Путевые заметки 4

    Предыдущая часть - http://proza.ru/2021/09/08/888

         Мост.      
         В середине 19 века началось проектирование, а за тем и  строительство железной дороги от Москвы до Казани. Самый первый маршрут шел от Москвы на Рязань через Рузаевку, но позднее расстояние уменьшили, направлением через Муром - Алатырь - Шихран (Канаш) и далее на Свияжск.    
       Поезда на Казань пошли в последнем десятилетии 19 века. Но в районе поселка Нижние Вязовые железная дорога упиралась в Волгу.    
  По открытой воде  6-8 вагонов переправляли на баржах через реку. А зимой укладывали рельсовый путь по льду и короткие вагонные сцепки перемещали лошадиной тягой.
   
       Но вот в начале 20-го века высочайшим повелением самодержца Николая второго начали строить «Романовский мост» через Волгу . К юбилею царствующего дома в 1913 году мост длинною более километра был пущен в эксплуатацию.      
      Но недолго он поработал без потрясений. Началась гражданская война и именно в этих местах засветился агитпоезд Льва Троцкого, который жесткими методами наводил дисциплину,  прореживая ряды колеблющихся защитников советской власти.
   И в это же время здесь отметилась пламенная революционерка Лариса Рейснер происхождением из остзейских немцев вместе с (в последствие) мужем Федором Раскольниковым. Он тогда командовал волжской военной флотилией, а она на ней была комиссаром.      
       Конечно, и мосту тогда досталось. С целью недопущения захвата его белочехами красные  подорвали две опоры.      
      Но прошло время и отремонтированный мост, переименованный из Романовского в Красный, много лет исправно служил новым властям.    
       Но вот грянула война народная. И понятно, что мост на стратегическом направлении из центра страны на восток был взят под особую охрану. С началом налетов немецкой авиации на Горький и бомбежками его оборонных заводов, объект был взят под особое внимание. В окрестностях его была дислоцирована целая  дивизия ПВО . Ее огневые точки были расположены по обеим берегам Волги на предполагаемых маршрутах подлета вражеских самолетов. А с Каспия по Волге подошел эсминец, что  своей зенитной артиллерией прикрывал подходы к мосту с нижнего по реке направления.
 
    - В сущности, о бомбежках моста нет достоверных сведений. Только позднее в архивах люфтваффе нашлась информация от специальной авиагруппы оберста (полковника) Ровеля. Там, по дате в 1942 году разведывательный самолет с гермокабиной на недосягаемой для советских истребителей высоте в 9 тыс метров, произвел аэрофотосъемку описываемого объекта. На фото были отмечены расположения батарей зенитных автоматических пушек ФЛАК по обеим берегам Волги.
    
       Но вот во время моей жизни в Новочебоксарске я как-то беседовал в землянке рыбацкой бригады с одним из местных и он мне рассказал.
- Пацаном малым осенью 41-го на высоком горном берегу в Козловском районе с бабами деревенскими мы копали картошку на колхозном поле.. И вдруг, откуда то самолет вывернулся. Кресты на нем я запомнил. На нас сверху навалился. Бабы, как овцы с криком сбились в кучу. А он не стрелял, но я вроде заметил, как летчик через стекло кулаком погрозил.
 
     «Копали картошку» Значит это был август - сентябрь и налеты на мост все же были. Да это и неудивительно. До линии фронта от тех мест осенью 41-го было порядка 600-700 км.  А это вполне досягаемо для средних бомбардировщиков люфтваффе. А немного позднее, если быть точным по информации из местных чувашских изданий, а конкретно 4 ноября 1941 года на Чебоксары в ночь был совершен налет одиночного бомбардировщика. Первые бомбы  попали в здание народного суда. Затем самолет на развороте высыпал листовки-агитки, типа сдавайтесь и помогайте немецкой армии.
 Город после первых взрывов был затемнен и на втором заходе пилот усмотрел на противоположном берегу Волги рядом с поселком Сосновка множество огней, как оказалось, костров цыганского табора. По ним он прицельно  отбомбился!
      
        А суть такой невероятной охраны моста была в том, что от станции Свияжск (Нижние Вязовые) начали строить , как потом оказалось, рокадную магистраль направлением Свияжск -Ульяновск, Сызрань, Саратов, Камышин, Сталинград. Строили совершенно невероятными темпами. Привлекалось в принудительном порядке все окрестное гражданское население.
    
        Все было настолько важно, что в некоторых случаях шпалы укладывались прямо на грунт. А на каких-то участках пути его покрывали звеньями рельсов со шпалами вывезенных с БАМа, который начали строить еще в 1938 году. Оттуда же были доставлены и мостовые переходы через малые реки.
 
      Под эти оборонные задачи в Козловке (Чувашия) в 1941 году был организован мужской лагерь заключенных. Это совсем рядом от моста и его контингент трудился на строительстве той самой рокады.
   
         Эта дорога построенная на «живую нитку» в некоторых местах,  полностью выполнила свою задачу. Прежнее направление Сталинградской ветки шло западнее и уже за образовавшейся к концу лета  42-го линии фронта.  А по новой,  из еще незаблокированного немцами города,  переправили десятки паровозов, тысячи вагонов и многое из станочного, а так же другого оборудования и заводских специалистов при них. А немного позднее она сыграла свою огромную роль в доставке войск  и техники для операции Уран по окружению армии Паулюса под Сталинградом.
    
         В 1957 году к первой нитке моста пристроили вторую параллельную на отдельных опорах. К сожалению во время реконструкции моста в 2005-2011 были полностью заменены и ныне утрачены те самые первые оригинальные пролетные фермы.
   
        А теперь о лагере в Козловке. После окончания войны зона некоторое время была общей, а потом стала чисто женской колонией ИК-5. Количество отбывающих свой срок на сегодня одна тысяча. Там открыли пошивочные мастерские, что изготавливали и сейчас изготавливают летнюю и зимнюю форму для армии и прочих силовых структур.
 
        Мой добрый знакомый из Питера, что начинал свою юридическую карьеру воспитателем в женских колониях для малолеток, а ныне успешный адвокат, поведал мне  следующее.      
  - По своим адвокатским делам (запрос клиентов) он побывал в Козловской ИК-5. И вот его рассказ:
  - Руководство колонии  крайне заинтересовано в сохранении квалифицированных кадров. Ведь их, понятно, так сразу не подготовишь. А потому администрация  всеми силами их удерживает. В частности, те осужденные, что подают вполне законные по времени заявления на УДО (условно досрочное освобождение), дезавуируются администрацией всеми способами. Или выявлением надуманных нарушений внутреннего распорядка или хранением запрещенных (подброшенных) предметов. А потому все заявления на УДО от этих лиц обнуляются…
      
        А вот мои личные впечатления. От Козловки до моста по Волге где-то десяток километров. А по дороге через Тюрлему тридцать с небольшим. Моя очередная командировка в Казань. На конечной тупиковой остановке в Свияжске (Нижние Вязовые) стоит электричка на Казань с открытыми дверями на платформу. А на привокзальном пятачке просматривается автозак. Это из  Козловской колонии привезли освободившихся «откинувшихся» зэчек.

        Во избежание всяческих эксцессов их держат  в автозаке до последнего. Лишь за несколько минут до отправления им выдают документы,  проездные квитки и выпускают из авто. Они всего лишь успевают перед отправлением электрички войти в вагон, а у них уже появилась водка . Откуда?! Может сопровождающие им и продали?
 Быстро и незаметно дамочки причастились. Пристроились на свободные места к мужикам и парням…. И началось! Слезы, сопли, не виноватые мы и сидели-то за других! В общем два часа с лишком до Казани бесплатный театр с жалестными сценками!

 Послесловие к последней части: - Совершенно неожиданно объявился тот самый мой знакомый адвокат от которого я получил инфу о колонии в Козловке. Он прочитал материал дал мне на него развернутую рецензию, которую я с его разрешения помещаю здесь, как дополнение к этому репортажу.
   

    О колонии в Козловке всё верно.
Ранее, в 80-90е это была самая известная зона для наркоманок с 62 статьёй старого УК(принудлечение). Все 224-е (хранение и сбыт наркотиков) со всей России шли туда. Самое потешное, что солдаты-ВВшники с вышек делали перебросы : водку в грелках и наркоту бросали с периметра зэчкам в зону за денежку малую. Зашибись лечение. Прикол в том, что войсковая охрана начальнику колонии не подчинялась, и наказывать солдатиков было сложно.
В 2000-е наркоманок разогнали, и Пятерка стала лагерем преимущественно для тяжеловесок(по тяжким статьям).
   У меня там была возрастная клиентка с уймой кардиологических болячек.
В моей практике, это единственная колония, откуда не удалось отпустить первоходку с проблемами со здоровьем на УДО.
 Хозяин колонии - хитрый татарин по фамилии вроде Якубов - жук ещё тот.
В беседе на приёме технично уходил от ответов на все законные вопросы.
Пипец, скользкий как угорь. После такого приёма у начальника, хотелось сказать прямо: Ох, тяжко мне. Молви ещё раз, ты часом не демон?
Шайтан натуральный.
Ни в каких вопросах не хочет брать ответственности...

 



 На фото тот самый мост.
-


Рецензии
Привет, Володя.
О колонии в Козловке всё верно.
Ранее, в 80-90е это была самая известная зона для наркоманок с 62 статьёй старого УК(принудлечение). Все 224е (хранение и сбыт наркотиков) со всей России шли туда. Самое потешное, что солдаты-ВВшники с вышек делали перебросы : водку в грелках и наркоту бросали с периметра зэчкам в зону за денежку малую. Зашибись лечение. Прикол в том, что войсковая охрана начальнику колонии не подчинялась, и наказывать солдатиков было сложно.
В 2000е наркоманок разогнали, и Пятерка стала лагерем преимущественно для тяжеловесок( по тяжким статьям).
У меня там была возрастная клиентка с уймой кардиологических болячек.
В моей практике, это единственная колония, откуда не удалось отпустить первоходку с проблемами со здоровьем на УДО.
Хозяин колонии - хитрый татарин по фамилии вроде Якубов - жук ещё тот.
В беседе на приёме технично уходил от ответов на все законные вопросы.
Пипец, скользкий как угорь. После такого приёма у начальника, хотелось сказать прямо: Ох, тяжко мне. Молви ещё раз, ты часом не демон?
Шайтан натуральный.
Ни в каких вопросах не хочет брать ответственности.

Да, интересное у тебя путешествие. Особенно по Мордовлагу.
Кстати, пусек там зэчки не уважали. Много скулили и ябедничали эти барышни.

Сергей Соломонов   28.06.2022 13:40     Заявить о нарушении
Вот! Прочитал! Я рад, что тебе это интересно! Только вот не та уже прыть. А очень хочется в дорогу!

Владимир Островитянин   28.06.2022 13:53   Заявить о нарушении
А нач колонии невероятный персонаж! Можно ли я что-то из этой рецы добавлю в текст от твоего имени в качестве послесловия?

Владимир Островитянин   28.06.2022 15:29   Заявить о нарушении
Обязательно!))

Сергей Соломонов   28.06.2022 21:00   Заявить о нарушении
Спс. Сделаю! Ты великий автор!

Владимир Островитянин   28.06.2022 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.