Свет исчезнувшего маяка

На северной оконечности полуострова, вонзавшейся острой стрелой в бескрайнее море, некогда располагалась деревня, в которой когда-то жил я. В середине прошлого века её постигла незавидная учесть: море решило забрать себе то, что считало по праву своим. Мне повезло выжить в ту мрачную ночь, когда ураган и волны разорвали на части мой дом и ветхие коттеджи моих соседей, которых я знал лучше, чем себя самого. С тех пор я живу на континенте, однако не прошло и дня, чтобы я не вспоминал место, где появился на свет.

Сегодня по этой земле снова ступает нога человека, но никто не рискнул построить здесь дом или любое другое строение. И вот почему. Люди поговаривали, что мол место это с той самой ночи стало проклятым. Загорелая женщина, стоя у калитки порошей диким виноградом, рассказывала мне, как слышала звон, доносившийся с затопленного кладбища, видела сияющие тени, бродящие вдоль остовов домов, но самым удивительным был свет разрушенного маяка – якобы он заманивал рыбацкие судна на опасные участки скалы, где они погибали мучительной смертью. Трижды перекрестившись и помянув Бога, она заклинала меня никогда не приближаться к той самой деревни, даже не подозревая, что я был оттуда родом.

К её словам я отнесся скептически: дом, где я родился, не мог стать приютом для призраков и прочей чертовщины. В конце концов, я никогда не верил в подобную чушь и списал россказни женщины к местным суеверным байкам, какие любят травить рыбаки в пабе, когда выпьют лишнего. В любом случае, я решил посетить дом, где не был более тридцати лет.

Увидев развернувшуюся моему взору картину, у меня защемило в груди: в районе старого маяка можно было увидеть очертания улиц и остовы домов. На покосившихся памятниках и гранитных крестах кладбища нашли себе приют ракушки, засохшие водоросли и мох. С ветки дряхлого дерева сорвалась чайка и её крик эхом разнесся над царившей в воздухе тишиной. Я нашел руины своего собственного дома, где не сохранилось ничего, кроме низкой каменной стены и камина, который уцелел каким-то чудом. Усевшись на мягкой траве у порога, я облокотился на стену и устремил свой взор куда-то за горизонт, придавшись воспоминаниям о том, когда здесь все было по-другому.

Должно быть, я задремал, потому что, когда очнулся, была глубокая ночь. Ярко светила луна и звезды мерцали своим холодным, далеким светом. Старик в вязанном свитере, потертой кепке и трубкой во рту, сидевший рядом со мной, произнес:

– Мы ждали тебя.

От неожиданности я закричал так громко, как только смог. Передо мной сидел смотритель маяка, который погиб во время наводнения. Его лицо ничуть не изменилось с того времени, как я его помнил. Он продолжил:

– Не кричи, а слушай внимательно: ты ведь знаешь, что во время шторма погибло пятьдесят четыре человека. Их тела так и не нашли: их навсегда забрало себе море, а вот здесь – он обвел трубкой пространство вокруг, – поселилось некое зло, которое не дает душам покинуть это место и отправиться на небеса. Каждый вечер зажигается свет маяка, и все выстраиваются здесь, чтобы по нему пойти к лунной дороге, а оттуда – в царство вечной жизни. Но проблема в том, что зло мешает и свет маяка никогда не добивает до нужного места, там, где луна встречается с морем. Ты должен пойти за монахом-настоятелем, который живет в монастыре на холме. Он должен прочитать здесь несколько сильных молитв, закурить ладан и окропить землю святой водой. Только тогда все души, обитающие тут, обретут покой.

– Но почему я? – Еле удалось произнести мне, сдерживая зубную дрожь.

– Ты единственный, кто появился здесь за столь долгое время, к тому же тут остался твой родной дом. Разве ты не хочешь помочь всем нам? Ну же, не трусь, а действуй. И как можно скорее.

Проснувшись ранним утром у своего дома, я посчитал, что просто увидел дурной сон. Однако чувство, что за мной кто-то следит, не покидало меня, пока я не покинул затопленную деревню. Купив билет на ближайший автобус, я уже хотел отправиться в путь, как вдруг заприметил тот самый монастырь на холме. Внутреннее чувство подсказывало мне, что я должен отправиться туда и рассказать обо всем настоятелю. Был ли это голос внутри меня или кто-то шепнул на ухо, что нужно так поступить?

Настоятель выслушал мою историю со всей серьезностью, присущей человеку его статуса и сана. Мы немедленно выдвинулись к деревне, где он провел необходимый ритуал: прочитал молитвы, закурил ладан, окропил святой водой кладбище, старый маяк и остовы домов – все, какие удалось обнаружить. Я остался здесь на вторую ночь, чтобы убедить себя в том, что все это было не более чем иллюзией, сном, видением или временным помутнением головы…

Этой ночью я проснулся от шума, который доносился со стороны улицы. Десятки людей в нарядных костюмах пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах. Из общего водоворота веселья вышел смотритель маяка и подошел ко мне.

– Ты все сделал правильно, – сказал он, пыхтя своей трубкой, – этой ночью свет маяка сольется с лунной дорожкой, и мы все отправимся на покой. Как долго я этого ждал.

В этот момент веселье затихло. Яркий луч маяка стал таким же белым, как и свет луны – теперь они образовали единое целое, нечто вроде моста, который уходил далеко за линию горизонта этого мира. А может быть и еще дальше.

Смотритель пожал мне руку и тепло обнял, а потом отправился к остальным, медленно растворяясь в ночной темноте. Душа моего погибшего отца наконец-то обрела свой покой.


Рецензии