По закоулкам памяти

Прошло уже почти двадцать лет с того момента, когда я первый раз посетил Швецию. После неё было много других мест и эта страна не была той, о которой я часто вспоминаю. Но вчера со мной произошло нечто необъяснимое, что позволило мне снова туда вернуться и прожить те два с небольшим месяца заново и всё это не выходя из своей квартиры.

Вечером перед сном я решил посмотреть какой-нибудь интересный фильм и нажимая кнопку пульта переключал по каналам. Наткнулся на один из моих любимых фильмов «Области тьмы», который уже практически заканчивался. Но я остановил свой выбор на этом канале, дослушал последний диалог Брэдли Купера с Робертом де Ниро, где его герой пытался склонить «к сотрудничеству» будущего сенатора.  Затем был обед Эдди с его любимой девушкой в одном из восточных ресторанов, где он сделал заказ на чистом японском языке, тем самым удивив её в очередной раз…

Я улыбнулся, испытав положительные эмоции и этих последних минут просмотра было достаточно, чтобы восстановить в памяти весь фильм от начала до конца и вспомнить все свои впечатления и эмоции, когда я его посмотрел впервые. Фильм был завершен, пошли титры. Это означало, что уже через пару минут начнется какой-нибудь новый, а у меня в мыслях промелькнуло: «интересная штука – память, одного небольшого кусочка воспоминания достаточно для того, чтобы восстановить по крупицам картину целиком».

Я налил себе чашку горячего чая и прилег на диван.

Следующим фильмом в программе канала был «Быть Астрид Линдгрен». Фильм о пути, который прошла девочка из маленького шведского городка Виммербю к тому, чтобы впоследствии стать той самой Астрид Линдгрен, детской писательницей, которая подарила нам «Малыша и Карлсона», «Пеппи Длинныйчулок», «Эмиля из Лённеберги» и многие другие книги.

Фильм был дублирован на русский язык, но время от времени я слышал оригинальный, на котором разговаривали его герои – шведский. Я довольно хорошо разговариваю по-норвежски, а норвежский и шведский языки во многом схожи и поэтому я слышал некоторые знакомые слова на шведском и мысленно пытался переводить о чем разговаривают герои, это было достаточно сложно, но тем не менее я иногда идеально «попадал» в текст, убеждаясь в своих неплохих способностях, когда через мгновенье слышал голос переводчика.

По ходу просмотра фильма я то и дело обрывками вспоминал некоторые моменты из того времени, когда я был в Швеции. Я вспомнил, как я посещал музей Астрид Линдгрен в Стокгольме, где живые люди в костюмах героев её детских рассказов развлекали всех, кто пришел. Внутри здания были воссозданы сказочные события из её  рассказов и сказок, там же я мог видеть разные предметы быта Линдгрен из её детства, и вспомнил бронзовый памятник ей самой на лужайке перед музеем, где она уже совсем немолодой женщиной сидела с книжкой в руках.

«Юнибакен» – ни с того ни с сего сказал я вслух одно слово. Спавший до этого Марс, мой чёрный красавчик-кот, приоткрыл глаза и поднял уши. Я сам не понял, что это за слово и почему оно у меня именно сейчас вырвалось. Я не знал его значения, это не было повтором чего-то, что я услышал по ходу фильма, это слово не было мне совсем знакомо.

«Юнибаккен» - уже со шведским акцентом произнес я ещё раз обращаясь к  Марсу. Он глянул на меня, не понимая с какой целью я его разбудил, потом снова устроился поудобнее на одеяле, закрыл глаза и уснул.

А я продолжил с интересом смотреть фильм-биографию о жизни девочки-подростка Астрид и происходивших изменениях в её жизни. По течению фильма приходило понимание, почему её детские рассказы так хороши,  и как она, шаг за шагом, шла к тому, чтобы они были именно такими, какими мы их знаем. Не могу назвать фильм замечательным, вы сами можете его посмотреть и самостоятельно дать ему оценку, но меня он зацепил. Зацепил возможно потому, что это имеет какое-то косвенное отношение к моей жизни, к эмоциям, которые я в своё время испытал, к событиям которые у меня связаны с моим пребыванием в Швеции и этот фильм стал отправной точкой к дальнейшему опыту, о котором вы сейчас услышите.

Фильм закончился, время было уже около 2-х часов ночи, я выключил телевизор и устроившись поудобнее на своём диване медленно стал погружаться в сон.
Мне стали реже сниться сны в последнее время, наверное потому, что мой режим изменился и я стал спать более чутко. Иногда приходится несколько раз за ночь пробуждаться на 3-4 минуты, а потом снова засыпать. Это связано со спецификой моей новой работы, где я должен периодически проявлять активность и днем и ночью без временнЫх ограничений. Но я заметил, что это имеет и ряд плюсов, которыми мне уже несколько раз удалось воспользоваться в своих интересах. Дело в том, что между тем, как человек ещё бодрствует и засыпает, есть пограничное состояние между сознательным и бессознательным. Ведь недостаточно лишь закрыв глаза взять и сразу же уснуть. Мы ещё некоторое время лежим, возможно вспоминаем то, что произошло с нами за прошедший день, строим планы на завтрашний, ведя внутренний диалог сами с собой. Он может быть и позитивным, когда мы вспоминаем что-то хорошее и негативный, когда мысли о проблемах могут привести к бессоннице. У кого-то засыпание происходит быстро, у кого-то дольше, а потом раз, и нам уже снятся сны, а могут и не сниться, а мы просто просыпаемся утром от звука будильника, начиная свой новый день. Всё это очень индивидуально. Но немногие могут запомнить тот самый момент, когда именно они провалились в сон, то есть в состояние, когда ты уже не контролируешь происходящее.

- Юнибаккен – услышал я откуда-то приятный женский голос. Юнибаккен, отчетливо услышал я ещё раз.

- Что такое Юнибаккен? - мысленно задал вопрос я сам себе и тут же услышал на него ответ всё тем же голосом…

- Скоро ты всё узнаешь, возможности твоей памяти уникальны и если ты произнес это слово, значит сделал ты это не случайно. Это слово всегда находилось в твоей голове, никуда не исчезало и никогда не исчезнет, как и все другие слова, которые ты когда-либо произносил и которые тебе только предстоит произнести.

- Это как?

- Всё поймёшь, всему своё время, как вы любите говорить. Согласен, что это как-то связано со Швецией?

- Ну, да, похоже на шведское слово, только я совсем не знаю, что оно значит.

- А что ты знаешь о Швеции?

- Что я знаю о Швеции? Ну, северная страна, Скандинавия, Стокгольм, Гётеборг, викинги, ледовое побоище, биатлон, Абба, Вольво.

- Хорошо, услышал я чуть похохатывающий голос, сосредоточься. А что ты помнишь о Швеции?

Я сделал глубокий вдох…и медленно начал выдыхать набранный в лёгкие воздух. В этот момент я почувствовал, как холодный пронизывающий ветер с запахом моря резко ударил мне в лицо. От неожиданности я вздрогнул и открыл глаза, я даже успел легко вспотеть и сердце начало биться очень быстро, по всему телу пробежал холодок. Я понял, что это был не совсем сон, нет, я ещё не успел заснуть и сознание не покидало меня, но я чувствовал, что я находился где-то на границе сознательного и бессознательного, а  ощущения были реальными. Морской аромат, всё ещё висевший в воздухе стал постепенно улетучиваться, а нос и щёки, которые ещё мгновенье назад были холодными от ветра, возвращались к своей естественной температуре.

  Я привстал и принял сидячее положение скрестив ноги. Получилось подобие позы, в которых часто можно видеть буддийских монахов в своих медитациях. Настенные часы, на которые я посмотрел беглым взглядом, показывали 02:42. Я снова закрыл глаза, биение сердца  постепенно замедлилось, дыхание стало ровным и едва заметным. Тело полностью расслаблено, разум спокоен и освобожден от всего лишнего. Я чувствую как прохладный вдыхаемый воздух медленно движется внутри меня, наполняя кислородом клетки организма, немного нагревается, и с выдохом уносит всё моё беспокойство. Я слышу, как пульсирующими толчками кровь перемещается по венам и артериям…

- Давно я никуда не выезжал. Пора бы уже. Раньше чаще получалось и минимум два раза в год я летал куда-нибудь за границу. А теперь все границы закрыты, самолеты не летают, новый вирус изменил планы многих людей и неизвестно когда мы сможем вернуться к прежней нормальной жизни. Семьи вынуждены сидеть в четырех стенах, многие потеряют работу, станут озлобленными, а это нанесет гораздо больший вред, чем сам вирус. Но я верю, что скоро всё будет хорошо и снова пересекая границы разных стран мы сможем, как и прежде, познавать новые культуры, традиции, пробовать экзотические блюда, узнавать что-то новое и посещать неизведанные ранее места.

– Я думаю ты уже готов к новому заграничному путешествию, услышал я всё тот же женский голос, и для того, чтобы его совершить не нужен ни загранпаспорт, ни виза.  Помнишь мой последний вопрос? Что ты помнишь о Швеции?

Что-то заставило меня снова сделать глубокий вдох и…

Сегодня понедельник 10 сентября 2001 года. Мне 22 года. Ещё 5 дней назад на моей прежней работе мне устроили шикарные проводы, с накрытым столом, напитками и закусками, говорили о том, насколько я был ценным сотрудником и что без меня будет тяжело, желали удачи в жизни, которую мне захотелось вот так вот кардинально поменять, вспоминали интересные и смешные моменты, которые со мной случались в рабочее время. А сейчас я стою на палубе огромного красавца-парома, вмещающего около 3 тысяч пассажиров и 400 автомобилей, на борту которого большими красными буквами название: VIKING LINE. Мы находимся на нём уже около 9 часов. Утренний, пронизывающий холодный ветер дует мне в лицо, осталось совсем немного времени и мы причалим в порту Стокгольма. Время около 6 утра, светает, я чувствую приятный запах моря. Рядом со мной Дима, мой брат. Мы так давно этого ждали и просто молча стояли, осматривая то и дело появляющиеся новые маленькие и большие безлюдные острова мимо которых, наш капитан медленно и умело вёл наш лайнер к конечной цели своего маршрута. Я немного отдохнул после непрерывных переездов. Они начались с того, что мы совершили почти 24-часовой переезд на автобусе из Волгодонска сначала в Москву, затем на «Ласточке» до Санкт-Петербурга, потом снова сели в автобус, пересекли на нём границу России и Финляндии и сделали несколько остановок с осмотром достопримечательностей Хельсинки. И вот, мы, поспав несколько часов в каюте этого громадного многопалубного парома, со всей инфраструктурой на борту, глотнувшие свободы, в прекрасном настроении, совершаем последний этап своего путешествия.

Вчера Финляндия очень сильно впечатлила меня своей красотой, а я читал, что Швеция намного лучше. Я уже предвкушаю тот момент, когда сойду на берег и увижу всё своими глазами и совершенно не сомневаюсь в этом. Я уже люблю её всем сердцем. У каждого из нас большая сумка с вещами и съедобными припасами, которых должно хватить на первое время, до того как мы обустроимся, найдем работу и начнем зарабатывать приличные деньги.  Каждый из нас также взял с собой разрешенный 1л алкоголя и блок сигарет, нам сказали, что здесь они стоят очень дорого и если мы продадим это, то сможем практически вернуть деньги за поездку.
И вот, издав протяжный низкий гудок наш лайнер причалил к берегу.
Люди постепенно начали покидать свои места и по трапам сходить на берег , большие грузовики, легковые автомобили и туристические автобусы также выезжали очень организованно, освобождая паром.

На бумаге, полученной вчера от гида было написано где нас будет ожидать автобус, на котором мы продолжим своё путешествие по Стокгольмским достопримечательностям. На парковке уже стояли и ожидали своих туристов несколько десятков автобусов, нам не составило труда найти наш, мы сложили свои сумки в багажное отделение, снова заняли свои комфортные места и он тронулся с места.

Раздался голос гида:

- Ну что, отдохнули, выспались? Всем доброе утро! Сегодня вас ждет очень насыщенный на события день. Вы увидите, как живут современные шведы. Мы посетим некоторые музеи, которые расскажут вам о истории Швеции, вы погуляете по узким старинным улицам в Гамла Стан, который когда-то был отдельным городом, мы посетим королевский дворец, где по сей день живет Король Швеции, которого зовут Карл Густав Шестнадцатый. А может быть даже и увидим его своими глазами, он очень любит гулять с семьёй по парку, прилегающему к дворцу. Так что внимательно смотрите по сторонам, их невозможно отличить от простых граждан, и хоть это и королевская семья, но носят они обычную одежду и не склонны использовать охрану, как это происходит у наших руководителей. Хотя может быть и начнут более серьезно относиться к безопасности после…Буквально несколько дней назад произошло, так скажем, покушение на короля. Он посещал птичий заповедник в одном из южных городов и какой-то молодой человек кинул ему в лицо тортом. Это показывали по местному телевидению. Парня задержали, его мотивы не известны. Король был удивлён и ошарашен произошедшим, такое с ним было впервые, но он рассмеялся в ответ на всё произошедшее и даже успел пообщаться с молодым террористом. Кстати, король в скором времени собирается совершить официальный визит в Россию и встретиться с нашим президентом Путиным, к этому визиту уже идет подготовка.

Друзья, сейчас мы с вами находимся на острове Сёдермальм, это один из самых больших островов Стокгольма и одновременно район города. Он имеет, как вы уже видели, достаточно скалистую береговую линию, благодаря этому здесь расположены несколько смотровых площадок, с которых открываются отличные виды на город. До 17-го века остров был сельскохозяйственным районом, однако позднее он начал активно застраиваться. Старый город уже не мог разместить у себя всех желающих и на Сёдермальм стали строить дома для рабочих. Первая наша остановка будет уже через несколько минут, мы посетим Церковь Софии. Чем она примечательна? Она была построена не так давно, всего каких-то сто с небольшим лет назад и является одной из самых крупных в Стокгольме. Названа в честь шведской Королевы Софии, находится на большом холме, высота которого 46 метров, его ещё называют Белой горой и из-за своего местоположения эту церковь можно увидеть с расстояния нескольких километров с разных частей города. Изначально она планировалась, как гигантский ориентир для мореплавателей.
 
Девушка-гид продолжила свой интересный рассказ, а я направив свой взгляд в окно с восхищением разглядывал красоты шведской столицы. Автобус двигался по идеально ровной дороге, не было слышно ни шума двигателя ни колёс, мимо мелькали дома, магазинчики с вывесками на непонятном мне языке, на обочинах стояли чистенькие, как будто только что вымытые автомобили, местные спешили на работу, чистота, красота. Архитектура напомнила мне Санкт-Петербург, в котором я впервые проездом был 2 дня назад, но дождливая погода и промозглый ветер  в тот день немного испортили мне впечатление о нём, а здесь, как не странно, было солнечно и тепло, совсем не типично для этого времени года.

(Ну почему у нас не может быть так же как здесь? Почему у нас вечно грязь на дорогах, покрытых буграми и выбоинами, неухоженные дома, некоторым и 50 лет то даже нет.)

- Ну вот, мы уже на месте, вернула меня из моих мыслей девушка-гид.

Автобус остановился, все начали потихоньку выходить из него. Мы с братом вышли в числе последних. Перед нами величественно возвышалось каменное здание с небольшими башнями по сторонам, а на шпиле самой большой и высокой был установлен крест. Я ощутил себя, перенесенным на несколько веков назад, так он был похож на какой-то средневековый замок и если бы не молодежь, в современной и яркой одежде сидящая то тут, то там на лужайке перед ним, то я бы ещё долго не вышел из этого состояния.

- Очень жаль, но сегодня нам не получится войти внутрь, церковь открывается для посетителей только в 11 часов, но вы можете сейчас самостоятельно погулять в парке перед ней, вон там есть смотровая площадка, откуда вы можете посмотреть на город с необычного ракурса. Но я бы рекомендовала вам вернуться сюда, чтобы побывать внутри. Здесь невероятная акустика и люди с музыкальным слухом, могут без преувеличения сказать, что это лучшее место-наслаждение для ушей во всём Стокгольме. Собираемся на этом же месте через полчаса, чтобы поехать дальше, не опаздывайте.

Времени было немного, мы прошлись по аллее, дугой окружающей церковь, чтобы разглядеть её со всех сторон, спустились вниз и по узким тропинкам побродили по парку прилегающему к ней, а потом присев на аккуратную скамеечку немного обсудили то, как уже вечером мы отделимся от группы туристов, чтобы не ехать обратно в порт для возвращения домой.
 
- Сейчас мы с вами едем ещё в одно место, с которого открывается шикарнейший вид на город. Мы, не покидая острова Сёдермальм, побываем на набережной откуда можно увидеть и Стокгольмскую ратушу из красного кирпича по левой стороне от вас, которая находится на соседнем острове Кунгсхолмен и Церковь Риддархольмена, высокий шпиль которой, вы увидите по правую сторону, она находится в районе Гамла Стан, куда мы с вами позже тоже поедем.  Я немного расскажу о каждом из этих объектов. Что касается Ратуши, то там в наше время проходят заседания городских властей, проводятся важные политические переговоры. В одном из залов ежегодно проходит банкет по случаю вручения Нобелевских премий. Ратуша является одним из символов Стокгольма. 14 лет прошло от первоначальной идеи до воплощения в жизнь этого грандиозного проекта. Его архитектором является Рагнар Эстберг, который в 1923 году завершил строительство. На башне, высота которой 106 метров, находятся 9 колоколов, самый большой из них весит 3 тонны, он был подарен Швеции Голландией и получил имя св. Эрика, в честь покровителя Стокгольма. Венчают башню три короны – древний символ Швеции.  Чтобы подняться на вершину башни нужно пройти ровно 365 ступеней. Интересная история. При постройке лестницы одного из залов, Эстберг наряжал свою жену в туфли на каблуках и вечернее платье и заставлял ее бродить по макетам лестницы туда-сюда снова и снова. В конце концов, ему удалось подобрать идеальное сочетание ширины и высоты ступеней, чтобы дамы ненароком не скатились с нее в самый ответственный момент. На строительство по разным оценкам ушло до 8 миллионов кирпичей. Их клепали по-старинке, по той же технологии, как и для средневековых церквей и монастырей. Отсюда и название «Монашеский кирпич».

- Ну что? Вам интересно?

-Да! - послышались голоса туристов.

- Ну вот мы и на набережной, давайте выйдем все, далеко не расходитесь, мы здесь совсем ненадолго, сейчас я расскажу немного о Церкви Риддархольмен. Вон она справа, указав рукой, сказала девушка-гид.

-Красиво здесь, послышались голоса туристов.

Мне тоже очень понравилась панорама, открывавшаяся с этого места. Я достал фотоаппарат и начал делать фотографии.

- Я продолжу. Это, пожалуй, одна из главных достопримечательностей Стокгольма с очень длинной историей. Это единственная сохранившаяся на данный момент средневековая монастырская церковь, а ее стены – самые старые кирпичные стены во всей стране. Кто-нибудь читал или знает когда она была построена?

Воцарившаяся тишина дала понять, что ей нужно продолжать не дожидаясь ответов.

- Началось строительство монастыря на острове Риддархольмен в 1270-ом году. Первоначально, башни которую вы видите не было, это было запрещено законами того времени. Она появилась лишь в середине XVI  века в период правления короля Юхана III. Интересно то, что до 1950-го года, то есть всего лишь 50 лет назад, была традиция захоронения шведских монархов на Риддархольмене. Остров стал последним пристанищем для многих королевских особ. На данный момент в ее стенах покоятся 17 правителей Швеции, то есть все короли и королевы с 1634 по 1950 гг. Мы с вами чуть позже заедем туда, чтобы поближе всё рассмотреть. Нам сегодня очень повезло с погодой, полный штиль и ясное небо, уверена у всех вас получатся красивые фотографии на память, сделайте по несколько кадров и поедем дальше.

Все принялись делать фотографии.
 
Неподалёку от того самого здания, о котором я только что слышал историю, я увидел красивую и большую яхту. Позже выяснилось, что на её борту  сейчас находится фешенебельный отель с рестораном, где можно совмещать прием материальной пищи с пищей духовной, наслаждаться фирменными блюдами и любоваться панорамным видом на залив Риддарфьёрден, наблюдая великолепные рассветы и закаты. Его близость к центру города, а находится этот плавучий отель всего лишь в километре от него, делают его очень популярным для посетителей.  У этой яхты тоже, как не странно, интересная история. На её борт некогда ступали и  великие кинозвезды, и политики, и члены королевской семьи. Она была построена в 1924 году для одного миллионера из Нью-Йорка, и на тот момент являлась крупнейшей в мире. Миллионер подарил её на день рождения своей дочери Барбаре Хаттон, когда ей исполнилось 18 лет. Чтобы был понятен уровень мероприятия, то на нём присутствовали самые богатые на то время люди планеты, включая Рокфеллеров. Об одновременно яркой, беспечной, щедрой и очень наивной девушке с трагичной судьбой можно написать отдельную книгу. Скажу лишь то, что будучи одной из самых богатых женщин в мире она закончила свою жизнь в нищете.
 
Это место действительно впечатлило меня своей красотой, я мысленно порадовался, что многие побывавшие здесь туристы могли видеть ту же самую картину, утреннее солнце, многочисленные отражения в воде старинных зданий, а рассказ гида про королей и королев, которые правили великим в то время государством, унёс меня далеко назад в историю.
 
– Ну что, поехали дальше? – услышал я голос гида и все снова стали заходить в автобус, чтобы продолжить путь.

И вот мы уже снова маневрируя по узким улочкам шведской столицы двигаемся среди старинных и современных зданий с надписями на непонятном мне пока языке. Молодые и привлекательные девушки спортивного телосложения куда-то мчат по велосипедным дорожкам, которые, как я уже успел заметить, прилегают практически к каждой автомобильной дороге. Мы остановились на светофоре и я даже успел помахать одной из них, а она улыбнулась мне в ответ.

- Друзья, сейчас мы с вами въезжаем на один из мостов, который приведет нас к Гамла Стан, что в переводе означает Старый Город. Это исторический центр Стокгольма, который, кстати, иногда называют городом мостов и островов. И действительно, весь Стокгольм расположен на 14-и островах, которые объединены между собой 57-ю мостами…

Здесь я вынужден прервать рассказ... Отсюда я больше не смог его продолжить и сколько бы раз я не возвращался в попытках описать дальнейшие приключения, ничего не выходило. Я описал всего лишь пол-дня моего нахождения в Швеции, но я вспомнил ВСЁ с первой секунды, когда я в неё попал и до последней секунды, в которую я из неё выехал.

Это реальная история, случившаяся со мной, я находился между бодрствованием и сном несколько минут, и все эти 2 месяца… ВСЕ ЭТИ 2 МЕСЯЦА,  во всех подробностях удалось увидеть заново, почувствовать запахи, эмоции, тактильные ощущения, все перемещения, я вспомнил все станции шведского метро, названия магазинов и вкус шведской еды которую ел, все разговоры которые вёл, номера автобусов на которых ездил. Но если я обо всём этом начну рассказывать, то боюсь не смогу удержать ваше внимание на такое длительное время. Такие времена, мы стали жить гораздо активнее, быстрее и нас редко хватает на просмотр длинных видео, что уж говорить о тексте. Но раз вы задержались до этого момента и до сих пор читаете, то я просто не имею права вас разочаровывать и завершу мой рассказ…наш рассказ.

Ещё несколько часов назад я стоял на вокзале шведского городка Халлсберг и мой брат, провожая меня, крепко пожал мне руку и мы, обнявшись, пожелали друг другу удачного пути. Осталось совсем немного времени и скоростной поезд, следующий маршрутом Стокгольм - Осло прибудет в столицу Норвегии. Я выбрал этот путь сам. Я совершенно один, еду в страну, о которой мне пока ничего не известно. Это немного пугает меня. Я не знаю насколько приветливой она будет ко мне, не знаю как долго у меня получится здесь задержаться, я даже не знаю где я буду сегодня ночевать. Но я верю, что у меня всё получится! Поезд, медленно притормаживая,  проезжает мимо небольшого деревянного здания на котором, большими буквами надпись Sverige – Norge и два флага, колышащихся на ветру. Один синий со скандинавским крестом жёлтого цвета, другой красный с синим крестом и белой окантовкой. Это граница двух соседей Швеции и Норвегии. Я покидаю страну, где я провел больше двух месяцев и меня ждёт что-то новое и совершенно неизвестное. Спасибо тебе, Швеция, мне хотелось бы когда-нибудь снова сюда вернуться…

И тут где-то рядом всё тот же знакомый тёплый женский голос:

- Ты бывал здесь и раньше и обязательно побываешь снова и не один раз. Спасибо тебе за твой увлекательный рассказ о стране, в которой я родилась,  ты ответил на мой вопрос, у нас с тобой осталась ещё минутка, а там уже начинается Норвегия. Могу я попросить тебя кое о чём? Положи свою историю на бумагу, расскажи всем о ней, я думаю не только мне будет интересно её послушать. Ты хороший рассказчик. Ты справишься. Однажды ты помог мне и стал героем моей повести, а теперь я помогу тебе…

- Я ничего не понимаю…какой повести?.. Поможешь?... Кто ты?

- Ты не догадался? Я Астрид… Астрид Линдгрен… А Юнибаккен, то слово, с которого началось твоё необычное путешествие по закоулкам памяти – это название музея, в котором ты побывал, музея моего имени. Ты думал, что это слово тебе незнакомо, ты действительно никогда не слышал его, но это и не обязательно.

И вот я снова на мгновенье переношусь на место этого музея, где гид рассказывает историю о нём…Друзья, это музей Астрид Линдгрен, шведской писательницы, которая нам знакома по многочисленным рассказам и детским сказкам. Ну кто из вас не знает Карлсона, который живет на крыше, весёлую и озорную девочку с косичками, которую зовут Пеппи Длинныйчулок. Линдгрен ещё жива, ей совсем скоро исполнится 94 года. Это единственная женщина в Швеции, которой поставили памятник при жизни и она в свои почти 90 лет лично присутствовала на его открытии. В этот момент мы с Димой стоим у бронзовой скульптуры и я, положив свою руку на плечо этой немолодой женщины, не зная как произносятся шведские буквы и тем более не понимая значения слов, пытаюсь с выражением прочитать, что же написано в книге которую она держит в руках: "; Nangilima ja Jonatan ja jag ser ljuset"  и видимо, это слышится так смешно в моём исполнении, что Дима смеётся громко в голос. Я давно не видел его таким счастливым и дальнейших слов гида я уже не расслышал. Но подняв свой взгляд от книги, буквально на доли секунды, я увидел надпись на латинице на здании: «Junibacken», этого времени хватило, чтобы зафиксировать его в своем подсознании навсегда.

– Вот это да! Но как? Как это возможно? Человек не может помнить столько деталей! Как можно помнить то, о чём ты даже не слышал? Ведь прошло уже почти двадцать лет с того момента, когда я первый раз посетил Швецию. После неё было много других мест и эта страна не была… (я на мгновенье замолчал) той, о которой я… (снова пришлось остановиться) той о которой я часто вспоминаю. В этот момент я испытал эффект дежавю, мне показалось, что я абсолютно точно уже где-то кому-то говорил эти слова раньше.

- Я скажу тебе больше, человек помнит все детали и своего прошлого и своего будущего. Стоит лишь очень захотеть и ты обязательно всё вспомнишь. Хочешь убедиться? Для этого нет никаких преград, тем более что сейчас, я думаю, ты сможешь перевести слова из книги, которыми ты так повеселил своего брата, а твоё любопытство позволит ответить на многие вопросы.

- Я попробую сделать то, о чём ты просишь, Астрид. Я не совсем уверен, что получится, я человек совсем немногословный и никогда не пробовал себя в качестве писателя, без твоей помощи тут действительно не обойтись.

-Не беспокойся, ты главное, начни. Прямо завтра и приступай.

- Спасибо тебе, Астрид, что ты позволила мне невероятным образом вернуть назад время, прожить этот небольшой кусочек моей жизни заново, снова встретиться и быть рядом с моим братом, которого, к сожалению, уже несколько лет нет с нами, увидеть его улыбающимся, жизнерадостным и счастливым, испытать все те эмоции…Я очень скучаю по нему…

И тут я почувствовал что-то очень горячее и обжигающее на моём лице, я вижу вдалеке яркую вспышку, и свет, несущийся мне навстречу с большой скоростью, через мгновенье он пронзает меня насквозь.
 
"; Nangilima ja Jonatan ja jag ser ljuset", вспомнил я слова из книги, которую держит в руках Астрид.

– Да, Юнатан! Да, я вижу свет!, вслух перевожу я эту фразу и открываю глаза.

В тот же миг большая горячая слеза скатывается по щеке к подбородку и падает вниз.

Часы на стене показывают 03:17. Я всё так же сижу со скрещенными ногами на диване. Дыхание ровное. Я сделал глубокий вдох, провёл указательным пальцем по щеке, вытерев мокрый солёный след.

- Да уж, действительно заграничное путешествие. Пересёк границу сознания, и посетил новую страну, которую не найти на карте мира, для въезда в которую не нужен ни паспорт, ни виза и без справки из банка впускают. И вот, я снова дома, набравшийся впечатлений и эмоций и готовый поделиться ими со всеми, кому это будет интересно.

Ноутбук был в спящем режиме, я чуть подвинул мышку и он включился. Я вынужден был прищуриться, таким ярким мне показался его экран. Открыв страницу Гугл я вписал в поисковую строку свой запрос:

; Nangilima ja Jonatan ja jag ser ljuset

Первое, что я увидел – это фотография той  самой скульптуры Астрид Линдгрен с книгой в руках и немного текста, который говорит о том, что это заключительные строки из повести писательницы «Братья Львиное сердце», которые произносит один из героев, говоря о том, что он видит свет. А сама повесть о двух любящих друг друга братьях, старший из которых погиб, спасая младшего из пламени пожара. А до того, как это произошло он рассказывал ему о стране, куда попадают люди, когда умирают. Эта страна находится «на другой стороне звёзд». И в этом чудесном месте все будут здоровы и счастливы. И через некоторое время у братьев состоялась встреча в этой самой стране. Это детское произведение, но в нем поднимаются сложные вопросы о добре и зле, предательстве и благородстве, жизни и смерти, где Линдгрен по-своему отвечает на них, выдвигая гипотезу о том, что смерти, как таковой, не существует вообще. Жизнь вечна и бесконечна. А смерть представляется шведской писательнице лишь переходом из одного мира в другой.

PS. 28 января 2002 года. Норвегия. Я живу в большом деревянном доме площадью 750 кв. метров. На улице белым-бело, в окне видны крупные хлопья снега, медленно спускающиеся на землю. Рядом со мной моя девушка-норвежка, в её руках книжка с обучающим курсом норвежского языка. Она произносит вслух слова, а я пытаюсь за ней повторить. По телевизору новости, я не понимаю ни слова, но я вижу пожилую женщину, около памятника самой себе, и моменты из разных сказок, в которых я узнаю Карлсона, который живет на крыше…Сорванца Эмиля, Рыжеволосую девочку Пеппи…все те знакомые истории, которые захватывали моё воображение, когда я был ребенком. Я понял, что не стало Астрид Линдгрен. Ей было 94 года. И мне вдруг до слёз стало так больно и грустно, как будто я потерял одного из самых близких мне людей, человека с которым я был знаком всю свою жизнь.

PPS. Я ознакомил вас с историей, в которой всего 12 страниц текста, это необходимая адаптация под современные реалии, ну а целиком я прочитал её лишь одной женщине. Той женщине, которая и помогла мне её оформить для вас в сокращённом виде. Сам бы я не справился. Большое спасибо тебе, Астрид.

Tack s; mycket Astrid


Рецензии