Композитор М. Осокин учился в Орловской гимназии

Композитор Михаил Алексеевич Осокин (17.09.1903 - 29. 08.1995).

Родился  в Крапивне Тульской губернии.
Учился в Орловской мужской гимназии и музыкальном классе Орловского отделения РМО у чещского музыканта Ф. В. Зика. В 1925—1928 обучался в Музыкальном техникуме имени А. Скрябина в Москве у А. В. Александрова, Г. Л. Катуара, С. Н. Василенко, по классу дирижирования у К. С. Сараджева. В Московской  консерватории сдал кандидатские экзамены по сочинению (класс Ан. Н. Александрова и С. H. Василенко), по дирижированию (класс К. С. Сараджева, Л. П. Штейнберга, Л. М. Гинзбурга). В 1921—1925 альтист симфонического оркестра в городе Орле. В 1928—1937 преподаватель музыкальных дисциплин в учебных заведениях и дирижёр в театрах Москвы, Балашова, Орла, Брянска, Ворошиловска. В 1941—1948 преподаватель Туркменского музыкального училища и дирижёр киностудии в Ашхабаде. В 1949—1960 преподаватель Музыкально-педагогического института имени Гнесиных в Москве. В 1952—1955 также старший  редактор Государственного музыкального издательства, в 1957—1963 преподаватель семинара самодеятельных композиторов при Московском  отделении Союза композиторов РСФСР. В 1963—1965 заведующий кафедрой теории и истории музыки Московского института культуры. Автор статей о советской и индийской музыке в периодических  изданиях, транскрипций на хинди русских текстов музыкальных  произведений. Участник работ по изучению действия звука на биологические системы в лаборатории биофизики физического факультета Московского университета и лаборатории физической биохимии Институтат биофизики АН СССР. Соч.: балеты — Наль и Дамаянти (либр. собств., 1958), Шарф Назиры (1965); мюзиклы — Король Матиуш Первый (по Я. Корчаку, Москва, 1965), Сказки Пушкина (Москва, 1966), Песнь о Роланде; для хора и симф. орк. — Каракумская песнь (1951); для симф. орк. — симфонии: I (1932), II (Туркменская, 1945), III (1947), IV (Симбирская, 1971), поэма На рассвете (1928), увертюра Ария занавеса (1930), картина Караван (1945), Туркменское каприччио (1946), Юмореска (1946), Туркменские эскизы (1953), Поэма успокоения (1958), Спортивная увертюра (1963), Абхазская сюита (1966), сюита Король Матиуш Первый (1966); для голоса и симф. орк. — Четыре поэмы на сл. Ф. А. Фаиза (1963); для камерного оркестра — Вьетнамские эскизы (1967); для духового  оркестра — шествие Советский Туркменистан (1948), Походный марш (1949), Танцы народов Латинской Америки (1964), Парафраза на старинный русский романс (1971), Раймонда-сюита (1971); для 2 скр., альта и влч. — квартеты: I (1932), II (1934), III (1946), IV (1948), V (1975); для скрипки, альта, виолончели и гитары — Квартет (1976); для флейты, гобоя, кларнета и фагота — квартет С дальней дороги (1963); для флейты, альта, арфы и ф-п. — Летняя пастораль (1971), Софийские эскизы (1973); для саксофона, контрабаса и ударных инструментов — серенада К Международному году женщин (1975); для виолончели и фортепьяно — Четыре пьесы (1958); для фагота и фортепьяно. — Новелла, Юмореска и Баллада (1969); для арфы и флейты — Концертный дуэт (1962); для вилончели и контрабаса — Соната (1972); для фортепьяно. — Соната (1929), Десять детских пьес (1949), Три туркменские пьесы (1950), Прелюдии и фуги (1952), Семь этюдов (1954), Двадцать пять пьес (1953), Легкие пьесы (1953), Четыре пьесы (1958), Вокруг света (1966), Вьетнамские эскизы (1966), Симбирская тетрадь (1969); для виолончели. — Соната (1969); для арфы — Двадцать четыре прелюдии (1966); для голоса и струн. квартета — 24 пьесы на сл. Р. Тагора (1975); для голоса и фортепьяно. — романсы, в т. ч. циклы на сл. П. Воронько (1952), С. Щипачева (1953), А. Пушкина, (1957), Н. Огарева (1957), Д. Кедрина (1960), Песни Индии (1960), Лаосские песни (1965), на сл. М. Лермонтова (1966), Б. Шинкуба (1968), Е. Евтушенко (1976), В. Тушновой (1976); хоры на сл. М. Исаковского и Ш. Петефи (1958); песни на сл. М. Исаковского, П. Воронько, Н. Грибачева, М. Грачева, М. Карима, Вл. Русакова и др.; музыка к спектаклям, в т. ч. "Давным-давно" (Ашхабад, 1943), "Сказка о царе Салтане" (Ашхабад, 1943), "Вишнёвый сад" (Ашхабад, 1944), "Пражские куранты" (Москва, 1945), "Начало пути" (Москва, 1965), "Карусель" (Москва, 1968), "Московские каникулы" (Москва, 1970); музыка к фильмам, в т. ч. "Туркменистан" (1947), "1002-я ночь" (1962); обработка песен разных народов; переложение для фортепьяно в 2 и 4 руки, в т. ч. Первой симфонии П. И. Чайковского, Классической сюиты Ан. Н. Александрова, Концерта Ж. Ибера.

Умер
(Материал из Интернет-сайта).
(Бельский Александр. Город Орёл. Краеведческий словарь, 2000. - С.144).


Рецензии