Глава 3. Ида. Неожиданная находка

Глава 3. Ида. Неожиданная находка
               Ида любила маленькие старые городки, в которых время, кажется, забыло, что надо идти вперёд. Ей нравилось бродить по улочкам, где жители ещё не взяли манеру отгораживаться от прохожих этими новомодными глухими заборами из металлопрофиля, где каждый дом кажется полным историй и притягивает взгляд таинственным очарованием пролетевших над ним лет, а каждый сад приглашает  прохожих полюбоваться присущей только ему неброской красотой. Может быть, именно эта любовь к тихим провинциальным городкам, и привела её в Кашин.
               Небольшой городок этот уютно расположился на берегах реки Кашинки, русло которой, обнимая центральную часть города, причудливо изогнулось, образовав почти замкнутую петлю в форме сердца. Несколько деревянных пешеходных мостиков, которые местные жители называют лавами, соединяют берега. Каждый год в половодье мосты разбирают, чтобы разгулявшаяся в весеннем разливе Кашинка не снесла их, а затем собирают вновь. Так, переходя по мостикам с берега на берег, Ида за пару часов обошла почти весь город. Затем прошлась несколько раз по центральным улицам, присматривая себе подходящий дом. К будущему жилищу у Иды было несколько требований: дом должен быть удобно расположен, чтобы не приходилось каждый раз, возвращаясь домой, плутать по сомнительным закоулкам; он должен находиться в красивом месте, чтоб было приятно смотреть в окно; и должен быть обязательно старинным, но обладать современными удобствами. Разумеется, она могла бы опять просто-напросто создать для себя дом по своему вкусу, но на этот раз ей хотелось пожить в настоящем доме, хранящем память о поколениях, сменявших друг друга под его крышей. Наконец, она увидела дом, который ей пришёлся по душе. Это был довольно большой дом со стенами причудливой кладки из красного кирпича, с высокими окнами, обращенными к реке. Он был одноэтажный, но высокий цокольный этаж, только наполовину поднимающийся над уровнем земли, давал первому этажу полное право гордо именоваться бельэтажем.
               Дом Иде сразу понравился, и вечером, когда свет в окнах дал понять, что хозяева вернулись домой, она решительно нажала кнопку дверного звонка. Дверь открыл мальчишка лет семи, и когда Ида сказала, что хочет видеть его родителей, он, не говоря ни слова, проводил её в просторную комнату, ярко освещённую хрустальной люстрой над большим круглым обеденным столом. Хозяева сидели около стола, занятые ужином и каким-то разговором, в который напрасно пытался встрять телевизор, бубнящий свои новости из дальнего угла, но на него никто не обращал внимания.
               Ида вошла и остановилась у двери. Разговор стих, и находившиеся в комнате с недоумением посмотрели на незваную гостью.
               – Мне говорили, вы сдаёте полдома, – сказала Ида нимало не смущаясь и внимательно глядя на примолкших хозяев.
               Хозяйка уже хотела сказать странной посетительнице, что никакие полдома они даже и не думали сдавать, но вдруг, неожиданно для самой себя ответила:
               – Да-да, три комнаты с отдельным входом.
               – Очень хорошо, – сказала Ида. – Если вы не возражаете, я бы хотела посмотреть их прямо сейчас. Я недавно приехала в ваш город и мне надо где-то остановиться, а гостиница у вас, извините, довольно убогая.
               – Конечно, – сказала хозяйка, поднимаясь со стула и направляясь к двери в глубине комнаты. – Пойдёмте, я всё вам сейчас покажу.
               Хозяйкин муж порывался что-то возразить, и даже открыл рот, но Ида перевела взгляд на него, и он так и остался сидеть с открытым ртом, в недоумении молча моргая и напрасно пытаясь вспомнить, что же он такое собирался сказать.
               Они вышли в небольшой коридорчик, и свернув за угол, оказались перед открытой дверью в довольно большую проходную комнату, из которой две двери в противоположных стенах вели в две комнаты поменьше. Окна всех трёх комнат смотрели на реку и высокий противоположный берег, где белел, подсвеченный снизу прожекторами большой собор.
               Хозяйка сказала:
               – Из коридора, по которому мы сейчас прошли, есть дверь, ведущая на улицу. Обычно мы ей не пользуемся, но я дам вам ключ.
               – А как насчёт туалета и прочего? – спросила Ида, которой не улыбалась перспектива бегать каждый раз на  двор, да и посещение городской бани как-то не входило в её планы.
               – Вот эти две двери налево от входа – ванная комната и туалет, они в полном вашем распоряжении, в нашей половине есть свои, – сказала хозяйка, и добавила: – Если хотите, поужинайте с нами.
               – Благодарю вас, – ответила Ида, улыбнувшись. – Мне надо ещё устроиться на новом месте, к тому же я устала с дороги и лягу пораньше. О деньгах не беспокойтесь, завтра с утра я заплачу вам за полгода вперёд.
               – Так вы надолго в наш город?
               – Пока сама не знаю. Не беспокойтесь, если я уеду раньше, плата останется у вас.
               Хозяйка ушла довольная, оставив Иде чистое постельное бельё и забрав с собой кое-какие свои вещи. А Ида огляделась: две небольшие комнаты представляли собой спальни, в каждой – широкая кровать, тумбочка и шкаф. «Всё прекрасно, – подумала Ида, – но зачем мне две спальни? А, ладно, пусть будет, какая разница. Может быть Кот пожелает спать на собственной кровати...». Кот, как всегда появившийся из ниоткуда, пожелал – и улёгся спать, свернувшись на кровати рыжим пушистым клубком.
               Большая проходная комната могла служить и столовой и рабочим кабинетом. У окна стоял большой стол, кроме него обстановку составляли пара кресел, диван и стеллажи с какими-то книгами вдоль стены. Ида просмотрела книги, но за исключением двух-трёх книг по истории города не нашла ничего интересного. Она собиралась немного почитать перед сном, но усталость от целого дня, проведённого на ногах, взяла своё. Ида легла и моментально уснула. Всю ночь ей снились монахи-иезуиты в чёрных одеяниях и широкополых шляпах, бормотавшие непонятные молитвы, мрачный каменный замок с высокой прямоугольной башней, какая-то женщина в нарядном шитом золотом платье с плоёным воротником, девушка с ребёнком на руках… Вроде и не кошмары, но проснулась с тяжестью на сердце и тяжёлой головой. Чтобы как-то развеяться от ночных видений пошла побродить по городу. Вчера она обошла его почти весь, и Кашин ей понравился. Поэтому решила немного изменить маршрут, чтобы увидеть то, что пропустила вчера. 
                Перешла по узенькому деревянному мостику через речку, поднялась на высокий берег. К собору не пошла, а свернула налево, на улицу, вышла к старинным торговым рядам, построенным из красного кирпича и до сих пор служащим по назначению, пересекла площадь наискосок, прошла мимо скорбного памятника солдатам не вернувшимся с последней войны. По деревянной лестнице спустилась к Кашинке, и, снова перейдя её по длинному пешеходному мостику, пошла направо вдоль реки, разглядывая одноэтажные домики... Повернула к домам, в узкий и длинный проход между деревянными заборами, покрытыми надписями и рисунками, вышла на улицу... Перешла её и свернула во двор высокого старинного кирпичного здания.
               Перед ней на поросшем травой большом пустыре возвышались руины двух старинных храмов. Прошла мимо этих покинутых полуразрушенных святынь – и оказалась в роще, спускавшейся по склону. Её внимание привлёк большой серый камень. Подошла ближе и увидела закреплённую на камне гранитную доску с портретом длинноволосого молодого мужчины. Надпись гласила: «В Дмитровском Солунском мужском монастыре с 1605 г. жил и в 1607 г. умер шведский принц Густав Эрикссон. 1568-1607»
               Шведский принц? Каким ветром занесло принца сюда, так далеко от его государства? Ида вгляделась в лицо принца, кого-то смутно ей напомнившее… Вот только кого?.. Нет, показалось… Однако, прогулка затянулась, хорошо бы уже отдохнуть, опять она на ногах целый день! И Ида повернула к дому.
               Уже вечером она вдруг снова вспомнила лицо на гранитной доске. Определённо, она его где-то видела. Взяла с полки книгу по истории города, полистала, нашла главу о пребывании в этих местах шведского принца. Повествование было иллюстрировано старинной гравюрой, с которой и был, очевидно, сделан портрет на камне, причём довольно неудачно, потому что… Так вот кого ты напомнил ей, Густав, сын Эрика! С гравюры на неё смотрел Колдун…

(фото автора)
Продолжение http://proza.ru/2021/09/13/102


Рецензии
Очень хорошо, Елена! Будто побывала с Вами в Кашине и прошла по лавам. Все главы про Иду хороши! Интересно, что вы в повествование вплетаете настоящие исторические факты, о которых мало кто знает.
Удачи. Жду продолжения.

Валентина Шабалина   12.09.2021 15:15     Заявить о нарушении
да, всё что касается истории я не придумывала, всё так и было, ну, насколько можно доверять историкам... Спасибо, Валентина!

Елена Путилина   12.09.2021 15:40   Заявить о нарушении