Букет для победительницы

На  самом деле  если, подавляющее большинство  публикаций написаны  мной  на  фейсбуке, здесь их размещаю, копируя. И далеко не  все  статьи  получается размещать здесь. С  иными   можно ознакомиться на  странице https://www.facebook.com/azad.abasov.5492/    

Хотя  и  медленно, но пишется Летопись шахмат  Азербайджана  мной. Помимо  публикаций обо всех шахматных  событий  в  Азербайджане,  успехах наших   шахматистов, начиная  с  1922 года  и  по  (будет) 2022 год  август,  пишу  и статьи, имеющие  отношение к конкретному году.

Это преамбула.  А  по  сути, замечательный  рассказ, относящийся  к  1982 году.
При желании,  прочтите. Интересно о жизни  в те времена.

"   Амина Агамамедова. Чемпионка  Азербайджана  1982 года  по шахматам  среди женщин.
 Мне  посчастливилось   познакомиться  с  нашей  Чемпионкой  в  интернете. Живет Амина  в  США.      Попросил Амину ханум   поделиться    воспоминаниями  о   шахматных годах, рассказать  о  том  первенстве  1982 года.


Амина  ханум  вскоре  прислала  свои воспоминания.  Они  настолько  искренние, душевные, что   решил   опубликовать здесь.



       Букет  для победительницы
Все дети любознательны. И я не была  исключением. В  детстве мне  страшно было  интересно,  что эти за  фигурки на доске  и  почему  папа  по вечерам столь  сосредоточенно  погружен  в  них. Это было  какое-то волшебство. И, как не  силилась  сама,  своим  детским  умом,   разгадать  эту    загадку, ничего не получалось.   Мне  было уже шесть  лет, когда, наконец,   я  решилась и   поинтересовалась  у  папы,  чем он занимается.  В  ответ  он предложил  мне  принять участие в этом  занятии. 
Мой  папа, Рашад  Надырович, и научил меня  играть в шахматы.
Мне  всегда  нравилось   побеждать. Стремилась  выиграть   в  играх  нашего детства, будь то классики или  скакалки.   Это настроение сказывалось и  в  шахматах,   желание  выиграть у  самого папы,  любимого человека на  свете.  Папе  же  нравилось  со  мной заниматься. Видя  мой столь  большой   интерес  к игре, он  терпеливо  и  доходчиво объяснял, как играть в шахматы.  Папа    с  такой  любовью  приобщал  меня к  этой   прекрасной игре.
Сборник  партий  Капабланки стал  моей  первой   настольной шахматной  книгой.     Со  временем  я знала  содержание  книги  наизусть! И  шахматы  из лишь увлечения  превратились  в постоянные занятия  с  папой.  Забегая чуть вперед, скажу и о том,  что  моими кумирами  стали  и  Анатолий  Карпов  и  Роберт  Фишер, в творчество которых  я была  влюблена. 
Спустя два года, когда  я  училась уже  в школе, наш  учитель по физкультуре Николай  Александрович  сказал о том, что  к нему подходила женщина, тренер по шахматам. И  настоял, чтобы    я  с  нею  познакомилась. 
На  следующий день   состоялась встреча.  День, который  оказался в  моей жизни  судьбоносным.   Рахиля  Гусейнова  оказалась  такой  талантливой  и обаятельной.   Я  редко  встречала  человека  с такой  необыкновенной  аурой, как  она.   
Секция, где она  преподавала  нам шахматы, располагалась  в  кинотеатре  Ветен. Это было небольшое, но  очень  уютное  помещение, где  царило  волшебство древней, мудрой игры.       Мы  учились у нее, нам  было все интересно, важно.   Спешили  на встречу   с нею,  узнать больше  о шахматах, послушать ее замечательные  уроки. Рахиля ханум,  привила  мне  любовь  к шахматам  на  всю  жизнь, как и  папа.
А   спустя год, когда  я  уже   имела  третий разряд, постигла  азы  шахмат, пришло время  начать заниматься  с еще более  опытным тренером.   И  мне  вновь очень повезло.   Мы познакомились с тренером со своим    особым пониманием шахмат, с  редким  шахматным  чутьем.    Так  я оказалась в волшебных руках  Салмана  Сулеймановича Сулейманова.   Тактичный,  все понимающий, чуткий и немногословный.  Так  уж  сложилось, что  ему и  особо   много говорить не надо было, мы  его  понимали  с полуслова. С легкой  руки  Фирузы  Велиханлы,  мы  его  величали  Сан  Саныч.  А  наш  Сан  Саныч  любил  приговаривать: ”Шутки  шутками, а  серьезной игры нет”.   Моя  близкая  подруга детства  Фируза  Велиханлы со временем  стала  международным гроссмейстером, радовавшая шахматный  Азербайджан большими   успехами.
Так, тренируясь у  Сан  Саныча, мы  начали  ездить с  мамой  на турниры.  Моя  мама,  Тамилла ханум,   всю  свою жизнь  посвятила  моей шахматной  карьере.  И  папа  и  мама  сделали  все для  моего становления как шахматистки.   В моем    сердце навсегда  признательность  родителям, которые  поддержали в желании  играть в шахматы.  Как   радовались  моим  успехам  бабушка  Бахья  и дедушка  Исмаил! Лица  их буквально  расцветали, когда  прильнув к радио,  они  слушали  мои  интервью.
Все первые  поездки на турниры  были  интересными, новые города, турниры, соперницы.     Одна   из  поездок запомнилась особо.
Учась  уже  в шестом  классе, мы  поехали  с  мамой  в  Узбекистан.   Где  состоялось    командное первенство  в  небольшом    городе  Чирчеке.  Начала  турнир,  который  проходил  в  местной школе,   очень хорошо,  с  первых  же туров лидировала. 
Во время  очередной  партии  раздался  грохот. Хотя  какой  это  грохот.  Я была  уверена, что  взорвали  большую бомбу. Это было очень  страшно.  И это  потом  я узнала, что  произошло землетрясение  свыше  семи баллов. Cтены ходили ходуном, то  раздвигаясь  и  смыкаясь.  Все было  как во сне.  Все побежали. Инстинктивно  прикрыв  руками  голову, выбежала  и я.   На  улице  большая группа  людей, все  кричат, раздается плач, меня било  током.  Мама обняла  меня, успокаивая. Но  я понимала, что и  ей страшно. Ночью  в   гостинице  мы не  сомкнули  глаз. Боялись, что  могут  повториться  толчки  и нам  придется   бежать   на  улицу.
В таком  состоянии  пришлось доигрывать турнир.  Единственным желанием было поскорее  вернуться домой, в  уютный  и спокойный Баку. Последние  три  партии  я проиграла  безропотно, меня до бесконечности  колотило от страха. Во время партий часто  трясло, но не так  сильно.  Тем не  менее, в  итоге  я все-таки стала  призером турнира. Запаса  очков до  землетрясения хватило для этого.
Потом было много турниров  На командные  соревнования мы  ездили  с  Александром  Арифовичем  Аслановым,  замечательным человеком и тренером. С  ним было очень  интересно, он много знал, рассказывал  много познавательного, мы  могли  слушать его  часами.  Имея  сильную  энергетику, мало  кто мог  так  настроить на  успешную  игру как он. Это  дорогого стоило!   
Почти  каждый год  я  принимала  участие и в  чемпионате Баку. Эти турниры  закаляли, способствовали росту.   На одном   из  таких  первенств  я  играла  с  Наташей  Бенгер. Партия была отложена  с лишней  пешкой  у  соперницы, анализ  после  партии  показал, что на  следующий  день  меня ждет поражение.   С таким  удручающим настроением  я  и  поехала домой.   Папа  поинтересовался  результатом, я  ему рассказала  и расставила на доске  конечную  позицию.   Проснувшись к  утру,  я  с  изумлением  обнаружила, что  папа, как оказалось, просидел  всю ночь над позицией.  Папа  показал мне, как  единственными ходами  я  могу сделать заветную ничью.   Конечно, я знала, что папа  сильно  играет  в шахматы, но то, что  он  увидит спасение, которые не  нашли  тренеры, это было для  меня  счастливым  откровением.
Чемпионаты  Азербайджана среди женщин  занимают  особое  место  в  карьере участницы. Не  покривлю  душой, если  скажу, что  мечтала   хоть раз в  своей  шахматной карьере  выиграть  первенство  республики.  В  14  лет я заняла  третье  место, на  следующий  год  могла бы  повторить  этот  успех, если не ничья  в последнем туре. Но хотелось  большего!
1982 год  и стал для   меня  успешным. Мне  было  всего  16 лет.  И   я  исполнила свою   мечту.   
Турнир получился с  самого начала и до  конца  очень  напряженным. Это напряжение  витало в воздухе  в каждом туре. Состав  участниц  был ровным, каждая из них  стремилась победить.   Отсутствие  большего  опыта  я  компенсировала  особой заряженностью в  каждой  партии.   Мой  папа, который  ежедневно  сопровождал  меня  до турнирного зала, за время  партии  успевал  выкурить пачку  сигарет…  Переживал  и  Сан  Саныч. Еще бы! Две  его  ученицы играли в  финале  чемпионата  республики. К  последнему туру  сложилось так, что я опережала  главную  соперницу, Таню  Альшванг,   на  полочка.  Я  понимала, что играть Таня   будет  только на  победу.     Заключительная   партия длилась восемь с половиной  часов!   Партия  была отложена   на доигрывание,  у  Альшванг, на  первый взгляд, было  выиграно.  Да  и на  второй взгляд тоже.   Все-таки лишняя  пешка, и  проходная  ко  всему.  Было  отчего  придти  в  уныние. все были  уверены, что  моя  позиция  проиграна.   Все, кроме одного  человека. За  разбор  партии  сел  Айдын  Гусейнов. Полтора  часа напряженной  работы,  и  великолепный  Айдын  находит  потрясающее  этюдное  спасение!   Имея  двух  коней  против  двух  слонов  с лишней  проходной  пешкой  у  соперницы, мне  оставалось  лишь   запомнить   последовательность филигранных  маневров  коней. На  следующий день   Таня  очень  уверено начала  завершающую  часть партии. Однако,  с  каждым  моим  ходом  все более    удивленно вглядывалась  то на доску то на  меня.  Как оказалось  впоследствии, тренерскому штабу  соперницы  и в голову не  приходило  разобрать столь  неожиданный сценарий  завершающей  части.  Шансы  на победу  у  Тани  улетучились, она предложила  мне ничью  и , пожав  руку, поздравила  с  победой  в  чемпионате.   Я  стала  победительницей  первенства  Азербайджана 1982 года. Те  полочка,  которые чудесным  образом  спас  для меня    Айдын, ,  и стали    поистину золотыми!  Вечная  память  Айдыну  Гусейнову- замечательному  человеку ,  талантливому  шахматисту.  И,  конечно же, поддержка Сан  Саныча,   в   процессе  подготовки  к  каждой  партии.  Запомнилась и партия  против прошлогодней чемпионки   Анджелы Аракеловой, которая и  в   этом  первенстве  начала  уверено, 5,5 очков   из  6.  В   седьмом туре   мы  встретились в очной  партии, я  ,    на  удивление  легко и быстро,  ее   переиграла   и  возглавила турнирную таблицу.
Звание  чемпионки  Азербайджана дала мне  возможность сыграть в том же году  на  молодежных  играх  в Ленинграде.  Я  играла  на  первой  доске  среди  девушек.  Соперницы  были  сильными. Не  все сложилось так, как хотелось, в том  турнире. Но запомнилась  одна  встреча.   В  партии  со сборной  Грузии  я  играла   со знаменитой   Наной  Иоселиани. Будучи  кандидатом  в  мастера, белыми  я играла   против  международного  гроссмейстера.  Видимо, соперница  не была готова к тому, что  я  сыграю  любимый дебют  Фишера, атаку  Кереса  в  сицилианской  защите.  Вскоре  Нана  потеряла  пешку  и  позиция  черных  стала затруднительной.  Ко мне  подошел  Саша  Авшалумов, капитан  нашей команды  и тихо произнес : ”Молодец!  Только  не  спеши”.  А  Нана  есть Нана, она  начала  играть быстро, заставила  меня подолгу  задумываться, в итоге  я  растеряла преимущество, ко  всему  умудрилась  и проиграть. Было очень  обидно…  Остановила  часы,  пожала  ей руку. Нана же  в ответ  сказала мне:  “  Жалко,  ты  очень  хорошо играла!”.
В  Ленинграде  я  играла  несколько  турниров.  И  в   одном  из таких  турниров  захватила лидерство  после трех  туров  со  стопроцентным  результатом.  Такой результат был только  у одного  парня, жребий  нас  свел в  четвертом  туре.   Спустя  четыре  часа  борьбы  мне  оставалось лишь форсировано  выиграть партию.  Сделав  ход  и подняв  голову, я  обнаружила, что  его  нет  в  зале.   Не было  его спустя  и  пять минут  и десять. Я не на шутку начала  злиться:”  неужели  нельзя  проиграть девушке  с  достоинством?”.  Лишь  спустя  полчаса  он  вошел  в зал. Но  как!  Он  подошел  к   столу, вручил мне  огромный букет  цветов, остановил  часы и искренне  поздравил с победой, пожав  руку. Удивительно  приятные  ощущения  от победы. 
Последним  турниром, в  котором  я  приняла участие, стало  первенство  Азербайджана в 1993 году.  Но   я не знала тогда, перед началом первенства о том, что это  мое  последнее  участие в шахматных  турнирах…
Турнир  в начале  сложился для  меня  успешно,   стала лидером. Потом  начался  кошмар. Не знаю, как  подхватила  бронхит, в  каждой  партии  меня мучил сильный  кашель. Начала задыхаться  во время  партий.  Моя   мама  и наш  чудесный  спортивный  врач  Наиля  ханум находились рядом, чтобы  оказать  помощь.  Во  время одной из  партий  вовсе  случился  приступ, я  выбежала  из зала, Наиля  тотчас  сделала  укол.   Мне не удалось  полностью  восстановиться, в  итоге  хотя и заняла  призовое  место, но  с грустью поймала  себя на том, что это  мой  последний  турнир. Мне  и сейчас  трудно  понять, почему    я тогда приняла  такое решение.   Вспоминать не хочется, насколько  мне тяжело дался  уход  из шахмат.  Одно  время  поработала два  месяца  в шахматной школе  с группой  мальчиков, но  для  меня это  оказалось занимательным, не более.  Значительно  позже  играла  в  редких турнирах, но то волшебство  шахмат  моего детства  и юных лет –оно не  вернулось…
И  сейчас, спустя годы,  с теплотой, признательностью  вспоминаю  тех, кого встретила  на  своем  шахматном  пути: Рахилю  Григорьевну Гусейнову , Салмана  Сулеймановича Сулейманова,   Александра  Арифовича Асланова, Айдына  Гусейнова, Чапая Султанова, Геннадия Семеновича Чубенко, Льва  Борисовича Гершгорна, моих незаменимых, самых талантливых , подруг  детства  Фирузу Велиханлы и  Рену  Мамедову.  Всех-всех!  И, конечно же, особая  признательность  моим родным  маме и  папе!
Чудесные, незабываемые  годы. И  как  прекрасно, что они были! "
                Амина   Агамамедова  (Amina  Agams)
                Нью-Йорк, 18   августа  2020 г.


Рецензии