Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне

     Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1514-1515 гг. Лувр, Париж

     Сегодня мы посмотрим один из лучших портретов Рафаэля, на котором изображён его близкий друг Бальдассаре Кастильоне.(1478 - 1529).
    
       Этот умный сосредоточенный взгляд многое расскажет нам об этом замечательном человеке ,гуманисте и писателе, чье имя в Италии начала XVI века было синонимом обаяния, эрудиции, взыскательного художественного вкуса.

     Он был приятным в общении человеком. В отличие от многих других художников, замкнутость никогда ему не была свойственна. Открытая душа. Доброе сердце. Не удивительно, что у него было много друзей.
Одного из них он и изобразил на портрете. С Бальдассаре Кастильоне художник родился и вырос в одном городе Урбино. Вновь они встретились в Риме в 1512 году. Кастильоне прибыл туда в качестве посла герцога Урбинского в Риме (в то время почти каждый город был отдельным государством: Урбино, Рим, Флоренция).

         С 1661 года портрет находится в коллекции Лувра и сейчас занимает одно из самых видных мест в музее. Он расположен в одном из центральных залов и висит напротив "Моны Лизы" Леонардо да Винчи. "Шедевр Рафаэля – луврский портрет графа Кастильоне, - пишет Алпатов – После мучительной загадочности Джоконды глаз отдыхает перед портретом Рафаэля, открытым взору каждого и вместе с тем возвышенно прекрасным".

      Бальдассарре Кастильоне был автором знаменитого трактата "Придворный" ("Кортеджиано") и близким другом Рафаэля. Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт. Его образ отличался среди многих ярких деятелей итальянского Возрождения не своими желаниями, необузданными страстями, гениальными способностями, а цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, согласием между собственным пониманием окружающего мира и той действительностью, в которой он жил.


           Такая личность сама по себе органично подходила к представлениям художника об идеальном человеке. Поэтому так естественно, что мастерство живописца, его колористический дар непринужденно соединялись на полотне с внутренней характеристикой модели.
Граф-гуманист Кастильоне изображен в зрелом возрасте. На портрете на нем тяжелые одежды и модная шляпа, прикрывающая зарождающуюся лысину. Одежда преимущественно темного цвета: таков был и вкус самого Кастильоне (из трех основных здесь тонов - черного, серого и белого - Рафаэль создает исключительно богатую красочную гамму). Его лицо спокойно и приветливо, взгляд умный и одухотворенный.

          В лице Кастильоне - понимание мира и людей. Приветливость неуловимо соединена с легкой грустью и раздумьем... Перед нами человек и очарованный бытием, и бытие с сожалением проницающий. Есть в нем что-то от мудреца, от ведуна, от доброго мага...

         Взгляд Кастильоне спокойно обращен к зрителям. Может даже показаться, что в нем заметны некоторая вялость и застылость, но это ощущение тут же проходит, когда видишь тонкие, как бы до мельчайших деталей отточенные черты лица, которые могут быть присущи только деятельному и достаточно энергичному человеку.

         Он был истинным дипломатом. Спокойный, рассудительный. Никогда не повышал голос. Не даром Рафаэль изображает его в серо-черном. Это мудрые цвета, которые остаются нейтральными в мире, где соперничают яркие краски. Таким и был Кастильоне. Он был умелым посредником между противоположностями.

       Кастильоне не любил внешний блеск. Поэтому его одежда благородная, но не броская. Никаких лишних деталей. Никакого шёлка и атласа. Лишь маленькое пёрышко в берете.

         В своей книге «О придворном» Кастильоне пишет о том, что главное для благородного человека — мера во всем. «Человек должен держаться немного скромнее, чем позволяет его социальное положение».


Рецензии