Путевые заметки 4
Мост.
В середине 19 века началось проектирование, а за тем и строительство железной дороги от Москвы до Казани. Самый первый маршрут шел от Москвы на Рязань через Рузаевку, но позднее расстояние уменьшили, направлением через Муром - Алатырь - Шихран (Канаш) и далее на Свияжск.
Поезда на Казань пошли в последнем десятилетии 19 века. Но в районе поселка Нижние Вязовые железная дорога упиралась в Волгу.
По открытой воде 6-8 вагонов переправляли на баржах через реку. А зимой укладывали рельсовый путь по льду и короткие вагонные сцепки перемещали лошадиной тягой.
Но вот в начале 20-го века высочайшим повелением самодержца Николая второго начали строить «Романовский мост» через Волгу . К юбилею царствующего дома в 1913 году мост длинною более километра был пущен в эксплуатацию.
Но недолго он поработал без потрясений. Началась гражданская война и именно в этих местах засветился агитпоезд Льва Троцкого, который жесткими методами наводил дисциплину, прореживая ряды колеблющихся защитников советской власти.
И в это же время здесь отметилась пламенная революционерка Лариса Рейснер происхождением из остзейских немцев вместе с (в последствие) мужем Федором Раскольниковым. Он тогда командовал волжской военной флотилией, а она на ней была комиссаром.
Конечно, и мосту тогда досталось. С целью недопущения захвата его белочехами красные подорвали две опоры.
Но прошло время и отремонтированный мост, переименованный из Романовского в Красный, много лет исправно служил новым властям.
Но вот грянула война народная. И понятно, что мост на стратегическом направлении из центра страны на восток был взят под особую охрану. С началом налетов немецкой авиации на Горький и бомбежками его оборонных заводов, объект был взят под особое внимание. В окрестностях его была дислоцирована целая дивизия ПВО . Ее огневые точки были расположены по обеим берегам Волги на предполагаемых маршрутах подлета вражеских самолетов. А с Каспия по Волге подошел эсминец, что своей зенитной артиллерией прикрывал подходы к мосту с нижнего по реке направления.
- В сущности, о бомбежках моста нет достоверных сведений. Только позднее в архивах люфтваффе нашлась информация от специальной авиагруппы оберста (полковника) Ровеля. Там, по дате в 1942 году разведывательный самолет с гермокабиной на недосягаемой для советских истребителей высоте в 9 тыс метров, произвел аэрофотосъемку описываемого объекта. На фото были отмечены расположения батарей зенитных автоматических пушек ФЛАК по обеим берегам Волги.
Но вот во время моей жизни в Новочебоксарске я как-то беседовал в землянке рыбацкой бригады с одним из местных и он мне рассказал.
- Пацаном малым осенью 41-го на высоком горном берегу в Козловском районе с бабами деревенскими мы копали картошку на колхозном поле.. И вдруг, откуда то самолет вывернулся. Кресты на нем я запомнил. На нас сверху навалился. Бабы, как овцы с криком сбились в кучу. А он не стрелял, но я вроде заметил, как летчик через стекло кулаком погрозил.
«Копали картошку» Значит это был август - сентябрь и налеты на мост все же были. Да это и неудивительно. До линии фронта от тех мест осенью 41-го было порядка 600-700 км. А это вполне досягаемо для средних бомбардировщиков люфтваффе. А немного позднее, если быть точным по информации из местных чувашских изданий, а конкретно 4 ноября 1941 года на Чебоксары в ночь был совершен налет одиночного бомбардировщика. Первые бомбы попали в здание народного суда. Затем самолет на развороте высыпал листовки-агитки, типа сдавайтесь и помогайте немецкой армии.
Город после первых взрывов был затемнен и на втором заходе пилот усмотрел на противоположном берегу Волги рядом с поселком Сосновка множество огней, как оказалось, костров цыганского табора. По ним он прицельно отбомбился!
А суть такой невероятной охраны моста была в том, что от станции Свияжск (Нижние Вязовые) начали строить , как потом оказалось, рокадную магистраль направлением Свияжск -Ульяновск, Сызрань, Саратов, Камышин, Сталинград. Строили совершенно невероятными темпами. Привлекалось в принудительном порядке все окрестное гражданское население.
Все было настолько важно, что в некоторых случаях шпалы укладывались прямо на грунт. А на каких-то участках пути его покрывали звеньями рельсов со шпалами вывезенных с БАМа, который начали строить еще в 1938 году. Оттуда же были доставлены и мостовые переходы через малые реки.
Под эти оборонные задачи в Козловке (Чувашия) в 1941 году был организован мужской лагерь заключенных. Это совсем рядом от моста и его контингент трудился на строительстве той самой рокады.
Эта дорога построенная на «живую нитку» в некоторых местах, полностью выполнила свою задачу. Прежнее направление Сталинградской ветки шло западнее и уже за образовавшейся к концу лета 42-го линии фронта. А по новой, из еще незаблокированного немцами города, переправили десятки паровозов, тысячи вагонов и многое из станочного, а так же другого оборудования и заводских специалистов при них. А немного позднее она сыграла свою огромную роль в доставке войск и техники для операции Уран по окружению армии Паулюса под Сталинградом.
В 1957 году к первой нитке моста пристроили вторую параллельную на отдельных опорах. К сожалению во время реконструкции моста в 2005-2011 были полностью заменены и ныне утрачены те самые первые оригинальные пролетные фермы.
А теперь о лагере в Козловке. После окончания войны зона некоторое время была общей, а потом стала чисто женской колонией ИК-5. Количество отбывающих свой срок на сегодня одна тысяча. Там открыли пошивочные мастерские, что изготавливали и сейчас изготавливают летнюю и зимнюю форму для армии и прочих силовых структур.
Мой добрый знакомый из Питера, что начинал свою юридическую карьеру воспитателем в женских колониях для малолеток, а ныне успешный адвокат, поведал мне следующее.
- По своим адвокатским делам (запрос клиентов) он побывал в Козловской ИК-5. И вот его рассказ:
- Руководство колонии крайне заинтересовано в сохранении квалифицированных кадров. Ведь их, понятно, так сразу не подготовишь. А потому администрация всеми силами их удерживает. В частности, те осужденные, что подают вполне законные по времени заявления на УДО (условно досрочное освобождение), дезавуируются администрацией всеми способами. Или выявлением надуманных нарушений внутреннего распорядка или хранением запрещенных (подброшенных) предметов. А потому все заявления на УДО от этих лиц обнуляются…
А вот мои личные впечатления. От Козловки до моста по Волге где-то десяток километров. А по дороге через Тюрлему тридцать с небольшим. Моя очередная командировка в Казань. На конечной тупиковой остановке в Свияжске (Нижние Вязовые) стоит электричка на Казань с открытыми дверями на платформу. А на привокзальном пятачке просматривается автозак. Это из Козловской колонии привезли освободившихся «откинувшихся» зэчек.
Во избежание всяческих эксцессов их держат в автозаке до последнего. Лишь за несколько минут до отправления им выдают документы, проездные квитки и выпускают из авто. Они всего лишь успевают перед отправлением электрички войти в вагон, а у них уже появилась водка . Откуда?! Может сопровождающие им и продали?
Быстро и незаметно дамочки причастились. Пристроились на свободные места к мужикам и парням…. И началось! Слезы, сопли, не виноватые мы и сидели-то за других! В общем два часа с лишком до Казани бесплатный театр с жалестными сценками!
Послесловие к последней части: - Совершенно неожиданно объявился тот самый мой знакомый адвокат от которого я получил инфу о колонии в Козловке. Он прочитал материал дал мне на него развернутую рецензию, которую я с его разрешения помещаю здесь, как дополнение к этому репортажу.
О колонии в Козловке всё верно.
Ранее, в 80-90е это была самая известная зона для наркоманок с 62 статьёй старого УК(принудлечение). Все 224-е (хранение и сбыт наркотиков) со всей России шли туда. Самое потешное, что солдаты-ВВшники с вышек делали перебросы : водку в грелках и наркоту бросали с периметра зэчкам в зону за денежку малую. Зашибись лечение. Прикол в том, что войсковая охрана начальнику колонии не подчинялась, и наказывать солдатиков было сложно.
В 2000-е наркоманок разогнали, и Пятерка стала лагерем преимущественно для тяжеловесок(по тяжким статьям).
У меня там была возрастная клиентка с уймой кардиологических болячек.
В моей практике, это единственная колония, откуда не удалось отпустить первоходку с проблемами со здоровьем на УДО.
Хозяин колонии - хитрый татарин по фамилии вроде Якубов - жук ещё тот.
В беседе на приёме технично уходил от ответов на все законные вопросы.
Пипец, скользкий как угорь. После такого приёма у начальника, хотелось сказать прямо: Ох, тяжко мне. Молви ещё раз, ты часом не демон?
Шайтан натуральный.
Ни в каких вопросах не хочет брать ответственности...
На фото тот самый мост.
-
Свидетельство о публикации №221091200553
О колонии в Козловке всё верно.
Ранее, в 80-90е это была самая известная зона для наркоманок с 62 статьёй старого УК(принудлечение). Все 224е (хранение и сбыт наркотиков) со всей России шли туда. Самое потешное, что солдаты-ВВшники с вышек делали перебросы : водку в грелках и наркоту бросали с периметра зэчкам в зону за денежку малую. Зашибись лечение. Прикол в том, что войсковая охрана начальнику колонии не подчинялась, и наказывать солдатиков было сложно.
В 2000е наркоманок разогнали, и Пятерка стала лагерем преимущественно для тяжеловесок( по тяжким статьям).
У меня там была возрастная клиентка с уймой кардиологических болячек.
В моей практике, это единственная колония, откуда не удалось отпустить первоходку с проблемами со здоровьем на УДО.
Хозяин колонии - хитрый татарин по фамилии вроде Якубов - жук ещё тот.
В беседе на приёме технично уходил от ответов на все законные вопросы.
Пипец, скользкий как угорь. После такого приёма у начальника, хотелось сказать прямо: Ох, тяжко мне. Молви ещё раз, ты часом не демон?
Шайтан натуральный.
Ни в каких вопросах не хочет брать ответственности.
Да, интересное у тебя путешествие. Особенно по Мордовлагу.
Кстати, пусек там зэчки не уважали. Много скулили и ябедничали эти барышни.
Сергей Соломонов 28.06.2022 13:40 Заявить о нарушении
Владимир Островитянин 28.06.2022 13:53 Заявить о нарушении
Владимир Островитянин 28.06.2022 15:29 Заявить о нарушении