Описание лезгин в сочинениях Адольфа Берже

Описание лезгин в сочинениях Адольфа Берже в 1879–1880 гг.

Адольф Петрович Берже (1828–1886) — российский историк-востоковед, кавказовед, археограф, председатель Кавказской археографической комиссии в 1864–1886 годах, а также дворянин и чиновник Российской империи (действительный статский советник с 1868 года, тайный советник с 1886 года). Происходил из французского дворянского семейства, эмигрировавшего в Россию в 1805 году. Отец — лектор французского языка в начале XIX века в Санкт-Петербургском университете. Сам Адольф Берже также имел дворянство, но уже российское. В 1836–1838 годах А. Берже воспитывался в пансионе Цапинтини/Цапитина, откуда поступил в реформатскую школу. В 1838 году, после смерти отца, начал учёбу в Гатчинском сиротском институте (при инспекторе Е.О. Гугеле). Русский историк и журналист М.И. Семевский (1837–1892) сообщает, что в институт он был определён по ходатайству жены французского посла П. де Баранта. По окончании института в 1847 году А. Берже поступил на Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета, в 1851 году окончил курс по восточной словесности со степенью кандидата. В год окончания университета А. Берже «по воле императора Николая» был определён на Кавказ в собственную канцелярию кавказского наместника князя М.С. Воронцова (1782–1856).


Как сообщал «Исторический вестник», командирование к князю произошло за «превосходные успехи», а впоследствии, А. Берже сумел «обратить на себя внимание князя и приобрести его расположение». В 1859 году был назначен чиновником особых поручений при начальнике гражданского управления статс-секретаре А.Ф. Крузенштерне (1813–1887). С декабря 1868 года имел чин действительного статского советника. Всего А. Берже находился при кавказских наместниках с 1851 по 1874 год, помимо М.С. Воронцова это были: Н.А. Реад (1793–1855), Н.Н. Муравьёв-Карский (1794–1866), А.И. Барятинский (1815–1879) и Великий князь Михаил Николаевич (1832–1909). 13 января 1886 года Высочайшим приказом по Министерству внутренних дел за №3, А. Берже «за отличие» был произведён в тайные советники с 9 января того же года.


С 1853 года, либо позднее, А. Берже стал сотрудником Кавказского отделения РГО. В мае 1853 года А. Берже был отправлен с исследовательской целью из Тифлиса в Персию, где посетил города Тавриз, Казвек, Тегеран, Испагань, Ширас (Шираз) и Хой. Из этого путешествия он вернулся в г. Тифлис в 1854 году, а в 1855 году был отправлен в поездку вторично. Всего А. Берже посетил Персию в составе российских дипломатических миссий трижды, собрал и вывез в Россию коллекцию редких книг, рукописей и документов, в том числе 600 фирманов шахиншахов. В 1871 году Берже был депутатом на 25-ти летнем юбилее Императорского Русского археологического общества, а в 1876 году депутатом на 3-м съезде ориенталистов в г. Санкт-Петербург. Важнейшей деятельностью учёного стала его работа в качестве председателя Кавказской археографической комиссии. На эту должность А. Берже был назначен в апреле 1864 года и продолжал занимать её до самой смерти — в 1886 году. Активные научные и литературные изыскания исследователя прервались внезапно, так как ещё за 10 дней до своей смерти А. Берже писал:


«Я принялся за последний том („Акты Кавказской Археографической Комиссии“), а также за воспоминания о Кавказе и Персии. Работы предстоит много, но я не страшусь её».


Из многочисленных трудов Альфреда Берже, главным образом, по истории Кавказа и народов Востока, самыми видными признаются изданные под его редакцией в г. Тифлис в 1866–1885 годах 10 томов «Актов, собранных Кавказской археологической комиссией», в которых материалы по истории Кавказа доведены до 1863 года. После смерти А. Берже в 1886 году были изданы 11-й (Тифлис, 1888) и 12-й (Тифлис, 1904) тома сборника. В наше время, один из наиболее полных перечней монографий, очерков, статей, заметок и переводов А.П. Берже составила Н.В. Мелкадзе. Кроме сборника «Актов …» в области кавказоведения получили известность следующие работы Альфреда Берже: «Краткий обзор горских племён на Кавказе» (Тифлис, 1858), «Чечня и чеченцы» (Тифлис, 1859); «История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев Шора-Бекмурзин-Ногмовым» (Тифлис, 1861); «Кавказ в археологическом отношении» (Тифлис, 1874) — этот труд также был помещён в «Записках Общества любителей кавказской археологии», членом-основателем и самым деятельным сотрудником которого был А. Берже; «Н.Н. Муравьёв во время его наместничества на Кавказе, 1854–56 г.» (исторический очерк в «Русской старине», 1873); «Этнографическое обозрение Кавказа» (СПб., 1879); «Присоединение Грузии к России, 1799–1831 г.» (историческое исследование в «Русской старине», 1880 г.) и ещё много других статей по истории Кавказа, помещённых в «Русской старине» и «Кавказском календаре».


Из работ А. Берже по истории и древностям Востока наиболее известны: «Отрывки из путешествия в Персию в 1853—1854 годах» (Тифлис, 1854); «О народных праздниках, постах и замечательных днях у мусульман-шиитов вообще и у персиян в особенности» (отдельно и в «Кавказском календаре на 1856 год»); рукописная работа составленная для лиц занимающихся переводом персидских официальных бумаг — «Dictionnaire Persan-Fran;ais» (Лейпциг, 1868); сборник почти всей поэтической литературы закавказских мусульман, который по отзыву германского критика Zarneke издан Берже превосходно и с глубоким знанием предмета — «Die S;nger des XVIII und XIX Jahrhunderts in adserbeidshanischer Mundart» (Лейпциг, 1869).


В общем историк Адольф Берже находился на Кавказе тридцать пять лет. Всецело преданный науке, «он изучил Кавказ во всех минувших его судьбах и в его современном состоянии». А. Берже участвовал в издании «Записок общества любителей кавказской археологии», в географическом словаре, изданном Императорским Русским Географическим обществом; ему принадлежит часть описания Кавказа, вошедшая в состав сочинения «Живописная Россия», изданного под редакцией П.П. Семенова, в каковом описании одна из самых интересных глав, именно о «горных племенах Кавказа», их обычаях, географическом подразделении и проч., составлена Адольфом Берже. Но самым монументальным трудом ученого-ориенталиста, и исследователя Кавказа были «Акты Кавказской Археографической Комиссии». В разное время А.П. Берже доставлены Императорской Академии Наук материалы по лингвистическим исследованиям, впервые предпринятые им по аварскому наречию, с этой целью совершил он, по поручению князя А.И. Барятинского, в 1860 г., путешествие в Дагестан и занимался в сел. Хунзах, под руководством Бин-Хитиноу-Мухаммед-Лачинилоу, бывшего учителя имама Шамиля в философии; затем им были представлены ценные материалы по языкам: чеченскому, осетинскому и удинскому и гуджиры (дарственные записи) Хопского, Мартвильского, Цаишского и других монастырей.


В тоже время, в сочинениях А. Берже, к слову, как и у некоторых других его предшественников, различного рода описания не лишены ошибочных суждений и даже ошибок. Так, в своей работе «Горные племена Кавказа» (1879) А. Берже приводит некоторое описание Дагестана и народов, населявших его, где несмотря на довольно точное географическое описание:


«Вообще, Дагестан, в переводе "страна гор", есть самая суровая и труднодоступная часть Кавказа. Занимая площадь в 519 квадратных миль, он весь покрыт сплошною сетью хребтов, которые, то сплетаясь, то разбегаясь по всем направлениям, придают ему тот дикий и суровый характер, который трудно встретить в какой-либо другой стране… Критический разбор этих и множества подобных гипотез завлек бы нас слишком далеко за пределы настоящего очерка, а потому скажем коротко, что в те отдаленные времена, когда Закавказье делилось на Колхиду, Иверию и Албанию, а частью входило в состав Великой Армении, Северный Кавказ был известен под именем Азиатской Сарматии (Sarmatia Asiatika), заключавшей в себе, кроме земель, занятых черкесскими племенами, и Дагестана, и все русские провинции между Доном и Волгой, а равно западные части царств Астраханского и Казанского. Вся эта страна была знакома древним только в южных ее частях. Население ее, известное под общим именем сарматов, дробилось на многие мелкие племена: зихов, живших на понтийском берегу, кекетров, мради (mradi), bosporani, на Босфоре Киммерийском и нынешнем Таманском полуострове. Ближе к берегу Каспийского моря жили: по реке Куме -- udini, по Тереку -- aondae, на Сулаке -- isondae; внутри страны diduri (дидойцы), к западу от них metibi, еще далее conapseni, затем к востоку tuski, нынешние тушины, и пр. В какой родственной связи исчисленные народности состояли к нынешним горцам -- определить трудно и предоставляется будущим исследованиям. Нам же остается обратиться к этнографической и бытовой стороне горцев, придерживаясь программы настоящего издания. Предмет наш в данном случае составит собственно мусульманское население, то есть племена черкесские, абхазские, чеченские и лезгинские, так как о племенах христианских, как равно о кумыках и ногайцах, будет сказано в своем месте».


допускает и распространённое в его время грубейшее обобщение народов Дагестана, приравнивая к собственно к южнодагестанским лезгинам (лезгинским народам) — остальные народы Дагестана:


«Наконец, Дагестан, под именем которого известно пространство, заключающееся в прямолинейном треугольнике, которого стороны составляют хребты Главный Кавказский и отходящий от него от горы Барбало (в Тушетии) Андийский и берег Каспийского моря, -- заселен лезгинами. Горцев никогда никто не считал, почему и точных статистических сведений о них не существовало. По приблизительному же определению, до выселения значительной части населения гор в Турцию, считалось черкесов 300000 душ, убыхов 25000 душ, абхазского племени 150000 душ, сванетов 10000 душ, осетин 28000 душ, чеченцев 120000 душ, тушин, пшавов и хевсуров 12000 душ, лезгин 450000 душ, всего 1095000 душ. А с ногайцами, кумыками и балкарцами, которых считалось 45000, общая цифра составляла 1140000 душ».


Касаясь вопроса распространения христианства в регионе А. Берже практически не упоминает о распространении христианства у южнодагестанских народов в период существования такого государственного образования как Кавказская Албания:


«О том, насколько вообще и до каких пределов христианство распространилось впоследствии, лучше всего свидетельствуют развалины и остатки древних церквей, которые попадаются во всех почти ущельях от Черного моря до Военно-Грузинской дороги и далее на восток в нагорной Чечне. …Менее всего следы христианства встречаются в Дагестане. И понятно. Большая часть населения этой страны, разместившись по диким и недоступным ущельям и трущобам, вела жизнь вполне изолированную и находилась всегда вне всякого влияния на него мировых событий. Мне известна во внутреннем Дагестане только одна церковь, да и она, судя по архитектуре, принадлежит к позднейшей эпохе. Она лежит в 25 верстах от Хунзаха, на левом берегу Аварского Койсу, в тесном ущелье Гатани-кал ("церковное ущелье"), близ небольшого ручья. Теснота ущелья, приютившего в себе церковь, и скудость окружающей природы заставляют думать, что церковь не имела особого прихода, но что сюда стекались из других мест на богомолье…».


Касаясь внутриполитического деления Дагестана и его правителей Адольф Берже делит Дагестан на семь владений и 43 вольных общества:


«Там еще в 1859 году считалось семь владений и 43 вольных общества… Из владетелей Дагестана древнейшими и сильнейшими со времени учреждения в этом крае власти арабов были шамхалы тарковские, называвшиеся также валиями. Владения их лежали большею частью на равнине. Главная резиденция шамхалов была в Тарку, древнем Семендере, некогда принадлежавшем хазарам… Южной границей шамхальство прикасалось к Кайтагу, который до 1820 года составлял особое владение под управлением уцмиев (от арабского слова "усми", то есть именитый), считавшихся по своему значению и влиянию в Дагестане вторыми после шамхала… В смежности с Кайтагом находится бывшее Кюринское ханство, которое до 1839 года было соединено с ханством Казикумухским под управлением одного лица из рода казикумухских ханов. Последним кюринским владетелем был Юсуф-хан, сложивший с себя это звание в 1864 году, а казикумухским – Агалар-бек, скончавшийся в 1858 году. К северу от Кюринского ханства лежит Табасарань. Она разделялась на северную и южную. Первою управляли кадии, а последнею майсумы, -- достоинство, установленное арабскими завоевателями в VIII веке и уничтоженное в 1828 году. Последним кадием был Эльдар-бек, а правителем южной Табасарани -- Ахмед-хан. Они оба сложили с себя свои звания в 1866 году, получив взамен пенсии и достаточные к их обеспечению участки земли. К югу от шамхальства Тарковского лежало ханство Мехтулинское. Оно образовалось в XVIII столетии и имело своих владетелей, состоявших в близких родственных связях с домом аварских ханов. В 1867 году полковник Решид-хан добровольно сложил с себя звание владетеля, удовольствовавшись сохранением титула хана, удержанием за собою лично ему принадлежащих недвижимых имений и ежегодным содержанием в 5 тысяч рублей. Кроме исчисленных владений в прикаспийской части Дагестана было еще ханство Дербентское и Кубинское, но оно, после измены и бегства Шейх-Али-хана, поступило в 1806 году, за исключением города Дербента, в управление шамхала тарковского Мехти, в награду постоянной преданности его России. В самом средоточии Дагестана находилось бывшее ханство Аварское с главным селением Хунзах».


В данном описании, ханство Кубинское и Дербентское, вместе со всем его населением, является частью Исторического Южного Дагестана.

«Там аулы расположены в глубоких ущельях или на уступах гор и состоят из каменных домов в два этажа, с земляною крышею и балконом с навесом; в нижнем этаже помещается скот, верхний предназначен для жилья. Занятие лезгинских аулов представляло всегда большие затруднения для осаждающих. В пище горцы умеренны и способны на всякие лишения; особенно они редко и мало едят во время походов и передвижений. Обыкновенная пища их: пшеничная похлебка, баранина, молоко, сыр, кукуруза, густо сваренная просяная каша (паста у черкесов), хинкал, род лапши (у лезгин), чуреки, буза или брага. Костюм горца прост, без всяких затей. Он состоит из бешмета или архалука, черкески, ноговиц, чевяк (у чеченцев чирики, род башмаков без подошв), бурки и папахи (у черкесов обшивается галуном) с башлыком, напоминающим фригийскую шапку, как мы ее встречаем на этрусских вазах древней Пантикапеи. Лезгины носят зимою тулупы с огромными воротниками, обращенными мехом наружу. Что касается женского костюма, то в нем не преобладает то однообразие, которое встречается в мужском… Лезгинки также носят длинную нанковую или ситцевую рубашку и из той же материи шаровары, а сверху надевают архалук или бешмет с открытою грудью и прорехами на обоих боках. Зимою женщины носят тулупы. Обувь их та же, что у мужчин».


Касаясь языков, распространённых в Дагестане, а также степени их родства, А. Берже подчёркивает, что «особенным богатством языков и наречий отличается Дагестан. Случается, что там какое-нибудь незначительное селение, как, например, Инух в Дидойском обществе, состоящее из нескольких домов, говорит на языке, совершенно непонятном для населения соседних с ним аулов».


«… племена черкесские, абхазские, чеченские и лезгинские говорят на языках, не имеющих между собою ни малейшего сходства… В отношении чеченского и абхазского сделано несравненно более благодаря трудам профессора Шифнера и в особенности покойного П.К. Услара, исследовавшего также в Дагестане одно из даргинских наречий, известное под именем хюркилинского, и языки аварский, казикумухский (лакский), кюринский и табасаранский, то есть языки, на которых говорит все лезгинское население».


В своей другой работе под названием «Выселение горцев с Кавказа» (1880) Альфред Берже подчёркивает враждебное отношение горцев к колониальной администрации Российской Империи:


«Дагестан уже находится в ином положении. Исконно воинственное и фанатическое население его ненавидит нас, может быть, более чем кто-нибудь. Скудная, суровая природа страны подает мало надежды на развитие материального быта населения и смягчение нравов его. Но эта же природа и сложившийся под ее влиянием быт народа облегчает нам управление этим краем и удерживает его в повиновении. Она приучила дагестанцев к труду… По всем этим причинам, никак не рассчитывая на преданность нам дагестанского народонаселения, мы можем, по крайней мере, надеяться, что без важных побудительных причин, без видимых вероятностей успеха, восстания в Дагестане не произойдет».


В Главе IX. «Дагестан. — Война наша с лезгинами. — Выселение горцев в Турцию и противопоставляемые ему затруднения. — Политика князя Барятинского. 1859-1873 гг.», Альфред Берже описывая политическую географию Дагестана пишет:


«За Андийским хребтом, составляющим южную границу Чечни, лежит Дагестан, примыкающий восточною стороною к Каспийскому морю, а на юге и западе замыкающийся Главным Кавказским хребтом. Площадь его, имеющая вид прямолинейного треугольника, занимает пространство в 519 кв. миль или 23 113 кв. верст. Это самая дикая, суровая и неприступная часть Кавказа. Среди почти полумиллионного ее населения, известного под именем лезгин, с давних времен образовалось множество обществ (Анди, Салатау, Гумбет и др.), союзов (Даргинский, Анкратльский, Ункратльский) и даже владений (Авария, ханства Казикумухское, Кюринское, Мехтулинекое, Кубинское и Дербентское, шахмальство Тарковское, уцмийство Кайтагское и маасумство Табасаранское), перенесшие свои названия на самих горцев, которых начали называть аварцами, даргинцами, казикумухами (или лаками), кюринцами и т. д.».


Касаясь лезгин повторно допуская распространённое в его пору обобщение:


«Лезгины, сохранив в общественном устройстве первобытные формы, отличались воинственностью и любили независимость, а если в былое время подпадали под иноплеменное владычество, то только благодаря раздробленности на множество мелких племен, весьма редко сливавшихся в одну сплоченную общими интересами массу… С водворением же нашим в Грузии, при Георгии XII, война с лезгинами почти не прекращалась, и только А.П. Ермолову, наводившему ужас своими экспедициями, удалось смирить горцев и удержать их в повиновении. При ближайших же его преемниках, когда среди лезгин начал распространяться мюридизм, принявший скоро политический характер, Дагестан снова восстал, имея на этот раз во главе своего движения людей, столько же замечательных умом, сколько проникнутых фанатизмом и безграничным честолюбием…».


Анализ двух сочинений известного учёного-ориенталиста Альфреда Берже за 1879 и 1880 года показал, что несмотря на хорошую осведомлённость о географии и внутриполитическом делении (вольные общества и ханства) Дагестана (Анди, Салатау, Гумбет, «союзы»: Даргинский, Анкратльский, Ункратльский, «владения»: Авария, «ханства» Казикумухское, Кюринское, Мехтулинекое, Кубинское и Дербентское, шахмальство Тарковское, уцмийство Кайтагское и маасумство Табасаранское), и языкового многообразия:


«… перенесшие свои названия на самих горцев, которых начали называть аварцами, даргинцами, казикумухами (или лаками), кюринцами и т. д.»,


по неизвестной нам причине, А. Берже продолжает называть южнодагестанских лезгин «кюринцами» и «кубинцами», а под лезгинами подразумевает всё население Дагестана. При всём том, что А. Берже осведомлён о существовании всех крупных этносов в регионе и даже о существовании «хюркилинского наречия даргинского языка» (ныне «урахинский язык», один из языков даргинской языковой подгруппы):


«…П.К. Услара, исследовавшего также в Дагестане одно из даргинских наречий, известное под именем хюркилинского, и языки аварский, казикумухский (лакский), кюринский и табасаранский, то есть языки, на которых говорит все лезгинское население».


Кроме того, А. Берже также использует термин «дагестанцы» в отношении всех народов Дагестана.



Автор: ‘Али Албанви

На фото: Адольф Петрович Берже.


Литература

1. Берже Ад.П. Горные племена Кавказа (1879) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XTqX7, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.09.2021). — Яз. рус.

2. Берже Ад.П. Выселение горцев с Кавказа (1880) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XTqXK, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.09.2021). — Яз. рус.

3. Берже А.П.: биографическая справка (1911) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XTr7J, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.09.2021). — Яз. рус.

4. Михаил Семевский. Адольф Петрович Берже (1886) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/XTr6T, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.09.2021). — Яз. рус.


Рецензии