Bo Bartlett 29. 12. 1955 - американский художник

Картины Бо Бартлетта открывают светлый мир, знакомый и, одновременно, сверхъестественный. Здесь мы видим карнавалы, одинокую фигуру, едущую на велосипеде вдоль берега, женщину в свадебном платье, стоящую в комнате с розовыми обоями, дирижабль, плывущий по небу. Сцены Бартлетта имеют ауру повседневной жизни, но эти видения - не просто реалистичные фотоснимки американского опыта. Вместо этого они обладают тонким непостоянством воспоминаний и снов, полузабытыми лицами и едва уловимыми историями. «Когда я рисую ближе к вечеру и работаю над частью картины, то чувство, которое я пытаюсь получить, - это ощущение дома, это ощущение места и времени», - объяснил Бартлетт.

Бартлетт родился 1955 г. в маленьком городке Колумбус, штат Джорджия. Город, хотя и находился вдали от крупных культурных центров, был полон яркими личностями такими как: Amy Sherald, Carson McCullers и Ma Rainey - все родом из Колумбуса. Это влияние неизгладимо отразилось на художнике. После десятилетий, проведенных в Филадельфии и Сиэтле, художник вернулся в Колумбус со своей женой, художницей и музыкантом Betsy Eby, где пара пишет картины на переоборудованной хлопковой фабрике. Они также управляют Центром Бо Бартлетта - образовательным центром, ориентированным на искусство, при Государственном университете Колумбуса. Здесь на постоянной основе хранятся многие картины Бартлетта. Летом пара едет в свой дом на отдаленном острове Уитон у побережья штата Мэн и весь день пишет картины, следуя солнечным ритмам.

Кажется, что эти два удаленных места на противоположных концах восточного побережья места загадочным образом возрождаются на картинах живописца, как если бы его воспоминания об этих двух местах смешались и породили новые истории и персонажей.

Этот синтез представляет собой и последняя серия картин «Вещи не остаются неизменными». Картины создают своего рода визуальную задумчивость, наполненную сталкивающимися образами, которые напоминают южную готику, карнавал, а также суровый и могучий океан побережья штата Мэн с рыбацкими деревнями, что усеяли его берега.

На картине «Мириам на плотине» изображена женщина с похожей на тюрбан копной волос, увитых цветами, смотрит в сторону водоема, раскинув руки. Она кажется кем-то вроде жрицы Глубинного Юга, которая могла бы с готовностью руководить разделкой акулы, типичной сценой штата Мэн, запечатленной в картине «Куда делась вся эта жизнь».

Эти образы не являются полностью вымышленными. «Ярмарка в долине Чаттахучи происходила раз в год осенью; она была наполнена карнавальными аттракционами, игральными автоматами, зазывалами и фрик-шоу, - сказал Бартлетт. - Это было очень сюрреалистичное, чисто южное событие. Ярмарка была большой частью моего детства. В картинах есть ее отголосок, предположение. В детстве я хотел быть клоуном или кем-то еще, сбежать с цирком и вести такую бродячую жизнь». Воспоминания о недавнем и далеком прошлом сливаются. В своей картине с акулами повествуется о рыбаках штата Мэн и воспоминаниях о давних путешествиях.

«Каждый, кто мне позирует, обычно является либо другом, либо членом семьи. В качестве моделей я использую своих родственников, моих подрастающих детей», - сказал Бартлетт. - С точки зрения Юнга, они могут представлять другой аспект личности, как если бы кто-то видел сон, что все, кого вы встречаете, представляют другой аспект личности».

На многих уровнях изображения являются свидетельством комплексного подхода Бартлетта к повествованию - почти все изображения в серии вдохновлены сценами из недавно завершенного художественного фильма Бартлетта с тем же названием, в котором семейная драма разворачивается на фоне сельского юга (Бартлетт получил сертификат кинематографа в Нью-Йоркском университете).

Прослеживаются как литературные, так и художественные ссылки. На ум приходит необычная картина Эдварда Хоппера «Soir Bleu» (1914), на которой изображен клоун с сигаретой во рту, обедающий в открытом прибрежном кафе. Эндрю Уайет - с его способностью уловить жуткие качества американской жизни - еще одно, более непосредственное влияние на художника. Бартлетт завязал долгую дружбу и наставничество с Уайетом во время съемок документального фильма о его жизни, и влияние мастера не покидает закоулки художественной практики Бартлетта.

В настоящее время «Форма как основа» - собрание работ, отобранных Бартлеттом на предстоящей распродаже американского искусства Sotheby’s, - предлагает больше информации о его вдохновении. Бартлетт тяготел к произведениям Уайета и исследованию для одной из самых известных обложек Нормана Роквелла для The Saturday Evening Post, но он также по обыкновению обращается к сюжету под влиянием таких художников как Winslow Homer и John Singer Sargent.

Эти подборки образуют своего рода беседу на протяжении веков между художниками о роли человеческой фигуры в искусстве - диалог, который Бартлетт ведет в уникальном ключе. Когда в 1970х Барлетт посвятил себя фигуративной живописи, в этом направлении работало не так много современных художников, у которых он мог черпать вдохновение; Барлетту зачастую приходилось обращаться за вдохновением к художникам прошлого - от сюрреалистов до мастеров эпохи Возрождения.

«Когда я рос, то ничего не знал об искусстве, кроме того, что было в моем доме: Норман Роквелл, Эндрю Уайет, Сальвадор Дали и Пикассо. Эти художники были широко известны – они появлялись на страницах «Life», - сказал Бартлетт о своем художественном пробуждении. – В возрасте 18 лет я поехал во Флоренцию. На эту поездку подтолкнула книга «Меня зовут Ашер Лев». В этой книге персонаж отправляется во Флоренцию изучать искусство».

Находясь во Флоренции, Бартлетт познакомился с толпой экспатриантов и стал учиться у художника-реалиста Robert Long, погрузившись в традицию изображения фигур, восходящую к Микеланджело.

«Мы не пытались рисовать ретроградно, а реагировали на то, что происходило в культуре» - сказал он. Вернувшись в Штаты, художник поступил в Академию искусств Пенсильвании, где ему пришлось обратиться к художникам прошлых поколений, чтобы создать свое собственное, своеобразное происхождение. «В то время было мало художников-реалистов - сказал Бартлетт. - Я часто ссорился с большинством моих преподавателей, которые говорили, что я не умею рисовать образно, но, как и большинство художников, я был возражал и хотел доказать, что мы можем задействовать фигуру».

Это слияние прошлого и настоящего происходит в процессе написания картин. Его недавняя работа «Hurtsboro» (2021) является тому характерным примером. Это нежная картина; пятеро молодых чернокожих мужчин сидят на пляже спиной к зрителям и смотрят на океан. Тональная аранжировка спокойная и несет в себе духовное воскрешение - каждое отдельное тело вызывает в памяти сцену Тайной вечери, показанную сзади. С учетом волнений прошедших лет, изображение создает очень современное пространство для отдыха и радости для этих фигур и черпает из нашего текущего момента после волнений, траура и протестов расовой справедливости в прошлом году. Бартлетт связывает изображение со своим давним воспоминанием.

В настоящее время первая уменьшенная версия «Hurtsboro» будет выставлена на аукционе американского искусства Sotheby’s, а большая версия станет центральным элементом выставки Майлза МакЭнери (Miles McEnery).

«Это восходит к очень специфическому собственному подростковому опыту, который я получил, путешествуя автостопом во Флориде. Меня подобрала машина с пятью парнями. Я был белым парнем с длинными волосами. Мы были из разных мест и с очень разным опытом, но в тот момент мы стали одним целым. На этой старой машине мы ехали всю ночь, ели крабов и пили пиво; а когда заканчивали с крабами – выкидывали их в окно. Сотни миль спустя мы попрощались, но воспоминания об этих парнях навсегда остались со мной».

В некотором смысле это перемешивание прошлого и настоящего - великий дар Бартлетта. Картины воскрешают его воспоминания, но также вызывают и наши собственные воспоминания, создавая огромную волну переживаний, отголоски правды, где новые истории продолжают появляться и исчезать с каждой проходящей волной.

Художник с гордостью продолжает американские традиции живописцев Winslow Homer, Thomas Eakins и Norman Rockwell. В то же время в работах Бартлетта есть странность, которая вызывает в зрителе психологическую паузу, отличающую  его творчество от реалистической традиции. В этом диалоге воскресает термин «магический реализм».

В картине «Хэллоуин» (2016) чувствуется та самая тонкая напряженность, которую полюбили поклонники творчества художника и ждут того же в новых работах. В рамках масштабного полотна, тщательно размещенные фигуры неуловимо воссоединяют реальность и фантазию. Захватывающие взгляды персонажей превращают картины в завораживающие кадры из фильмов, которые остаются в нашей памяти. Бартлетт, также отмеченный наградами как режиссер-документалист, любит использовать при написании полотен  реквизит и костюмы, иногда делая их специально для натурщика. В возрасте 18 лет художник переехал во Флоренцию (Италия), чтобы изучать настенную живопись у американского эмигранта Бена Лонга. Этот опыт до сих пор говорит о тенденции Бартлетта планировать свои композиции до того, как он начнет писать маслом.

Сцена, изображенная на картине, основана на детских воспоминаниях художника, но все же может казаться немного оторванной от реальности. Единственное видимое свидетельство конфет - одна смятая обертка, оставленная на дороге. С первого взгляда в сцене нет ничего необычного, но мы медленно начинаем с удивлением рассматривать небольшой парад детей. Они переходят улицу с закрытыми ртами, застывшие в мгновении. Это неуловимое указание на отсутствие звука и смеха создает явное ощущение таинственности. Тишину подчеркивает безлюдное окружение, в то время как яркая и броская одежда детей не идет вразрез с унылой, бесплодной землей. Мы колеблемся между чувством правдоподобного и  странного. Это колебание является фундаментальным свойством такого направления как магический реализм в отрыве от обыденного и главным отличием от сюрреализма.

Только в 1943 году кураторы Музея современного искусства Alfred H. Barr и Dorothy Miller дали четкие определения магическому реализму. Это было в рамках выставки «Американцы 1943: реалисты и магические реалисты». Оба историка согласны в двух ключевых моментах: (1) в картинах магического реализма практически отсутствуют видимые мазки краски; (2) изображенные сцены скорее маловероятны, чем невозможны. В сочетании, эти два элемента создают жутковатость, которая может быть маловероятной, но не совсем нереальной. Например, сцена в картине «Галилея» (2014) написана так уверенно, что кажется разумным правдивость такого выступления музыкантов, стоящих в небольшой лодке на открытой воде. Конечно, на самом деле прибойные волны не позволили бы музыкантам выступать с изображенной легкостью. Прямой зрительный контакт исполнителей со зрителем заставляет задуматься: «Играют ли музыканты для нас, и если да, то это тоже помещает нас в море?» Точно так же в картине «Самаряне» крайне маловероятно встретить в жизни застрявших на обочине цирковых артистов, но в картине правдиво передана сцена, что переносит нас на обочину дороги, и внезапно встреча с  цирком на обочине становится для зрителя вполне вероятной.

Несмотря на всю универсальность и характерность для Америки сюжета картины «Хеллоин», на полотне чувствуется атмосфера мест, в которых провел свое детство художник. Изучение предметов, изображенных на полотнах, помогает нам понять, почему мы изначально не воспринимаем сцены картин как вымышленные. Мы воспринимаем картину так, как если бы сценарии были реальными. В этом и заключается интрига работ Бартлетта, -  способность художника изобразить то, что существует перед ним с ловкостью рук, которая никогда не уходит слишком далеко в фантазию.

Дискография:
1. The Hooters - Out Of Body (193)
2. Soul Asylum - Delayed Reaction (2012)
3. Turbamulta - Turbamulta ;(2018)
4. Roedelius/Matthes - Gl;cksbringer (2019);

Источники:
1. Between Fantasy and Realism, Bo Bartlett Unmoors His Visions from the Everyday//Публикация на сайте www.hyperallergic.com. Автор текста - Elle Tyra
2. Wake Up to Life with Bo Bartlett//публикация на сайте www.sothebys.com.Автор текста -  Katie White
3. Maine painter Bo Bartlett goes home to his roots in Georgia, and lends name to new art center»/Публикация в интернет-издании «Portland press herald», автор - Bob Keyess.
4. Bo Bartlett, Wyeth//Интервью опубликовано в интернет-ресурсе American Masters Digital Archive


Рецензии