Уехать из Одессы 6

Одесса - это легендарный город, воспетый в песнях, кинокартинах и прозе, – своеобразная визитная карточка Советской Украины и Черного моря. Его не случайно так и называли в советские времена - Жемчужина у моря. Из нее вышли Утесов и Катаев, Ильф и Петров, Карцев и Ильченко, Бабель и Жванецкий, о ней писали Куприн и Паустовский. Ильф и Петров в своих 12-то стульях взяли Остапа Бендера – тоже из Одессы.  Город страстей, юмора, акаций и каштанов.

В 2017 году в московском издательстве Ольги Морозовой вышла книга американского профессора Чарльза Кинга "Одесса. Величие и смерть города грез". Аннотация начинается довольно бодренько: "Книга американского историка и публициста Чарльза Кинга - интереснейший и долгожданный труд по истории Одессы, города, который, по словам Марка Твена, представляет собой Америку в миниатюре". С одной стороны, эта интересная книга, но все-таки нужно признать, что она, как минимум, лет на 50 - запоздала. С другой стороны, конечно понятно, что американский профессор не мог написать её раньше, т.к. тогда Одесса была городом в составе СССР. В 70-ые годы начался исход евреев из Одессы, а до сих пор почти всё, что есть интересного, значительного и криминального (Мишка Япончик, настоящее имя — Мойше-Янкель Меер-Вольфович Винницкий) в Одессе, связано с ними. Ну, кроме нескольких исторических персонажей Де Рибаса, де Ришелье, графа Воронцова и Пушкина. Чтобы Одесса стала жемчужиной они, конечно, приложили руку и не одну, а к славе Одессы, как города юмора и города особенной одесской речи отношения не имеют. Они вообще тогда говорили в основном по-французски.

Одесса уходящая, а точнее даже ушедшая натура. Вот распалось мощное государство – СССР, куда уж устоять городу почти несуществующего государства Украины, с которого, как крысы с корабля, давно свалили все его градодообразующие, деньгообразующие, юморообразующие персоны. Примерно с полмиллиона. Их замещение происходило все 30 лет украинской нэзалэжности - на украинскую западню, на грузню, чечню, китайню и другую …йню.
Вот ответ на книгу Чарльза Кинга: величие в руинах, а смерть не загорами.
А пока вспомним прошедшее все-таки, несмотря ни на что, неплохое время.

***

Еще не собираясь уезжать из Одессы, в 1977 году мне на моей службе в управлении «Черномортехфлот» предоставили однокомнатную квартиру, что было большим благом, т.к. мой младший, 19-летний брат – студент 2-го курса одесского технологического института за 2 года до этого - женился и привел жену, иногороднюю девушку, к нам домой. Понятно, что жить стало тесновато, но главное у меня не было перспективы самому привести жену, разве что уйти на квартиру. А я все-таки на 7 лет был старше брата.
Новая квартира была в новом районе под названием Таирова, тогда окраине Одессы, который начал застраиваться многоэтажными домами относительно недавно и в то время не пользовался популярностью. В многочисленных объявлениях на обмен квартир одесситы тогда указывали, чтобы квартиры в этом районе не предлагать.
Район был назван по имени В.Г.Таирова* и сначала существовал, как поселок, в последующее время соединившись с городом.
*)Василий Егорович (Геворкович[1]) Таиров (2 [14] ноября 1859 — 23 апреля 1938) — армянский и советский учёный, профессор.
Доктор сельскохозяйственных наук, винодел и благотворитель, основатель первого научно-опытного учреждения в области виноградарства и виноделия («Институт виноградарства и виноделия им. В. Е. Таирова» тогда сельскохозяйственной академии наук, положил начало созданию российской научной школы виноградарства и виноделия. Наравне с князем Львом Голицыным, считается основоположником шампанского производства в Российской империи).
В настоящее время этот район считается наиболее чистым и экологичным в Одессе, а также безопасным, т.к. существующий, в противоположном, восточном, конце Одессы, припортовый аммиачный завод, при современном состоянии экономики и управления Украины несет в себе потенциальную опасность для жителей города.
Вот видите, уважаемые читатели, институт был, а хорошего вина не было. Кисляк «Ркацители» и крепляк «Билэ мицнэ» – не в счет. Мало того в начале 70-ых годов в Одессу завезли огромное количество алжирского вина, которое назвали «Солнцедар». Вот что об этом написано в ИНЕТЕ :
Особенно знаменитой бормотухой времен СССР стал «Солнцедар» - самый "термоядерный" напиток Советского Союза, дававший потрясающий результат в пересчете на потраченные деньги, отнимавший ум, разум, ноги, безотказно долбивший по голове всем: взрослым мужикам, неопытным студенткам, алкашам и тем, кто пил немного и культурно, но почему-то польстился на этот винный ужас из поселка рядом с Геленджиком.
За появление «Солнцедара» Родина обязана благодарить незабвенного Никиту Сергеевича Хрущева. Именно он решил помочь алжирским виноделам, когда французы отказались покупать их винный материал после предоставлению Алжиру независимости.
Тогда борец за мир во всем мире, всегда готовый помочь тем, кто встает на путь социализма быстро организовал «удачную» сделку и в Алжир пошла советская военная техника, за которую расплачивались в том числе и винным материалом, доставлявшимся в СССР в танкерах.
Зато в народе остались частушки и стишки вроде:
«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Отцы травились «Солнцедаром»?»
Кстати, на самом деле «шедеврален» был не один только «Солнцедар». Недаром ходила шутка:
«Сколько вин не выпускай, получается «Солнцедар».
Один «Вермут розовый», который алкаши часто называли «Сквермут» чего стоил…
Вопрос: «Куда же  девалось хорошее вино?» - риторический. Туда же - куда и все колбасно-рыбно-икорные вкусности советского периода – под прилавок, а оттуда с торговой наценочкой, только уже не для государства, а для себя и для завмага любимых…
Только после развала СССР в рамках самостийной Украины и искаженной этим явлением Одессы*, когда закончились советские подприлавочные дела, мы смогли попробовать замечательные вина, производимые этим институтом виноградарства и виноделия. Оказалось, что некоторые сорта вин поставлялись даже в отряд космонавтов, для восстановления здоровья, вернувшихся после полета наших героев.
*)В рамках этого периода и процессов, происходящих в псевдостране, Одесса постепенно превращается в захолустный провинциальный город.
Но все-таки Одесса расположена в южных краях, где также, как и на горе Арарат, хорошо растет виноград, а одесситы не такие люди, чтобы пить Солнцедар, да еще и платить за него деньги. Все, кто хотел могли посадить и свой виноград: в беседке во общем дворе, под своим балконом, а тем более на даче, если была. Из этого винограда и делали вино для себя. Население, обитавшее на окраинах, в своих домах и пуще того, делали на этом, как теперь говорят, бизнес. Т.е. делали вина побольше: себе и на продажу. Это тоже являлось неким одесским колоритом: постучаться в калитку тёте Дусе, зайти в тенистый дворик и за столиком, под легкую закуску, выпить домашнего вина, хорошего, если за деньги и похуже, если в долг.

***

Все эти одесские (и советские) парадоксы существовали в Одессе, несмотря на обещания руководителей страны о том, что скоро мы все будем жить при коммунизме. Они существовали и по всей стране, но в Одессе они были многократно усилены в силу торговой ментальности города и специфики населения.
В Одессе было море, но  рыбы ни в магазинах, ни на рынке – не было. Было обувное объединение им. Октябрьской революции, а обуви (носимой) – не было, было швейное объединение им. революционера В.В.Воровского, но не было носимой одежды. Правда, в Одессе было множество швейных ателье, в которых работали, в основном евреи. Среди них были очень хорошие портные, настоящие мастера своего дела, но их было немного и все они вскоре переехали жить за моря и океаны.

Проблемы выживания в таком проблемном (понятно, что  тавтология) городе, части горожан помогало решать  Черноморское морское пароходство, которое постепенно развилось в самую крупную судоходную компанию Европы и 2-ую в мире. Кроме этого, в Одессе были прописаны и китобойные флотилии, с 1947 года - «Слава», с 1959 года - «Советская Украина» и многие одесситы  становились моряками в основном, чтобы в первую очередь  решить вопросы финансового порядка. Хотя труд моряков, в частности, на китобойной флотилии был просто каторжным.  Рыбный флот в Одессе позже был объединён  в Рыбопромышленное объединение «Антарктика», построен рыбный порт в Ильичевске, в настоящее время "Черноморск".
От  выбора морской профессии во многом зависели и вопросы устройства личной жизни в одесском понимании этого. Многие одесские девушки дежурили у заборов и проходных  мореходных училищ Одессы, а их было четыре: одно – высшее и три средних-специальных. Конечно, для парней это было заманчиво: и мир посмотреть, и заработать валюту, на которую покупать шмутки, недоступные для большинства граждан СССР, чтобы одевать своих любимых жен и дочерей, одновременно, быстро заработать простатит или еще чего, а также оставлять на многие месяцы своих жен для дяди. Но при этом, нужно честно признать, что большинство товаров, привозимых тогда в страну моряками, шло на продажу. Хорошие вещи покупать, заходя в иностранные порты, было почти нереально, т.к. валютные оклады моряков были небольшие, они составляли 22,5% от рублевых окладов, но только за время нахождения судов за границей СССР. Поэтому моряки привозили дешевый ширпотреб, который покупали на развалах и дешевых  рынках, на который, при этом,  был спрос в нашей стране. Ну вы помните, наверное, нейлоны, кремплены, плащи «Болонья», дешевые зонтики.
В Одессе даже существовал своеобразный фольклёр, как спрятать от таможни на судне запрещенный товар, а потом и вынести его из порта.
Международная торговля, которую осуществляли моряки Черноморского морского пароходства была параллельна с торговлей жен моряков на знаменитом на всю страну одесском толчке, существовавшем вопреки критериям развитого социализма. Неоднократные попытки властей его закрыть наталкивались на не преодолимые и необъяснимые преграды.
Всё это продлевало существование торгового менталитета одесситов*, появившегося с пеленок рождения самого города, независимо от смены строя и власти. Введенное в 1817 году порто-франко**, которое сильно способствовал развитию Одессы и международной торговли, продолжало существовать негласно всегда, т.к. в катакомбах можно было спрятать многое. А со временем катакомбное мышление развилось в Одессе повсеместно: т.е. говорить одно, а делать другое.
*) В Одессе были так горды  существовавшей такой ментальностью, что родилась поговорка: «У нас в Одессе папа маму даром не целует».
**)Порто-франко (Одесса) установлено Высочайшим указом от 16 апреля 1817 г., в г. Одессе, как складочном месте для направления европейских товаров в Синоп.  Фактически оно было введено лишь в 1819 г., после устройства за чертой города таможенных пунктов, и просуществовало, с некоторыми перерывами, до 19 апреля 1859 г.
Своим нынешним международным торговым значением Одесса обязана своему порто-франко, приостановление которого на некоторое время в такой мере затормозило её экономический рост.
 На фоне существовавших, в так называемой соцстране законов и  правил - это создавало соответствующее восприятие окружающей действительности, а точнее не восприятие её(в серьёз).
Евреи первые это заметили и начали, в силу своего еще более критического отношения к окружающей действительности – юморить. Поэтому из их среды и вышли известные нам всем, самые талантливые: Аркадий Райкин, Геннадий Хазанов, Михаил Жванецкий, Карцев и Ильченко и многие другие. Это жанр с успехом эксплуатируется до сих пор – Максим Галкин.
Вспоминаю анекдот времен перестройки. «После поездки в СССР в США возвращается видный политический деятель, которого в аэропорту встречают журналисты. Они задают ему вопрос о его впечатлениях о стране. Он отвечает: « В СССР имеется шесть основных противоречий социализма:
1. В СССР нет безработных, но никто не работает.
2. Никто не работает, но план выполняется.
3. План выполняется, но в магазинах ничего нет.
4. В магазинах ничего нет, но у всех все есть.
5. У всех все есть, но все всем недовольны.
6. Все всем недовольны, но все голосуют "за".

Странное дело, психология человека…, особенно психология одессита. Здесь можно провести аналогию с психологией евреев, которые во все времена, несмотря на все испытания, которые выпадали на их долю, умели подниматься из пепла. За почти 200-летнее совместное существование в Одессе значительная часть славянского населения, насколько это возможно, стала копировать многие, более высокие, стандарты еврейского образа жизни, а с этим и другие особенности. Из всего этого и образовался, так называемый феномен, который признается на всем пространстве СНГ, как «одессит».
Ты одессит Мишка, а это значит,
Что не страшны тебе ни горе, ни беда.
Ведь ты моряк Мишка, моряк не плачет
И не теряет бодрость духа никогда!

Теперь понятно, что это не просто песня …

Тогда, в советское время одесситы выработали защитную реакцию*, чуть ли не на подсознательном уровне, когда все неудачи жизни компенсируются тем, они, несмотря на то, что не преуспевают в жизни, живут в Одессе. Эта их «особенность» компенсирует, по их мнению, другие сложности существования. 
*)она имеет место быть и до настоящего времени, правда в гипертрофированном виде, т.к. нет уже той Одессы…
Но в Одессе, к счастью, не все  торгаши, и вот как же было выживать другим? Для восприятия такой кривой жизни у «настоящих» одесситов выработан и существует до сих пор вот такой своеобразный иммунитет.
«Хочешь жить, умей вертеться», и «доброе» пожелание «Чтоб вы на одну зарплату жили!» - вот еще два неувядающих одесских перла.
Продолжение следует
Предыдущая глава: http://proza.ru/2014/04/20/1759

АэС
12.09.2021 года


Рецензии
Для начала сперва это: "Энциклопедия уничтоженных производств"
http://proza.ru/2014/04/14/434
Кстати, вам не приходилось читать интересную книгу "Бандиты в белых воротничках"? Могу дать ссылку. У меня здесь есть статья также и об уничтоженных одесских предприятиях, причем мирового класса, остался один "Стальканат". Но я уже в своих здешних записях плохо ориентируюсь.. А компания "Черноморское Морское Пароходство" (ЧГМП) была тоже крупнейшей В МИРЕ... Все разворовано... бандеровцы в этом тоже поучаствовали... Но главных бандитов расплодил Никита Хрущев, недоумок.. По совету Гамаль Абдель Насера (президента Египта) он вылез на мировой рынок нефти, вот отсюда эти бандиты и пошли. Нефтедоллары им залепили очи... КГБ СССР тоже захотело иметь себе кусочек этого пирога. И пошло-поехало.
Вот вам кое-что за Новую Одессу: http://proza.ru/2015/05/16/501
А вот "Новый облик России" http://proza.ru/2010/01/22/280
"Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Только недоумок мог произнести такие слова. Это было включено в хрущевскую программу партии. И все пикнуть против него боялись. Берию не забыли... идиоты... ну, да ладно, что теперь говорить.

Вадим Бережной   14.09.2021 16:32     Заявить о нарушении
Прочитав моё "Уехать из Одессы" Вы начали с 6-ой главы, прочитав первые 5, Вы получите ответы на некоторые Ваши вопросы и поймете, что во многом мы с Вами - единомышленники.
С уважением, АэС

Антон Ромашин   14.09.2021 20:30   Заявить о нарушении
Спасибо, прочту обязательно!

Вадим Бережной   14.09.2021 20:35   Заявить о нарушении