Краткий очерк истории Атлантиды. Часть 1

«История развития Земли показывает, что распределение суши и воды на ее поверхности постоянно меняется. Вследствие геологических изменений, происходящих в земной коре, постоянно наблюдаются поднятие  и опускание земных пластов, которые иногда более ярко выражены в одном месте, а иногда — в другом». (Ernst Haeckel, «History of Creation».)

«Если убрать из истории всю ложь, то это не значит, что останется только правда. В результате может вообще ничего не остаться». (Stanislaw Jerzy de Tusch-Letz)

ВВЕДЕНИЕ

История возвышения и гибели Атлантиды, сколь туманная, столь и поучительная, с античных времён волновала умы, лишая покоя и сна как пытливых исследователей, так и просто любознательных обывателей. Хотя, надо признать, что многие, очень даже многие обитатели нашей протянувшейся от европейских равнин до сурового тихоокеанского побережья Империи имеют весьма поверхностное, порой узкоспецифическое представление об этом предмете. У людей старшего возраста такое представление основано на остроумных сочинениях известного фантаста Александра Беляева, творившего во времена процветания тоталитарного советского режима и поражавшего граждан, занятых строительством прекрасного будущего, полётом научной мысли и благородством помыслов. Представители же молодой генерации, не ощутившие всем существом своим прелестей советского тоталитаризма, избавленные от этой напасти стараниями и мудростью своих родителей и старших братьев и сестёр, знакомы с сим чудным предметом по видеоряду из разных фильмов, в названии которых присутствует слово Атлантида. Бурный расцвет кинематографического творчества, продукты которого заменили в сознании широких народных масс скучные измышления педантов-историков и надоедливые нравоучения морализирующих философов, совпал как раз с формированием новой тоталитарной общности, которая, не имея ни внятной идеи, ни плана развития, позаимствовав из исторического багажа характерные черты феодальных отношений и рабовладения, пытается удержать в покорности распределённое по огромной территории народонаселение с помощью неумело извлечённых из старого пыльного сундука скреп и никогда не выходящей из употребления дубинки – излюбленного инструмента всякого опричника. С полной уверенностью можно утверждать, что ни тот, ни другой взгляд не имеет ничего общего с истинной историей величественной Атлантиды.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС

Большинство общеизвестных сведений об Атлантиде  содержатся в «Тимее» и «Критии», либо так или иначе связаны с этими текстами Платона, вопрос о достоверности которых многими здравомыслящими гуманитарными исследователями воспринимается в качестве краеугольного камня атлантической проблемы. «Стоит ли верить Платону?» - вопрошает выдающийся советский и российский антиковед и филолог-классик, внучка последнего директора издательства Брокгауз & Ефрон Елена Рабинович из Санкт-Петербурга, предполагая при этом, что Платон руководствовался не совсем уж мошенническими мотивами, «но утопическим пафосом».

Коренной атлантический вопрос, коим задаются и вдумчивый интеллектуал, и любознательный дилетант, чрезвычайно прост по форме – а была ли на самом деле Атлантида? Ответ же не столь очевиден, и каждый человек, независимо от своего интеллектуального багажа и имущественного положения, становится рано или поздно перед необходимостью сделать решительный выбор: она либо была в реальности, либо её не было вовсе! И лишь немногие персонажи, с упорством стремящиеся к духовному комфорту, способны, подобно автору данного опуса, удовлетвориться утверждением, что Атлантида вполне могла бы существовать.

PRO et CONTRA

Попробуем, однако же, посмотреть со стороны, не ангажированным взглядом на аргументы и силлогизмы приверженцев противоположных мнений. Факт отсутствия Атлантиды в пространственно-временном континууме, выпавшем на нашу долю, казалось бы, является вполне очевидным: не существует каких-либо археологических подтверждений, материальных следов, артефактов, наконец, оставшихся от потомков Посейдона, коими являлись обитатели Атлантиды, претерпевшие великую катастрофу и столь бесславно потерявшие былое величие. Этот факт признаётся сторонниками обеих противоположных точек зрения, что убедительно доказывает мифологический характер всех многочисленных описаний жизненных коллизий древних атлантов. Железный аргумент, на первый взгляд, заставляющий не слишком искушённых в игре ума, жаждущих прямолинейных ответов и упорно идущих к своей мнимой или реальной цели людей отказаться от иллюзорной реальности, расширяющей узкие границы привычного микрокосма.

Что ж, действительно, материальных предметов, сотворённых обитателями поглощённого океаном острова-материка, не осталось. Или, точнее, у нас их нет. Мы их не нашли, что, вообще-то говоря, и не удивительно – ведь  Атлантида утонула за 9,5 тысяч лет до рождения Вечного Города!

Если считать истинным мнение о полном физическом отсутствии всех этих событий, связанных с возвышением потомков Посейдона, а затем с их стремительной и бесповоротной деградацией, завершившейся в конечном итоге гибелью в океанической пучине, то приходится признать, что Платон и его ученик и верный последователь Прокл, унаследовавший от своего учителя пост главы Академии, вводили в заблуждение античную общественность, весьма подробно описывая в своих текстах жизнь атлантов. И если относительно Прокла, являвшегося в изрядной степени администратором от науки, можно было ожидать самых разных поворотов мысли в зависимости от конъюнктурных соображений, то заподозрить самого Платона в откровенной лжи совершенно невозможно! Либо Платон искренне заблуждался, слепо доверившись ничем не подтверждённым россказням  египетских жрецов (какой с них спрос!), либо великий мудрец специально придумал историю с Атлантидой для иллюстрации своих взглядов  и теорий общественного развития. А это уже, согласитесь, не просто банальный обман.

А что, если великий философ не заблуждался и не сочинял? Ведь и жрецы из Египта, коим приписывается роль первоисточников, основывали свой рассказ об Атлантиде на древних иероглифах, неизвестно кем написанных, но, без сомнения, существовавших.

Независимо от того, была ли Атлантида гигантским островом, практически континентом, и являлись ли в самом деле погибшие в морских волнах воины потомками Посейдона, вполне правдоподобным выглядит утверждение шотландского учёного-оккультиста Льюиса Спенса (1874-1955), члена Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии, страстного и неутомимого исследователя Атлантиды, о том, что задолго до пришествия колебателя морей на атлантическое побережье земля эта была  заселена мигрирующими кроманьонцами, стремительно расширявшими ареал своего обитания, спасаясь от неблагоприятных условий существования и, главным образом, от преследований со стороны злобных неандертальских племён. Неоспоримым доказательством этого является само существование Ориньякской культуры, которая, «судя по всему, происходит оттуда» и, «как я уже сказал, явно указывает на предшествующее существование очень большой цивилизации на Атлантиде в определенное время — до конца эры плейстоцена» (Льюис Спенс. «Атлантида. История исчезнувшей цивилизации»).

Изрядную путаницу в головы любознательных читателей  привнесла констатация Платоном  того факта, что потоп в Атлантиде  приключился 9 тысяч лет назад, то есть так давно, что кроме египетских иероглифических артефактов никаких материальных свидетельств  этого ужасного происшествия, также, впрочем, как и следов самой цивилизации древних атлантов не сохранилось. Всё погрузилось в морские воды, и лишь предания древних жрецов, высеченные на шероховатой поверхности белого известняка, традиционного материала строителей египетских пирамид, сохранили скудные сведения о минувших атлантических делах.

Но не всё так однозначно и бесперспективно! Выход кроется в самом источнике информации – в египетских иероглифах, которые изображают девять тысячелетий как девять цветков лотоса, расположенных по окружности. Девять же столетий выглядят в иероглифическом письме как девять веревочных петель, замыкающихся в такой же окружности, что очень напоминает символическое изображение цветков лотоса. И ничего нет удивительного в том, что при прочтении этого каменного манускрипта, местами потёртого и растрескавшегося, ведь известняк это не гранит и, тем более, не базальт, подслеповатый немолодой жрец, современник Солона, перепутал веревочные петли с цветками лотоса. В результате атлантическая катастрофа отдалилась от многомудрого Платона на 9 тысячелетий. А ведь прошло-то совсем ничего, всего-то 9 веков! И материальных следов  того времени сохранилось великое множество, «чем хочешь ешь» (вольный перевод чудом сохранившегося фрагмента из XII книги Всеобщей истории Полибия - vos potest manducare cum ore tuo, et asinus tuus). И Атлантида была в этом случае расположена на Крите, да и потоп был не столь основательным. Просто в голову никому не приходило, что Крит это и есть древняя Атлантида. К тому же такой поворот нивелирует божественное происхождение могучих атлантов, являвшихся, как известно, потомками колебателя Посейдона, по могуществу своему почти равному олимпийскому громовержцу Зевсу, верховному повелителю богов.

СУАЗОРИИ и КОНТРОВЕРСИИ

Общеизвестная история Атлантиды содержит ряд противоречий, не всегда поддающихся простому и логическому объяснению. Это, безусловно, является яркой иллюстрацией упрямого факта, состоящего в том, что лезвие Оккама работает не всегда, оставляя в этом мире место для удивительных и не соответствующих примитивному пониманию вещей и явлений.

Если, как блестяще доказал в своей непревзойдённой книге ранее упоминавшийся энтузиаст атлантических исследований и интерпретаций Льюис Спенс, первыми обитателями Атлантиды  были мигранты-кроманьонцы, то каким, спрашивается, образом атланты  являются потомками Посейдона? Ведь во времена судьбоносного противостояния кроманьонцев и неандертальцев  не было не только грозного колебателя морских пучин, но и всего олимпийского пантеона! Но, делая поправку на путаницу, внесённую близорукими египетскими жрецами и принятую за чистую монету прямодушным Платоном, вычёркивая из истории 9000 лет, появившихся по ошибке, вполне резонно можно предположить, что Посейдон высадился на побережье Атлантиды где-то за три-четыре тысячи лет до Рождества Христова, когда у размножившихся кроманьонцев сложилось вполне соответствующее античным традициям общественное устройство, впоследствии  наглядно описанное Полибием в VI книге Всеобщей истории.

Морской колебатель Посейдон, отличающийся гневным нравом и повышенной возбудимостью, был проще и прямолинейнее своего обладающего олимпийским спокойствием царственного брата и не заморачивался на разнообразные ролевые игры – не притворялся лебедем, не оборачивался белым быком, не проливался золотым дождём. Действуя где силой, где подкупом, он упорно добивался своей цели. Высадившись в Атлантиде, он с помощью местной высокопоставленной смертной женщины быстро настрогал пять пар близнецов, которые распределились по островной территории и заняли руководящие позиции, пользуясь своим божественным происхождением.


Рецензии