Ясени против Вирджиний

Западные эксперты продолжают сравнения российских и американских подводных лодок. Это понятно, поскольку военно-морской флот США пока не имеет себе равных в мире, и когда сможет появиться равный ему по возможностям флот – вопрос очень длительного времени.

Но это над водой. А вот под водой – это уже совсем иной расклад. Надводный флот все-таки уязвим от атак из-под воды, и уязвим наиболее в сравнении с атаками с земли или воздуха. Технологический прогресс создал поистине неуязвимых монстров, способных атаковать из-под воды и уходить на еще большие глубины.

Соответственно, единственное, чего стоит опасаться надводным силам во всем мире – это внезапного и смертельного удара из-под воды. И в этом плане все западные эксперты могут сколько угодно издеваться, критикуя российский надводный флот, состоящий из сорокалетних кораблей советской постройки и новых ракетных кораблей малых классов, но с подводными силами придется считаться.

На Западе отмечают, что Россия практически прекратила попытки создания крупнотоннажного надводного флота и все попытки восстановления военно-морских сил в основном сводятся к созданию новых подводных лодок и модернизации старых.

Это несколько спорное мнение, но оно имеет право на существование.

И новые типы российских атомоходов не могут не вызывать ответной реакции со стороны США. Новые и современные подводные лодки – это определенная угроза. А на угрозу необходимо реагировать. Отсюда постоянная работа над созданием своих подводных лодок в США.

Все логично. Со времен СССР, когда советский ВМФ имел больший количественный состав, но все равно уступал американскому, ставку делали именно на мощь подводного флота. И насколько американские авианосцы были символом проецирования силы на любой регион мира, настолько советский подводный флот угрожал самому существованию США.

Сегодня Россия точно так же, по мнению западных экспертов, делает упор на свои подводные силы, которые, в отличие от надводных, могут получить преимущество над американскими, не только в количественном, но и в качественном смысле.

Про «Бореи» на Западе много говорят, и говорят с упоением. Ну любят там поговорить об Апокалипсисе, а «Борей-А», то есть, проект 955А – это как раз и есть аппарат для уничтожения если не всего мира, то его части. Например, Северной Америки.

На втором месте «Ясень».

Не такая страшная машина, но тоже вполне себе для того, чтобы держать в страхе полмира. Тем более, что «Ясень» - это отдельный класс, подводная лодка, вооруженная крылатыми ракетами. А соответственно, есть с чем сравнить.

Естественно, образцом для сравнения выступает новая подводная лодка ВМС США «Вирджиния». Так сказать, «наш ответ России» из Америки.

Класс «Ясень» изначально разрабатывался в конце 1980-х на смену стареющим атомным подлодкам класса «Акула» еще в СССР. Впрочем, и американская «Вирджиния» начала создаваться примерно в то же время.

После распада Советского Союза работы над лодкой продолжились и в результате получилась изрядно переделанная лодка, более совершенная. Размеры лодки были уменьшены, хотя «Ясень» все равно крупнее «Вирджинии».

Обе лодки изготовлены с учётом почти векового опыта борьбы подводников за скрытность и малошумность, но компромиссные решения есть у обоих типов, так как лодки создавались для несколько различных операций.

«Вирджиния» компактна. Бюджет не позволил сделать лодку больших размеров. Подводное водоизмещение около 7900 тонн. Это не позволяет применить новейшие разработки в области звукоизоляции. Немного решает проблему винт нового поколения, «архимедов винт», но – за счет скорости хода.

«Ясень» крупнее, 13800 тонн подводного водоизмещения. Обнаружить вроде бы легче, но традиционная двухкорпусная компоновка – это делает лодку менее шумной. Так как «Ясень» - оружие наступательное, направленное на надводные корабли, то из него смогли выжать максимум скорости, не особенно заботясь о маскировке.

Многих на Западе напрягает тот факт, что «Ясень» быстрее и тише «Вирджинии». Но это факт. Преимущество по тишине небольшое, но оно есть.

Если говорить об ударном вооружении (а как о нем не поговорить), то «Ясень» смотрится этаким монстром-убийцей.

Не то чтобы «русская угроза», но по факту: 10 торпедных аппаратов против 4 у «Вирджинии» могут сформировать более значительный залп, при том, что русские торпедные аппараты запросто могут стрелять и крылатыми ракетами.

Проблема американских лодок еще в том, что начиная с 60-х годов прошлого века, американцы располагают торпедные аппараты по бокам того, что принято называть рубкой. Отсюда проблемы с пуском торпед на скоростях выше 13 узлов.

Ракеты.

«Вирджиния» владеет 12 «Томагавками». Это весьма увесисто.

У «Ясеня» ячеек меньше, всего 8, но в них можно зарядить от 32 «Ониксов» или «Цирконов» до 40 «Калибров». Вопрос «кто круче» открыт.

Американцы, жертвуя торпедными аппаратами, могут разместить в носу гидроакустический локатор большого диаметра и высокой чувствительности.

Так что «Ясень» в плане вооружения смотрится намного более смертоносно, чем «Вирджиния». Да, очередные американские лодки 5-й серии (Block V) получат систему VPM — Virginia Payload Module, которая будет состоять из четырех пусковых установок на семь ракет каждая. Тогда общий залп «Топоров» возрастёт до 40.

Но мы уже неоднократно сравнивали «Томагавк» и «Калибр», так что это не преимущество, это попытка догнать противника, ушедшего вперед.

Мобильность лодок складывается тоже не в пользу американцев. «Ясень» быстрее, и быстрее намного. Его скорость под водой в разных источника варьируется от 31 до 35 узлов. И даже в минимуме это изрядно выше, чем 26 узлов «Вирджинии».

Тепловая мощность реактора S9G на «Вирджинии» — 150 мегаватт, ОК-650В на «Ясене» — около 200. Мощность на валу — около 30 мегаватт на «Вирджинии» и 50 на «Ясене». Вот вам и разница. Плюс винт для высоких скоростей на российской лодке.

«Ясень» еще и ныряет глубже. 400 метров рабочей глубины против 250 у американской лодки. А предельная глубина, на которую можно уйти в случае крайней необходимости и вообще – 600 метров против 300. Рабочая глубина погружения это та, на которой субмарина может находиться неограниченно долго, сохраняя все свои возможности. Предельная допускает кратковременное безопасное пребывание с ограничением ряда характеристик.

Понятно, что охотнику за подводными лодками и кораблю для спецопераций – «Вирджинии» большая скорость не нужна. А вот «Ясеню», который должен гонять надводные соединения, скорость важна.

Вообще разница в возможностях и характеристиках видна невооруженным глазом. И здесь «Ясень» явно сильнее «Вирджинии» почти по всем характеристикам.

Нельзя сказать, что американцы не пытались построить что-то этакое: тихое, быстрое, глубоководное и зубастое в плане вооружения. И получился «Си Вульф», лодка, которая ужаснула многих в США. Ценой. После чего такое чудовище решили не строить. Дорого даже для США.

«Ясень» сильнее. Он способен бороться с кем угодно, даже с авианосными соединениями. А «Вирджиния» должна охотиться за «Ясенем». Тихо и незаметно подойти на дистанцию залпа и…

Плюс американская лодка может использоваться для различных спецопераций, для чего у нее есть весь комплект оборудования. Но это не тема сегодняшнего разговора.

И самое главное. «Ясеней» планируется построить 9. «Вирджиний» - 30-48

Здесь понятно, что имея такое количество лодок, флот США может запросто нивелировать преимущество «Ясеней», которые будут выпущены не такой большой серией.

Складывается такое противостояние, как между отрядом ландскнехтов и конными рыцарями.

Конечно, в США никто не собирается сидеть сложа руки. Модификация «Вирджиния» Block V больше лодок предыдущих версий по длине на 25 метров, а по водоизмещению на 2 тысячи тонн за счет вставки с ракетными контейнерами, которые смогут увеличить количество пусковых установок с 12 до 40.

Договоры? К черту, русские идут!

Сложно жить на Западе, когда постоянно существует угроза со стороны русских подводных лодок. Но интересно. И есть, о чем поговорить. И как обосновать необходимость строительства новых подводных охотников из расчета 7 к 1.

В статье, посвященной атомным подводным лодкам,  были затронуты две подводные лодки: наш «Ясень» и их «Вирджиния». Это две совершенно разные по конструкции и – самое главное – по задачам, лодки.

«Ясень» создан для того, чтобы работать против крупных корабельных группировок в условиях активного противодействия.

Этот корабль может претендовать на звание «убийца авианосцев», поскольку действительно способен это сделать. Его скоростные и шумовые характеристики, а также комплект вооружения позволяют это сделать.
Это однозначно оружие атакующего плана. Причем, оружие действительно современное и способное если не остановить выполнение задач АУГ, то изрядно из осложнить.

«Вирджиния» - это лодка совсем иного плана.
Так как у американцев совершенно не стоит задача охоты на АУГ своих потенциальных противников (кроме как у Китая их просто нет), то эта лодка по мнению многих экспертов призвана как раз противодействовать охотникам за АУГ. Типа нашего «Ясеня». То есть, охотник за охотниками.

И в данном разделе мы постараемся ответить для себя на этот интересный вопрос: кто кого, «Ясень» или «Вирджиния»?

На первый взгляд лодки весьма и весьма схожи. Но это только на первый взгляд. Да, обе лодки относятся к классу многоцелевых, но именно в термине «многоцелевая лодка» кроется несколько любопытных нюансов.
«Много целей» - это говорит и о том, что цели могут быть разные по своим свойствам и характеристикам.

Явно «Вирджиния» более подходит под эту характеристику. Она способна высаживать диверсантов через шлюзовую камеру на небольшой глубине, может выпускать из своих отсеков различные подводные аппараты и даже сверхмалую подводную лодку для спецопераций. Конечно, есть у «Вирджинии» и обычное вооружение, с которым она может решать боевые задачи разного плана.

«Ясень» в этом плане несколько… простоват.

«Догнать и убить» - вот, собственно, и все, на что способна эта лодка. Зато сделать это «Ясень» может очень даже разнообразными, но не менее эффективными от этого способами. По факту – перехватчик, не более того, без изысков, но зато смертоносный.

Кстати, именно тем, что у «Вирджинии» больше заявленных задач, можно объяснить и такую разницу в экипажах: 135 человек на американской лодке и 64 на российской.

Очень разнится и конструкция лодок. Видимо, очень желая сэкономить, американцы сделали «Вирджинию» однокорпусной. Это, простите, прошлый век. Его середина, причем. Из-за этого сильно пострадала шумность лодки. В один, причем, очень компактный корпус, шумоизоляция последнего поколения просто не влезла. Более того, обтекатели некоторых систем и механизмов выступают снаружи корпуса. Это тоже негативно влияет на акустическую незаметность.

Немного улучшает скрытность движитель: «винт Архимеда», который действительно тише, чем обычный винт под водой. Но за эту тишину лодка платит более низкой скоростью. «Вирджиния» получилась компактной, это так. Для маневренного боя это полезное свойство. Она легче, значит, может быть быстрее в маневре, плюс размер тоже влияет на скрытность. Но в целом в этом плане современной эту лодку назвать язык не поворачивается.

«Ясень» - совсем другое дело. Двухкорпусная конструкция, когда основной корпус лодки из маломагнитной стали находится внутри второго корпуса из легких сплавов. Да, лодка больше по размерам, и больше изрядно.

С одной стороны, большие размеры лодки создают больше шума при обтекания корпуса лодки водой. Но «Ясень» облеплен шумогасящей резиной, так что не так просто «зацепить» лодку гидролокатором». Плюс все пространство между корпусами тоже заполнено шумогасящими материалами. Да и внутри лодки намного больше места для размещения различных устройств, снижающих уровень шума и оптимального расположения механизмов с целью уменьшения уровня шума.

Кроме того, полезно, у «Ясеня» ничего не выступает и не требует обтекателей. «Шкура» гладкая. Да, больший размер – больше металла, дает больше возможностей обнаружения магнитометром, но здесь работают современные сплавы.

В общем, несмотря на такие размеры (130 м против 112 у «Вирджинии» и подводное водоизмещение 13 800 тонн против 7 900) «Ясень» в плане незаметности смотрится не хуже.

Теперь о второй составляющей. О системах наблюдения.

Здесь лодки, наверное, близки друг к другу. Очень сложно что-то сказать, потому что данными что по гидроакустическому комплексу «Иртыш-Амфора», что по комплексу «Аякс» нас не балуют. Но многие эксперты считают, что мы в этом отношении уступаем американцам, которые всегда были сильны в создании сильных гидроакустических комплексов. С другой стороны, в некоторых СМИ публиковалась информация о том, что комплекс МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055» может обнаруживать лодки на дистанции около 300 км. Никаких комментариев, «Иртыш» ругали так же часто, как и критиковали. Ряд источников вообще утверждает, что дальность обнаружения у «Иртыша» около 100 км…

Что стоит на «Вирджинии» пятой серии, сказать сложно. Американцы тоже умеют хранить свои секреты. Известно только, что первоначально на лодки ставили комплекс AN/BQQ-10, который способен обнаруживать лодки на дистанции свыше 300 км, но небольшие размеры лодки заставили перейти на более компактную AN/BQG-5A. С последней дальность обнаружения упала вдвое, до 160 км.

В любом случае, это комплексы с большими антеннами, которые вытеснили торпедные аппараты из носовой части лодок на борта. Для американцев это нормальный, классический подход, для нас – это новинка.

Американцы применили на своей лодке новейшую систему наблюдения, убрав привычный оптический перископ и заменили его мачтой с телекамерой кругового обзора, инфракрасную камеру и лазерный дальномер. Экипаж российской лодки использует для наблюдения привычный оптический перископ.

«Пламенные моторы», то есть, реакторы, у лодок примерно одинаковые. Американский GE S9G смотрится современнее, потому что рассчитан на работу без перезарядки на все 35 лет службы лодки. Это удобно, спора нет.

Российский реактор ОК-650В перезаряжать нужно, но он на 25% мощнее американского: 200 МВт против 150 МВт. А энергии на корабле много не бывает. Мощность на валу у американской лодки 30 МВт, у российской – 50 МВт.

Более слабый реактор плюс малошумный винт – и вот вам 27 узлов. Все, на что способна «Вирджиния». Но, как говорят сами американские конструкторы, задачи у «Вирджинии» - охота за вражескими подлодками, а там скорость не обязательна.

«Ясень» со своим реактором и обычным винтом способен разогнаться до 35 узлов. Это позволяет легко и непринужденно догонять любые группировки надводных кораблей.

Но не стоит воспринимать «Ясень» как этакую громыхающую колесницу «Армагеддона. Нет. Большой и единственный винт крутится турбиной только при разгоне до больших скоростей. А малый и средний ход обеспечивает электродвигатель, который, естественно, тише.

Важный параметр – глубина. Чем глубже может нырнуть лодка, тем больше у нее шансов проскочить из точки А в точку Б незамеченной. В основном это касается «Ясеня», потому российская лодка уходит на глубину в 500 метров и на пределе возможностей – на 600. Это весьма высокий показатель.

У «Вирджинии» этот параметр намного скромнее. 300 метров

Следующий важный параметр - глубина погружения - как и скорость, тоже остается за российским «Ясенем». Наша субмарина способна занырнуть на полкилометра! Если поднапряжется, то и до всех 600 метров. Правда, частью характеристик придется поплатиться. «Вирджиния» даже на пределе ниже 300 метров погрузиться не сможет.

Получается, что в плане скорости и глубины погружения «Ясень» превосходит «Вирджинию». Но в схватке двух современных лодок оба этих критерия не так важны, как это может показаться. Торпеды идут в любом случае быстрее лодки. В том числе могут достать лодку и на большой глубине.

Что касается скрытности, то здесь сложно. «За» и «против» каждой лодки можно рассматривать до бесконечности, но по сути окончательный ответ смогут дать только эксперименты не самого приятного плана. Или совместные учения, где лодки смогут «пощупать» друг друга системами наблюдения.

Многие эксперты считают, что «Вирджиния» сможет обнаружить «Ясеня» раньше благодаря своей системе наблюдения и обнаружения. Очень сложно сказать, какая из лодок «тише», но то, что американцы всегда были сильны в создании систем обнаружения других лодок – это неоспоримый факт.

Теперь поговорим о торпедах. Ибо именно ими будут уничтожать друг друга наши герои.

У «Вирджинии» 4 торпедных аппарата и боекомплект из 26 торпед Gould Mark 48. Это вполне современная торпеда весом в полторы тонны, способная двигаться со скоростью почти 75 км/ч на дальность до 50 км. Торпеда умная, если потеряет цель – будет искать самостоятельно и так же самостоятельно отработает по захвату и поражению. Отметим, что в залпе 4 торпеды.

Российский «Физик» как минимум, ничем не хуже. Вообще торпеды очень схожи по своим характеристикам, российская чуть быстрее и тише. Почти 100 км/ч на дальность 50 км. Боекомплект – 30 торпед. В залпе у «Ясеня» 10 торпед.

Стоит отметить, что глубина поражения у торпед значительно превышает максимальную глубину погружения лодок, так что этот параметр хоть и играет роль в гипотетическом бою, но не такую значительную, как хотелось бы.

Ракетное оружие лодок мы не рассматриваем, поскольку оно предназначено для поражения надводных или береговых целей и в данном контексте не играет вообще никакой роли.

Итак, что может случиться при гипотетическом боестолкновении двух подводных лодок, российской и американской?

К сожалению, характеристика, играющая весьма значительную роль в таком бою, не совсем достоверно известна. Бой подводных лодок начинает и заканчивается тогда, когда одна из них обнаруживает другую. Раньше, чем противник.

Главные игроки здесь – операторы комплексов обнаружения и сами комплексы. Какой из комплексов, AN/BQG-5A или МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055» сможет обеспечить более раннее обнаружение, та лодка и выйдет на 70% победителем.

Сложно говорить об «Иртыш-Амфоре», слишком разные цифры приводят разные источники и «источники», от 100 до 300 км. Если верна большая цифра, то у «Ясеня» есть шанс первым увидеть противника. Если меньшая - преимущество у "Вирджинии», дальность обнаружения у которой 160 км.

Но на самом деле это преимущество тоже не столь критично. В принципе, здесь играет роль и дальность работы комплексов обнаружения, и шумность лодок. А 150 или 100 км дальности уверенного обнаружения не так важны, если дальность хода торпед 50 км.

Понятно, что дистанция современного подводного боя будет происходить на расстоянии от 30 до 70 км. В зоне действия и торпедного оружия, и комплексов слежения. Учитывая, что российские и американские торпеды имеют схожие характеристики, да и комплексы обнаружения тоже.

И здесь в дело вступает третья составляющая, не менее важная, чем торпеды и сонары. Это умение экипажа ими пользоваться. Составляющая сложная, зависящая от многих факторов. Таких, как время и средства, потраченные на эффективную подготовку экипажа.

Насколько четко экипаж сможет отследить лодку противника и навести на нее торпеды, настолько будут оправданы потраченные средства.

Учитывая, что лодки действительно равны по всем параметрам – это очень важный фактор.

Российская лодка быстрее и глубже ныряет. Это не большое, но преимущество. И да, сомнительно, что американская лодка имеет преимущество в плане незаметности. Меньшие размеры корпуса и тихий винт – это аргумент. А двойной корпус российской с обязательной шумозащитой между корпусами – аргумент не менее весомый.

Учитывая количественный и качественный состав вооружения, похоже, что у «Ясеня» есть приличное преимущество в бою: большая глубина погружения, более мощный реактор, который обеспечит и большую скорость, и маневр, больше торпед в залпе. Не то, чтобы лодки смогут на 100% увернуться от современных торпед, но мало ли что… Вдруг получиться.

В битве «один на один» есть понимание, что американцам придется очень постараться, чтобы оказаться в победителях. И лично я не хотел бы оказаться на борту «Вирджинии» в предстоящей схватке. Честно говоря, «Ясень» кажется более предпочтительным.

Дальше. Дальше у нас такая интересная вещь, как количество. «Ясеней» планируется построить 9 единиц. «Вирджиний» - от 30 до 48.

То есть, на одну российскую лодку придется от 3 до 5 американских лодок. А это уже тот случай, когда количество будет играть свою роль.

Реализовав программу строительства, американцы смогут развернуть в случае необходимости завесу из современных и бесшумных охотников за подводными лодками противника. И преодолеть эту завесу будет очень непросто даже такому современному убийце, как «Ясень».

Да, 10 торпедных аппаратов «Ясеня», заряженных самыми современными торпедами типа «Физик-2» или «Футляр», смогут значительно осложнить выполнение задачи по перехвату российской лодки, но стая из 3-5 «Вирджиний» сможет выпустить от 12 до 20 торпед. А это количество более чем достаточно для нейтрализации самой современной подводной лодки.

Итог такой: в одиночном бою или один «Ясень» против двух «Вирджиний» победа, скорее всего, будет за российской лодкой. Но в случае противостояния «Ясеня» с группой подводных охотников за субмаринами в лице «Вирджиний», американцы имеют значительно больше шансов на победу.

Тот случай, когда количество переходит в качество. И с этим, к сожалению, ничего поделать нельзя, потому что подводных лодок американцы в состоянии столько, сколько им надо. А Россия столько, сколько сможет.

Плюс не стоит сбрасывать со счетов возможности огромного американского флота по обнаружении российских подводных лодок. Плюс возможности флотов союзников США по НАТО, которые тоже внесут свою лепту в контроль за водами океанов.

В любом случае, в любой акватории, пожалуй, кроме Северного Ледовитого океана, российские подлодки будут действовать на территории противника. Так что единственный способ обеспечить себе возможность четкого выполнения боевых задач видится в строительстве большего количества атомных подводных лодок, нежели запланированное в программе вооружений.


Рецензии