Тадж-Махал часть 10

ПРОШЛО ТРИ МЕСЯЦА.

          Июньским вечером в квартире раздался звонок. Лера открыла дверь. На пороге стояла Ольга с Юрой. Лера растерялась. Вышла Тамара Николаевна.
          - Здравствуйте! Гостей не ждёте? – весело сказала Оля.
          - Оля! Заходи, заходи. Лера, что же ты стоишь, приглашай гостей в дом.
          - Здравствуйте, проходите, – вдруг осипшим голосом произнесла Валерия.
          - Да я ненадолго, Тамара Николаевна. У меня Татьяна одна осталась, так что я уже убегаю. Я только Юре показала, где вы живёте. Да, вы же ещё не знакомы! Это Юрий Лесков. Он был свидетелем на нашей свадьбе. А это Тамара Николаевна, Лерина мама.
          - Очень приятно с вами познакомится, Тамара Николаевна.
          - Мне тоже, Юра. Проходите в комнату.
          Ольга с Лерой остались в прихожей.
          - Зачем ты его сюда привела?
          - Он сегодня прилетел и попросил, чтобы я показала, где ты живёшь. Я и показала. Всё, пока, я побежала. Завтра после работы заезжай к нам. Ужин сделаем и посидим. 
          - Ладно, заеду.

          Тамара Николаевна и Юра разговаривали в комнате.
          - Как у вас уютно. Я уже отвык от домашнего тепла.
          - Юрочка, хотите чаю?
          - Не откажусь.
          - Мама, Юра к нам ненадолго, ему уже нужно…
          - Нет, я не спешу. У меня целый вечер свободный.
          - Может, что-то посущественнее, чем чай? Посидим, поговорим.
          - Не возражаю.
          - Миша!
          Из соседней комнаты с газетой в руке вышел Михаил Степанович Лерин отец.
          - Миша, познакомься, это Юра. Он к Лере приехал.
          - Здравствуйте.
          - Здравствуйте.
          Мужчины пожали друг другу руки.
          - Хочу уточнить, что Юра приехал не ко мне, а к Виктору. А к нам пришёл просто в гости.

          За столом было по-домашнему просто. Юра чувствовал себя так, как будто бывал в этой квартире не раз. Михаил Степанович наливал себе и Юре водку, женщинам красного вина.
          - Значит, вы  служите на Украине?
          - Да, под Белой Церковью.
          - Я, между прочим, тоже с Украины, - рассказывал Михаил Степанович. – Мы в тридцать третьем выехали оттуда. Мне тогда семь лет было. Семья большая, а тогда голодно было на Украине. Отец собрал нас всех, и вывез сюда в Сибирь. А жили мы под Черниговом. Там село есть, как раз на границе с Брянской областью. Оттуда леса Брянские видны. Так что Валерия наполовину хохлуша.
          - Давайте выпьем за вашу родину! – предложил Юрий.
          - Как там с продуктами? – продолжил Михаил Степанович после того, как выпили за его малую родину.
          - Пока в магазинах всё есть. Я в прошлом году был у матери, она под Читой в деревне живёт, так там вообще пусто, даже хлеба нет. Одни голые полки.
          - Нас, похоже, то же ожидает. Люди поговаривают, талоны введут.
          - Не дай бог! Войну пережили, а в мирное время талоны это… - Тамара Николаевна махнула рукой.
          - Да что мы всё о грустном? Давайте, выпьем за вас! – предложил гость.
          Они просидели за столом часа два. Юрий наклонился к Лере и сказал:
          - Может, по городу погуляем?
          - Поздно уже, - услышала его слова Тамара Николаевна. – Сидите дома. Я вам, Юрочка, на диване постелю. Чего Виктора с Олей нагружать? У них семья… комната одна.
          - Вы не бойтесь! Я в местной школе кружок по самбо веду от нашей части. Так что постоять за Леру смогу, если что.
          Валерия с Юрой гуляли по ночному городу.
          - Мне понравились твои родители, - сказал Юра.
          - Да, они у меня хорошие. Мне в жизни повезло с ними.
          - Ты одна у них?
          - Нет, ещё младшая сестра. Она в мединституте на фармацевта  учится. Сейчас на практике.
          Из Центрального парка культуры и отдыха доносилась музыка.
          - Ты в отпуске?
          - Да.
          - Завтра уезжаешь в Читу?
          - Нет, я ещё не брал билет. Возможно, задержусь, а может быть, уеду завтра. Будет видно по обстоятельствам.
          - А какие у тебя обстоятельства?
          Юра замолчал и закурил. Не докурив, бросил сигарету.
          - Почему ты мне не написала письмо?
          - Я написала, но не решилась отправить. Оно до сих пор лежит на полке.
          - Дашь почитать?
          - Не дам!
          - Лера!
          - Что?
          - Выходи за меня замуж.
          - ??
          - Я серьезно.
          - Мы знаем друг друга всего два вечера.
          - Ну и что? Люди живут вместе десятки лет, но так и не знают друг друга. А мы знаем друг друга целых два вечера. Так ты мне не сказала, согласна ли ты быть моей женой?
          - Да, согласна, - прошептала Лера.
          - Завтра подадим заявление. Свадьба через неделю.
          - Как через неделю? У нас дают три месяца на обдумывание…
          - Для меня этот срок сократят, я же военный.

          Валерия вернулась домой поздно. Тамара Николаевна ждала её.
          - Мам, ты чего не спишь?
          - Тебя жду. Темно уже, а тебя всё нет и нет. Юра где?
          - Он проводил меня, и к Виктору пошёл. Мама, - Лера присела рядышком с матерью, - Юра мне предложение сделал.
          - Предложение? – удивилась Тамара Николаевна.
          - Да. Он предложил мне руку и сердце.  А я согласилась.
          - Согласилась?
          Из соседней комнаты в пижаме вышел отец.
          - Вы чего здесь сидите и шушукаетесь? Спать пора!
          - Папа, присядь на минутку. Мне Юра предложение сделал.
          - А ты что?
          - Я согласилась.
          - Так быстро? Вы же друг друга без году неделю знаете!
          - Это плохо?
          - На мой взгляд, ничего хорошего. Я за твоей матерью ухаживал три года. Так мы, по крайней мере, за это время узнали друг друга.
          - Пап, сейчас время не то.
          - Время всегда и везде то! И потом, Лера, мне показалось, что он любитель выпить.
          - Он же в отпуске! Да и кто сейчас не пьёт? – сказала Тамара Николаевна.
          - Я не пью! - ответил Михаил Степанович.
          - Миша, ну мы же не знаем, пьёт он или не пьёт. Зачем на человека сразу ярлыки вешать?
          -  Вот то-то и оно, что не знаем! Не было времени узнать! Я высказал свое мнение. Лера, ты-то хоть его любишь?
          - Да, папа, очень. И давно.
          - А он тебя?
          - Он мне этого пока не сказал. Но хочется верить, что скажет.
          - Ладно, я свое слово сказал, теперь решай сама. Как скажешь, так и будет! Я спать пошёл.

          Оставшись одни, дочь с матерью обнялись, и молча сидели на диване. Часы на стене четко отмеряли время. Тишину нарушила Валерия.
          - Мама, как мне быть?
          - Тебе жить дочка, тебе и решать.
          - А всё же, как ты считаешь?
          - Считаю? За один вечер человека не узнать… Не могу я тебе ни запретить, ни разрешить. Ну, не разрешу я тебе выйти за него. А вдруг в жизни у тебя получится так, что замуж больше не выйдешь. Тогда будешь меня обвинять, мол, если бы не ты, я бы вышла за него и была бы счастлива. Разрешу, а жизнь у тебя с ним может не сложиться, и ты когда-нибудь скажешь мне: «Вот если бы ты тогда остановила меня, не случилось бы то, что случилось». Я думаю, такое в жизни каждый должен решать сам. Что бы потом не произошло, он в ответе сам за свою судьбу. Так что думай и решай, дочка, сама. И помни, что у тебя есть дом, куда можно вернуться и в радости и в горе, где тебя всегда ждут.
           И обе заплакали.

          Началась предсвадебная суета. Надо было купить платье, туфли. Ни одно ателье не взялось шить по причине отсутствия белого материала, да и в магазинах его тоже не было. Но и купить платье было не так просто. С мамой и с сестрой Галиной Лера ходила по магазинам, искала свадебное платье. Они зашли в очередной магазин.
          - Скажите, у вас есть свадебные платья? – спросила Лера у продавца.
          - Вон висит, - не глядя на покупателей, кивнула та головой, продолжая подпиливать  ногти пилочкой.
          Под самым потолком висело что-то запыленное безликое и бесформенное.
          - Это свадебное платье? – удивилась Галя.
          - Да, свадебное! - отрезала продавщица.
          - А другие фасоны есть? – упавшим голосом спросила Валерия.
          - Нет!
          - Лера, может, это померяешь? Столько обходили, ноги уже не держат, - сказала Тамара Николаевна.
          - Лучше вообще без платья, чем в таком.
          - Не нравятся наши платья, заказывайте в ателье! – не глядя на них, грубо ответила продавщица.
          - Свадьба через два дня, поздно заказывать, - вздохнула Тамара Николаевна. – Да и материалов нет.
          - Надо было раньше думать! Вон напротив комиссионка, может там что-то найдете.

          В комиссионном магазине продавщица была более общительная.
          - Как раз сегодня сдали два платья. У нас они не лежат. Сами понимаете, в магазинах нет, и хорошего белого материала не купить, - говорила она, выкладывая на прилавок два платья.
          Одно платье было очень короткое и маленького размера, второе было длинное простого фасона с рукавами три четверти и двумя воланами понизу из белого, затканного цветами полотна.
          - Вот это, -  Лера взяла длинное платье и пошла в примерочную кабину.
Наконец штора отодвинулась. Валерия стояла в платье, которое, казалось, было сшито прямо на неё.
          - Надо же, как на вас сшито! – удивилась продавщица.
          - Мы его берём, - сказала Тамара Николаевна. – Лучше мы уже не найдём.
          - А белые босоножки у вас есть? – спросила Лера.
          - Ну что вы! Сезон! Да они у нас вообще не лежат.

          Теперь надо было найти белые туфли. С обувью были такие проблемы, что пришлось обращаться через знакомых к их знакомым, чтобы те позвонили какой-то Ольге Михайловне, которая была завскладом в магазине для новобрачных, потому что за определённую сумму она как фокусник могла достать из-под прилавка то, что очень хотелось покупателю.
          Наконец положительный ответ был дан, и Лера с мамой с утра поехали в магазин. Для начала они решили пройтись по магазину и посмотреть, что предлагала им советская лёгкая промышленность. Но магазин для новобрачных поразил их скудным ассортиментом залежалых мужских костюмов и обуви тёмных тонов. Светлой обуви не было и в помине, а то, что было, похоже, предназначалось для людей старшего возраста, которые решили к концу жизни соединить свои сердца, и им было уже безразлично, в каких башмаках они будут расписываться.
          - Ольга Михайловна сегодня работает? – спросила Тамара Николаевна у молоденькой продавщицы.
          - Сейчас позову, - сказала та и скрылась в подсобке.
          В зал вышла завскладом.
          - Здравствуйте, Тамара, мне звонила Неля Павловна, но я ничем не могу вам помочь. Чисто белых ни босоножек, ни туфель нет. Чёрные, коричневые, – пожалуйста. Завоз будет только через месяц.
          - Может хоть что-нибудь? Мы оплатим.
          - Вот только такие есть, - она достала из-под прилавка коробку, в которой лежали белые босоножки на литой чёрной платформе, - видите, только чёрный низ. Девушка, босоножки уже проданы! Больше таких босоножек нет! – сказала она подошедшей покупательнице, которая  заглянула в коробку через Лерино плечо.
          - Будете брать? – тихо спросила она у Валерии.
          - Будем. У меня нет выбора.

          Валерия стояла в подвенечном платье в окружении подруг и родственников. В дверь постучали.
          - Да! – крикнула Галина.
          Вошли Юра и невысокая полная женщина.
          - Здравствуйте. Познакомьтесь, это моя мама Анна Анатолиевна. Она только что приехала из Читы. А это Лера.
          - Здравствуйте, - сказала Валерия.
          - Так вот какая у меня невестка! Красивая! Ну, здравствуй, дочка, дай я тебя поцелую.
          В комнату влетел Виктор.
          - Достал! Быстро переодевайся, уже надо ехать в ЗАГС! – он сунул Юре какой-то сверток.
          - Лера, я попросил Виктора парадную форму достать. Ничего, если я буду на свадьбе в  форме? Мне в ней привычнее.
          - Ничего, - сказала Лера. – Я тебя в военной форме ещё не видела.

(продолжение следует)


Рецензии
Доброе утро, Валентина! Ну пока-то всё развивается просто замечательно. Должен же был суженый проявить инициативу, раз Лера упрямо ему не пишет... А время-то это я хорошо помню... всё хорошо описали... Сейчас расскажешь - и не поверят... и в магазинах шаром покати и туфли из-под прилавка... Сами когда-то к свадьбе покупали всё в салоне для новобрачных не просто так, а по специальному приглашению, где отмечалось, что вы уже купили... мы тогда исхитрились, подали заявления в два ЗАГСа - московский и подмосковный (я жила в Москве, а муж - в области) и у нас было аж целых два приглашения в разные салоны - в Москве и в области... в обычных-то магазинах ничего не было, а для новобрачных ещё находили кое-что... смешно вспомнить...

Елена Путилина   18.09.2021 08:25     Заявить о нарушении
А я не додумалась в два ЗАГСа подать! Круто! Люди у нас с фантазией! Жизнь в России заставляет нестандартно мыслить!
Да, в магазинах было шаром покати..., а потом пришли талоны. На Украине понятия не имели, что значит пустые полки. Хотя там и роптали, но по сравнению с Сибирью, у них был продуктовый "рай". Однажды мне пришлось побывать у родственников в военном городке (недалеко от крупного городского центра), конечно, зная тяжёлое положение, я везла им продукты. Представьте продуктовый магазин и СОВСЕМ пустые полки. Я зашла за хлебом и остановилась, удивлённо глядя на голые деревянные стеллажи, такого даже я не видела. И только в одном из ящиков для сыпучих продуктов лежало около килограмма круглых конфет. Это было дражже, в детстве мы называли их "дунькина радость". Продавщица извиняясь сказала, что хлеб привозили утром, но он закончился до девяти утра, и в следующий раз мне надо подойти к открытию магазина и занять очередь.
Слава Богу, что всё это уже позади!

Валентина Шабалина   18.09.2021 09:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.