовской Аравии (как стало известно из рассекреченных недавно секретных документов) – были атакованы и разрушены башни Всемирного торгового центра в южной части нью-йоркского Манхэттена, атаковано также здание Пентагона под Вашингтоном. И США (под предлогом противодействия деятельности террористических организаций) оставили от понятия "свобода" лишь куцый хвостик: свободу своих действий, как в собственной стране, так и в других государствах.

Но "у разрушенной и уничтоженной «Аль-Каиды» появилось множество идеологических наследников, вдохновлённые бен Ладеном убийцы ответили западному миру волной террора", пишет немецкое издание в статье "Безбашенные десятилетия". "В итоге за последние 20 лет в Европе произошло гораздо больше терактов с исламистской подоплёкой. От подозрений, гонений и неприязни страдают и миллионы мусульман: многие американцы и европейцы вряд ли смогут избавиться от предрассудков, а в государствах, где правит ислам, умеренные верующие страдают и гибнут от рук радикалов...

Как бороться с врагом, мотивы которого ясны и методы – безжалостны, но нет видимых очертаний его присутствия, когда он бьётся не за суверенитет, а за идеологию и убеждения? Что делать, когда нет ни страны, ни земли, ни территории, заняв и очистив которую, можно было бы утверждать, что мир в безопасности? Так не ведутся победоносные войны – они становятся бесконечными, как кадры с падающими башнями. Если за последние 20 лет мир и продвинулся к тому, чтобы никогда больше не видеть подобного, это результат войн, подозрений, проверок, ужесточения правил, введения запретов и контроля, а не просвещения, примирения и растущего благополучия".

Есть ли надежда на то, что "безбашенные" десятилетия, не превратятся в столетия "безбашенной" эпохи? Когда в мире победившего капитала, включая Россию, от нынешних "свобод" останутся лишь смутные воспоминания. Судя по тому, что российская Высшая школа экономики относительно недавно издала книгу Джона Гэлбрейта "Общество изобилия", ставшей более полувека назад библией либерального капитализма, начинающих специалистов наших продолжат пичкать устаревшими и, главное, ложными представлениями о рыночной экономике. Несмотря на то, что сам автор раскритиковал свою книгу и счел, что ее следовало бы назвать "Общество неравноправия".


Рецензии