Теория музыки для чайников

Дорогие музыканты, исправления и дополнения приветствуются

МАЖОР. (Мажорная гамма)
Крепкий незамысловатый парень без особых заморочек. Спокоен, жизнерадостен, уверен в себе. Типичный сангвиник.

МИНОР. (Минорная гамма)
Сестрица мажора. Флегматична, грустна, любит поплакать. Гордится богатым внутренним миром. Видит себя в трёх ипостасях - натуральной, гармонической и мелодической, что зависит от ряда обстоятельств. В гармонической форме повышает седьмую ступень и строит из себя восточную красавицу. В мелодической сначала хохочет, а потом опять куксится.

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА
Истеричка.

ПЕНТАТОНИКА
Сделана в Китае. Возможно поэтому в ней не хватает двух деталей.

****
ТРЕЗВУЧИЕ
Троится в глазах. Обращается два раза, на третий принимает свой первоначальный вид. Звучит складно, но простовато.

СЕПТАККОРД
Смотрит на Трезвучие свысока, поскольку имеет ещё один дополнительный звук и благодаря ему диссонирует. Считает себя стоящим на более высокой ступени цивилизации. Обращается три раза, при этом фасонит невесть откуда взявшейся секундой.

****
АККОРДЫ ГАММЫ

Тоника. (Трезвучие)
Мать семейства, объединяющий центр. Домовитая, хозяйственная, надежная. Все домочадцы, норовящие порой ускользнуть подальше от ее крепкой руки, в конечном итоге возвращаются под надежное крылышко маман.

Доминантсептаккорд.
Муж Тоники. Галантный, верный. Хорош собой. Регулярно разрешается в тонику, причём делает это одинаково элегантно во всех позициях. Иногда ходит налево к субмедианте (называет свой адюльтер элегически - прерванной каденцией), но в конечном итоге всегда возвращается в родное гнездо. Порой любит пофлиртовать с любой из ступеней звукоряда. Тоника охотно прощает ему эти шалости.

Субдоминанта. (Трезвучие)
Заносчивая особа, любит встревать перед доминантсептаккордом, особенно в каденциях. Порой рвётся предварить тонику в одиночестве, называя это состояние «плагальностью». Считает доминанту выскочкой и интриганкой, но втайне безответно влюблена в доминансептаккорд.

Медианта. (Трезвучие)
Переменчива, ветрена. В мажоре плачет, в миноре скалит зубы, в гармоническом миноре выходит на аффектацию и рвёт душу вводным тоном, требуя немедленного разрешения в тонику. Тоника
гладит ее по голове и разрешает.

Субмедианта. (Трезвучие)
Спокойна, самоуверенна. Порой позволяет доминантсептаккорду навестить себя, однако сильно эти визиты не поощряет. Как и медианта, любит контрасты: погоревать в мажоре и и поулыбаться в миноре, но вводный тон игнорирует напрочь.

Верхний вводный тон или Вторая. (Трезвучие).
Нервна, склонна к меланхолии. Считает себя родственницей субдоминанты. Любит подменять ее в каденциях, при это мало того, что строит из себя септаккорд, да ещё и альтерирует собственную квинту, чтобы пуще заинтриговать.

Нижний вводный тон или Седьмая. (Септаккорд).
Хлыщ. Хамелеон. Может втереться в доверие к любой тональности, везде умудряется прикинуться своим парнем. При необходимости легко превращается в какой-нибудь доминантсептаккорд, просто приспуская один из своих звуков. Любит драматические эффекты. Жалуется на жизнь.

****

ИНТЕРВАЛЫ

Прима, Кварта, Квинта, Октава.

Аристократы. Гордятся тем, что они «чистые» интервалы. Смеются над мажорными и минорными собратьями, считая, что столь низменные настроения над ними не властны. При этом любят изображать из себя трагиков, надрывно увеличиваясь и уменьшаясь в размере при случае.

Секунда, Терция, Секста, Септима.

На аристократизм не претендуют, гордятся пролетарским происхождением. Охотно радуются или огорчаются, называя «чистых» в приватной беседе бесчувственными чурбанами. Превращение кварт и квинт в тритоны считают дьявольщиной и предают последних анафеме.

****
КЛЮЧИ
Эти просто тупо показывают тесситуру. Скрипичный - верхний регистр, басовый - нижний. Альтовый, как торговка на базаре, располагает своё хозяйство (то бишь серединное «до») в центре, на средней линейке, растолкав локтями всех товарок. Теноровый, кажется, создан исключительно для того, чтобы нервировать теоретиков. Счастливые пианисты о двух последних знать не знают и живут в блаженном неведении.

****
ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ
Диез. (В последнее время новая поросль музыкантов с бараньим упрямством называют его хэштег.) Повышает самооценку нот, иногда даже вдвое, дезориентируя последних и вызывая у них манию величия.

Бемоль. Унижает ноты на полтона (а порой, разошедшись, на целый тон), формируя комплекс неполноценности.

Бекар. Прирожденный психолог и психотерапевт. Одной оплеухой возвращает и тех и других в исходное состояние.

Будьте как аккорд. Обращайтесь! ;;;


Рецензии
мой папа .светлая память память был музыкантом."доминанта.терция септаккорд"...по --моему звучало так.ничего в этом не понимала
-но рисовалась что ,что-то понимаю в этом... -приговаривая -гармония это несложно...лет в 13-14

Алона Оникс   20.10.2021 21:33     Заявить о нарушении
Теория музыки - это такая китайская грамота для не-музыкантов, но по моему разумению, одна из самых интересных наук) Спасибо вам большое за рецензию!

Афруз Мамедова   21.10.2021 03:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.