Генерал Сухочёв

           Глава 1. Генеральские экскурсии.

   Я всегда удивлялся, когда командиры принимали нестандартные решения и при этом брали всю ответственность на себя.

   Ещё будучи курсантом среднего училища (ХВАТУ), был очень удивлён, когда на войсковой стажировке (мы стажировались в г.Телави, в вертолётном полку) наш руководитель, капитан Левитин, организовал для нас экскурсию в винные подвалы Цинандальского винного завода. Не просто экскурсию, а с дегустацией марочных вин.

   Затем, когда служил в строевой части, я с восхищением воспринял идею командира полка полковника Медведева Михаила Григорьевича, о праздновании больших дат всеми частями гарнизона. Празднование организовывалось в огромных сдвоенных ангарах, где в одном - было застолье, а в другом - веселились и танцевали. Праздновали всем гарнизоном, а это - несколько частей. Командир, он же начальник гарнизона, не побоялся взять на себя такую ответственность в период, когда партия выдвинула лозунг: "Выжигать пьянство калёным железом". И гарнизон "выжигал", не напивались, а весело отмечали праздники. За годы, пока мы так праздновали, не случилось ни единого чрезвычайного происшествия в гарнизоне, связанного с употреблением спиртных напитков.

   Через несколько лет, отслужив в полку, я поступил в Рижское ВВАИУ им. Якова Алксниса, окончил его и остался в училище на должности заместителя начальника учебного аэродрома по ИАС. Вот здесь меня удивил начальник училища, в то время генерал-майор Сухочёв Николай Павлович. Поскольку я попал в первый выпуск этого училища, как высшего, то застал период, когда шло становление этого учебного заведения, как структуры высшей школы. В этот период генерал Сухочёв ставил перед всеми нами задачу: "Чтобы в училище всё было, как в строевой части". И если я прибыл из строевой части пять лет тому назад, то многие в строевых частях не служили совсем, особенно преподавательский состав, а приходили в бывшее среднее училище сразу после окончания военных ВУЗов, куда они поступали с "гражданки". Были преподаватели, которые окончили гражданские ВУЗы и были призваны в армию.

   Была ещё одна особенность училища. Оно формировалось на базе среднего радио-технического училища и большинство офицеров из среднего училища остались в ранге преподавателей, особенно на радиофакультете и факультете авиационного оборудования.

   Генерал Сухочёв несколько лет мирился с таким положением дел, но после нескольких замечаний Государственных экзаменационных комиссий принял решение внедрять в учебный процесс "эксплуатационную направленнось", и на период зимних каникул организовал поездки групп офицеров кафедр в ближайшие авиационные части. К таким "экскурсиям" привлекались начальники кафедр, старшие преподаватели и те, кто давно не был в воинских частях. Местами первых поездок были выбраны авиационные полки, которые базировались в Румбуле (г.Рига), в г.Тукумс (Латвийская ССР), в г.Шяуляй (Литовская ССР), в г.Черняховск (Калининградская обл.).

   Раньше преподаватели во время зимних каникул "расслаблялись", а теперь в это время для них проводились несколько ознакомительных поездок в строевые части, где они могли поучаствовать в работе лётных смен на реальном аэродроме.

   В эту группу должны были обязательно входить начальник учебного аэродрома и зам. по ИАС учебного аэродрома. Таким образом я и попал в эти "генеральские экскурсии".

   Первая такая экскурсия была на аэродром "Румбула", который находился на окраине Риги, сразу за городской чертой. На аэродроме мы находились полный рабочий день и ознакомились, как с организацией лётного дня, так и с работой в ТЭЧ авиационного полка. Не знаю, как другим офицерам, а мне было интересно, так как каждый авиационный полк, в зависимости от эксплуатируемой техники, имеет свои особенности и эти особенности мне, как заму по ИАС учебного аэродрома, надо было отражать на нашей инфраструктуре, от самолётов, их стоянки и до оборудования рабочих мест в ТЭЧ учебного аэродрома, в группах регламентных работ по специальности.

   В Румбуле эксплуатировали самолёты МиГ-21 различных модификаций, а у нас, на учебном аэродроме таких самолётов было пять и все различных модификаций, так что мне было чем заняться и чем интересоваться. А поскольку поездка была согласована на самом высоком уровне воздушной армии, то я мог получить ответы на все интересующие меня вопросы, как и все остальные офицеры училища. Поездка оказалась очень полезной.

   Вторая поездка была в г.Шяуляй (Литовская ССР), где базировались несколько авиационных частей. Но мы посетили две из них: полк, который переучивался с МиГ-21 на МиГ-23 и ремонтный завод (АРЗ), где ремонтировали самолёты Су-7Б. По аэродрому мы проехали на автобусе с заместителем по ИАС, останавливаясь в некоторых местах. Поездка была чисто ознакомительной, так как с работой полка этой же дивизии мы познакомились в Румбуле (г.Рига).

   Около штаба дивизии я встретил Сашу Демёшина, лётчика из моего полка в Шперенберге, где я до этого служил. Он в Шяуляе был командиром звена управления при Шяуляйской дивизии. Он был уже майором и мы с десяток минут повспоминали наш шперенбергский полк, где мы часто с ним спорили, чей путь в авиации правильный. Об этом можно прочитать в рассказе: "Человек живёт рядом" в этом же сборнике.

   После экскурсии по аэродрому мы перешли на ремонтное предприятие и знакомились с особенностью ремонта самолётов Су-7Б. Здесь я тоже всем интересовался, так как на аэродроме, в моём хозяйстве было три Су-7Б и один Су-17, самолёт с изменяемой стреловидностью крыла. Я всем интересовался, так как у меня был практический интерес:

   - А что бы я мог попросить у заводских ребят для своего хозяйства? - учитывая, что заместителем на заводе был Женя Дружбин, который заканчивал наше училище и тот факультет, где я сейчас работал.

   Любопытные же работницы шушукались так громко, что я их слышал:

   - Ты смотри, какой молодой, а шустрый. Этот капитан так скоро станет майором, видишь, как старается.

   А я, действительно, среди всей нашей толпы "экскурсантов" был единственным капитаном и самым молодым офицером. И, действительно, шустрым капитаном. Я за этим сюда приехал.

   После экскурсии по цехам завода нам организовали обед. И вот здесь мы были очень удивлены, что всё было "как в части", на каждом столе стояла бутылка чистого спирта-ректификата. Мы не очень старались употреблять этот напиток: у кого была язва, а кто-то вообще не употреблял алкоголь, но по 100-150 граммов разбавленного ректификата пригубили большинство, в том числе, угостили и меня, так как в присутствии старших по званию я не мог позволить угощаться сам. Но один из старших офицеров налил мне мои "боевые 100 граммов" и сказал:

   - Капитан, Николай Павлович сегодня разрешает пригубить в нашей тесной кают-компании, - раньше этот офицер служил в морской авиации.

   Надо заметить, что раньше наше училище готовило техников радистов для авиации ВМФ и многие преподаватели приходили ранее из этого ведомства.

   Плотно пообедав в заводской столовой, мы отправились в обратный путь. Поскольку все немного подустали, да ещё после сытного обеда с лёгким алкоголем, в автобусе одни тихо обменивались мнением о поездке, а другие просто дремали, иногда прислушиваясь о чём говорили соседи. Набирался ума среди этих чудесных людей и я, начинающий свою карьеру в Рижском ВВАИУ им. Якова Алксниса.

   Следующая поездка была в г.Черняховск (Калининградской области), где на аэродроме базировались два полка дивизии. Третий полк базировался в г.Тукумс (Латвийская ССР).

   Немного подробнее об этой дивизии. Когда я служил в ГСВГ, эта дивизия базировалась на территории ГДР: два полка на Як-28 в Вернёйхине и один полк на Ил-28 в городке Бранд. По разным поводам мне раньше приходилось побывать и на аэродроме в Вернёйхине и на аэродроме в Бранде. Более того, наш аэродром Шперенберг был аэродромом рассредоточения по сигналу "Тревога" при перебазировании самолётов Як-28 с Вернёйхена. Об аэродромах Вернёйхен и Бранд я уже ранее упоминал в других рассказах, которые есть в этом сборнике. Так что в эту поездку я отправлялся, как к старым знакомым.

   Про полк этой дивизии, который базировался в г.Тукумс (Латвийская ССР), надо рассказать немного подробнее. Это полк, в котором служили лётчики Янов и Капустин, отвернувшие самолёт от Берлинских улиц, направив его в сторону озера, когда на самолёте произошёл отказ двигателей. Их подвиг увековечили в песне А.Пахмутовой и Н.Добронравова "Огромное небо".

   А вот почему мы направились в г.Черняховск, а не в г.Тукумс, который гораздо ближе к Риге, надо упомянуть отдельно. В это время, один из полков, базирующихся в г.Черняховск, получил первые новые самолёты Су-24, которые к этому времени были причислены к третьему поколению реактивной авиации в СССР.

   На этих самолётах была изменяемая стреловидность крыла, катапультируемые кресла, которые позволяли покидать самолёт на нулевой скорости и на нулевой высоте, т.е. катапультироваться с земли. Ещё было множество разных новшеств, которые генерал Сухочёв приказал внедрить в учебный процесс, при подготовке инженеров ВВС в нашем училище. Особенно это касалось средств объективного контроля.

   В Черняховск мы полетели на армейском самолёте Ан-26, который был заказан в штабе воздушной армии для нас генералом Сухочёвым, так как это был самолёт командующего округом.

   Прилетев в Черняховск, все сразу ринулись к Су-24, грозным красавцам по тому времени. Об этом самолёте в то время ходило много легенд, но из нас его никто не видел. Сначала он проектировался как штурмовик Т-6, в линейке самолётов конструктора Павла Осиповича Сухого: Су-7, Су-9, Су-15. Но конструкторы его перетяжелили из-за изменяемой стреловидности крыла и получилось то, что получилось, хорошая машина, уже как фронтовой бомбардировщик.

   Вот тем, что получилось, нам оставалось только восхищаться, такого эффективного бомбардировщика в ВВС ещё не было. Як-28, которые пока имела дивизия, до этого уровня не дотягивали по многим характеристикам.

   Особенно хорошо выглядела кабина, где лётчики размещались не тандемом (друг за другом), а рядом, что значительно улучшало взаимодействие в экипаже. Да и остальная эргономика кабины была прекрасной.

   Кроме самолётов нам показали учебные классы заводского изготовления, которые дивизия получила с первыми самолётами, а не через несколько лет, как было с предыдущей техникой.

   Но и экскурсия была не основной целью поездок, которые организовал генерал Сухочёв. В это время училище получило много заданий и просьб от НИИ ЭРАТ ВВС и других вышестоящих организаций о привлечении преподавательского состава училища к научно-исследовательской и конструкторской работе, а также требования от заместителя Главкома по ВУЗ ВВС о повышении квалификации педагогов на уровне защиты кандидатских и докторских диссертаций. Вот начальник училища и решил эти требования решать совместно со строевыми частями и на базе потребностей для строевых частей, как было рекомендовано высшими инстанциями.

   Именно в этих поездках в Румбулу, Шяуляй, Черняховск и в другие авиационные полки, начальники кафедр впервые договорились о широком сотрудничестве по исследованию проблем, имеющихся в строевых частях на уровне научных подходов к существующим вопросам. После этих поездок сразу было заявлено на реализацию более полутора десятка научно-исследовательских тематик, которые были утверждены Главкомом ВВС. Позже и мне пришлось примкнуть к одной из этих исследовательских тем, связанных с КБ Микояна и КБ Мясищева ("Буран"). Вот так генерал Сухочёв решил сразу две проблемы: знакомство с новой техникой в частях и расширение спектра научно-исследовательских работ.

                (Более подробно смотреть здесь
                http://proza.ru/2018/09/13/1840)
               
                http://proza.ru/2018/09/13/1840




 


Рецензии