Землетрясение

Воронина Зоя.
                Землетрясение.
Одно время наш город трясло, в прямом смысле. Это было в девяностые годы прошлого столетия. Наш Прокопьевск – шахтерский город. Расположен он на холмистой местности: одна часть города поднимается верх вместе с постройками, другая вниз пошла, и так вся местность, то вверх, то вниз. Но люди привыкли к этому, и не обращают особого внимания на это. Вот, например, наш Тырган. Он расположен на возвышенности, и люди эту часть города называют «Гора ветров», потому, что на нём почти всегда ветер гуляет. Поедешь на трамвае в центр города, там ветра нет, а на Тыргане во всю гуляет. Но землетрясений я не помню, что бы бывали здесь. Может, и были когда-то, я ведь не коренной житель Прокопьевска, но за то время, пока здесь живу, ни разу не слышала о землетрясении. А вот в девяностые годы пришлось и с этим явлением природы столкнуться тут. Семья наша жила в своём доме, в районе завода ПЗША. А мои родители в то время жили в девятиэтажке в третьем микрорайоне. Мать с отцом приходили к нам в гости всегда вместе днём. Побудут не долго, и домой спешат. Долго они ни когда у нас не задерживались, видно боялись нас стеснить или ещё по какой причине. А тут осенью вечером, уже стало смеркаться, приходит одна мать с сумочкой. Открыла я ей дверь. Она прошла в дом, и стоит у порога, как провинившийся школьник, в руках сумочку теребит.
-Мама, что стряслось-то? Да что ты стоишь, как не родная, проходи, рассказывай. С отцом беда случилась, или ещё что хуже? Где он, к стати?
-И не знаю, как тебе сказать. Не поверишь, но у нас, в нашем районе города, землетрясение. Лежим мы с отцом на диване, смотрим телевизор, а посуда в шкафу позванивает. Но мы на это не обратили внимание. Но когда стал стул, что рядом с нами у дивана стоял, передвигаться, тогда мы сообразили, что происходит. Тут весь дом ожил. Шум в коридоре, гам. Кто-то визжит, как резаный, кто-то кричит: - спасайся, кто может! – и по лестнице топот ног. В окно выглянула, а там народ собрался, около дома стоят про землетрясение все говорят. Я отцу говорю:
 -  Что лежишь, одевайся, на улицу выходи.
 А он спокойно так мне отвечает:
- А за чем? Если суждено умереть, так умрёшь, ни чего тебя не спасёт.
 Так и остался на диване лежать. Из принципа не встал, на улицу не пошёл. А я собрала документы, и к вам приехала. Я то знаю, что это такое, и чем опасно землетрясение. Помнишь, трясло Ташкент? У меня там подруга жила. Так она под завалом погибла. Её сразу откопать не могли, а когда добрались до неё, поздно уже было. С той самой поры, я боюсь этого землетрясения до ужаса. Уж очень мне не хочется под завалом погибать.
-А почему ты решила, что под завалом погибнешь? Может, отец прав, если не суждено умереть во время землетрясения, то, и не умрёшь.
-Не уговаривай, всё равно не убедишь. Ты лучше скажи, мне остаться у вас можно на ночь?
-Мама! Ну что ты такое говоришь? Ещё и спрашивает! Оставайся, ночуй. Хочешь, совсем переходи сюда жить.
-Спасибо. Совсем не останусь. Куда же я своего деда дену? Ведь он всё же мой дед. Вместе мы жизнь прожили, вместе и умирать будим.
-Хорошо сказано! Однако, ты лукавишь. Вместе говоришь, а сама деда бросила одного. А вдруг там, что с ним случится?
-Да, что с ним может случиться?
-Дом обрушиться, например. Ну, это я уж к слову, ты не обращай внимания.
-Я понимаю. А скажи, правду люди говорят, что весь Тырган стоит на озере?
-На каком озере?
-Люди говорили, что внизу, под нами находится. И если нас сильно тряхнёт, то дома провалятся вниз, в это озеро.
-Ну, мало что люди скажут. Ты больше их слушай. А насчёт озера я что-то слышала, но конкретно что, не помню. А если найду такой материал, про подземное озеро, специально для тебя прочитаю. Ты лучше успокойся, и ложись спать. Я тебе сейчас постелю в зале на диване. А утром видно станет, что к чему. Не зря говорят: утро вечера мудренее.
Мать успокоилась, и уснула. А утром, чуть только стало светать, встала моя мама, и не дожидаясь завтрака, домой ушла. Видно, сильно уж за отца переживала. Прошедший день была суббота. Утром в воскресение решила поехать на центральный рынок. Села в трамвай. Все пассажиры только о землетрясении говорят. Оказывается, утром был второй толчок. Но, почему-то, жители, что жили в своих домах в районе завода ПЗША, этих толчков не заметили. Может, что у них дома низенькие, и землетрясение не ощущалось. А в высотках эти толчки были заметны, даже в пятиэтажных домах. Много разговоров было на эту тему. На рынке только и говорили про землетрясение. Конечно же, рассказчики приукрашивали свои показания. Разве можно без этого обойтись? Но сама суть была верна, землетрясение у нас было. Правда, не такое сильное, как в Ташкенте, но было. Прошло три года. Осенью дети пошли в школу. И вот в сентябре сижу я дома. А дом наш стоял на улице сразу же за школой. Из окна хорошо виден был школьный двор, спортивная площадка на школьном дворе, входная дверь, дети, бегающие на площадке во время перемены. Погода той осенью была чудесная. Осень только началась, листья на деревьях не успели ещё пожелтеть. Только кое-где среди зелени промелькнёт желтый листочек, предвестник осени. В садах ещё качались большие головы георгинов, стремились ввысь разноцветные гладиолусы, радовали глаз яркие астры. Дети ходили в школу в одной школьной форме. Только некоторые одевали утром курточки, потому что, по утрам всё же холодно было. Вот в один из таких погожих деньков сижу я у окна, вяжу, да на школу поглядываю. Вдруг пронёсся какой-то гул, словно на ближней шахте имени Калинина взрывные работы шли. Прошла минута, может, чуть больше, как из школы стали выбегать дети с шумом, гамом. Они выскочили все на спортивную площадку, и стоят, меж собою говорят. О чём они вели разговор, слышно не было, но, явно, интересный был. Это я так решила, потому, что они жестикулировали руками, рассказывая что-то. Спустя немного времени, прибежали из школы дети. Они с шумом ввалились в дом:
-Мама, ты здесь сидишь, и ни чего не знаешь! Ведь в нашем городе опять было землетрясение! Мы на уроке сидели, когда толчок был. Все соскочили со своих мест. Учитель велела всем выходить на улицу. Мы туда побежали, а там уж были ребята из других классов. Мы постояли на улице, постояли. Толчки не повторились. Тогда нам разрешили зайти в класс, но уроков больше не было. Нас всех отпустили домой. А ты разве не почувствовала толчок?
-Нет, я в окно смотрела, как вы выбегали из школы. Может, и был толчок, но я его не ощутила. А может, вам учиться наскучило, вот вы и подняли панику?
-Скажешь тоже, учиться наскучило! Серьёзно, был толчок. Может, вновь у нас землетрясение? Или где-нибудь в соседнем государстве было сильное землетрясение, а у нас оно эхом отозвалось.
-Возможно это так. Ведь все мы на одной планете живём. В одном государстве что-то подобное происходит, то оно коснется и других соседей. Это природные катаклизмы, возникают там, где их не ожидаешь. Много бед приносят людям они. Но что поделаешь, влиять на них человек не научился. Я считала, что Сибирь обходят землетрясения, но оказалось нет. Хорошо, что сила их мала. Прошлый раз было всего три балла по  шкале Рихтера, а нынче, может, и того меньше, как знать. Одно только совершенно ясно, если у нас вдруг возникнет землетрясение сильное, то наши дома, как карточные домики сложатся. Они ведь не рассчитанные на подобные явления природы. Может, нас обойдёт эта беда стороной. Будем надеяться на это.
Вот уже и новое столетие началось, но с той поры не повторялись подземные толчки. Люди поговорили, поговорили об этом, и перестали. Видно, надоела им эта тема.    
Однако и в новом столетии, уж не помню, в каком году это было точно, пришлось мне самой наблюдать это явление. Это было летом. Я в то время каждое утро, часов в шесть, уходила на мичуринский участок. Я уже в своём доме не жила, а в квартире. Встала рано. Вышла на кухню, что бы чаю выпить перед дорогой. К столу подхожу. Что такое? Понять ни чего не могу. Стол ожил. Качнулся. Посуда тихонько звякнула. И всё стихло. На улицу выхожу и иду мимо девятиэтажного дома. Он рядом с нашем стоит. А там, возле этого дома, народ столпился и все о землетрясении болтают. Я не стала задерживаться, прошла мимо. Иду и думаю:
-Видно,достали мы природу-матушку своими выходками, что она стала людям мстить! Раньше я не слышала, что бы в наших краях землетрясение были, а сейчас и до нас дошло.   


Рецензии