Мухаммади, рыбалка, охота и производственная практ

а)Мой друг, охотник Мухаммади.

С Мухаммади я познакомился ,когда вместе с Владиком Паком на 2 ишаках поднялись на водораздел ,к разрезу Туда.Измученные ишаки легли на водоразделе и нам, пришлось их развьючивать. Перед нами простиралось огромное клеверное поле, около которого на возвышении выделялся маленький одно комнотный домик-времянка,а вокруг поля посадки молодых фруктовых деревьев..К нам подошел пастух и сразу предложил «Чучка керак?»-Кабан нужен?В 100м. лежал убитый кабан кг. на 100.Пришлось Владику спускаться вниз к нашим геологам за машиной, а мне заночевать у нового знакомого- которого звали Мухаммади. Он охранял клевер, молодые посадки яблонь и пас здесь же своих баран.,а сам с семьей жил внизу в селении Туда. Мы подружились. Я у него нанимал ишаков, чтобы работать в соседних местах. Мухаммади указал мне тропу,по которой кабаны на рассвете поднимаются вверх, после ночных набегов на клеверное поле. Нужно было перед рассветом сесть на 5-10метров выше этой тропы и не промахнуться, выбрав из цепочки нужный объект.

Об убитом кабане сообщали условной ракетой и тогда, снизу пригоняли ишака для транспортировки мяса в лагерь.Я научил моего друга -раньше всех в кишлаке(селении),пользоваться холодильником, газовой плитой, стиральной машиной, телевизором.Все это я привез ему из Ташкента. Для свадьб я обеспечил по его заказу, сотнями метров дефицитной материи(кизыл- тик и др.),т. к. зав склада Ташкенского универмага был мой сосед Вахоб. Мухаммади один раз приезжал ко мне в Ташкент и все три дня ходил по базарам,в сопровождении моего сына Андрея ,ученика 5 класса, который постоянно угощал его газированной водой. Мухаммади потом многократно передавал для Андрея, то барашка, то козла в подарок,всегда вспоминая, что он поил его газированной водой. Когда мы закончили работы по углю,то Мухаммади спросил у меня(ставившего 3 года лагерь на поляне у родника) разрешения занять после меня эту территорию. Он на этом месте построил летний дом, посадил клевер и успешно пас около 200 баран, привлекая к этой работе своих пятерых мальчишек. Но случилась беда. Трое его детей и двое племянников подъехали к законсервированной 3км. штольне на ишаках, как то пролезли через железную решетку и, пройдя по ней метров 20. зажгли спичку и, все погибли от взрыва гремучего газа.

Мухаммади постарел лет на 20 и стал болеть и умер. К концу военных действий в Афганистане выше клеверного поля, разместили лагерь горных егерей, для подготоки солдат, воюющих в горной местности. Естественно военные выбили все живое: кекликов и диких кабанов, дикобразов в этом районе.

       б) рыбалка и охота на кекликов в Байсунских горах

Рыба-маринка в Мачай дарье легко ловилась на любую насадку: червяка, кузнеца, любую муху и даже руками под камнями.Я всегда на полевые работы брал морду ( железная сетка для ловли рыбы, в которую на приманку клали хлеб или жмых. В сетку заходит рыба, но не может выплыть из нее. Морду я когда то обменял на офицерские сапоги,с кожаной подошвой у строивших Пионер - лагерь рабочих. .В морду за ночь можно было поймать ведро или два маринки, но чистить такое количество обычно не было желающих. Только моя лайка Чара любила ловить на лету и проглотить 5-6 живых, трещющихся Маринок.

Когда нам приедалась тушенка, я брал ружье и с Чарой уходил стрелять куропаток - кекликов. Дикие горные -куры- кеклики,плотные до 400-600гр.,отличаются белым мясом. Пасутся они обычно стаей снизу вверх, взлетают свечой вверх,с шумом квохча по куриному, размахивая короткими крыльями,а потом планируют вниз.Во времена Ханов и Эмиров, на этих куропаток могли охотится только знатные люди с белой костью и голубой кровью и кеклики от такого запрета хорошо охранялись и размножались. Сейчас местные жители охотятся у водопоя,из-за укрытия, чтобы одним выстрелом поразить побольше птиц. Хорошие результаты приносит охота с матерчатым разноцветным щитом, которым охотник укрывается от куропаток. К щиту прикрепляются различные пестрые перья, которые привлекают любопытных птиц, подпускающие стрелка на близкое расстояние. Чтобы поймать кеклика живым, из конского волоса делают петли, которые ставят на водопое. Кеклик попадает лапкой в петлю, которая затягивается. Как то мы ехали на машине и дорогу перебегала мамаша с птенцами. Мы стали гонятся за птенцами, но они попрятались - кто куда. Благодаря хорошему нюху нашей Чары, мы поймали 4 птенцов и посадили их в клетку, которую дал нам местный житель. Место было пустынное, безводное и мы не могли найти ни одного червя или кузнеца. Вечером поставили около включенной фары банку с водой и

насобирали много бабочек, которыми и кормили наших малышей. В лагерном огороде было достаточно червей, кузнецов которыми мы и кормили наших детей. Через месяц кеклики, а их осталось два, спокойно выходили из клетки, паслись и возвращались назад на ночлег. Как то пришел 90 летний Алибабо, который жил рядом и на наш вопрос какого пола наши кеклики ответил » Два человека!», имея в виду, что птенцы только мужского пола. У Алибабо биография дизертира..Когда началась война 1941г.,он сбежал с призывного пункта и 5 лет скрывался в Гиссарских горах. Летом пас своих баран,а зимой жил в пещере. Его первая жена носила ему еду. После войны он попал под амнистию.Сейчас он живет с 3 женами ,многочисленными детьми и внуками и считается состоятельным человеком. Когда мы вернулись в Ташкент, то я поселил кекликов в нашу трехкомнатную квартиру, но через неделю, по требованию жены, отдал их Нине Филипповне, которая больше всех за ними ухаживала в полевых условиях и была недовольна, что птенцов забрал я. Выдержать этих грязнуль в домашних условиях не смогла и Нина Филипповна. Пришлось птиц подарить директору Геолого-разведочного техникума, в котором преподавала моя Таня. Они поют? Спросил директор. Поют! Ответила Таня и с облегчением отдала в надежные руки наших питомцев. Узбеки обожают держать в клетках поющих кекликов в своих домах.

в) зимняя охота на кекликов под Ташкентом

.На кекликов я несколько раз выезжали на зимнюю охоту в горы под Ташкентом, на территорию военного общества..Как то наш приезд совпал с приездом целого автобуса охотников греков из Греческого городка. На каждом водоразделе стоял и палил грек - охотник. Кеклики летали,с водораздела на водораздел. Я, Сергей Пивень и моя лайка Чара подстрелив по 3 (норма) куропатки стали возвращаться к машине. На расстоянии около 3 км., пока мы шли ,Чара принесла нам пару десяток подранков. Пришлось эту дичь хорошо припрятать в машине т. к. нас могли оштрафовать егери-лесники.

       г) охота на горных сурков

Хотелось бы подробней рассказать о горных сурках- Мензбира,которые в Средней Азии занесены в Красную Книгу.Эти сурки живут колониями, на высоте выше 2500м.,имеют теплую огненно - рыжую шкурку и достигают веса до 8- 10 кг. Местные таджики и узбеки, киргизы очень ценят его внутренний жир и применяют его при лечении от туберкулеза, ожогов и др. болезней. В густой шерсти сурка водятся блохи-переносчики опасной чумы. Местные охотники, каждую осень (ав

густ-сентябрь) отправляются на ишаках в высокогорье добывать целебный жир и сурков, становится все меньше и меньше. С весны до осени сурки набирают вес и жир, а зимой, как и медведи, укладываются в спячку в своих много ходовых норах. Охотники прибыв в места обитания сурков, сначала ведут наблюдение в бинокль, намечая места для лучшей охоты. Затем, учитывая, чтобы ветер дул от норы, в пределах выстрела делают из больших камней стенку - скрадок-засидку и, сидя-лежа наблюдают за норой. Сурки очень осторожные и при опасности наблюдатели издают пронзительный свист. Как только сурок вылезет из норы, охотник стреляет в голову. Если он выстрелит в торчащую из норы голову, то половина добычи обычно убегает умирать в нору. Шкуру сурка, местные охотники-мусульмане, обычно выбрасывают, так же как и мясо (Харам- запрет), а жир вытапливают. За то, что местные охотники предоставляли нам ежегодно своих ишаков для перебросок грузов, я обещал им для охоты, предоставить нашу партийную грузовую машину, т. к. район охоты ,совпадал с моей геологической работой. Первую поездку совершили в верховье реки Каратаг, не доезжая 15км. до перевала Мура (3000м и выше), которые мы одолели на ишаках. Приехав к намеченному месту я занялся геологией, а охотники подстрелили в среднем по 3 сурка. По возвращению в селение Туда, мне выделили всё мясо, шкурки и 5 бутылок с жиром. Я взял домой только одну бутылку с жиром,а остальные бутылки Мухамади продал и через год вручил мне 500руб. Через год я сам предложил моим охотникам съездить ещё раз в верховье Каратагдарьи, где я в 1964г. совершил переход на ишаках к озеру Искандеркуль и перед перевалом, под ледником видел много сурков. Погрузили в машину 4 ишаков мы поехали на охоту. За г. Регаром, нам преградил путь шлагбаун и сотрудник только что организованного заповедника, проверив наши документы-командировочные, разрешил нам продолжить наш путь по территории заповедника..Проехав еще 15 км., мы оставили шофера с машиной около небольшого домика и на 4 ишаках: я, Батыр ака, Мухаммади и БоПроехав еще 15 км., мы оставили шофера с машиной около небольшого домика и на 4 ишаках: я, Батыр ака, Мухаммади и кузнец-Болта(в переводе топор)стали подниматься в самые истоки реки Каратаг. Переночевав, мы на следующий день выехали на сурчиные пасбища. За 3 дня охоты мы настреляли около 20 сурков и довольные, погоняя нагруженных до предела ишаков, стали спускаться вниз. За 3 часа до темноты мы усталые добрались до своей машине. Нас встретил испуганный-шофер Саттар, который все дни провел в обществе лесников, которые базировались в этом домике и проверяли вещи всех туристов, на наличие оружия,с которым было строго запрещено находиться на территории нового заповедника. На наше счастье перед нашим приходом все лесники уехали выпускать оленей и отсутствовали. Мы быстро закинули в машину ишаков, связав им ноги, и все 8 вьюков и стали спускаться на машине вниз по реке Каратаг. Через 5-6 км., нам повстречался Оазик с лесниками, которые делали нам какие то знаки, но мы не остановились. Наш шофер очень разволновался и стал гнать вниз на большой скорости машину, считая что на шлагбауне нас задержат, т. к. у них там есть рация. В это самое время над нами стал упорно кружиться какой то вертолет. У меня даже мелькнула мысль разгрузить машину, снова завьючить ишаков и обойти шлагбаум. Я старался успокоить истерично - паникававшего шофера, а сам соображал, что так быстро по рации, которую я не заметил при заезде в заповедник, сообщить о нас никто бы просто не успел, а такой молниеносный вылет вертолета над нами, просто не возможен, в наше советское бюрократическое время, поэтому я принял решение продолжать спускаться к шлагбауму на машине. Когда мы подъехали к шлагбауму, то нам его, не осмотрев машину, быстро открыли, и мы, с огромным облегчением продолжали свой преступный путь. Подъехав к Регару, мы остановились около чайхоны и наши охотники на радостях проглотили по15 пирожков. В чайхане я выяснили, что вертолет делал облет над хлопковыми полями. Приехав в Туду, где размещалась наша база, мы разделали сурков, а шкурки присыпав солью, я повесил сушить во дворе. Ночью их растащили и разодрали местные собаки. Как всегда мне досталось все мясо, остатки разодранных шкур. Свою долю внутреннего жира я оставил Мухаммади, который за зиму его продал. Сурчиное масло, для медицинских целей я хранил в одной бутылке, завернутой черной бумагой(чтобы жир не разлагался на свету).Однажды нужно было смазать грудь сыну и я удивился, что в бутылке осталось очень мало сурчиного масла. Оказалось, что перед каждым летом, моя жена смазывает зимнюю обувь этим дорогим сурчиным жиром. Шапки огненно-рыжего цвета из шурчиного меха я с удовольствием носил в редкие холодные Среднеазиатские зимы.

В 1991г. 17 августе,.я решил на 2 ишаках подняться в верховье Обизаранга, чтобы в высокогорном Мечетли отобрать пробы на микрофауну и поохотится на сурков. Оставили машину за селением Обизаранг, где автомобильная дорога сменялась пешеходной тропой,а у местных жителей наняли на неделю пару ишачков, которые потащили вверх наши продукты и спальные мешки. По дороге мы наслаждались поспевающими грецкими орехами, знаменитами Обизарангскими гранатами и вкусным виноградом. Искупавшись в целебном сероводородном источнике, которым активно пользуются местные жители, мы стали подниматься по единственной пешеходно-ишачьей тропе вверх, через гранитный массив. В дорогу для разнообразия я взял маленький приемник,у которого как оказалось стали садиться батарейки и приемник поработав 2-3 минуты отключался и через 10-20 минут снова оживал подзарядившись. Во время включения,я все же уловил, что 19 августа в Москве происходит что то неладное. Оркестр исполнял Лебединое озеро и отдельно услышанные фразы только приводили в недоумение. Потом приемник окончательно умолк и только через 7 дней , спустившись вниз в долину, я узнал о ГКЧП, который руководил государственным переворотом в г. Москве,о штурме Белого Дома и аресте организаторов переворота. А мы поднялись на высоту 3000м., выполнили геологическую программу работ, подстрелили по сурку, пообщались с пастухами, которые стригли своих баран и стали спускаться вниз. По дороге мы натолкнулись на 3-4 лежащих баран, не способных передвигаться. Пастух разрешил нам зарезать пару баран для наших личных нужд. Вероятно стадо после стрижки спускаясь вниз, пересекло участок, на котором росла какая то нехорошая, ядовитая трава, которая и подействовала на некоторых баран. Мы быстро сняли шкуры, разделали туши и обеспечили себе сытную дорогу с шашлыками, шурпой и хосибом.

д) со студентами на практику на юг Узбекистана

После защиты диссертации мне предложили читать курс Исторической геологии на Горфаке Политехнического института в Ташкенте как по- часовику-совместителю. Летом чтобы набрать полную норму по- часовика, зав. Кафедры-Ольга Ивановна Сергунькова предложила мне вывезти одну группу 3его курса,состоящую из студентов местной национальности-узбеков) 3 курса на практику , совмещая преподавание, с моими полевыми

Мингео Уз ССР пару лет предоставляло мне автобус для транспортировки студентов, и для них, мне дополнительно выдавали с продовольственного склада дефицитные продукты -сгущенку,мясные иконсервы и геологические молотки. В первую поездку наш автобус и грузовая машина с вещами остановились на Китабском перевале(2000м.)как раз на границе Самаркандской и Кашкадарьинской областей.Для купцов еще с времен Темирлана, на самом перевале находился огромный камень,в дырку которого, торговцы-купцы клали деньги(чтобы была удача в торговле).Мои студенты не раздумывая опустошили эту дырочку ,не боясь Аллаха. Староста со своей группой сами покупали все необходимое, вели денежный учет и по графику готовили еду на 30 человек, под наблюдением техника Нины Филипповны Головашевой
заготавливали дрова, ездили на машине за хлебом. Мы составляли послойные стратиграфические разрезы, выколачивая из слоев фауну и флору, переезжали на вьючных ишаках, а в конце практики они сами составляли геологическую карту на площади работ, переезжая в выбросной лагерь на ишаках. За находку аммонита, или интересную фауну, я премировал счастливца участием в ночной охоте на кабанов, или выстрелом по голубям. Лагерь всегда располагался в саду, где всегда спел виноград, яблоки,алча,а в речке мы ловили мордой рыбу-маринку(пару ведер за ночь).Рыбу чистили всей группой, освобождаясь от ядовитой черной пленки. Жили, работали дружно, выкраивая время на 10 дневную поездку для обработки керна из глубоких скважин. В такую поездку я брал человек 10,самых сообразительных студентов. Как то приехав в Гузарскую экспедицию, где мне посоветовали наловить ночью откормленных на соседних пшеничных полях диких голубей, ночующих на чердаке конторы. Закрыв простынями чердачную дверь ,мои студенты с помощью фонариков наловили два мешка голубей и всю ночь дергали перья, палили и в результате забили все холодильники в общежитии голубиным мясом, где только печенки и желудков набралось около 2 ведер. Мы несколько дней пировали и в заключении привезли в основной лагерь много птичьего мяса.Можно рассказать, как мои студенты участвовали в национальной борьбе- кураш около селения Дербент, где на праздник собралось несколько сот зрителей. В призы входили быки,бараны,козлы,холодильники,различные сервизы и др. предметы. Бороться за призы иногда приезжали даже спортсмены из сборной Узбекистана по борьбе. Пригласили побороться и наших студентов. Первым выступил наш самбист Владик Пак,но он перекинув противника через себя,сам упал на спину,не зная ,что по правилам это- проигрыш. Потом мои студенты стали бороться друг с другом»Палван(борец) такой то,против Палвана такого то.Мы выставили 10 пар и набрали несколько сервизов,козла и всякую посудную мелочь. После соревнований был Той-праздник с угощениями и выступлениями артистов. Зачет я, Нина Филипповна и шофер принимали в полевом лагере, учитывая все детали образа жизни студента(как работал, как готовил, как собирал дрова). Такая сближенная с производством и полезная для студентов практика, нравилась руководству факультету Нефти и Газа.

 

 

 

 

 

 

 

 
--
Валентин Курбатов
 
 
--
Валентин Курбатов
 
 
;


Рецензии